Храм в Полюстрово
статья по краеведению (6, 7 класс)
Данная статья предназначена для учащихся, занимающихся краеведением. Данный материал является основой для проведения экскурсий в рамках проекта "Далеко ходить не надо". Проект направлен на изучение достопримечательностей в школьном квартале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram_v_polyustrovo.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Храм в Полюстрово
Данная статья предназначена для учащихся, занимающихся в объединении дополнительного образования «Я – экскурсовод»
В части сквера на углу Пискаревского проспекта и Ключевой улицы появилась церковь.
Почему вдруг в таком знакомом мне районе, на пустыре - храм Святителя Луки Крымского? Очень мало информации оказалось на табличке с изображением монастыря, бывшего на этом месте. Эта территория - не совсем пустырь. В западной части просматривается кирпичная кладка, напоминающая остатки фундамента небольшого сооружения.
Здесь собирается группа людей, которые и создали маленький цветник и памятный знак. Православная местная религиозная организация «Приход храма иконы Божией Матери „Неопалимая купина“ в Калининском районе г. Санкт-Петербурга» зарегистрирована в 2016 году.
Среди жильцов есть противники установки поклонного креста на месте разрушенного храма.
Я поставила цель - выяснить историю и будущее маленького храма, понять, почему храм освящен именем Святителя Луки Крымского.
- История. Красностокский монастырь.
Прежде в границах сквера на юго-западном углу Пискаревского проспекта и Ключевой улицы располагались подворье Красностокского Рождествено-Богородицкого женского монастыря Гродненской епархии и часовня иконы Божией Матери «Неопалимая купина».
Кельи и две деревянные часовни были построены в 1911 году, а часовня — в 1915-м; автором всех зданий является архитектор Георгий Никитин.
Сам монастырь основан в 1843 г. в Гродно, на границе католического мира.
- Но история монастыря начинается с 12 века.
Издревле на месте монастыря в Гродно стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, но в конце XII в. стены были уже каменными.
Известно, что князь Михаил Глинский выделял средства на ремонт храма в 1506году. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений.
С введением унии храм был обращен и униатскую церковь.
В 1647 г. страшный пожар уничтожил Пречистенскую церковь. Пожар
1654 г. разрушил ее окончательно.
Позднее построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и другие монастырские здания. Многочисленные пожары, колебания в вере были в судьбе монастыря. Строительство новой церкви и монастырских келий было завершено в 1751 г.
В 1843 г. женский униатский монастырь был преобразован в православный Рождество-Богородичный 2-го класса женский монастырь.
Позже здесь был устроен приют для воспитания дочерей бедных чиновников и сирот лиц духовного ведомства.
В 1866 г. была построена церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре после этого знаменательного события обитель посетил Император Александр II. 7/20 октября.
А вот в 1877 г. в обители совершилось чудо обильного мироточения Владимирской иконы Божией матери, которое продолжалось полгода.
Это миро было собрано в особый ковчежец в виде креста, который и доселе находится при иконе. Благодаря своим чудотворным свойствам она стала одной из главных святынь обители.
В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище
Красносток (ныне — Ружаносток) близ Гродно, где стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова.
В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место в Красностоке в 30 верстах от Гродно. Он стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. Монастырь сыграл большую роль в восстановлении в Западном крае православия.
В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине.
В столице у монастыря уже в 1906 имелась часовня свт. Павла, епископа Фивейского, а в 1911 мещанка Вера Евдокимова ( духовная дочь Иоанна Кронштадтского) подарила в Полюстрове участок для подворья, где в том же году по проекту гродненского архитектора Г. М. Никитина были построены кельи и две деревянные часовенки, увенчанные каждая тремя главками.
Летом 1913 здесь началось строительство деревянной часовни с пятью главками, которая разместилась на втором этаже подворья. На постройку
3 тыс. руб. выделил Государь. Обшитое тесом здание, в котором намечалось три придела, было 11 декабря 1915 освящено епископом Гдовским Вениамином. Возможно, вскоре оно было обращено в храм.
В годы Первой мировой войны попечением императрицы Александры Федоровны, ввиду угрозы наступления немецких войск Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери — Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская.
В 1914 году монахини Красностокского монастыря были эвакуированы в Москву
В 1918 году 160-ти монахиням из Красностока был передана территория Екатерининской пустыни под Москвой. Там они организовали артель «Екатерининская пустынь», действующую до 1931 года. Сестры увезли с собой и 2 чудотворные иконы Красностокские и Владимирскую-Мироточивую. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград в храм Красностокского подворья и лишь в 1954 г. вернулась в храм Гродненского женского монастыря.
Вторая Красностокская икона с 1931 г. и до сих пор находится в подмосковном храме в село Ермолино. После революции в 1918 г. монахиням из Красностока был передан бывший мужской монастырь под Москвой - Екатерининская пустынь.
На подворье в Петрограде стояла
часовня БОЖИЕЙ МАТЕРИ „НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА“ Красностокского Рождествено-Богородицкого женского монастыря Гродненской епархии. (В приложении –рис.)
На подворье в середине 1919 жило четыре монахини и семнадцать послушниц. Подворье просуществовало недолго: в конце 1920-х его закрыли, а в 1929 затем снесли.
Впоследствии здесь разбили сквер.
В российское время на месте алтаря поставили памятную табличку с краткой историей и изображением монастыря и храма, а вокруг разбили клумбу.
В 2019году город выделил приходу храма иконы Божией Матери «Неопалимая купина» 988 кв. метров земли в этом сквере — в том месте, где начинается боковой проезд Пискаревского. При этом памятная табличка в границы участка не попадает.
Каменная церковь должна быть там построена за десять лет.
- Судьба монастыря в Польше и Белоруссии.
В красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи.
Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители, а восстановленав 1927 году
В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери.
На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. Размеренная монастырская жизнь в 1960 г. была насильственно прервана: второй раз за время своего существования монастырь вынужден был покинуть Гродно и на долгие годы переселиться в Жировицы. Чудотворные иконы Божией Матери поставили в Богоявленском храме также, как они стояли и в Гродно: справа - Владимирская икона Божией Матери, слева - Красностокская икона Божией Матери. В алтаре на Горнем месте - Казанская икона Божией Матери. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино.
В монастыре был размещен гараж ДОСААФ.
В 1992 году Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери. В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор.
1 июля 1992 г., в день Боголюбской иконы Божией Матери, совершено первое богослужение в возвращённом православном монастыре. 20 сентября 1992 г., в канун Рождества Пресвятой Богородицы, вернулась в свой монастырь мироточивая чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 14 янв. 1993 г. освящен зимний храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Сотни людей, пришедших в этот день на Литургию, были свидетелями необычайного для зимнего времени появления радуги на небе в момент освящения храма. 1 июля 1993 г. в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, был возвращен и главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы были возвращены монастырские корпуса. Отремонтирован фасад главного храма, келейных корпусов, золотой крест венчает центральный купол, практически закончена роспись Рождество-Богородичного собора. Появились насельницы. При монастыре работает воскресная школа.
Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись:« Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья»
- Святыни монастыря.
Главными святынями в монастыре были икона-складень Божией Матери XVII века и мироточивый образ Владимирской Божией Матери.
Чудотворная Красностокская икона Божией Матери.
7 октября 1877 года икона прославилась истечением мира, продолжавшимся полгода. Святыня находилась в Красностокской женской обители на севере Сокольского уезда Гродненской губернии. Выполнена в виде складня во времена царя Алексея Михайловича.
Предание говорит, что образ этот принесен был в дар православной церкви одним из русских князей Урусовых. Это было в XVI столетии, во время похода этого князя с московскими войсками против Литвы. Когда в русско-литовских краях распространилось католичество, образ этот достался в собственность монахам доминиканского ордена, в костеле которого он и находился до второй половины XIX столетия. В это время костел был обращен в православную церковь, и икона снова перешла к православным.
До 8 сентября 1901 г. икона хранилась в алтаре из опасения, чтобы ее не похитили католики. Для народного же поклонения с иконы была срисована копия, которая в настоящее время известна среди богомольцев больше, чем сам подлинник. Ныне и сама подлинная икона изнесена из алтаря.
Особенное стечение богомольцев наблюдается в Красностокской обители в праздник Пятидесятницы. Праздноваие иконе установлено 20 октября (7 ст. ст)[2]
История написания редкой красоты чудотворной Красностокской иконы Божией Матери еще не разгадана. По одной из версий, этот образ является списком со знаменитой западнорусской святыни — Ченстоховской иконы Божией Матери.
4.Храм Святителя Луки Крымского.
В 2008 г. была создана инициативная группа по воссозданию утраченного монастыря. В феврале 2018 г. город выделил приходу храма иконы Божией Матери «Неопалимая купина» 988 кв. метров земли в сквере на углу Пискаревского пр. и Ключевой . Церковь должна быть там построена за десять лет.
Первая Божественная литургия в храме на Пискаревском проспекте совершена 29 декабря 2018 г. Перед богослужением храм был освящен малым чином настоятелем иереем Николаем Нецветаевым в честь святителя Луки Крымского. Таково было распоряжение митрополита санкт-петербургского и ладожского. Святителя Луку, архиепископа Симферопольского и Крымского, вспоминают как духовного писателя, милосердного врача и бесстрашного исповедника. Но, прежде всего, о нем говорят как о святом, по молитвам к которому происходят чудеса исцеления. В Петербурге есть Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), несколько храмов.
5.Войно-Ясенецкий – хирург в рясе
Войно-Ясенецкие — старинный дворянский род, представители которого в разное время владели обширными имениями в Польше и Западной Украине. Правда, к началу XVII века они изрядно обмельчали, а к середине XIX столетия многие из них откровенно обеднели. В том числе и прадед архиепископа Луки, заправлявший мельницей и носивший лапти.
Отец его был католиком, честным, добрым человеком и неудачливым аптекарем. Мать занималась благотворительностью, но церковь не посещала принципиально. Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Спустя несколько лет семья переехала в Киев. Помимо Валентина, у дворянина-аптекаря было два сына и три дочери.
Войно-Ясенецкий отличался от своих братьев: был замкнутым, молчаливым.
Заразившись толстовскими идеями, он стал вегетарианцем, принялся спать на полу и общаться с мужиками. Когда же в руки будущему епископу попалась книга «В чем моя вера», он разочаровался в Толстом и больше никогда не читал труды писателя. Валентин Войно-Ясенецкий с детства увлекался живописью. Мечтал стать художником. Рисовал он обычно нищих, деревенских баб с детьми, истово молящихся мужиков и странников с посохами. Окончив гимназию, человек, которого сегодня Россия знает как Святителя Луку, хотел было поступить в Академию художеств. Однако на экзамене передумал.
В автобиографической книге Святителя Луки сказано:
«… я не имел права заниматься тем, что мне нравится, и должен был делать то, что полезно для страдающих…»
Отказавшись от живописи, Войно-Ясенецкий поступил на юридический факультет, но проучился там недолго. Перевелся на медицинский. Химию и физику ненавидел, но учился хорошо.
Войно-Ясенецкий был незаметным студентом: в общественной жизни университета участия не принимал, каких-либо выдающихся работ не писал. Ничто в нем не выдавало будущего ученого и тем более проповедника. В 1903 году, после окончания университета он немало удивил товарищей, заявив, что собирается стать простым земским врачом. Не заниматься практикой, не писать научные работы, а поехать в глушь, чтоб жить в нужде и принимать по 50—60 деревенских мужиков и баб в день…
В своей книге святитель Лука признался:
«… я учился на медицинском факультете исключительно для того, чтоб стать мужицким врачом…»
Однако в глушь он поехал только после Японской войны. А прежде отслужил в Красном кресте, где и познакомился с будущей женой.
Анна Ланская была сестрой милосердия. Двое врачей просили ее руки, но она отказала, потому как дала обет безбрачия. А предложение вчерашнего студента Войно-Ясенецкого приняла.
В тени хирурга Валентина-Ясенецкого, автора «Гнойной хирургии» (именно за эту книгу Святитель Лука был удостоин Сталинской премии) таилась бывшая медсестра милосердия. Валентин Войно-Ясенецкий отдал в жертву страждущим не только свою жизнь, но и жизнь жены. Войно-Ясенецкие переезжали из одного уездного города в другой. И везде доктора ожидали нищие больничные палаты и крестьяне, вереницей спешащие к нему на прием. На работе он проводил по 15—18 часов в сутки. А если появлялась свободная минута, Войно-Ясенецкий посвящал ее научным изысканием. Семья жила в нищете, каждую копейку откладывали на поездку в Москву для сачи докторских экзаменов.
При этом он не только лечил своих пациентов, но и помогал им с деньгами. Одному бедняку подарил дорогой пояс (прямо с себя снял). Другому — ковер, прежде висевший в его кабинете. Он много думал о пациентах, но просмотрел болезнь в своем доме.
У Анны был туберкулез. В те времена верили, что от этой болезни избавляет южный, сухой климат. Войно-Ясенецкие уехали в Ташкент. Южный климат не помог. Анна умерла в 1919 году. Едва ли Войно-Ясенецкий искал утешения в религии — он принимал и оперировал больных 16 часов в сутки. Но однажды, спустя два года после смерти жены, явился на работу в рясе священника. Это было в феврале 1921 года и вызвало шок у коллег.
Надеть рясу в то время, когда повсюду висят плакаты о злейших врагах — помещиках, попах и белых офицерах! И всем стало ясно, что Войно-Ясенецкого совсем скоро арестуют.
В свободные от операций часы он проводил в церкви — писал иконы
Епископский сан был присвоен Войно-Ясенецкому в мае 1923 года. А в июне он снова был арестован. Ему предъявили нелепые обвинения. На суде обвинитель спросил хирурга-священника: «Ночью вы молитесь, а днем людей, получается, режете! Разве вам это позволяет ваш бог?». Подсудимый ответил вопросом на вопрос: «Я это делаю для их спасения, а ради чего вы режете людей?».
Войно-Ясенецкого отправили в Енисейск, где и пошла первая молва о необыкновенном священнике-хирурге.
Находясь в ссылке, архиепископ Лука продолжал лечить людей. Однажды его вызвали на допрос. «Как вы смеете заниматься практикой?», — кричал на него чекист. А Войно-Ясенецкий отвечал так: «Денег с больных я не беру, а отказывать им, простите, не имею права — клятву Гиппократа давал».
Кроме того, он продолжал богослужения, из-за чего провел несколько дней в одиночной камере.
В довоенное время епископ Лука стал едва ли не самой популярной личностью в Красноярском крае — вторую ссылку он провел в Туруханске. Работал в местной больнице, выполнял сложнейшие операции. Опять же совершал богослужения.
Один из пациентов, важный чиновник, как-то задал провокационный вопрос Войно-Ясенецкому: «Вы, профессор, Бога не видели, как же можете утверждать, что он существует?«. «Я не раз вскрывал человеческий череп, и никогда не видел там так же и ума, и глупости« — парировал хирург-священник.
В 1925 году Войно-Ясенецкий был отправлен в деревню, расположенную в двухстах километрах от Полярного круга. Здесь он жил в маленькой ветхой избушке. Не умер от голода и холода лишь благодаря помощи местных жителей.
Удивительно, но ссыльный доктор находил силы и на научную работу. Уже в конце двадцатых о нем знали за границей, его статьи были опубликованы в немецкой газете. Как туда попали работы советского хирурга-священника? Несмотря на страх перед арестом, у Войно-Ясенецкого находились сторонники, которые всячески помогали ему.
Но в войну архиепископу Луке доверили управление несколькими сибирскими госпиталями. Более того: Сталин присвоил ему звание генерал-майор. При этом условия Войно-Ясенецкого были соблюдены: рясу он не снимал, богослужения совершал. Священник-хирург в генеральских погонах на всю жизнь запомнился солдатам Красной армии.
В конце 40-х Войно-Ясенецкого еще несколько раз возили на Лубянку. Обещали должность кремлевского врача, ректора медицинского института и даже звание академика. В том случае, если он снимет рясу. Упрямец Войно-Ясенецкий отвечал: «Не могу раздвоить себя!«.
И его больше не трогали, но держали подальше от Москвы. Последние годы он провел в Симферополе.
Архиепископ Лука оперировал вплоть до 1955 года, пока полностью не потерял зрение. Умер в 11 июня 1961-го.
Дети Валентина Войно-Ясенецкого стали тоже врачами. Но ни один из них не наследовал от отца ту невероятную силу воли, бесстрашие, непоколебимость. Во всяком случае, любопытство советского писателя, решившего написать в 60-е годы биографию святителя Луки, вызвало у сыновей раздражение и страх (такая книга могла не лучшим образом повлиять на карьеру).
Храмы
Святитель Лука похоронен в Симферополе. Его могилу (находится справа от главного входа) круглый год посещают паломники из разных городов — считается, что молитва здесь избавляет от болезней.
В 1995-м хирург священник был причислен к лику святых. Церкви, названные его именем, есть в городах России и Украины.
В Москве три храма Святителя Луки. Храмы есть в Воронеже, Липецке, Екатеринбурге, Красноярске, Киеве, Одессе, Санкт-Петербурге и Симферополе. Мощи Святителя Луки хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.
Заключение
Мое исследование прояснило для меня многие вопросы.
Храм напоминает о подворье Красностокского монастыря, которое существовало где-то здесь в 1910–1920-х годах.
Подворье монастыря – место расположения менялось много раз, включая разные районы Российской империи – имело долгую, сложную историю.
Каменный храм будет построен в течение 10 лет.
Литература и интернет-источники
2. Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон.1914
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Санкт-Петербург, Полюстрово
Информация о народностях Северной Америки, рекомендовано для 7 класса. Предмет: география...
Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова
интегрированный урок...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...