Творческая работа "Есть место для подвига"
классный час по краеведению (9 класс)
Творческая работа о жизненном пути ветерана ВОВ Степаненко Григория Федоровича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа. Краеведение | 82.5 КБ |
Презентация к творческой работе "Есть место для подвига" | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебединская средняя общеобразовательная школа»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: « Есть место для подвига»
Выполнил: Ковальчук Никита
(ученик 11 класса)
Руководитель: Келер Е.Г.
Табуния – 2015
План
I. Введение………………………………………………………………………...3-4
II. Основная часть
1. 1925 – 1942 гг. Это было до войны…………………………………………….5
2. 1942 – 1950 гг. Служба Родине.……………………………………………..6-10
3. 1950 – 2002 гг. Мирные времена……………………………………………….11
III. Заключение……………………………………………………………………..12
IV. Список источников и литературы ……………………………………………13
V. Приложение
Введение
2015 год. 70-тилетие Победы!
Мирные годы идут. Мелькают события.
Хорошие. Плохие. Но в мирные годы!!!
Благодаря подвигу поколения сороковых!
В номинации «Великая Отечественная война» я решил принять участие, чтобы рассказать о жизненном пути, мирном и боевом, моего прадеда Степаненко Григория Федоровича. Он прожил 77 лет. 8 лет - с 1942 по 1950 гг. – военные дороги: 3 года - личное участие в ВО войне, в следующие 5 лет война для него не закончилась. Он продолжал воевать на Западной Украине. Там шла жестокая борьба с бандеровскими группировками.
Когда умер дед, мне было 5 лет. Я знал, что дед был на войне, но признаюсь честно, никаких подробностей из его военной жизни мне не было известно. Взяться за работу над проектом сподвиг случай. Я узнал, что во время войны дед спас девочку. Она находилась возле убитой матери, а Григорий Федорович и двое сослуживцев, выполняя задание, увидели их. Забрали девочку и определили в семью односельчан. Этот момент меня взволновал. Я понял, что мой дед герой, что нужно узнать о его судьбе подробнее. Эта работа дала мне возможность рассказать о его героической жизни. И еще я понял, что необходимо рассказывать о ветеранах ВО войны, потому что из уст свидетелей мы узнаем правду о войне. О войне, события которой в последнее время целенаправленно искажают. Заинтересованные политики, историки пользуются тем, что мы, нынешнее поколение, менее осведомлены, чем предыдущее поколение о событиях войны и пытаются навязать нам «свою правду». В средствах массовой информации можно услышать порой о таких «фактах», которые просто обескураживают. Вот некоторые примеры: «Концлагерь в Освенциме освобождали украинцы, так как данная операция проводилась силами Первого Украинского фронта. Там были украинские солдаты, в тот январский день и они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь». «Мы все еще хорошо помним советское вторжение на Украину и Германию». Подобные высказывания позволяют себе некоторые личности, потому что в современном мире фашизм набирает силу, возрождается, взращивается среди молодежи и становится одним из опасностей, которой нужно противостоять. Готов ли я и мои сверстники противостоять этим опасностям и если надо, встать на защиту своей страны против фашизма, который возрождается в современном мире? Ответить на этот вопрос сегодня мне сложно, но я думаю, что подвиги, которые совершали наши деды будут ориентиром. Ведь у поколения 40-х получилось победить фашизм. Они тоже были молоды. Мой дед был всего лишь на 1 год старше меня, когда уходил на войну.
Цель моей работы:
Исследовать жизненный путь участника Великой Отечественной войны Степаненко Григория Федоровича.
Для исследования по этой теме были использованы следующие методы:
- Встреча с детьми ветерана.
- Изучение документов военных лет и изучение домашнего архива.
- Изучение записей на электронном носителе (интервью с ветераном).
- Исследование литературы по военной тематике.
- 1925 – 1942 гг. Это было до войны…
Степаненко Григорий Федорович, мой прадед, родился 8 марта 1925г в селе Юсковка. Семья состояла из 4-х человек. Это отец, который умер очень рано в 1932 г., мать и младший брат Иван. Здесь же, в Юсковке, окончил 4 класса, а потом учился в Роменской семилетней школе. Учился Григорий Федорович хорошо, ему с легкостью давались уроки математики, физики. Очень любил географию. Несмотря на свой детский возраст, Григорий Федорович считал себя хозяином в семье и каждое лето подрабатывал в колхозе. Например, в 1938 г., когда был хороший урожай, он работал до 1 сентября в колхозе. Смог получить небольшую зарплату, которой очень гордился, так как немногим ребятам этого возраста удавалось зарабатывать. Когда окончил школу, а это был 1941 г., он устроился на работу учетчиком и заправщиком тракторной бригады. (Приложение 11-12). Тогда Григорий Федорович был полон надежд, что его семья наконец-то заживет лучше прежнего. Но кто бы мог подумать, что все это только мечты!
Григорий Федорович отчетливо помнил тот день, когда узнал о начале войны. Вот как он рассказывал об этом: «Я с матерью косил сено за деревней, вдруг увидели людей, которые прискакали на лошадях и сообщили, что началась война». С первых же дней началась мобилизация мужского населения. По возрасту Григория Федоровича сразу не взяли на фронт и он продолжал работать в колхозе, надеясь, что все равно попадет на войну. И в 1942 году, в октябре месяце, призвался в ряды Советской Армии, Кулундинским военкоматом. (Приложение 4).
(Из воспоминаний моего деда Анатолия Григорьевича Степаненко и
мамы Елены Анатольевны Ковальчук).
- 1942 – 1950 гг. Служба Родине
По распределению Григорий Федорович попал на Урал в г. Кунгур (Пермская область) в запасной учебный полк, где обучался военному делу. (Приложение 1). Он отучился один месяц. Григория Федоровича вызвали в штаб и спросили, желает ли он учиться на офицера. Дед согласился. По направлению он попал в Свердловское пехотное училище, где обучение должно было длиться 6 месяцев. Но, проучившись только 3 месяца, был отправлен на фронт. (Приложение 4). Вот как об этом он вспоминает: «Как-то, в обеденный перерыв, мы заметили, что что-то произошло. Должен был быть по расписанию тихий час, но бойцов почему-то не распускали. А через некоторое время нам сообщили: «Вы передаетесь в другую часть» и отправили в Тюмень». Вместе с Григорием Федоровичем были и земляки – Чмиль Андрей Иванович и Амеляшко Прокоп, которые погибли на войне. Прибывшим в Тюмень бойцам выдали новое обмундирование и отправили на передовую.
Попал Григорий Федорович на Донбасс, это место называлось «Миус-фронт». В это время шло наступление немецких войск. Григорий Федорович вспоминает: «Немец был хорошо укреплен, оснащен первоклассной боевой техникой. Военное начальство запланировало наступление. Советские войска вели двухчасовую бомбардировку с самолетов, тем самым делая прорыв. 4 часа вели артиллерийский обстрел. Стоял непрекращающийся грохот, даже температура воздуха заметно поднялась, но несмотря на все усилия наступление «захлебнулось». Не падая духом, наши солдаты через некоторое время снова пошли в наступление после новой, усиленной бомбардировки. И тогда 1-ой гвардейской Армии удалось освободить Донбасс. У нас, несмотря на большие потери товарищей, поднялся боевой дух. Началось массовое освобождение оккупированных территорий. В день проходили по 40 км по полям да по болотам. Проходили пешком, да при этом еще и вели бой. Во время освобождения Донбасса я служил в 127 Чистяковской Ордена Кутузова стрелковой дивизии 1 Гвардейской Армии. При освобождении Донбасса из дивизии нас осталось всего 11 человек, т.е. отделение. Нас направили на переформирование в село Петровеньки, Ворошиловоградской области. Мы мечтали, что наконец-то встретимся, хоть ненадолго, с тихой мирной жизнью, как до войны. Но встретились мы здесь с сиротством, неутешным горем женщин и военной разрухой. За 5 суток сформировали новую дивизию и направили освобождать киевские земли: Киев и Радомышль. Эти территории по нескольку раз переходили из рук в руки. Завязался бой длительностью в 6 суток. Наши войска уничтожили немецкие танки и отвоевали окончательно Киев. Все время шли по направлению к Житомиру с боями».
Вот какой случай произошел по пути к Житомиру в одной деревне, который описан в книге «Твои герои, первогвардейская!» в рассказе «Это было в Лутовке» с моим дедом.
Из воспоминаний старшего сержанта 547-го стрелкового полка 127-й Чистяковской Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии, Григория Федоровича Степаненко о незабываемом случае, который произошел в с. Лутовка на Житомирщине.
«В ноябре 1943 года противник рвался вернуть потерянный в начале Киев. Двигались лавины танков, в воздухе гудели массы самолетов, бесконечно вела огонь артиллерия. Но гитлеровцам не удалось еще раз взять Киев. Измотав его силы, наши войска сами перешли в наступление. Фашисты «огрызались», отступая. И вот 30-го ноября мы вышли к деревне Лутовка. Восточная часть еще была занята противником. Его оборонительная позиция от нас была не далее 400 метров. Один батальон попытался было вытеснить немцев из Лутовки, но те открыли такой яростный огонь, что начали накрывать им нашу минометную батарею. Надо было срочно менять позицию. Командир приказал мне и еще 2 бойцам подыскать для батареи другое подходящее место. Мы осторожно перебегая между безлюдными постройками, направились на поиски такого места.
Неожиданно мы услышали плач ребенка. Остановились. Пошли на его голос. Видим: лежит мертвая женщина и возле нее живое дитя. Это была девочка. Теребит мать, плачет и зовет: «Мама, вставай!». Подхватили мы ребенка и спрятались за угол дома. Стали обдумывать, что делать дальше. Решили отыскать жителей села. К счастью, наткнулись на погреб, в котором пряталась от фашистского огня целая семья. Мы попросили женщину принять ребенка, пока не утихнут бои и пока не восстановится Советская власть, а потом отдать его в детский дом. Но она сказала, что это ребенок их соседки Ганны и никуда они его не будут отдавать, а будут сами воспитывать. Нам выдавали фланелевую ткань на портянки и мы решили отдать ее этой женщине на пеленки девочке. [1]
Нашли мы удобное для батареи место, перебазировали ее за ночь, а утром так удачно поддержали огнем наши, атакующие врага, подразделения, что тот вынужден был оставить Лутовку. Мы пошли дальше на запад. Лутовка отвоевана, девочка спасена и устроена - это приносило радость и успокоение.
Все время я помнил о спасенной девочке, всегда хотелось знать, какова ее судьба. Через 42 года после войны послал в Лутовку письмо. Послал в школу, надеясь, что в ней есть юные следопыты, которые помогут выяснить - жива ли девочка, как сложилась ее жизнь. Прошли месяцы. И вдруг получаю приятное письмо из Лутовки. Следопыты сообщили, что «спасенная красноармейцами девочка выросла и живет теперь в с. Народичи Житомирской области, вышла замуж, работает медсестрой в больнице и является матерью 6 детей». Отлегло у меня на сердце – оно наполнилось теплотой и счастьем». [1]
Война продолжалась. Немец оказывал большое сопротивление. С 26 по 31 декабря 1943 года шли ожесточенные бои за Житомир. Трудно было выжить, были большие потери. Эти бои подробно описываются в книге «Через всю Украину» (авторы В.С. Ещенко, Г.И. Коротков, Г.Ф. Самойлович).
Из воспоминаний командира медсанроты 99-й стрелковой дивизии Галустова (Пиргулова) Е.Р.
«…Наша дивизия подходила к областному центру Украины – Житомиру. Готовились к наступлению войска всего фронта, готовилась к наступлению и наша дивизия. На рассвете 24 декабря над селом Краснополь появились наши бомбардировщики, загудели «катюши», грохотала артиллерия, под ногами грохотала земля. Это зрелище и это ощущение трудно пером описать и словами передать. Раненых с каждым часом поступало все больше. Из нашей санитарной роты оказался раненным старший врач полка старший лейтенант медицинской службы Журенков А., санитарка санитарной роты Фрося осколком снаряда оторвало ей пальцы на обеих кистях. Работа в полковом медицинском пункте становилась все напряжённей.
Немец, отступая, огрызался. Вражеский снаряд упал недалеко от нашей санитарной части. Взрывной волной снесло оконную раму и ранило меня осколком в левую ногу. Я продолжала принимать раненых, оказывая первую помощь, пока сама не потеряла сознание. Только к 1 января 1944 года я окончательно пришла в сознание. Наша часть сумела оказать всем помощь и двинулась вслед за наступающими полком».1 января Житомир был полностью очищен от немцев. [3, с. 175]
5 марта было наступление по всему фронту. Бои были жестокими, враг злился, отступал.
«Весна, грязь, наша артиллерия отстала, обозы отстали – вспоминал Григорий Федорович. Перед деревней Медведевка протекала река Случь, ее пришлось форсировать. Глыбы льда, тяжелая экипировка, холод, от которого ноги судорогой сводило – а мы идем. Те, кто был повыше, шли на носочках, так как вода была до подбородка. Те бойцы, которые были пониже, тонули. Русские солдаты оказались в подкове (неполное окружение) немецких войск. Шли танки, била артиллерия. Мы растерялись, но командир приказал отступать. Пришлось опять форсировать речку, но на сей раз еще и под немецким обстрелом. Вернувшись в лес, пополнили запасы орудий, а к вечеру собравшись с духом, а этого не отнимешь у советского солдата, вновь форсировали Случь. Мокрые, голодные, холодные бойцы должны как-то пережить морозную ночь. Отжали шинели, прижались друг к другу, уснули и, не заметили, как наступило утро».[1]
«На следующее утро от батальона осталось 34 человека. Неподалеку был замаскирован немецкий танк и в засаде находились немецкие автоматчики. Завязался неравный бой, некоторых солдат убило сразу. Осталось 8 человек, которые по-над речкой, перебежками, уходили от немецкого огня. Так преодолели 2 км. Сразу же на местности начали окапываться, а потом, чуть позже, выяснилось, что через 120 метров были немцы. На этом месте было видно, что здесь шли бои. У нашего командира, лейтенанта Двуреченского, был миномет, но во время завязавшегося боя его убила снайперская пуля. Вдруг из-за кустов появились 3 русских солдата, которые несли в руках знамя нашего батальона. Нам нужно было, во что бы то ни стало, сохранить это знамя. Мы сделали следующее: одного человека со знаменем отправили на Большую землю, а сами вели огонь по противнику. Кое-как нам удалось сохранить знамя!». Мама вспоминает, что рассказывая об этом случае дед радовался и гордился. В военные годы спасение знамени равнялось подвигу. Сразу чувствуешь ту особую атмосферу боя, понимаешь, что знамя для русского солдата это символ Родины. И стало понятно, что главной силой нашей армии был непоколебимый дух солдата, его стойкость и вера в победу.
«Бой был жестокий, боеприпасы подходили к концу, но солдаты не теряли присутствие духа. Под шквальным огнем противника они подбирались к телам своих погибших товарищей. Когда с немецкой стороны наступило долговременное молчание, я осознал, что меня ранило в ногу и что в живых осталось только двое: я и еще один боец, раненный в плечо. (Приложение 8) Кое-как собравшись с силами мы поползли в кусты к речке, прихватив с собой два запасных диска. Через некоторое время подоспели другие соединенные войска и подобрали меня с товарищем. Нас направили в тот самый медсанбат, который героически спасал людей при освобождении Житомира». Когда мама спрашивала деда какой период войны был самым трудным, он всегда отвечал: « Бой за Медведевку – это были самые нечеловеческие условия и испытания».
После выздоровления Григорий Федорович в составе 127 стрелковой дивизии освобождал Польшу. Львовско-Сандомирская операция проводилась в период с 13 июля по 29 августа 1944 года, которая стала одной из важнейших при освобождении страны. Наступление 1-ой Гвардейской Армии развивалось стремительно. Только 20 июля было освобождено 74 населенных пункта, 21 июля – 108 населенных пунктов. И когда уже полк дошел до Сандомирского плацдарма, Григорий Федорович получил второе ранение 9 августа. (Приложение 8)
И снова Григорий Федорович попал на фронт зимой 1944 года в 123 дивизию 342 полка. Прошел польско-германскую границу и оказался на территории Германии. И вдруг перед глазами возник плакат, который висел на стенах магазина родного села Юсковка. На нем были слова: «Если враг извне внезапно нападет на нашу Советскую Родину, то он будет на голову разбит на территории, откуда он пришел». И только тогда он понял смысл этих слов.
«К началу мая 1945 года советские войска освободили почти всю Словакию. Пражская операция для 123 дивизии началась сразу же за Моравско-Островской операции. Срочная необходимость вызвалась тем, что 5 мая в Праге началось вооруженное восстание. Чтобы его подавить фашистское руководство перебросило к Праге регулярные войска» - описывалось военная обстановка в книге «Через всю Украину».
Часть, в которую входил Григорий Федорович сняли и так же направили освобождать Прагу. В Чехословакии дед и узнал о Великой Победе. Вот как рассказывает он о памятном дне: «Утром, перед рассветом, мы вели бой в юго-западной стороне Праги против эсэсовцев и власовцев. Бой прошел успешно. День был солнечный, тихий. Сама погода возвещала о победе! Мы возвратились в часть, нас встретило наше командование, которое зачитало приказ о полной и безоговорочной капитуляции».
С 1945 по 1950 гг. Григорий Федорович нес военную службу на территории Западной Украины. Из воспоминаний моего деда, Анатолия Григорьевича, я знаю, что прадед воевал с бандеровскими отрядами и группировками. Осознавая свою обреченность, бандиты лютовали и с дикой жестокостью расправлялись с коммунистами, евреями, русскими солдатами и офицерами. Об этом периоде своей службы дед Григорий не любил вспоминать и мало рассказывал об этом.
- 1950 – 2002 гг. Мирное время
Демобилизовался Григорий Федорович в апреле 1950 года, прослужив в целом 7,5 лет. За военную службу и вклад в победу в Великой Отечественной войне Григорий Федорович был награжден «Орденом отечественной войны 1 степени», медалью «За боевые заслуги» и различными юбилейными медалями. (Приложение 5-7, 9).
Вернувшись в село Юсковка, начал работать шофером и проработал 26 лет. С 1983 по 1987 гг. работал старшим рыболоводом. (Приложение 11-12). В 1951 году женился на односельчанке Рева Вере Ивановне.
Судьбу Веры Ивановны война тоже не обошла стороной. В семье Рева было 9 человек. Отец и старший брат ушли на фронт. Отец погиб в бою под Калинином, а брат, вернувшись с войны, прожив 1 год, умер от ран. В 1952 году у Григория Федоровича и Веры Ивановны родился сын Анатолий и дочь Нина. Анатолий женился 27 июля 1975 года и живет в село Лебедино. В семье Анатолия трое детей. Из них дочь Елена моя мама. Дочь Нина вышла замуж в мае 1973 года и переехала в город Славгород. В семье дочери родились двое детей. У Анатолия и Нины есть внуки.
Зная об интересной судьбе Григория Федоровича, часто приглашали на встречи с учащимися. 9 мая и 23 февраля ветераны встречались и вспоминали боевые дни. (Приложение 2,3).
Весной 1970 года Григорий Федорович и Вера Ивановна переезжают в село Сереброполь, т.к. село Юсковка «развалилось», а в 1983 году перебираются в Лебедино, поближе к сыну. В Лебедино живут до июня 2002 года, но в связи с тяжелой болезнью Григория Федоровича переезжают к дочери в Славгород, поближе к больнице. 12 июля этого же года ушел из жизни.
Заключение
Жизненный путь Григория Федоровича труден и одновременно прекрасен. Он служил своей Родине, встал на ее защиту в трудный час. Он своим жизненным примером показал, что такое честь, добро, мужество, трудолюбие, справедливость. На таких как он держалась и будет держаться наша страна. Для меня мой дед – пример для подражания. В жизни ему пришлось несладко, но он никогда не унывал, всегда был в хорошем настроении, не жаловался на жизнь. У него была прекрасная память. Он читал наизусть произведение А. Твардовского «Василий Теркин», интересовался историей, политикой. В своей жизни он все делал с душей и от чистого сердца. Он был интересным собеседником.
Просто удивляешься, сколько силы у людей военной поры. Они перенесли страдания, голод, тяжелое послевоенное время, но остались патриотами своей страны, не растеряли душевной доброты. Нам есть с кого брать пример!
Список источников и литературы
- Воспоминания. Степаненко Григорий Федорович, 1925 г.р. с. Юсковка (интервью на электронном носителе)
- Школьный музейный материал. (школьный краеведческий музей им. В.С. Ступака. Инвентарная книга 2, № 16)
- Семейный архив Дижак Н.Г. (дочери).
- Книга. Ещенко В.С., Коротков Г.И., Самойлович Г.Ф. Через всю Украину. Боевой путь 1-й гвардейской Армии. От Дона до Праги. 1942-1945 гг.- Чернигов, 1992.- 356с.
- Ресурсы удаленного доступа. Электронный банк документов «Подвиг народа в ВО войне 1941-1945 гг. http://podvignaroda.mil.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть место для подвига
Степаненко Григорий Федорович Родился 8 марта 1925г в селе Юсковка. Семья состояла из 4-х человек. Это отец, который умер очень рано в 1932 г., мать и младший брат Иван. Здесь же, в Юсковке, окончил 4 класса, а потом учился в Роменской семилетней школе. Учился Григорий Федорович хорошо, ему с легкостью давались уроки математики, физики. Очень любил географию.
К началу войны ему было 17 лет. В 1942 году, в октябре месяце, призвался в ряды Советской Армии, Кулундинским военкоматом.
Фото военное
Послужной список Мобилизован Кулундинским РВК в 1942г, на Урал в г. Кунгур (Пермская область) в запасной учебный полк, Свердловское пехотное училище Распределен в в / ч г. Тюмень С мая 1943 по март 1944 гг. 547 стрелковый полк, командир орудия С июня 1944 по август 1944 гг. 342 стрелковый полк, командир орудия С ноября 1944 по февраль 1945 гг. Львовский полк связи С февраля 1945 по август 1945 гг. – радиотелеграфист С августа 1945 по ноябрь 1945 гг. – 16 арт. полк, командир отделения С ноября 1945 по август 1948 гг. – радиотелеграфист С августа 1948 по апрель 1950 гг. – командир орудия
Награды «Орден Отечественной войны 1-ой степени» Медаль «За боевые заслуги» Юбилейные медали
Путь солдата тяжелый, трудный, опасный. 1. Освобождение Донбасса 2.Освобождение Киева 3. Житомирско-Бердичевская операция (1 ранение) 4. Львовско-Сандомирская операция (2 ранение) 5. Освобождение Праги 6. Освобождение Западной Украины
Самый трудный период « Бой за Медведевку – это были самые нечеловеческие условия и испытания». (ранение в ногу) Самый радостный случай «Случай в Лутовке». Здесь была спасена девочка.
Справки о ранениях После каждого ранения возвращался на службу
Победа в Праге «Утром, перед рассветом, мы вели бой в юго-западной стороне Праги против эсэсовцев и власовцев. Бой прошел успешно. День был солнечный, тихий. Сама погода возвещала о победе! Мы возвратились в часть, нас встретило наше командование, которое зачитало приказ о полной и безоговорочной капитуляции».
С 1945 по 1950 гг. Служба на территории Западной Украины. Борьба с бандеровскими отрядами и группировками «Бандиты лютовали и с дикой жестокостью расправлялись с коммунистами, евреями, русскими солдатами и офицерами. »
Мирное время 1950 год – демобилизовался 1950 – 1987 гг. - рабочая деятельность 1951 год – создал семью с Рева Верой Ивановной (прожили вместе 51 год) Родилось двое детей: сын и дочь 1987 год – выход на пенсию 2002 год – ушел из жизни, в возрасте 77 лет.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок несет большой информационный материал,...
Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"
Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...
В жизни всегда есть место подвигу
Урок мужества и патриотизма. Увековечивание памяти героя России Сергея Солнечникова. Для полноценного использования презентации необходимо вставить песню группы "Любэ" "Комбат батяня". Из-за ограничен...
конспект классного часа "Соловки - место трагедии и подвига"
конспект классного часа "Соловки - место трагедии и подвига" предназначен для учащихся 8 - 10 классов. Рассказ о жизни осужденных в годы репрессий....
Творческий проект" Место и роль семьи в современном мире".
Тема семьи и семейных отношений в русской культуре...
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига
Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзи...
В жизни человека всегда есть место подвигу. Подвиги жителей Республики Бурятия
Данный классный час посвящен героям большим и маленьким, героям давно минувших лет и героям нашим современникам. В ходе классного часа создается лента времени, посмотрев на которую мы понимаем, что у ...