Развитие образования Тамбовского края в 17 - 19 вв.
статья по краеведению (9 класс)

Сафошина Ирина Александровна

Связь с сегодняшним временем, опыт и перспективы, которые имело образование в прошлом – это, возможно, наибольшее из того,

что может пригодиться в будущем, поскольку именно примеры решений проблем, предпринятых нашими предками, могут стать уроком и для нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obrazovaniya_tambovskogo_kraya_v_17-19_vv.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по краеведению на тему:

«Развитие образования

Тамбовского края в XVII-XIX веках».

Выполнила:

Сафошина И.А

Тамбов 2018


Оглавление.

I. Введение………………………………………………………………………………………3

II. Возникновение и развитие образования на Тамбовщине…………………………  ...4

  1. Образование в эпоху Петра I…………………………………………………………  .4
  2. Образование в эпоху Екатерины II…………………………………………………….5
  3. Образование в XIX веке………………………………………………………………...8

      III. Заключение............................................................................................................................9

      IV. Список использованной литературы..............................................................................10


ВВЕДЕНИЕ

“Изучение далёкого прошлого своего края

помогает установить связь времён,

воспитывает любовь и преданность к Родине,

уважение к памятникам старины”

(И.И. Дубасов, педагог, краевед.)

История возникновения и развития образования нашего края - тема, для которого потребуется достаточно напряжённое и долгое исследование. Тем не менее, важность этого переоценить невозможно, поскольку без такой важной детали будет затруднительно представить себе полную картину истории Тамбовщины, её культуры, людей, её сегодняшнего и вчерашнего облика. Однако чтобы объём исследования не превышал разумных пределов, необходимо подходить к отбору материала с особой тщательностью. Поэтому я решил выстроить работу по периодам, сопряжённым с правлением конкретных российских императоров и появлением новых учебных заведений. Мне кажется, что подобная периодизация может постепенно раскрывать картину развития образования нашего края в соответствии с его историческим развитием. Кроме того, это облегчит восприятие каждого конкретного периода, который зачастую сильно отличался от предыдущего и последующего как своими общими признаками, так и подходом и отношением к данному предмету.

Связь с сегодняшним временем, опыт и перспективы, которые имело образование в прошлом – это, возможно, наибольшее из того, что может пригодиться в будущем, поскольку именно примеры решений проблем, предпринятых нашими предками, могут стать уроком и для нас. И всё то, что является сегодня для нас камнем преткновения, уже было преодолено и изучено предыдущими поколениями. Может быть, даже какие-то конкретные принципы организации, методы преподавания, типы программ нам следует рассмотреть и попытаться применить. Но не только сами методы, но и способы развития, рационализации, изменения, улучшения – это не менее важно.

Наконец, данное исследование - очередная попытка донести до подрастающего поколения мысль о необходимости образования, об учении как методе улучшения пу0сть не своей Родины, но совершенствования самого себя. Необходимо поднять престиж образования высокого уровня, сделать его гарантом личного благополучия и престижа же. Данную мысль должен воспринять и понять каждый. Пусть ни у кого не будет в этом сомнения, никто не станет уходить от получения образования и от попыток содействия в помощи ему.

Сегодня, и это особенно актуально для Росси, для возрождения национальной идеи, для восприятия тех предметов, которые являются основой цивилизации, совершенная система образования должна стать главным «рычагом».

Но всё это было бы невозможно, если бы предыдущие поколения не заложили той основы, тех непоколебимых традиций, на которых и сегодня располагается образование нашего края. Теперь следует перейти к непосредственному рассмотрению предмета исследования.  


Возникновение и  развитие образования на Тамбовщине.

Образование в эпоху Петра I.

Данная эпоха интересна по нескольким причинам. Во-первых – и это общеизвестно – Петр I всеми силами пытался привить дворянским недорослям тягу к образованию. Во-вторых, в это время на территории нашего края появляются первые учебные заведения. В-третьих, это был тот момент, когда начинала снижаться опасность набегов, когда степень освоения южных земель позволила жителям думать не только о безопасности, но и о просвещении. Мы сейчас не станем рассуждать о своевременности и правильности петровских попыток преобразований в данной сфере – здесь копий сломано немало. Но тот факт, что дело сдвинулось с мёртвой точки, что были сделаны какие-то наметки, отрицать невозможно. Было ли развитие образования причиной или следствием постепенного освоения края, и каково влияние этих факторов друг на друга, не столь важно. Важными же будут только конкретные события, существование которых невозможно поставить под сомнение. Что же к ним относится?

К данному моменту, то есть к концу XVII века, образованными были только некоторые монахи и те немногочисленные люди, которые прошли образование в монастырях. Но такая ситуация сложилась уже за 500 лет до этого, в связи с распространением христианства и в дальнейшем серьёзно не изменилась. Как уже было упомянуто, жители сами не особенно заботились об обучении. Правительство, к тому же, было больше заинтересованно в сборе податей и безопасности.

Когда Петр I вступил на престол, он стал открывать так называемые «цифирные» школы. Они были задуманы как всесословные элементарные школы. Подобное учебное заведение появилось и у нас в 1714 году. В 1718 году из него перешли дворянские дети в специальные школы. Лишившись внимания со стороны привилегированного класса, гарнизонные школы остались без должного финансирования. К 1726 году здесь обучалось 133 человека. Но когда в 40-ых годах вышел указ об обязанности духовенства обучаться в отдельных школах (а детей из этого сословия там было большинство), то она стала обслуживать местный гарнизон. Финансирование каждого учащегося проводилось в зависимости от этапа, на котором он находился. При изучении заповедей ежемесячно выдавалось 11,25 копейки. При вступлении в «письменную науку, склады и арифметику, музыку и слесарное ремесло, и писарскую должность» жалованье повышалось на 2 копейки. Те, кто доходил до «геометрии и фортификации», получал по 17,25 копейки и 2 фунта соли. В дальнейшем положение учащихся было значительно улучшено: финансирование повышено, стала выдаваться мука. Благодаря этому образованию у царя было много хороших каменщиков, косцов, ткачей, коновалов, кузнецов, столяров. Те из них, кто преуспевал ещё и в грамоте, отдавались в воеводские канцелярии.

В гарнизонной школе обучались мальчики от 7 до 15 лет. Об уровне их образования можно судить уже по тому, кто был их преподавателями: письму и пению их обучали ротные писари, арифметике – офицеры, солдатской экзерциции – унтер-офицеры. Порядки там царили достаточно суровые, поэтому родители часто прятали детей от занятий, но их выискивали и после наказания доставляли воеводам.

Но с дворянскими детьми иногда было ещё хуже: некоторые из них даже не знали, сколько им лет. Тех, кто не желал учиться, отлавливали и отправляли в солдаты и в распоряжение местной канцелярии для «свайных, бударных и прамных работ». Но юнцов это пугало меньше, чем грамота и цифирь.

И всё же, в данный период образование в нашем крае находилось на самом низком уровне. Это касалось как детей, так и взрослых людей, даже многих священников. Так или иначе, в правление Петра I были сделаны первые шаги по внедрению просвещения на Тамбовщине.


Образование в эпоху Екатерины II.

Этот период, без сомнения, был временем наиболее масштабных преобразований в области просвещения Тамбовского края. И основное их количество связано с кратким, но очень продуктивным пребыванием Державина на посту наместника. Однако первая мысль об открытии в Тамбове какого-нибудь гражданского общественного училища была предпринята ещё в 1780 году, когда был открыт Приказ общественного призрения. Инициатива исходила от самой императрицы, которая пожертвовала на это дело 15000 рублей. В 1783 году рязанский губернатор М.Ф. Каменский объявил Тамбову о высочайшей воле. Он оправил письмо тамбовскому наместнику Коновницыну: «При заведении Приказа общественного призрения из казны дано было 15000 рублей между прочим для заведения школ. А школы и теперь нет в Тамбове, и незаметны приготовления к её открытию и бедные дворяне вступают даже в разные пороки. Посему предлагаю на первый раз завести хот самую простую школу, чтобы там дворяне учились читать и писать, изучали начала арифметики и катехизиса. После чего они могли бы поступать в различные канцелярии для практического изучения гражданского порядка».

К счастью, в 1786 году в Тамбов прибыл Г.Р. Державин, который не мог остаться равнодушным к делу народного просвещения. Он сдвинул дело с мёртвой точки. Ему был дан срок три недели, за который нужно было найти преподавателей, учеников, инвентарь, помещение и достаточное количество денег. Г.Р. Державину предстояло проявить недюжинную изворотливость. Наместник стал переводить на службу в Тамбов своих бывших сподвижников из Москвы, Петербурга, Петрозаводска. В фонд будущего училища отчисляли деньги от продажи ниток, штрафы с откупщиков. Когда в Елатомском уезде поймали разбойника Кузьму Осипова, то найденные при нём 105 рублей передали тому же училищу. Был организован сбор средств лицами различных сословий. Перед открытием училища состоялся званый обед. Стали давать деньги по подписке. Сам Державин пожертвовал 100 рублей. На такую же сумму подписался купец Матвей Бородин, но денег от него так и не дождались. Остальные купцы, даже самые богатые, не давали более 5 рублей. Всего было собрано 292 рубля. Подыскали и помещение – большой, неухоженный, требовавший ремонта дом купца Ионы Бородина в Покровской слободе (ныне - улица Кронштадская). 22 сентября 1786 года в Тамбове было открыто четырёхклассное главное народное училище, а в следующем году в шести городах были открыты малые двухклассные народные училища. Были приняты меры, чтобы и остальные города впоследствии имели свои учебные заведения. К слову сказать, подобная система применялась уже во многих губерниях России.

Сразу же обнаружился недостаток необходимого инвентаря: классных досок, грифелей, карандашей, азбучных таблиц, учебников. В классах не хватало мест для учеников. Учителей из Петербурга не дождались, их стали набирать из Рязанской и Севской семинарий. Поэтому занятия начались лишь чрез 2 месяца.

Первыми директорами были военные – секунд- майор Карамышев и капитан Жохов, родственник наместника. В 1787 году из Петербурга прислали четырёх учителей: Василий Роминский преподавал математику, физику, рисование, русский и латинский языки; Савва Венедиктов – историю, географию и естественную историю; Лукиан Антонов- катехизис и чистописание, Василий Смирнов- букварь, азбуку и правила для учащихся. Жалованье было положено директору 500 рублей, а учителям от 150 до 400 рублей.

 

Первоначально было 106 учеников. Такое количество считалось достаточно большим. Его пришлось достигать насильственными методами: многие мальчики крестьянского, мещанского и однодворческого сословия вылавливались полицией по распоряжению Державина. Дворянских детей, конечно, не трогали. Их родители приводили сами, хотя втайне и обижались, что их дети сидят вместе со сверстниками из низких сословий. К 1786 году было уже 366 учащихся.

Первоначальный быт училищ был самым жалким: прогнившие полы и крыши, задымленные, но холодные помещения, отвалившаяся штукатурка, неплотно закрывающиеся двери, пустые окна. Жалованье у учителей, выдававшееся неаккуратно, было приблизительно 2 рубля в месяц. Они, уполномоченные лишь учить и воспитывать детей, находились в самом низу чиновничьей иерархии. Учителей выпускали духовные семинарии, уровень их подготовки оставлял желать лучшего. Но, к счастью, директор Жохов входил в положение преподавателей и часто заступался за них.

Процесс обучения начинался с азов и складов при помощи букварей и стенных таблиц. Затем преуспевающие ученики переходили к Часослову и, наконец, к заучиванию различных кратких учебников. Ни один ученик не смел даже думать о самостоятельном преподавании. Конечно, о качестве образования можно судить и по уровню образованности поступающих, и по количеству книг. Что касается последнего, то в 1791 году для училищ было выписано всего лишь 415 книг на сумму 250 рублей 65 копеек.

В том же году в Тамбовский приказ подал прошение об определении учителя иностранных языков московский адьюнкт Геслинг, владевший пятью языками: французским, немецким, норвежским, голландским, испанским. Но в Тамбове та зарплата, которую он требовал, показалась неумеренной, поэтому ему было отказано. Это мог быть первый и единственный образованный учитель в тогдашнем Тамбове.

Несмотря на все эти факты, многие важные персоны и чиновники местной администрации приобрели обычай посещать экзамены и удивляться успехам учеников. Такой порядок ввёл сам Державин, привыкший и в прежние времена экзаменовать учеников. Он стал приучать и других посетителей следовать его примеру, но те чаще всего благоразумно уклонялись от вопросов. В Тамбове побывал небезызвестный Козодавлев, который перед отъездом выразился в адрес педагогов: «Я не оставлю засвидетельствовать об училище с похвалою высшей команды».

Через год была ещё одна ревизия сенаторов Трощинского и князя Щербатого, которые об учебном заведении отзывались следующим образом: «Главная школа в Тамбове в надлежащем порядке, учителя с достаточными по своей части способностями и ученики при учинённом экзамене достаточные в науках, им преподаваемых, оказали успехи. Отличившихся в науках мы нашли 41 человек». На самом деле, некоторые парни сидели в одном классе по 7 лет. Один из выпускников училища, Ряшинцев, выпустился в возрасте 33 лет.

В самом обществе обнаруживалось необыкновенное равнодушие к делу просвещения. Поэтому училища поддерживались лишь покровительством самого Державина. Сначала он купил для него один новый дом у помещика Ознобишина за 1200 рублей и перевёз его в Тамбов. Оно было существенно больше предыдущего. В 1788 году училище было переведено в казённое здание на Астраханской улице. После отъезда Державина положение ещё сильнее ухудшилось. Во второй половине 90-ых годов большинство училищ было закрыто. Из доклада старшего учителя Климова мы узнаём, в каком плачевном состоянии находилось единственное в губернии среднее, да и то неполное учебное заведение: «Плетнёвая ограда развалилась, ворота отломлены и дают повод ко всякого рода грабежам и растаскиванию забора, который сделан так, что учителя должны сами в ночное время стеречь своё имущество. Развалившиеся крыши у амбаров и погребов и ветхость сих строений не позволяют иметь в целости, как от течи, так и от течи никаких жизненных припасов. Невычищенный колодец затрудняет учителей и учеников в продовольствии чистой воды. Открытое со всех сторон место для огорода не позволяет надеяться, чтобы хоть малая часть овощей была сохранена. В классах расшедшиеся половые доски, дыры в полах, небелёные печи».

Помимо главного народного училища, в этот период появляется и ещё одно учебное заведение, на этот раз духовное – семинария, переведённая в 1790 г. из г. Нижнего Ломова (ныне Пензенская область). Во время своего нахождения на предыдущем месте там уже обучалось около 500 человек, благодаря епископу Феофилакту и архимандриту Иоанникию.

С самого начала своего существования духовная семинария бедствовала. Прежде всего, необходимо было набрать учеников. Дети и в этом случае не имели никакого желания учиться, и приставы из консистории насильно собирали их насильно по всей губернии. Первоначальный быт наших семинаристов отличался убожеством. Везде они ходили в неизменных костюмах:  в нанковых и сермяжных халатах, подпоясанных простыми кушаками, а некоторые и в лаптях. Лекций и объяснений материала практически не существовало. Учёба сводилась к механическому заучиванию различных учебников: богословие Карпинского, философия Баумейстера, риторика Бугая.

Многие ученики подолгу оставались в одном классе и достигали солидного возраста. Поэтому они совершенно преставали заниматься наукой, достигали звания архангела или секутора и дожидались исключения. Во время каникул все эти богатыри наводили ужас на мещан и однодворцев в кабаках и во время кулачных боёв.

Учреждение долго находилось в самом неудовлетворительно - воспитательном состоянии. Относительно внешней обстановки оно стояло значительно ниже того же Главного народного училища. Весь бюджет духовной семинарии составлял 200 рублей, на которые требовалось содержать учителей, 30 казённокоштных учеников и строить здания своего учреждения.

На этом можно прервать рассказ о судьбе тамбовских учебных заведений в XVIII веке, в частности, в правление Екатерины II, поскольку он уже может создать впечатление о первых десятилетиях их развития и показать связь между их положением и положением всего края в ту эпоху.  


Образование в XIX веке.

По сравнению с предыдущим периодом, новое столетие принесло ощутимые сдвиги в проблеме образования дворян. Оформляется новая государственная система школ, разработанная Министерством просвещения, созданном в 1802 году. На основе новых указов: «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений» (1804) были созданы сословные учебные следующие заведения:

  1. приходские училища (для низших слоёв населения)
  2. уездные училища (для мещан)
  3. гимназии (для дворян)
  4. университеты.

Каждая низшая ступень школы подготавливала учащихся для следующей ступени.

В это время создаётся дворянский училищный корпус, преимущественно для детей бедных дворян. К сожалению, он мало содействовал делу образования на Тамбовщине. С самого начала он существовал в тесном здании на углу нынешних улиц Б.Фёдорова и Советская. Первый выпуск был всего лишь 10 человек. Учащиеся содержались довольно плохо, зарплата преподавателям выдавалась неаккуратно.

Предполагалось создать три класса с углубленным изучением языков: российский, французский и немецкий и три класса для изучения других наук: рисовальный с гражданской архитектурой, физико-математический и географический с историей. Кроме того, в программу всех классов входили танцы и Закон Божий. Как и в случае с Главным народным училищем, учителя нашлись среди дворян, военных и священников. Обучение велось в трёх группах: бедные ученики (бесплатно), которых доставили по одному от каждого уезда, приходящие ученики (50 рублей в год), пансионеры (150 рублей в год с проживанием). Предполагалось, что выпускники смогут поступать в кадетский корпус без экзаменов. Это учебное заведение просуществовало самостоятельно около 30-ти лет, а затем было преобразовано в младшие классы того же кадетского корпуса.

Гораздо более важным событием было преобразование Главного народного училища в мужскую министерскую гимназию в 1825 году. Прежняя система образования в данном учебном заведении была подвергнута существенному изменению: расширена программа, улучшена методика преподавания, расширен преподавательский состав, введён строгий режим дня (для пансиона при гимназии), включавший даже телесные наказания, и школьная форма. С 1828 там был впервые в губернии введён шестилетний курс образования. В программе было 11 предметов. Количество учащихся быстро повысилось: за первые пять лет - в три раза.

Царский чиновник Тюрин, ревизовавший гимназию в 1940 году, писал, что она «в течение последних двух лет по нравственно- учебной и письменной частям столь быстро продвинулась к своему усовершенствованию, что в настоящее время может стоять в ряду лучших учебных заведений Харьковского округа».

Среди выпускников гимназии были известные личности, среди них писатель С.Н. Терпигорев, искусствовед и публицист Вышеславцев, востоковед Минаев, дипломат Г.В.Чичерин. Основная же масса бывших гимназистов довольствовалась скромной служебной карьерой в Тамбове и Тамбовской губернии. До 1845 года гимназия являлась всесословным учебным заведением. Затем создали ограничение для детей низших сословий, которые были обязаны сначала окончить уездное училище и лишь затем поступать в гимназию.

 


Заключение.

Как уже было упомянуто, самое ценное, что даёт нам история- это опыт. Конечно, сегодня изобретения прошлого кажутся нам обыденными вещами, а над всеми несбывшимися проектами мы, тем более, можем смеяться. Та же ситуация и с нововведениями в области образования. Мало кто видит сейчас целесообразность раздельного обучения, созданы многие новые современные методики, нет такого страха среди молодёжи перед учебными заведениями. Сегодня образование - неотъемлемая часть самого существования общества. Но чтобы приобрести подобный статус и значение, требовались целые столетия. И уже хотя бы поэтому мы должны помнить о том труде, который был приложен нашими предками в этом нужном деле.

Всё это показано на примере развития образования в нашем крае. Зная эти факты, мы сможем понять некоторые причины сегодняшней ситуации в этой сфере, узнать, как возникло то или иное учебное заведение, имеет ли оно аналоги сейчас. Данные сведения могут служить показателем того, насколько развился интерес в обществе к этой сфере. Ведь сегодня государство заботится об образовании не в пример больше, чем в предыдущие времена. И, наконец, следует помнить, что первый шаг обычно самый трудный. Следовательно, сегодня все те, кто питается плодами образования, находятся в более лёгкой ситуации.

В заключение хочется напомнить, что от того, как мы воспользуемся этим поистине бесценным даром жизни зависит то, насколько мы окажемся способны к движению вперёд и насколько это движение будет продуктивно. Свою работу мне хотелось бы закончить словами А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл грядущего; глядя назад- шагаем вперёд».


Список использованной литературы.

  1. Артёмов И.С. «Край родной». Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987г.
  2. Газета «Тамбовское время» от 30.05.01 г., №22. Статья «Семинария».
  3. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993г.
  4. Козлов А.А., «Образование и общество». Изд-во «Знание», 1989г.
  5. Кочеткова А.Г., «К истории Тамбовской церкви», Тамбов, 1984г.
  6. Кученкова В.А., «Неизвестный Тамбов», Тамбов, 1993г.
  7. Матюшин Г.И., «Историческое краеведение». Изд-во «Просвещение», 1987г.
  8. Основной фонд Тамбовского областного краеведческого музея. Инв. №10190/11
  9. Фонды областного музея народного образования Тамбовской области.
  10. Холодный Г.М. «Историческая записка о тамбовской гимназии 1786-1886», Тамбов, 1886г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тамбовский край, ты - часть моей России.

Мероприятие проводится в неделю краеведения, с целью расширить знания обучающихся о родном крае; воспитывать у них любовь к родному краю....

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края.

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края....

С. В. Рахманинов и Тамбовский край

Презентация о  великом русском композиторе, пианисте и дирижёре С. В. Рахманинове  ...

Урок - путешествие "Земля моя родная - Тамбовский край"

Интернет технологии  позволяют провести урок  эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.Данная форма проведения урока способствует также активизации познаватель...

В.И. Вернадский и Тамбовский край

Классный час "Владимир Иванович Вернадский и Тамбовский край" в рамках акции "Виват, наука"...

«Связь М.Ю.Лермонтова с тамбовским краем»

Аннотация              Изучение творчества Лермонтова вызывает трудности, связанные с тем, что оно требует от читателя эмоциональной и ...

Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)

Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края – время становления и целенаправленного развития массового самодеятельного творчества, коллективов академического и народного направл...