Рабочая программа.«Святыни и святые места Вяземского района»
рабочая программа по краеведению

Меркушева Наталья Ивановна

Программа внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» (далее - Программа) составлена в контексте реализации  предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской». Данная рабочая программа разработана соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10  им. Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова г. Вязьмы Смоленской области, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва «Просвещение», 2010 г.), «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.            К Программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации и разработки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10

имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова

г. Вязьмы Смоленской области

Программа внеурочной деятельности

«Святыни и святые места Вяземского района»

Номинация: «Программы и проекты внеурочной деятельности в рамках    предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

Выполнили:

Меркушева Наталья Ивановна - учитель православной культуры земли Смоленской,  

Яковлева Татьяна Алексеевна - учитель ОРКСЭ, модуль основы православной культуры.

Содержание.

  1. Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Святыни

и святые места Вяземского района» ……………………………………...............3

  1. Актуальность и новизна предлагаемой Программы……………………...……..3-4
  2. Общая характеристика учебного курса…………………………………….…….4-6
  3. Цели, задачи. ……………………………………………………………………….6-7
  4. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

освоения курса…………………………………………………………………….7-11

  1. Контроль планируемых результатов освоения  программы

внеурочной деятельности…………………………………………………….….11-12

  1. Содержание программы……………………………………………………….…12-13
  1. Первый год обучения. Учебно-тематический план…………………...…....13-18
  2. Второй год обучения. Учебно-тематический план……………………....…18-22
  1. Анализ апробации программы внеурочной деятельности «Святыни и святые

места Вяземского района» ……………………………………………….….…..22-23

  1. Приложения………………………….…………………………………………...23
  2. Технические средства и наглядности…………………………………………..23-24
  3. Литература и интернет-ресурсы………………………………………………...24-26

  1. Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района».

Программа внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» (далее - Программа) составлена в контексте реализации  предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской». Данная рабочая программа разработана соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10  им. Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова г. Вязьмы Смоленской области, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва «Просвещение», 2010 г.), «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.        К Программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации и разработки.

  1. Актуальность и новизна предлагаемой Программы.

Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни  всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет.

 Программа внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» способствует формированию мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности; воспитанию патриотизма и гражданственности.

Отличительные особенности программы «Святыни и святые места Вяземского района», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности. Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с представителями церкви.

  1. Общая характеристика учебного курса

Содержательным стержнем предлагаемой Программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

 В Программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.

 Ведущей идеей программы «Святыни и святые места Вяземского района» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Курс внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, теоретико-познавательную и культурно-историческую. Общеобразовательная школа имеет свои специфические задачи, которые отличаются от задач воскресных школ и православных школ и православных гимназий, но есть и общее — область нравственного, духовного и патриотического воспитания. Повышение эффективности такого воспитания возможно через вовлечение детей в конкретную интересную и полезную для них деятельность. В настоящее время, в связи с процессом переосмысления духовных ценностей, обучающимся предлагается изучить и полюбить историю религии и культуры своего края и Православия.  Авторы программы акцентируют внимание на обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, Церкви, воспитании бережного отношения к историческому и культурному прошлому Вязьмы и Вяземского района, имеющему свой неповторимый облик и внесшей вклад в Историю России, в историю Русской Православной Церкви.

В ходе реализации данной программы используются разнообразные формы и методы работы: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность и заинтересованность и дает определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседы, рассказы, дискуссии, экскурсии в музеи и выставочные центры, паломничество по святым местам;

- практические занятия - работа с картой родного города Вязьмы;

- изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи);

- сообщения учащихся на различные темы, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов;

- конкурсы, продуктивные игры, праздники, мини – представления и концерты,

-встречи с интересными людьми, представителями церкви;

- частой формой работы с обучающимися является урок с использованием ИКТ: обучающимся через мультимедийное оборудование демонстрируются фрагменты фильмов, презентации (причем используются как готовые, так и составляемые вместе с учениками);

- работа с семьей.

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы, вечера вопросов и ответов;

- открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, экскурсии,  конкурсы);

- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений.

Используемые технологии:

 технологии сотрудничества;

 проектные технологии;

 организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.

Механизм реализации программы:

организация экскурсий в районный краеведческий музей,  православные храмы    города;

пешие экскурсии по городу;

посещение концертов фольклорных коллективов;

сбор материалов;

участие в краеведческих конкурсах.

Место курса в учебном плане

Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» рассчитана на два года обучения и предназначена для работы в начальных классах  общеобразовательной школы. Предусмотренные Программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах учащихся. На изучение курса выделено 68 часа на два года обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

4. Цели и задачи Программы.

Цели:

-  воспитание гражданина и патриота своей Родины;

-  формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся.

Задачи.

Образовательные

 воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали; учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро; пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;

ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего города; раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России вообще и Вязьмы в частности и показать их роль как духовных центров города;

научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;

обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы; самостоятельной работе с библиографическими источниками;

способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;

сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;  устойчивый интерес в изучении истории и культуры  района, города.

формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивающие

 развивать уверенность в реализации личностных качеств; предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий; коммуникативные навыки.

 содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения.

Воспитательные

формировать гражданское самосознание;

воспитывать патриотизм,  чувство гордости, уважения и личной сопричастности к истории Отечества, судьбам жителей; целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  культуру общения, чувств, творческого взаимодействия.

  1. Требования к личностным, метапредметным и предметным

результатам освоения курса.  Планируемые результаты освоения программы.

Весь комплекс используемых технологий и методов внеурочной деятельности направлен на достижение личностных результатов:

-  формирование мировоззрения школьников, опираясь на мировые, российские и региональные православные культурно-исторические традиции;

- устанавливание гармоничных отношений с окружением и проявление уважительного отношения к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявление заботы о них);

 - совершенствование способов организации отношения с окружающими людьми в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;

- развитие навыков самовоспитания, самоанализа, самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, самокоррекции и регуляции.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

Основные требования при изучении материала курса: Предметные результаты курса:

-  представление об основных этапах развития православной культуры в Вязьме в контексте исторических событий, мировой и российской истории развития христианства и Православия;

-  имена выдающихся русских и зарубежных церковных и общественных деятелей, оказавших влияние на развитие православной культуры Вязьмы;

     - значение храмов и монастырей в истории Вязьмы и России в целом

- содержание житийной литературы, основные термины курса и их назначение;

- православная трактовка понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т. д.

  Метапредметным результатом изучения курса «Святыни и святые места Вяземского района» должно стать овладение следующей информацией:

         - умение понимать и рассказывать жития святых;

- умение работать с учебным и иллюстративным материалом;

- анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки, анализировать различные трактовки одного и того же исторического события;

- характеризовать и осуществлять добрые дела как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

- узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни, раскрывать сущность явлений, изучаемых в курсе «Святыни и святые места Вяземского района», расширять представление о взаимосвязи православной культуры с другими учебными дисциплинами;

- развивать и совершенствовать умения и навыки самообразования и исследовательской деятельности.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

 - различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;  запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-  выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно - следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-    допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

-   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-  задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Применение полученных знаний и умений необходимо для поддержания психологического и духовного здоровья, решения практических задач, проблем в повседневной жизни и предупреждения поведения, наносящего вред моральному и физическому благополучию человека. В связи с этим основными критериями оценки изучения православной культуры обучающимися является объем и уровень усвоения предложенного материала, а также характер видов деятельности учащихся и соответствии с полученными знаниями.

  1. Контроль планируемых результатов освоения  программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Результаты первого уровня (информативный, приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, библиотеке, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с настоятелями храмов города и окрестностей, музеев, библиотек и других учреждений. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны, о праздниках русского народа, об особенностях,  о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (поведенческий, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества).

 Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся, организация коллективного творческого дела.

Подобная организация учета  компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень:

оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В «Портфолио» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы. Обучающиеся создают исследовательские мини – проекты.

2 уровень:

оценка достижений обучающихся (портфолио); создание и защита собственных проектов;

создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского;

представление индивидуального или коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;

 составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

создание презентаций - представлений по изученной теме.

  1. Содержание программы.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: краеведческим музеем, библиотеками города.

Для соблюдения возрастного принципа и индивидуальных особенностей развития личности использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Для осуществления используется дифференцированный и индивидуальный подход в работе. Данная программа внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом, духовной музыкой. Программа  нацелена на развитие творческих способностей учащихся. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам истории Смоленщины, литературы Смоленщины, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.

  1. Первый год обучения.
  1. Введение. 1 час

Теоретическая часть.

Главные понятия. Русь. Православие. Культура. Православная трактовка понятий «свобода», «нравственность», «добро»

Практическая деятельность.

Беседа. «О чем мы будем говорить на наших занятиях?», «Что узнаем нового?»,

Диспут. «Нужно ли изучать православную культуру?»

Работа с иллюстрацией.  Просмотр презентации «Святая Русь»

Музыкальная деятельность. Прослушивание песен о России.

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России.

Форма подведения итогов (творческая деятельность):  Мини-сочинение «Почему Русь называют святой?»

  1. Мой город . 4 часа 

Теоретическая часть.

Главные понятия. Православная трактовка понятий «свобода», «подвиг», «нравственность», «добро».

Практическая деятельность.

Беседа. « Вязьма-город Воинской Славы»

Практические работа - с картой-планом родного города Вязьмы;  изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи)

Диспут. «Почему присвоили Вязьме это звание?»

Работа с иллюстрацией.  Просмотр презентации «Город Вязьма — над Вязьмою речкой»

Творческая деятельность. Рисование « Герб Вязьмы»

Музыкальная деятельность. Прослушивание песен о России

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России

Форма подведения итогов. Творческая деятельность: мини- сочинение «Вязьма- город Воинской славы» . Тест по теме занятия

  1. Моя семья. 2 часа

Теоретическая часть.

Главные понятия. Культура. Духовность. Религия. Счастье жизни христиан. Православная трактовка понятий  «любовь»,  «совесть», «нравственность», «добро», «Семья», «уважение».

Практическая часть.

Форма проведения: беседа

Обсуждаем-размышляем. Выбор из предложенных терминов тех, которые характеризуют человека культурного. Притча «О блудном сыне»

Музыкальная деятельность. Прослушивание песен о матери и отце.

Чтение и обсуждение. Стихотворения о семье.

Формы подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение « Моя семья в истории моей Родины!»

  1. Праздники 6 часов

Теоретическая часть.

Главные понятия. Праздники. Колядки.

Практическая деятельность.

Беседа. « Календарь крестьянина земледельца»

Диспут. «  Какие праздники почитались на Руси больше всех?»

Работа с иллюстрацией.  Презентация «Двунадесятые  праздники»

Музыкальная деятельность. Слушание народных песен и православной духовной музыки.

Чтение и обсуждение. Отрывки И. Шмелёва «Лето Господне»

Игра. Викторина  по православным праздникам; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Рубрика «Знаешь ли ты?»  

Форма подведения итогов (творческая деятельность):  Мини-сочинение «Почему Русь называют святой?»

 

  1. Мой город в православии. 8 часов

Теоретическая часть.

Главные понятия.  «Одигитрия», Святые, Святой источник. 

Практическая деятельность.

Форма проведения: Беседы «Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» - главная святыня земли Смоленской. «Смоленская икона в истории России». Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии». Экскурсия.

Работа с иллюстрацией.  Просмотр фильма  «Одигитрия». Просмотр старых фотографий города Вязьмы. Презентация «Мой край»

Практические работы - с картой-планом родного города Вязьмы. Изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи)

Творческая деятельность. Рисование, аппликация  «Мой город»

Музыкальная деятельность. Прослушивание песен о России, о Вязьме.

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России. Любовь Стеклова «Одигитрия». 

Диспут. « Размышления о прочитанном»

Форма подведения итогов. Творческая деятельность - представление  творческих работ «Мой город», Тест по теме занятия.

  1. Женщины в православии. Путь женщины в православии. Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская.  2 часа

Теоретическая часть.

Главные понятия. Христианская мудрость. Великомученица. Благоверная.

Практическая часть.

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности.

Работа с иллюстративным материалом.  Слайды с изображением икон святых

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых». Рисование по сюжету.

Формы подведения итогов: дискуссия на тему «Могли ли святые мученицы поступить по-другому?».    Беседа по предложенным вопросам.

  1. Пути к спасению. Великие подвижники.  Мученики и преподобные. Святые  и преподобные. Святость как феномен. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Священномученик Николай Заболотский. О юродивых Христа ради. Преподобный Аркадий Вяземский. Мученик Иоанн Попов. Преподобный Герасим Болдинский. Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев). Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.       9 часов

Теоретическая часть.

Главные понятия.  Святость как феномен. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Священномученик Николай Заболотский. О юродивых Христа ради. Преподобный Аркадий Вяземский. Мученик Иоанн Попов. Преподобный Герасим Болдинский. Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев). Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Славянская письменность. Монашество. Молитва. Монастырь. Послушания. «Миссионеры», «просветители», «равноапостольные».

Практическая часть.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Работа с иллюстративным материалом.  Просмотр слайдов «Монастыри России», Просмотр фильма «Монастыри Святой земли». Слайды с изображением икон святых. Формы проведения: беседа с элементами  игры, беседа с элементами исследовательской деятельности. Беседа об истории создания славянской азбуки. Презентация «Вяземские Святые». Презентация «Иоан Попов».  Экскурсия.

Работа с иллюстративным материалом.  Представление икон  святителей.

Дискуссия на тему: «Монашество – безумие или подвиг?»

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых».  Составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Практические работы.  Передавать в рисунке с помощью средств изобразительного искусства красоту славянской азбуки; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Форма подведения итогов:  Участие в диалоге, высказывание своих суждений;  игра «Верно-неверно»: игра «Согласен-не согласен»; беседа по предложенным вопросам;

разгадывание кроссворда, составленного по житию святых»;  слайд-викторина о святых мучениках.

  1. Обобщение изученного и подведение итогов. 2 час

Теоретическая часть.

 Главные понятия. Монашество. Молитва. Монастырь. Послушания. «Миссионеры», «просветители», «равноапостольные», храм, собор, вера.

Практическая часть.

Формы проведения: беседа с элементами  игры, беседа с элементами исследовательской деятельности. Рассказ учителя «О святых монахах и святых обителях». Беседа об истории создания славянской азбуки.

Работа с иллюстративным материалом.  Просмотр слайдов «Монастыри России», Просмотр фильма «Монастыри Святой земли». Слайды с изображением икон святых

Работа с иллюстративным материалом.  Представление икон.   

Дискуссия на тему: «Монашество – безумие или подвиг?»

Творческая деятельность. Оформление тетради «Жития святых»;  составление рассказа о жизни святых Кирилла и Мефодия по данному началу и опорным словам; передача в рисунке с помощью средств изобразительного искусства красоту славянской азбуки.  Разучивание песни «Гимн Вязьмы» 

Форма подведения итогов:  диалог, высказывание своих суждений; игра «Верно-неверно»; игра «Согласен-не согласен»; беседа по предложенным вопросам; разгадывание кроссворда, составленного по житию святых»;  слайд-викторина о святых мучениках.

Учебно-тематический план. Первый год обучения

  

Тема

Кол-во часов

Введение. 1час

Введение. Что такое культура? Источники изучения жизни народа.

1

Мой город. 4часа

Мой город. Заочное путешествие по древней Вязьме

1

Виртуальная экскурсия «По главным улицам города»

1

Что такое музей? Экскурсия в краеведческий музей

2

Моя семья. 2часа

Моя семья в истории города

1

Праздник в моей семье. Именины

1

Праздники. 6часов

Народные праздники

1

Осенины. Песни смоленского края

1

Святки. Святочные песнопения

1

Каляда. Подготовка к калядкам

2

Православные праздники

1

Мой город в православии. 8часов

Вязьма православная

1

Покров Пресвятой Богородицы.

1

«Под благодатным покровом «Одигитрии»

2

 Святость как феномен

1

Святые земли Вяземской

2

Источники Вяземской земли, почитаемые как целебные.

1

Женщины в православии. 2 часа

Путь женщины в православии

1

Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский

1

Святые и преподобные. 9 часов

О юродивых Христа ради

1

Преподобный Аркадий Вяземский

1

Мученики и преподобные. Мученик Иоанн Попов

1

Преподобный Герасим Болдинский

1

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев)

1

 Святитель Питирим, епископ Тамбовский

1

 Священномученик Николай Заболотский

1

Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

2

Обобщение изученного и подведение итогов. 2 часа

 Экскурсия в литературный салон

1

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1

7.2.  Второй год обучения.

        1. Введение. 1час

Теоретическая часть.

Главные слова. Культурное наследие. Русь. Православие. Культура.

    Практическая деятельность.

Форма проведения. Экскурсия в городскую библиотеку. Беседа. «О чем мы будем говорить на наших занятиях?», «Что узнаем нового?»

Диспут. «Нужно ли изучать православную культуру?»

Работа с иллюстрацией.  Просмотр презентации «Святая Русь». «Вязьма Православная»

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России

Форма подведения итогов  творческая деятельность: мини-сочинение «Почему Русь называют святой?»

  1. Памятники истории и культуры на территории Вяземского края. 3 часа Теоретическая часть.

Главные слова. Храм. Православие. Культура.

Практическая деятельность.

Форма проведения. Виртуальная экскурсия. Беседа «О профессиях людей, участвующих в возведении храмов.  Работа в паре

Диспут. «Связь христианских традиций с жизнью современного человека»

Работа с иллюстрацией.  Просмотр презентации «Православные храмы», «Вязьма православная»

Чтение и обсуждение. Стихотворения о России

Творческая деятельность. Изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи)

Форма подведения итогов:  Диалог. Суждения. Беседа с элементами исследовательской деятельности. Игра «Согласен-не согласен»

  1. Храмы нашего города. 25 часов

Теоретическая часть.

Главные понятия. «икона», монастырь, «образ», «литургия», «Заповеди» «Таинства», «Алтарь», «Священнослужители». «христианская радость», «христианские добродетели», «Храм».    

Практическая часть.

 Форма проведения: экскурсия,  беседа с элементами творческой деятельности 

Ознакомление. Цель экскурсии. Перечень вопросов для учащихся.

Обсуждаем-размышляем.  Православный храм в жизни человека. Правила поведения в храме.   устройстве храма.  суть Таинств Церкви.   служения священника.  Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. 

 Музыкальная деятельность. Слушание духовной музыки

Творческая деятельность. Оформление памятки «Поведение в храме», Исследование на тему: «Монастыри Вяземского района». 

 Практическая работа. Изготовление объектов демонстрации (газеты,   выставки, летописи);

Работа с иллюстративным материалом. Просмотр слайдов с изображением храмов

 Форма подведения итогов: вернисаж фотографий учащихся; рассказ о посещении храма; беседа с элементами игры, по предложенным вопросам; оформление тетради «Храмы   Вяземского района».

 Фотогалерея.  Рефлексия

  1.  Россия помнит. Великая война. 3 часа

Теоретическая часть.

Главные понятия. «Поле памяти», «Вяземский Котёл», «поисковые отряды», «подвиг». «Бессмертный полк».

    Практическая часть.

 Форма проведения: экскурсия, беседа с элементами творческой деятельности, «Бессмертный полк», флешмоб «Георгиевская ленточка»;

Обсуждение. «Что значит любить свою Родину?», «Почему солдаты шли на смерть?»

Работа с иллюстрацией.  Презентация «Д.Е.Кудинов – Герой Советского Союза»

 Темы для обсуждения:

  1. Вязьмичи - герои Советского Союза
  2. Улицы города, носящие имена героев Советского Союза.
  3. Памятники и памятные места, связанные с Великой Отечественной Войной.

Выступление. Сообщения учащихся.

Творческая деятельность. Организация Флешмоба «Георгиевская ленточка»; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), изготовление портретов к «Бессмертному полку»   

Форма подведения итогов: рефлексия «Что нового я сегодня узнал?»; беседа по предложенным темам; оформление тетради «Великая Отечественная Война на Вяземской земле», «Война в истории моей семьи»

Фотогалерея: вернисаж фотографий учащихся.

  1. Обобщение изученного и подведение итогов. 2 часа

Теоретическая часть.

Главные понятия. Храм, Монастырь, культура, православие, Икона, таинства, Алтарь», «Священнослужители», «христианская радость», «христианские добродетели».  «Вяземский котёл», подвиг, поисковый отряд, герой.    

Практическая часть.

 Форма проведения: беседа с элементами творческой деятельности. Взаимодействие в парах и группах при выполнении творческих проектов.

 Обсуждение. «Почему нужно любить свою малую Родину?»

Выступление. Сообщения учащихся.

Творческая деятельность. Фотогалерея. Выставка фотографий «Исчезнувшая Вязьма»  

Исследование на тему: «Монастыри Вяземского района». 

 Подведение итогов. Игра-Квест «Люби и знай свой край»; беседа по предложенным вопросам. Оформление тетради «Храмы и монастыри Вяземского района», «Памятники и памятные места нашего города». Вернисаж фотографий учащихся

Учебно- тематический план. Второй год обучения

Тема

Кол-во часов

Введение. 1 час

Введение. Что такое культурное наследие? Источники изучения жизни народа. Путешествие в страну книг. Экскурсия в городскую библиотеку

1

Памятники истории и культуры на территории Вяземского района. 3 часа

Вяземские музеи. Экскурсия в краеведческий музей.  Памятники истории и культуры на территории Вяземского края

1

Прогулка по старой Вязьме. Виртуальная экскурсия. Старинные здания Вязьмы. Исчезнувшая Вязьма. (Разрушенные и утраченные храмы).

1

Путешествие по главным улицам города. Православные памятники архитектуры. Православные храмы Вязьмы

1

Храмы нашего города и района. 25 часа

Троицкий собор. Часовня Аркадия Вяземского, Часовня покрова Пресвятой Богородицы, часовня Троицы Живоначальной.

2

Иоанно-Предтечив Монастырь

2

Храм Одигитрии.

2

Аркадьевский монастырь

2

Введение Пресвятой Богородицы во Храм

2

Храм Екатерины Великомученницы

2

 Храм Петра и Павла

2

 Храм Преображения Господня

2

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

2

Церковь Рождества Христова (Ямская)

2

Храм Александра Невского.п. Вязьма-Брянская

2

 Церковь Сампсона Странноприимца при Вяземском доме интернате

2

Храмы и монастыри нашего города и района

1

Россия помнит. Великая война.3 часа

Вязьма  в годы Великой Отечественной Войны. Экскурсия в п. Богородицкое. Военно-патриотический  музей. Поле памяти. Храм иконы      Божьей Матери «Одигитрии». Флешмоб «Георгиевская ленточка. Бессмертный полк.

3

Обобщение изученного и подведение итогов. 2 час

Игра-Квест.   Обобщающий урок «Люби и знай свой край

2

  1. Анализ апробации программы внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» .

 В МБОУ СОШ №10 курс внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района» частично апробируется с 2014 года. В 2014 – 2016  годах с целью повышения познавательной и творческой активности обучающихся, развития интереса были проведены следующие  внеклассные мероприятия: виртуальная экскурсия «По главным улицам города», «Моя семья в истории города», «Святочные празднования», «Под благодатным покровом «Одигитрии», «Преподобный Аркадий Вяземский», праздник «Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», конкурс «Знатоки родного края». С большим интересом обучающиеся посещают храмы и памятные места Вяземской земли: экскурсии в краеведческий музей,  в городскую библиотеку; «Путешествие по главным улицам города. Православные памятники архитектуры. Православные храмы Вязьмы», «Троицкий собор. Часовня Аркадия Вяземского», « Иоанно-Предтечив Монастырь», «Храм Одигитрии» и другие. В 2014-2016 гг. обучающиеся приняли участие в школьном этапе Открытой Всероссийской интеллектуальной  олимпиаде «Наше наследие» и показали хорошие результаты.

В школе была организована выставка «Вязьма  в годы Великой Отечественной Войны». Большинство обучающихся побывало в п. Богородицкое, посетив  «Военно-патриотический  музей. Поле памяти».  Активно приняли участие обучающиеся и их родители в Флешмобе  «Георгиевская ленточка, прошли с фотографиями в «Бессмертном полку».

С интересом состоялась  игра-Квест «Люби и знай свой край», в которой принимали участие не только обучающиеся, но их родители.

Количество детей, принимающих участие в указанных  мероприятиях,    ежегодно увеличивается. Родители и педагоги, посетившие внеклассные занятиях, утверждают о целесообразности ведения внеурочной деятельности «Святыни и святые места Вяземского района».

 Анализируя работу, можно сказать, что запланированные мероприятия были проведены на достойном уровне. Опыт проведения показывает, что эти занятия способствует формированию мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности; воспитанию патриотизма и гражданственности.

  1. Приложения.
  1. Презентация «Город Вязьма — над Вязьмою речкой»
  2. Презентация «Двунадесятые  праздники»
  3. Фильм  «Одигитрия». 
  4. . Презентация «Мой край»
  5.  Презентация «Вяземские Святые».
  6. Презентация «Иоан Попов».  
  7. Презентация «Вязьма православная»
  8. Презентация «Д.Е.Кудинов – Герой Советского Союза»
  9. Песня «Гимн Вязьмы»

 

  1.  Технические средства и наглядность.

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер цветной; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; интерактивная доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; среда для интернет­публикаций.

Отображение образовательной деятельности в информационной среде: творческие работы учителей и обучающихся.

Компоненты на бумажных носителях: учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетради­тренажеры).

Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия.

  1. Литература и интернет-ресурсы, использованные при составлении.
  1. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы.- С.-Пб.: Сатисъ, 2001
  2. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Павел Пропалов и его музей. Вязьма. 2006.
  3. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Большая жизнь одной средней школы. Вязьма 2005
  4. Аркадий (Недосеков) игумен. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. Смоленск, 1998
  5. Григорьев Д. В., П. В. Степанов Внеурочная деятельность школьников,  Москва «Просвещение», 2010 г
  6. Горского В. А. под редакцией Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование) , Москва «Просвещение», 2011
  7. Гурская Н. Прогулки по старой Вязьме. Смоленск 2014
  8.  Запорин П.М. Краеведческая работа в школе. Вязьма. 2003.
  9. Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма. 2007.
  10. Комаров Д. Материалы по истории вяземского музея и состоянии краеведческой работы в городе в XIX -первой половине XX вв. Сборник «Двойной портрет на фоне города». Вязьма. 2003.
  11. Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Смядынь. 2004.
  12. Павлов Н.Е. Сборник трудов П.М. Запорина и С.И. Борисова с приложением документов и материалов. Вязьма. 2003.
  13. Поклон из Вязьмы. Альманах. М. 1996.
  14. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу. М.: русское слово
  15. Хохлова М. С.История святости и главные святыни земли Смоленской. Православное краеведение. Программа с практическими материалами для учителей.  Смоленск, М,: «Ковчег», 2015
  16. Хохлова М. С.Православный календарь «Святые земли Смоленской» Смоленск, М., «Ковчег», 2016
  17. Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990.
  18. Филарет. Нравственность христианина.- М.: Российский писатель, 1991.
  19. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная.- М.; Русский духовный центр, 1992.
  20. Шаргунов А. Новый мученик за Христа воин Евгений. - М.: Хронос-Пресс, 2002.
  21. Шевченко Л.Л. Православная культура: 3(4) годы обучения: Книга вторая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
  22.   Шмидт Е.А.     Е.Н. Клетнова - археолог Смоленского края.// Научно- краеведческая конференция, посвященная археологу и этнографу Е.Н. Клетновой. Вязьма. 1 999
  23. Григорьев Д. В., П. В. Степанов Внеурочная деятельность школьников,  Москва «Просвещение», 2010 г
  24. Горского В. А. под редакцией Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование) , Москва «Просвещение», 2011

        

        Федеральный уровень

  1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 №45-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ) ...>>  
  2. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ ...>>  
  3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года ...>>  
  4. Решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 04 октября 2011 г. № 1(61) ...>>  
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» ...>>   
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» ...>>  
  7. Положение об открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде школьников «Наше наследие» 2015-2016 г. ...>>  
  8. Положение о проведении олимпиады школьников «Основы православной культуры» от 23.08.2015г. ...>> 

Региональный уровень

  1. Распоряжение Администрации Смоленской области от 23.09.2014 N 1293-р/адм "О Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области» ...>>  
  2. Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г. ...>>  
  3. Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви (с изменениями на 25.11.2015) ...>>  
  4. Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 05.06.2015 г. №443 «Об организации деятельности региональных "пилотных площадок" по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности»
  5. Положение о VII областного фестиваля православной культуры «Отечество мое православное» ...>>  
  6. Положение о региональном конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку в рамках реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» ...>> 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме "Святые места Суксунского района".

Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего историч...

08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.

На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...