Заповедный урок
план-конспект занятия по краеведению (8 класс)


 

 Формирование представления об особо охраняемых территориях. Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.

Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.

Форма учебного занятия: урок-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednyi_urok.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Заповедный урок»

Потапкина Евгения Витальевна, учитель географии и ОБЖ

Первая категория

Цель: Формирование представления об особо охраняемых территориях. Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.

Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных и природных парках. Определение роли охраняемых территорий.

Образовательные: .

 - расширить знания об охраняемых территориях России, выделить их черты сходства и различия, а также их значение для человека

- сформировать  понятия «Особо охраняемые природные территории», «научный туризм», «экосистемы»

Развивающие:

Развитие навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мышления, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе ,чувство любви к своей Родине.

Учебное оборудование и литература:

- раздаточный  материал,

- медиа проектор.

Термины и понятия:  особо охраняемые природные территории, научный и экотуризм.

Тип учебного занятия: комбинированное.
Форма учебного занятия: урок-практикум.

План урока:

Дидактическая задача

Содержание учебного материала

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Результат

1

Организационный момент.

Здравствуйте любители и знатоки природы, неравнодушные и пытливые ко всему, что происходит вокруг..Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. Как источники информации вы можете использовать фотографии  и информационные листы.

 

2

Актуализация знаний

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина.

Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.

объяснительно-иллюстративные


Фронтальная беседа

Стадия вызова

Погрузить учащихся в  проблему

Организовать обучающихся на постановку целей занятия.

Найдите ассоциации к слову заповедный.

 Из толкового словаря В. Даля(1801-1872)

Заповедь – повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление.

Заповедовать – наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую-либо обязанность, запрещать.

Заповедный лес или роща – место, где рубка заповедна, запрещена. В заповеднике не стрелять. Заповеданного не трогать. Академик Иван Бородин: «Заповедник – это такие же уники, как картины Рафаэля – уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности». :

 Скажите, почему возникает необходимость защиты и охраны природы?

Проблемный, объяснительно-иллюстративные.

тема урока.

Фронтальная беседа

На Руси возникновению заповедников способствовало увлечение князей охотой, были организованы княжеские леса, где нельзя было рубить лес. «Заповедник» и «заповедание» -древние русские слова, отмеченные ещё в X веке. Оно возникло ещё в языческой Руси, когда воспевался культ природы (Троица-праздник русской берёзы, Иван-Купала и др.)-преклонение человека перед силами природы, бережное отношение к ней.

Самым древним заповедником можно считать Беловежскую пущу, где в 13-14 веках охранялись ценные виды животных. Пётр I издал указ об охране лесов вдоль рек, деревьев пригодных для кораблестроения. В Тамбовской области охранялись леса на севере губернии- было запрещено  вырубать, собирать смолу, выжигать под пашню –вплоть до смертной казни. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации: учет дичи, описание заповедных деревьев, дубовых насаждений.
Екатерина II предписала 1/5 часть всех фабричных лесов окопать рвами и создать «заказные рощи», чтобы сохранить лучшие деревья для кораблестроения.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» был принят в октябре 1916 царским правительством, в декабре того же года «распоряжением, объявленному Правительствующему Сенату Министром Земледелия» был создан первый государственный заповедник, Баргузинский на берегу озера Байкал.
Важность заповедного дела для государства сознавало и временное правительство России, которое сочло необходимым в 1917 году направить своего эмиссара на защиту заповедника «Аскания-Нова», а также двух других – организовать национальный парк в Крыму.

2

Стадия осмысления

Сформулировать понятие «ООПТ»

 Учитель:  Сколько вам лет ребята? Кому 12,13? А вашим папам и мамам сколько? А бабушкам и дедушкам?.. Да они прожили целую жизнь, и теперь представьте – вот уже целых сто лет как в России существуют особо охраняемые природные территории. Каким же был этот путь?

Система ООПТ в России динамично развивалась, несмотря на разруху после гражданской войны. Число заповедников быстро росло. Однако в 1951 и 1961 гг. многие заповедники были закрыты. В дальнейшем некоторые из них восстановили и заповедная система продолжила развиваться.

Сейчас в России существует 102 государственных природных заповедника, 49 национальных парков, около 70 федеральных заказников. И система особо охраняемых природных территорий в нашей стране продолжает развиваться — расширяются территории существующих и создаются новые заповедники и национальные парки.

             Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

В настоящее время проблемами заповедного дела занимаются не только государственные учреждения. Ученые-энтузиасты и общественные деятели создали неправительственные организации, которые участвуют в сохранении природного богатства нашей страны. С их помощью создаются новые ООПТ, сохраняются же существующие, реализуются различные природоохранные программы. Восемнадцать российских заповедников включены ЮНЕСКО во всемирную сеть биосферных резерватов. Один национальный парк включен в программу сохранения всемирного культурного и природного наследия.

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративные

Работа с карточками

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

История (хронология) заповедного дела.

- 1916 год. Закон об охотничьих заповедниках. 29 декабря (11 января 1917) создан первый  государственный заповедник «Баргузинский» - для сохранения соболя

- 1917 год. Проект географической сети заповедников подготовлен ученым, географом, путешественником Вениамином Петровичем Семеновым-Тян-Шанским.

- В период 1919-1930 годы созданы или расширены заповедники Астраханский, Печоро-Ильинский, Алтайский, Наурзумский, Крымский, Кзыл-Агачский, Алма-Атинский, Боровое, Кондо-Сосьвинский, Байкальский.

- 1937 год. Рождение «Летописи природы» заповедников по инициативе ученого-зоолога А.Н. Формозова; положило начало мониторинговым наблюденям за природными явлениями, которое продолжается в наши дни.

- 1943-1945 годы. Во время ВОВ ни один заповедник не был закрыт. В 1943 году были организованы: «Предуралье», и «Кунгурская ледяная пещера», сразу после окончания войны – пять заповедников в Московской области1951 год. Постановление правительства о закрытии заповедников, общая площадь сокращена в 15 раз.

- 1983 год. Создание первых национальных парков «Лосиный остров», «Сочинский»

- 1995 год Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (наряду с экологическим просвещением отнесено и развитие познавательного туризма)

- 2017 год 100 летие заповедной системы (Указ президента России)

 

Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

           Россия обладает значительными запасами биологических ресурсов и объектов природно-культурного наследия, которые необходимо не только сохранить, но и эффективно использовать в интересах настоящих и будущих поколений, рассматривая как важный элемент национального богатства. Ведь ООПТ  помогают обществу решать следующие задачи:

  • Сохраняют живую природу, являются убежищами для редких видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира
  • Обеспечивают чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые природные ресурсы
  • Являются хранилищем природного генетического материала
  • Сохраняют здоровую среду для жизни людей
  • Представляют собой объекты национальной гордости
  • Являются научными учреждениями, в которых изучается экология природных сообществ и отдельных их частей

объяснительно-иллюстративные, частично -поисковый


.

 Фронтальная беседа, анализ представленных фотографий и карт на слайдах.

 

 

 

 

Самой большой ООПТ в России является НП «Русская Арктика», занимающая северную часть о-ва Новая Земля и Землю Франца-Иосифа. Именно здесь можно встретить единорогов! Так называют еще нарвалов. Нарвал изображен на эмблеме нац.парка. «Русская Арктика» была создана в 2009 г. для сохранения очень уязвимых экосистем арктических островов, а также развития познавательного туризма в этих негостеприимных землях.

Самым большим заповедником является также северный заповедник, который так и называется – Большой Арктический. Он находится на самом севере материковой Евразии – на п-ове Таймыр и состоит из нескольких участков. Он был создан в 1993 г. «в целях сохранения и изучения в естественном состоянии уникальных арктических экосистем, редких и исчезающих видов растений и животных северного побережья полуострова Таймыр и прилегающих островов».

Самый маленький заповедник России – «Галичья гора» в Липецкой области. Его площадь всего 230 га. Состоит он из 6 маленьких участков. Основная ценность этого места – уникальная флора. Среди степей на меловых горах растут растения, характерные для Альп, Кавказа, Алтая! А из нац.парков самый маленький – национальный парк «Куршская коса». Это еще и самая западная ООПТ России, ведь находится она в Калининградской области. Это образовавшийся в результате взаимодействия моря, ветра и деятельности человека и продолжающий формироваться культурный ландшафт, необратимые изменения которого могут представлять угрозу для его сохранения. А сама коса – это длинный (98 км) и узкий (до 3,4 км) песчаный полуостров, отдаляющий Балтийское море от пресноводного Куршского залива.

Формирование отечественной системы ООПТ в значительной степени основывалось на положении, что для сохранения биоразнообразия важно выделять по возможности более крупные участки девственной природы и принимать меры против их заселения и хозяйственного использования. Поэтому ООПТ в России расположены почти во всех природных зонах. В таких заповедниках и нац.парках как Кандалакшский, Паанаярви, Онежское Поморье и других сохраняются суровые, дикие и прекрасные ландшафты севера. Эти экосистемы очень просты и потому очень уязвимы со стороны человека. К тому же здесь сохранились уникальные исторические и архитектурные памятники старины, русского северного зодчества, а также старинные народные промыслы и ремесла. В южной части России заповедники и нац.парки охраняют остатки просторных когда-то степей, которые сейчас практически целиком распаханы. И здесь можно увидеть единственную в Европе антилопу – сайгака, полюбоваться на цветение степных тюльпанов весной, в дельте Волги понаблюдать за многотысячными стаями пернатых и увидеть огромные «каспийские розы» - так здесь называют лотосы. Много ООПТ находится и в горах Кавказа. Дух захватывает от мощи высочайших гор в Европе! И опять же хрупкая красота горных пейзажей под угрозой – именно на Кавказе находится огромное количество курортов, баз отдыха, горнолыжных трасс, плюс к этому еще и политическая нестабильность. Поэтому сохранение природы Кавказа в заповедниках и нац.парках необычайно важная задача для нашей страны.

Казалось бы – что может угрожать бескрайним просторам Сибири? Однако все не так гладко, как может показаться на первый взгляд. Лесозаготовки, часто неконтролируемые, добыча полезных ископаемых, охота, промышленные предприятия – все это ставит под угрозу этот дикий, суровый и прекрасный край. Красоты Сибири и Урала охраняются в таких заповедниках как Алтайский, Ильменский, Усунурская котловина, Даурский и других. В этих ООПТ сохранились почти исчезнувшие вне их сибирские горные козлы и горные бараны, краса и гордость Алтая и Саян – снежный барс, быстроногая антилопа дзерен.

А за многие тысячи километров от Москвы и Смоленска раскинулись просторы Дальнего Востока. Его природа поражает приехавшего из Центральной России. Именно здесь и нигде больше в России можно увидеть гейзеры, вулканы. Здесь находятся огромнейшие птичьи базары, а на юге Дальнего Востока обитают самые большие кошки в мире – амурские тигры. Все это удалось сохранить только благодаря ООПТ. Вообще же многие виды животных удалось сохранить только благодаря заповедникам. Например, амурского тигра и дальневосточного леопарда. Эти редкие хищники дожили до наших дней только благодаря строгой охране и наличию охраняемых территорий, где сохранены места их обитания и где остались стада диких копытных, служащих для этих кошек добычей. Только на ООПТ могут существовать вольные популяции зубров. Стада этих огромных быков сохранены или восстановлены в таких заповедниках как Брянский лес, Приокско-Террасный, Окский, нац.парках «Угра», «Орловское Полесье» и других. Некоторые заповедники изначально и создавались для спасения определенного вида животного от вымирания. Как вы уже знаете, первый заповедник в России – Баргузинский – был создан, чтобы сохранить от полного истребления ценнейшего баргузинского соболя. То, что мы сейчас можем наблюдать следы жизнедеятельности бобров буквально на каждой речушке – заслуга Воронежского заповедника, где охранялись эти крупнейшие в России грызуны, и откуда их потом расселяли по всей стране. Судьба обыкновенной гаги теперь не вызывает опасений благодаря Кандалакшскому заповеднику. Очень ценный пух этой утки используется для набивки теплых курток и спальников. Раньше ради пуха истребляли птиц, сейчас забирают его из гнезд после того, как птенцы его покинули. Смешной зверек – русская выхухоль – живет только на территории бывш. СССР. Для нее смертельно опасно загрязнение водоемов, замусоривание берегов, браконьерские сети. Для ее охраны и изучения был создан Хоперский заповедник в Воронежской области. Полярные гиганты – белые медведи – всю жизнь проводят в скитаниях среди торосов Арктики, но для продолжения рода им нужен надежный уголок, лучше на суше. Таким «родильным домом» для многих полярных медведиц является заповедник «Остров Врангеля».

В Смоленской области нет водопадов, гейзеров, птичьих базаров… Но  среднерусская природа тоже уязвима, прекрасна и требует охраны. Поэтому на Смоленщине также есть ООПТ «Смоленское Поозерье», заказники и памятники природы, уникальные лесные насаждения и парки бывших дворянских усадеб, истоки таких рек как Днепр, Десна и Остер, чистые родники и мшистые загадочные болота.

Подведение итогов Твой заповедный остров.

Какая заповедная территория находится ближе всего к нам, что мы о ней знаем, чем она интересна (Работа с сайтами, фотографиями)

Кто может быть символом года особо охраняемых природных территорий  (соболь – живой символ заповедника, созданного 100 лет назад)

Исследовательские.

 

 

Работа в группах.

 «Поздравление» Поздравь свой заповедный остров. Работа  в малых группах: сделать открытку, сфотографироваться с ней и отправить в социальные сети с хештегами #друзьязаповедныхостровов, #заповеднаяроссия, #баргузинскийзаповедник     Итоги урока и отзывы опубликовать на сайте школы.

 

Рефлексия.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
Сергей Смирнов

– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

 

А теперь поставили руки на парту и представили, что вы вышли на поляну. Пошёл дождь. Если вам урок понравился, то пусть капли будут громкими. Упала 1 капля (Дети ударили пальцем по ладошке).

- Упало 2 капли. (Дети ударили двумя пальцами по ладошке).

- Упало 3 капли. (Дети ударили тремя пальцами по ладошке).

- Пошёл сильный дождь! Мне хочется закончить урок этими аплодисментами.

 

 Подведение  итогов. 

Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы.

 

 

        Список литературы

  1. Ананин А.А. Организация научных исследований в Баргузинском биосферном заповеднике. - Заповедники СССР - их настоящее и будущее./Тез. докл. Всесоюзн. конф. - часть 1.-Новгород,1990,32-34.
  2. Ананин А.А.,Троцкая Н.И., Троцкий А.А., Федоров А.В.Первому государственному заповеднику России-80 лет. - Охота и охотн. - во,1996.-с.26-30.
  3. Гусев О.К. Научно-исследовательская деятельность Баргузинского заповедника//Тр. Баргузин. гос. запов. -Улан-Удэ,-с.155-174.
  4. Гусев О.К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала: Альбом.-М.,Агоропрмиздат, 1986. – 184с, ил.
  5. Шагжиев К.Ш., Ральдин Б.Л. и др. Бурятия: природные ресурсы. –Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 1997. –280с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Единый всероссийский заповедный урок».

11.01.2017 года в День заповедников и национальных парков проводилась акция «Единый всероссийский заповедный урок»....

Всероссийский Заповедный Урок

В рамках проведения Года экологии и 100-летия заповедной системы России был проведен Всероссийский заповедный урок "Заповедные острова. Сохраняя будущее"....

Всероссийский заповедный урок.Волжско-Камский заповедник.Кайбицкие дубравы

Презентация к внеклассному мероприятию "Всероссийский заповедный урок. Волжско - Камский заповедник.Кайбицкие дубравы"...

Всероссийский заповедный урок.

В нашей школе в год экологии ученики приняли участие во Всероссиском заповедном уроке на тему Заповедные острова . Сохраняя будущее.. С большим интересом ребята ознакомились с материалом о заповедника...

Единый Всероссийский заповедный урок к году экологии

В МБОУ "Байгамутская НКСОШ" проведён Единый Всероссийский заповедный урок к году экологии....

Методическая разработка внеуроучного мероприятия "Всероссийский заповедный урок"

Ссценарий к проведению внеуроучного мероприятия в формате представления проектов по заданной теме....

Урок "Заповедный урок Куршская коса"

презентация и разработка урока...