Исследовательский проект « КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ МАЛОЙ РОДИНЫ»
методическая разработка по краеведению (8 класс)
Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.
Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей родине, гордости за нее – необходимо всегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblast.docx | 84.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Будницкая основная школа»
Велижского района Смоленской области
Исследовательский проект
« КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ТРАДИЦИИ
МАЛОЙ РОДИНЫ»
Выполнила: Сергеева Светлана Николаевна,
учитель
русского языка и литературы
Будница,
2020
Оглавление
Введение………………………………………………………….3-4
I.Этапы реализации проекта:
Разработка плана действий и сбор информации
- Народные традиции на территории
Будницкого сельского поселения………………………...5-14
II.Практическая часть…………………………………………………..15-34
- Проведение русских народных праздников «Рождество», «Масленица»,«ИванКупала»………………………………15-34
Заключение………………………………………………………...35-36
Список использованной литературы…………………………….37
Приложение………………………………………………………..38-46
Введение
Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.
Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.
Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей родине, гордости за нее – необходимо всегда.
Объектом данного исследования является изучение народных традиций нашей малой родины.
Предметом исследования выступает декоративно-прикладное искусство, песенное творчество и народные праздники нашей малой родины.
Цель данной работы состоит в изучении, сохранении и продолжении традиции нашей малой родины. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить культурное наследие нашей малой родины;
- формировать умения и навыки декоративно-прикладного искусства;
-приобрести навыки исполнения русской народной песни;
- проявить интерес к народному творчеству.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что уход из жизни народных умельцев грозит исчезновению народных традиций. Поэтому возникает необходимость в изучении, сохранении и продолжении народных традиций нашей малой родины.
Работу над данным проектом я начинала с изучения народных песен в моей семье. Затем мне стало интересно, с какими людьми я проживаю рядом, какие они исполняют песни, какие традиции продолжают жить на территории нашей малой родины.
Описание сбора материала
по декоративно-прикладному искусству:
- Октябрь – прядение шерсти;
- Ноябрь – изготовление валенок;
- Декабрь-февраль – вязание, вышивание;
- Круглый год – сбор песенного материала.
На территории Будницкого сельского поселения особенно развиты два вида прикладного искусства: ручная вышивка и вязание. Умельцами этого направления в настоящее время являются Голоборщёва Любовь Ивановна, Голоборщева Людмила Васильевна, Сергеева Алла Алексееевна, проживающие в деревне Холмы, Матвеева Вера Максимовна, Николаева Валентина Михайловна, Петроченко Тамара Владимировна, Капустина Вероника Вячеславна. проживающие в деревне Верхнее Ольгово, Мухина Галина Николаевна, Радченко Валентина Степановна, Рябикова Анна Ивановна, Власова Светлана Николаевна, Лесовая Любовь Кононовна, проживающие в деревне Будница.
Продолжают искусство вышивания и вязания ученицы нашей школы: Капустина Виктория, Петрович Татьяна, Гусева Елизавета, Петрович Екатерина, Евстигнеева Марина, Жигарева Юлиана.
Недавно, 14 декабря 2019 года, я встретилась с удивительным и талантливым мастером своего дела Мухиной Галиной Николаевной. Она рассказала много интересного о том, что сейчас она вышивает скатерти, салфетки, наволочки, простыни, полотенца.
Я много интересного узнала о процессе вышивания. Так, Галина Николаевна отметила, что в работе с ручной вышивкой женщины имеют следующие инструменты и приспособления: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, нитки, карандаши, копировальная бумага.
Для вышивания используются почти все размеры игл. Для каждой вышивки игла подбирается отдельно в зависимости от толщины ткани и вида выполняемых работ.
Каждая вышивальщица имеет наперсток, который необходимо подбирать точно по размеру среднего пальца правой руки, так как этим пальцем проталкивают иглу, вколотую в ткань.
Ножницы для работы с вышивкой применяют двух видов: маленькие - с острыми концами – для подрезания нитей и большие – для разрезания ткани.
Для перевода рисунка на кальку нужно иметь два карандаша: твердый и твердо-мягкий. Твердо-мягкий карандаш используется доля перевода рисунка на кальку, а твердым карандашом можно подправить рисунок на ткани.
Копировальная бумага используется для перенесения рисунка на ткань.
Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания.
С давних времен на нашей территории ручной вышивкой занимались женщины, девушки, девочки. Выполнять эту работу можно круглый год в свободное время, но чаще всего занимались вышиванием зимой, так как зимой больше свободного времени.
Далее Галина Николаевна сказала, что изделия ручной вышивки обычно выполняются для украшения своего быта, для подарка близким людям. Вышивание – это очень кропотливая работа, требующая большого терпения и умения, поэтому предметы ручной вышивки мы можем увидеть в домах рукодельниц, на различных выставках, но не в магазинах.
Наши бабушки вышивали рубашки, пояса, сарафаны, женские блузы.
В настоящее время чаще всего вышивают салфетки, скатерти, наволочки, полотенца. (Приложение 2)
29 января 2020 года мы встретились с очень интересным человеком Марковой Анастасией Ефимовной, проживающей в деревне Пушка Будницкого сельского поселения. Анастасия Ефимовна рассказала нао том, как в первой половине 20 века пряли лён и ткали на ткацких станках изделия.
Она отметила, что почти в каждом деревенском доме на видном месте стояла самопрялка – такой деревянный «агрегат», на котором хозяйки пряли лён или шерсть. Основные части самопрялки – это колесо, рогач, катушка и прялица, состоявшая из двух досок в форме буквы «Г». На горизонтальной доске сидела хозяйка, занимавшаяся прядением, а на вертикальную доску подвешивался пучок льна или шерсти, называвшийся «повесомо». Женщина руками ровняла нитку («сучила» нитку), которая получалась из этого пучка.
Были ещё и настоящие ткацкие станки, на которых «снували» нитки кругах, т.е. ткали холсты. Весной холсты белили, варили их в котле с золой, долго кипятили, потом несколько раз выносили на солнце и расстилали на земле. Холсты отбеливались на славу: не отличить было от фабричных. А качество льняного полотна известно с давних времён: и служит долго, и лечебными свойствами обладает так как на любую рану является самой лучшей повязкой. Зимой льняная рубашка хорошо согревает, летом – холодит, спасает от жары.
Ткали холсты, ряднину (грубее полотна), набожники (как полотенце для иконы), скатерти, циновки, половики с разными орнаментами и рисунками. Вышивали крестом и гладью сорочки, рубашки, полотенца и скатерти.
Из шерсти вязали носки, варежки, свитера, шарфы и пояса. Эти рукотворные изделия хорошо гармонировали с шубами своей выделки из овечьих шкур. Женщины любили цветные платки, а мужчины тоже выглядели очень привлекательно: у некоторых были даже гарусные шарфы и пояса. В сочетании с хромовыми или яловыми сапогами и шапкой, лихо заломленной на затылок, добрые молодцы в тулупчиках были неотразимы морозным зимним днём.
Затем она нам рассказала о незабываемых зимних и осенних вечерах в деревне Пушка Будницкого сельского поселения: когда у кого – нибудь из односельчан собирались женщины и девушки в одной большой комнате с прядением, вязанием и вышивкой. К ним приходили парни, которые обычно играли в карты, но кое – кто мог тут же чинить сбрую или рыбацкие сети. Это сопровождалось задушевными беседами и пением, а также шутками, прибаутками и ухаживанием. Засиживались, бывало, до утра – так было интересно. Вели себя пристойно, уважительно друг к другу, потому что все были крещёные, т. е. православные христиане.
И жизнь тогда шла по строго заведённому предками распорядку: напряжённые трудовые будни, деревенская страда чередовалась с праздниками, такими, как Рождество, Пасха, Троица, к которым заранее готовились и ждали.
Старались жить с богом в душе и с любовью к ближнему.
А это самый правильный образ жизни, поверьте мне, детки!
Такую интересную историю поведала нам Анастасия Ефимовна. (Приложение 2)
10 февраля 2020 года я со своими учениками встретилась с Николаевой Валентиной Михайловной, проживающей в деревне ВерхнееОльгово и Матвеевой Верой Максимовной, которая также проживает в деревне Верхнее Ольгово. В дружной семье Валентины Михайловны выросло пятеро детей, которые любят свой край, свою малую родину. Семья Валентины Михайловны ведет большое подсобное хозяйство, в котором выращивает овец, шерсть которых Валентина Михайловна использует для изготовления шерстяных изделий. Эта обаятельная женщина умело стрижет овец, затем сама чешет шерсть, прядет ее, сучит нитки, получая аккуратную, тонкую шерстяную нить. Из полученной нити вяжет шерстяные изделия: свитера, жакеты, носки, варежки.
Валентина Михайловна вяжет для детей и внуков, а также на продажу. Ее изделия теплые, мягкие. Их с удовольствием носят члены семьи и те, кто их покупает.
Искусство прясть и вязать Валентина Михайловна переняла от своей бабушки и матери, которые пряли лен, выращенный в родных местах. (Приложение 1)
Матвеева Вера Максимовна родилась в 1931 году в деревне Корь Велижского района Смоленской области. Училась в Будницкой школе. После окончания школы жила в д. ВерхнееОльгово.
После Великой Отечественной войны жила в Ленинграде, работала на фабрике “Красный треугольник”. В Ленинграде училась шитью и машинной вышивке. В 1965 году Вера Максимовна вернулась в родное село – Верхнее Ольгово, где в настоящее время и проживает. Долгое время работала в полеводстве и завхозом.
Любовь к вышиванию воспитывалась с детства. Мама Веры Максимовны была искусной мастерицей, она передала дочери все тонкости этого увлечения. Вера Максимовна вышивает руками гладью очень красивые цветы на рушниках. Вышивает нитками мулине и ирис. Все изделия её очень красивы, даже нельзя выделить самый лучший, так как все хороши. Низ рушников отделан кружевом, связанным на вилке. В доме у Веры Максимовны много вещей, сделанных своими руками: занавески на окне отделаны вышивкой «ришелье». На комоде вышитая скатерка, свешивающаяся на 20 см. и на этом краю вышиты слова «С добрым утром». На полу сшитый из лоскутков половичок, на котором два лебедя. Видно, что в этом доме живёт женщина – рукодельница, мастерица.
Она продолжает создавать прекрасные изделия, которые поражают нас изысканностью и красотой.
Мы ушли из дома Веры Максимовны с чувством благодарности, с большим желанием творить красоту, изящество, продолжать её традиции. (Приложение 2)
Одной из традиций нашей поселения является изготовление валенок, потому что данный вид обуви пользуется большим спросом не только в деревне, но и городе особенно сейчас, когда зимы стали более суровыми. Валенки начали изготавливать у нас давно: в 30-х годах прошлого века – Козлов Ананий Семенович (деревня Синяки), в 40-70-х годах – Двоянов Данила Аваакумович (деревня ВерхнееОльгово), Власов Петр Иванович (деревня Нижнее Ольгово). На территории деревни Будница проживают два мастера по изготовлению валенок: Радченко Василий Артемьевич и представителем младшего поколения Рябиков Владимир Иванович.
14 декабря 2019 мы встретились с великолепным мастером своего дела Василием Артемьевичем, который рассказал, как он валит из овечьей шерсти теплые, удобные, мягкие валенки для взрослых и детей. Это очень отзывчивый человек, помогающий односельчанам. Он очень любит свое увлечение, всегда работает с большим желанием и любовью, охотно передает свой опыт молодому поколению, своему сыну Виктору Васильевичу и его жене Валентине Степановне.
По рассказу Василия Артемьевича, в старину шерсть чесали на волноческе , а в настоящее время вручную. Для изготовления мужских валенок требуется 1,5 кг. шерсти, для женских – 1 кг., для детских – 700 гр. шерсти.
Затем этот пласт шерсти раскладывают на полу, разделив на две одинаковые половины. Каждую половину закладывают по выкройке и скатывают в течение часа на столе. После этого в валенок помещают колодку и несут на ворсовку. На ворсовке его укатывают в течение 1 – 2 часов, поливая при этом теплой водой. По окончании процесса валенок сушат в печке в течение суток.
Традиции изготовления валенок из овечьей шерсти продолжает Рябиков Владимир Иванович. Владимир Иванович Рябиков родился в д. Будница 27 февраля 1976 года. Учился в Будницкой школе. Долгое время работал сторожем. Его отец - большой мастер изготовления изделий из дерева. Он не только делает сани, возки, телеги, но с большим умением плетет короба из сосны и ели, причем для их изготовления берет сырой материал: дерет лучину сосны и ели, из них плетет короба. Он очень любит свое увлечение, всегда работает с большим желанием и любовью, охотно передает свой опыт сыновьям и внукам. (Приложение 2)
Край Будницкого сельского поселения – песенный край. Народная память сберегла для нас лучшие образцы старинной песни, в которой выражаются все переживания народа: любовь, радость и горе, надежда, уверенность и тревога.
Версина Анастасия Макаровна – одна из лучших исполнительниц русских народных песен нашей местности.
Анастасия Макаровна родилась в 1931 году в крестьянской семье в деревне Будница. Здесь она училась в школе, здесь же вышла замуж и живет сейчас. Более двадцати пяти лет Анастасия Макаровна работала дояркой в совхозе “Будницкий”, была передовиком производства, в настоящее время на заслуженном отдыхе.
Училась петь русские народные песни у своей бабушки. Анастасия Макаровна постоянно поет, ее мелодичный звонкий голос можно часто слышать на сцене сельского Дома досуга и на встрече с учащимися нашей школы. В молодости она выступала в Москве на фестивалях русской народной песни. Она дарит нам свой талант, радость общения с народным творчеством.
Анастасия Макаровна – большой знаток всего свода свадебных песен, с их величавыми, суровыми праздничными напевами. Свадьбы в деревне Будница по-прежнему играют с традиционными песнями, и постоянной исполнительницей этих песен является Анастасия МакаровнаВерсина.
Ее песни вселяют в сердца людей радость, счастье, желание жить и создавать прекрасное. (Приложение 4)
Валентина Васильевна Григорьева – одна из лучших исполнительниц русских народных песен – проживает в деревне Холмы. Родилась она в деревне Будница 7 января 1931 года.
Женщина-труженица, она работала в сельском хозяйстве, в Будницком сельском совете.
Валентина Васильевна любит песни лирические, где поется о нежной, сильной любви, о страданиях, об измене. Поет она везде: в поле, когда сушит сено, в лесу, когда собирает ягоды и грибы, дома, когда работает в своем саду. Любовь к русской народной песне передает своим детям и внукам.
Валентина Васильевна – частый гость нашей школы. Жить без песни Валентина Васильевна не может. Любовь к русской народной песне она переняла от своей бабушки и матери. В настоящее время знание русских народных песен передаёт своим внукам.
На нашей территории проживает Сергеева Алла Алексеевна, представительница молодого поколения. Алла Алексеевна обладает чистым, звонким, мелодичным голосом. Она живет в деревне Холмы. Встречи с нею обогащают нас знаниями русских народных песен. (Приложение 4)
Работу над данным проектом я начинала с изучения народных песен в моей семье. Затем мне стало интересно, с какими людьми я проживаю рядом, какие они исполняют песни, какие традиции продолжают жить на территории нашей малой родины.
Результаты исследования показали, что самыми распространенными песнями на территории нашей малой родины были лирические песни – 75%. Обрядовые песни занимают – 15%, военные и исторические по – 5%.
В течение лета 2019 года я проводила опрос жителей деревень Будницкого сельского поселения по теме «Народные традиции моей малой родины». Результаты исследования показали, что самой распространенной традицией нашей малой родины стала
Русская народная песня – 60%.
Вышивка и вязание составляют – 20%.
Прядение шерсти – 10%.
Изготовление валенок – 10%
Описание сбора материала:
- Январь – праздник «Рождественские посиделки»;
- Февраль – март – проведение праздника «Масленица»;
- Июль – праздник «Иван Купала».
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
НА ТЕРРИТОРИИ БУДНИЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
В январе 2020 года я вместе с учениками МБОУ «Будницкая ОШ» встретилась с Григорьевой Валентиной Васильевной. Она нам рассказала, что на территории Будницкого сельского поселения святочные вечера называли «страшные вечера». Самая загадочная ночь - это ночь с 24 на 25 декабря. Такую ночь называли рождественским сочельником, который подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества – Святки.
По словам Валентины Васильевны, в рождественский сочельник не кушали до первой звезды. Торжественный ужин не отличался большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе – кутья. Так обязательно на рождественском столе были фигурки из теста. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным.
После праздничного стола – начиналось святочное веселье. Как правило, такое гулянье сопровождалось разными народными мудростями. Например, «Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Зима – за морозы, а мужик – за праздники.
Валентина Васильевна отметила, что Святки праздновались всеми, но в основном - это был праздник молодежи: её игры, песни, обходы домов, гадания создавали настроение святочного веселья. На территории Будницкого сельского поселения был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Такие обходы в течение Святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Самое интересное то, что каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и выслушивала их поздравления - колядки:
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
…а дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас господь
И житьем, и бытьем,
И богатством…
По народной традиции колядовщики требовали платы:
…нам же славцам
Не рубь – полтина,
Единая гривна
Пива братыня
Яиц коробица
Скляница вина
Бочку квасу,
Морда рыбы
Блюдо шанег
Ставец оладий
И масла крыница!
Если хозяйка выносила угощение, благодарили:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Если же ничего не подавали, могли пропеть и такое:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одарили односельчане.
До сих пор у нас представление о Святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались еще с Покрова, но приобретали праздничное значение с Рождества. Молодёжь, разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собиралась в избе. Там плясали, слушали сказки, а главное рядились и гадали о своей судьбе. Часто гадание сопровождалось веселыми, озорными песнями:
Нынче святки – все святые вечера!
Все мои подруги на игрища пошли,
Мене, молоду, свекор не пустил.
Заставил мене свекор овин сушить.
И я – то со зла овин сожгла,
Овин сожгла и туды ж пошла.
Нынче святки – все святые вечера!
Все мои подруги на игрища пошли,
Мене, молоду, свекры не пустила.
Заставила свекры кросен наткать..
И я – то со зла кросна изорвала, берды выломала,
Бердывыломала да и туды ж пошла.
Как рассказала Валентина Васильевна, песни и танцы прерывались с приходом ряженых. Парни любили наряжаться в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевали маски и в таком виде с шумом заскакивали в избу и пугали девушек. Такая игра была не только веселой, но имела и магический смысл. Накануне Нового года, на территории нашего сельского поселения молодежь устраивала еще одно колядование, где исполнялись святочные песни:
Ай, во боре, во боре
Стояла там сосна
Зелена, кудрява.
Ойовсень, ой овсень!
Мосточек мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали
Ойовсень, ой овсень!
Кому ж кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там Овсеню
Да Новому году
Ойовсень, ой овсень!
Конечно, Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Гадали во все дни Святок, но наиболее важными и магическими считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения. На святках девушки особенно много испытывали судьбу. Например, ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом войдешь, смеются – в хороший. Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу- к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табатчик, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет пить воду – быть мужу пьянице. Страшным считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое гадание суженого не каждая девушка.
От Нового года до Крещения парни вовсю веселились: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крышу и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об их праздничных проказах знали и относились к ним без осуждения.
По деревенке пройдем,
Что–нибудь да сделаем:
Дров поленницу рассыплем
Или двери закладем.
До сих пор на территории нашего поселения во время Святок на окнах, дверях, ставнях рисуют мелом кресты.
Заканчиваются святки с их весельем, гаданиями, ряженьем на Крещение. Люди считали своею святою обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски. До сих пор на территории нашего Будницкого сельского поселения продолжают жить такие святочные традиции.
ВСТРЕЧА ВЕЛИКОЙ МАСЛЕНИЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ
БУДНИЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Перед великой русской Масленицей я и мои ребята побывали в гостях у Кузьминой Марии Лаврентьевны, которая проживает в деревне ВерхнееОльгово Смоленской области Велижского района. Мария Лаврентьевна рассказала о том, как весело, задорно, празднично встречали Великую Масленицу на территории нашего поселения. Она описала каждый день Масленицы, а мы постарались ничего не пропустить.
Мария Лаврентьевна начала с того, что Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
По словам Марии Лаврентьевны, Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. На территории нашего поселения о встрече и проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. Особенно Мария Лаврентьевна отметила последнее воскресенье перед масленицей, которое носило название «мясное воскресенье». В этот день тесть ездил звать зятя» «доедать барана».
Особенно нам запомнились народные приметы на Масленицу: заготовляюсь на сыр да на масло; ненастье в воскресенье перед масленицей – к урожаю грибов; какой день масленицы красный, в такой сей пшеницу.
Особое значение Мария Лаврентьевна отметила в том, что Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовыми и необрядовыми действиями, традиционными играми и забавами. Обязанности и поступки заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку была атмосфера всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел название, за каждым закреплены были определенные действия.
Понедельник – «встреча»,
Вторник – «заигрыш»,
Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,
Четверг – «разгуляй – четверток», «широкий»,
Пятница – «тещины вечера», «тещиы вечерки»,
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,
Воскресенье – «прощеный день».
Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня – масленица, госпожа масленица».
Без блинов не масленица, без пирогов – не именины.
Мария Лаврентьевна сообщила так же и о том, что во многих семьях на территории нашего поселения блины начинали печь с понедельника. «Накануне вечером, когда появлялись звезды, старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу втайне и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приговаривая:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!
Немало важно, по рассказу Марии Лаврентьевны, чтобы каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из пшеничной муки, большие – во всю сковороду. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, творог, варенье.
Мы были крайне удивлены, когда узнали, что на Масленице – первый блин за упокой. Этот блин клали на окошко «для душ родительских» со словами»:
- Честные родители наши, вот для вашей души блинок!
По словам Марии Лаврентьевны, русская масленица на территории нашего поселения всегда славилась блинами.
Блин добро один.
Блины брюха не портят.
Блин не клин, брюха не расколет.
Хваля Масленицу, жители нашего поселения поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное пиршество плохим самочувствием. Одной из самых распространенных песен на территории нашего поселения была песня «Блины».
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
ЗАГАДКИ О БЛИНАХ
Во время беседы с Марией Лаврентьевной, мы записали несколько загадок, которые она нам любезно прочитала. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде). На плешь капнешь, вставишь, попаришь, поправишь. (Пекутся блины). Сидит царь – птица на золотых яичках. (Сковорода на углях).
Во время Масленицы на территории нашего поселения веселились и взрослые, и дети. Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
Самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.
Зять на двор – пирог на стол.
У тещи про зятя и ступа доит.
Придет зять, где сметанки взять?
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины. Званая теща «обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов»: таган, сковороды, половник, кадушку для опары.
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул разворачивался еще шире. Мужчины и юноши выходили на кулачные бои.
Масленица – пышка на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться!
Ребята – дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все наМасленицы боки!
Но главной фигурой все же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на санки и везли в гору с песнями. Встречали масленицу словами:
Дорога наша гостья Масленица,
АвдотьюшкаИзотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частные, головастые,
Портянки белые, набеленные!
На празднике всегда сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Иногда рядом с Масленицей – чучелом садилась в сани женщина, изображающая масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
В воскресенье – «Прощеный день» устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дров для костра жечь Масленицу:
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова –
Осиновы дрова,
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!
На территории нашего села в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером на костре чучело сжигали. А когда Масленицу провожали, то пели песни:
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем, кота за уши дерем.
Масленица – ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
Сколько помнит Мария Лаврентьевна, у масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала:
-Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Бросали в костер блины, говоря: «Гори, блины, гори Масленица!»
Самой яркой пословицей, на наш взгляд, является «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Так в преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, жители нашего поселения просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. Благодаря Марии Лаврентьевне, мы можем продолжить традиционные встречи и проводы Масленицы на территории нашего поселения. Мы выразили сердечную благодарность нашей дорогой хранительнице русских народных праздников.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ИВАН КУПАЛА НА ТЕРРИТОРИИ БУДНИЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Летом я побывала в гостях у Макаровой Анастасии Ефимовны, которая рассказала о праздновании Ивана Купалы на территории нашего поселения.
Анастасия Ефимовна начала с того, что праздник Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, обязательного выполнения и соблюдения правил. Особое значение жители нашего села уделяли народным приметам:
Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно — много будет грибов.
Ивановские дожди вызывали у жителей нашего поселения и радость и тревогу: они очень нужны были хлебам, но опасны для травы перед самым сенокосом.
Ивановские дожди лучше золотой горы.
Перед дождем цветы сильнее пахнут.
На территории нашего поселения на Купалу открывали большой покос.
Пройти до солнышка два покоса — ходить не будешь босо.
На Иванов день купались в реке. Ивана Купалу называли «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято было купаться. Купанию жители нашего поселения приписывали целебную силу. В этот день считали именинником водяного, который не терпел, когда в его царство вмешивались люди, и мстил тем, что топил всякого неосторожного.
Так, по рассказам Марии Ефимовны, один из довольно распространенных обрядов на территории нашего поселения – это обливание водой всякого встречного. Деревенские парни в этот день одевались в старое белье и отправлялись с ведрами на речку, где заполняли их мутною водой. Потом проходили по деревне, обливали всех встречных, делая исключения только для стариков и малышей. Но всего охотнее обливали девушек: парни врывались даже в дома, выносили девушек на улицу силой и здесь с ног до головы обливали водой. Девушки старались отомстить парням и тоже бегали на реку за водой. Начиналась игра, полная веселья, криков и смеха. В прилипшей к телу одежде молодежь уходила на речку и здесь, выбрав укромное местечко, купалась вместе, причем и парни, и девушки оставались в одеждах.
Главная особенность Купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтобы горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, напрыгавшись через костры, устраивала шумные, веселые игры. Обязательно играли в горелки.
По поверьям жителей нашего поселения, в купальскую самую короткую ночь нельзя спать. Так как оживала и становилась особенно активна всякая «нечисть» — ведьмы, оборотни, русалки, змеи... Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов. По преданиям нашего поселения Ведьмы отбирали у коров молоко, портили хлеба, водяные старались утащить человека под воду, леший пугал вошедших в лес, заводил их в чащобу. По преданию, в день Ивана Купалы слепая змея медянка получала зрение на целые сутки и делалась очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, она могла пробить его насквозь.
Народные приметы на Ивана Купала — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Иван Купала — хорошие травы.
Иванов день пришел — траву собирать пошел.
Часть трав и цветов собирали днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Травы и цветы, собранные в Иванов день, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали их, считая целебными. Ими окуривали печь во время грозы, чтобы защитить дом от удара молнии.
Особой традицией в Иванов день на территории нашего поселения являлось завивание венков из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха. Вечером пускали эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плыли. Если венок тонул, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады как бы глубоко в земле они не находились. Правда, достать такой цветок крайне сложно. По рассказам Анастасии Ефимовны, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появлялась почка. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывалась с треском и представлялась ярко-огненным цветком, настолько ярким, что на него невозможно было смотреть. Но невидимая рука срывала его, а человеку почти никогда не удавалось сделать это. Во время цветения папоротника можно услышать голос нечистой силы, не желающей допустить человека до редкого цветка. Кто отыскал расцветший папоротник и сумел овладеть им, тот приобретал власть повелевать всем.
Анастасия Ефимовна смогла для нас исполнить одну из песен, которая звучала на Иванов день.
Купальские песни
Пойдем, девки,
Пойдем, девки
Кругом жита,
Кругом жита.
В нашем жите,
В нашем жите
Ведьма сидит,
Ведьма сидит.
«Иди, ведьма,
Иди, ведьма,
С нашего жита,
С нашего жита,
Наше жито,
Наше жито,
Свяченное,
Свяченное!
Иди, ведьма,
Иди, ведьма,
У Сеньково,
У Сеньково,-
Тама жито,
Тама жито
Не свячено,
Не свячено».
«Да Купаленка!
Рано, рано!
Где досюль была?»
-За рекой была,
«Что ты робила?»
-Кужали пряла!
Кужали пряла,
Ткала, белила,
Замуж дочек
Выдавала
Рано, рано!
Анастасия Ефимовна – доброй души женщина. Мы несказанно благодарны за то чудесное время, которое мы провели вместе с ней. Помимо интересного рассказа Анастасия Ефимовна подарила нам много теплых, нежных, ласковых слов, так согревающих сердце.
Заключение
Работа над данным проектом показала необходимость активного изучения, сохранения и продолжения традиции нашей малой родины. В перспективе планируется организовать работу по созданию сборника «Народные традиции нашего села».
Хочется отметить, что в школе работает кружок «Русская народная песня», кружок вязания, вышивания, кружок «Русский народный танец».
В ходе реализации данного проекта я не только изучила народные традиции Будницкого сельского поселения, но и продолжаю их:
- исполняю русские народные песни;
- вышиваю гладью и крестиком;
- вяжу на спицах и крючком.
Данная работа предусмотрена на протяжении нескольких лет. Сбор русского народного материала будет продолжен нами и дальше. Мы принимаем активное участие по данной теме на школьных и районных семинарах.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществима только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Традиционная народная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор,обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо.
Список использованной литературы
- Смоленские предания //Смоленский край в истории русской культуры. – Смоленск: СГПИ, 1973.
- Народное поэтическое творчество во внеклассной работе: Учебное пособие (в соавторстве с В.С. Кошелевой) // Смоленск: СГПИ, 1978 (52 стр.).
- Фольклор Смоленщины//Фольклор и народная эстетика. – Смоленск: СГПИ, 1989.
- Фольклор одного села. Методические рекомендации по фольклорной практике. – Смоленск: СГПИ, 1991.
- Исторические песни в записях В.Н. Добровольского //Смоленский край в истории русской письменности и культуры. – Смоленск: СГПИ, 1994.
- Родительская обрядность //Край Смоленский, 1994. - № 7-8.
- Народное творчество Смоленщины. – Смоленск, 1998.
- Вечорочные песни Смоленщины //Смоленский край в истории русской письменности и культуры. – Смоленск: СГПИ, 1994.
Приложение 1
ВСТРЕЧА С НИКОЛАЕВОЙ
ВАЛЕНТИНОЙ МИХАЙЛОВНОЙ
Фото. В гостях у Николаевой Валентины Михайловны
Фото. Валентина Михайловна
Мастер-класс по искусству пряжи и вязания
Фото. Валентина Михайловна передает секрет своего искусства
Фото. Валентина Михайловна передает
опыт молодому поколению
Приложение 2
ВСТРЕЧА С УМЕЛЬЦАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
БУДНИЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Фото. Встреча с Мухиной Галиной Николаевной
Мастер-класс по вышиванию крестиком
Фото. Радченко Валентина Степановна
Мастер-класс по вязанию
Радченко Василий Артемьевич
Рассказ об изготовлении валенок
Фото. Версина Анастасия Макаровна
Исполнительница русских народных песен
Григорьева Валентина Васильевна
Обладательница чудесного звучного голоса
Приложение 3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Фото. Аверченко Анастасия, ученица 7 класса
Защита проекта «Русская народная песня в моей семье»
Фото. Оверченко Анастасия с мамой Натальей Михайловной
Исполнение русской народной песни «Валенки»
Фото. Работа кружка «Русская народная песня»
Исполнение песни «Блины»
Фото. Работа кружка «Русский народный танец»
Танец «Кадриль»
Приложение 4
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ЧАСТУШКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Культурное наследие коми народа"
Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....
Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)
Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...
Тема: Культурное наследие малой Родины « Исторические хроники» (исследовательская деятельность)
Воспитание русской народной культуры – одной из основных ценностях нашего государства, гражданственности и патриотизма, формирование системы жизненных ценностей и приоритетов юных музыкантов на конкре...
Исследовательский проект «Культурное наследие Подольска и Подольского региона »
Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственны...
Исследовательский проект «Культурное наследие Подольска и Подольского региона »
Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственны...
Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...
Исследовательский проект "Утраченное наследие"
Исследовательский проект "Утраченное наследие"...