«Изучение водных объектов с. Мечётка, водоснабжение и качество питьевой воды»
проект по краеведению (8, 9 класс)

Tatjanakorzhova

Членгы эколдогического кружка создают проекты по исследованию качества воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukop_ek_proekt.docx45.34 КБ
Файл yunye_issl_vody.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов стала особенно актуальна в современных условиях.

Проблема:

Какую воду мы пьём? Каково состояние водных объектов и источников водоснабжения нашего села? Чем определяется качество питьевой воды?  Как от состава воды зависит здоровье человека? Я решила провести исследование своей питьевой воды с целью выяснения её состава и влияния его на моё здоровье и здоровье моих родных и друзей и, возможно, выработать советы по повышению её качества.

Задачи исследовательской работы:
–Исследовать состояние водных объектов нашего села.
– провести анализ воды, определить состояние водоемов, степени загрязненности;
– установить соответствие качества воды санитарным нормам;
– провести социологический опрос с целью изучения общественного мнения о качестве использовании водных объектов;
– спланировать работу по благоустройству водоёмов.    

На занятиях экологического кружка я предложила ребятам провести                                                   исследование водоёмов в окрестностях нашего села и изучить источники         водоснабжения. Ребята согласились мне помочь.  

Мы обследовали водные объекты и водоснабжение нашего села. Водные объекты с, Мечётка представлены р. Битюг с её притоком р. Мечеть, многочисленными озерками-старицами на правом берегу р. Битюг, озером Поганое на правом берегу р. Мечеть.

Озеро Поганое-небольшое озеро-старица на правом берегу Мечети. Оно мелкое, глубина его около 1-го метра. Берега его вязкие, илистые. Вода немного мутноватая. Рыбы в нём мало. Вода из него не используется. Берега озера поросли камышом. Смотрится оно живописно.

Пляжи р. Битюг- любимое место отдыха жителей села Мечётка. Но экологическое состояние отравляет желать лучшего. Не всегда отдыхающие убирают за собой мусор

Я изготовила листовки-призывы для отдыхающих, и мы с ребятами развесили их на пляже и после убрали пляж. Мы так же составили график уборки пляжа и очистили его от мусора.

Для анализа воды были отобраны пробы.

                     

С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды

1. Исследование температуры воды.

Оборудование: водный термометр.

Дальнейшие исследования я проводила вместе с ребятами на                                          лабораторной работе.

3. Исследование мутности.

Мутность воды - мера содержания в ней взвешенных частиц, различных по происхождению. Это могут быть частицы глины, ила, планктонные организмы.

Оборудование:

  • весы лабораторные,
  • бумажный фильтр.

Ход работы: взвесили бумажный фильтр, определили массу фильтра, отфильтровали 1литр речной воды, высушили использованный фильтр, взвесили высушенный фильтр и определили его массу, вычислили разницу массы фильтра до и после фильтрования.

Мутность воды реки Битюг равняется 2 мг/л.

               

 2. Определение физических показателей качества воды.

       

     Цель работы: знакомство с органолептической оценкой качества воды.

Определение запаха воды

Силу запаха оценивают по пятибалльной шкале.

Запах (вкус)

Интенсивность

Оценка в баллах

Отсутствует

Не ощущается

0

Очень слабый

Обнаруживается только

опытным исследователем.

1

Слабый

Обнаруживается потребителем

в том случае, если обратить

его внимание.

2

Заметный

Легко обнаруживается потребителем.

3

Отчетливый.

Вода непригодна для питья.

4

Очень сильный

Вода непригодна для питья.

5

       

 По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 запах воды должен быть не более 2 баллов.

Определение вкуса воды.

     Различный вкус воды может быть обусловлен присутствием химических соединений (Количественно интенсивность вкуса определяют по той же шкале, что и запах.

     Воду, безопасную в санитарном отношении, исследуют в сыром виде, в других случаях – после кипячения и последующего охлаждения до 18 – 20 ºС.

   По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 интенсивность вкуса питьевой воды не должна превышать 2 баллов.

Определение прозрачности воды.

     Стандартный шрифт подложили под цилиндр на расстоянии 4 см от дна. Исследуемую воду налили в цилиндр и, изменяя количество воды, определили предельную высоту столба, что составила 36 см, при которой можно прочитать шрифт. Значит, прозрачность исследуемой воды соответствует нормам СанПиН.

По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 мутность питьевой воды должна быть не выше 1,5 мг/л. Прозрачность питьевой воды по шрифту должна быть не менее 30 см.

Более детальный химический анализ в условиях школьной лаборатории по причине отсутствия реактивов и оборудования, провести не удалось, но по полученным фиэическим исследованиям можно сделать вывод что они соответствуют нормам СанПиН и вода пригодна для купания.

Исследование системы водоснабжения села.

         Система водоснабжения нашего села состоит из централизованного водопровода, автономного водоснабжения скважин личных подворий, и нескольких старых водозаборных колонок. Ответственный за водоснабжение населенного пункта Суворин Борис Георгиевич рассказал о том, что в с. Мечётка водопроводная система с использованием новой водонапорной башни была построена в 2012 году. Он рассказал, что водопроводная сеть в селе имеет удовлетворительное состояние. Летом люди много воды используют на полив.  

Водонапорная башня расположена недалеко от школы. Ее высота 30 метров. Глубина залегания водоносного горизонта-52 метра. Башня состоит из стального бака цилиндрической формы объемом 50 кубических метров и опоры, также заполняемой водой. Когда воды в водонапорной башне достаточно, возникает давление, которое заставляет воду двигаться вниз по трубам в наши дома.

У многих людей в домах стоят станции автономного водоснабжения (колонки и насосы)

По моей просьбе Борис Георгиевич предоставил нам протокол испытаний питьевой воды-источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Испытания были проведены "Центром гигиены и эпидемиологии Воронежской области».

                   Вывод исследования: Предоставленные на исследования пробы воды подземного источника водоснабжения не соответствует требованиям СанПин2.1.4.107401

Цветность превышает величину гигиенического норматива в 1,7 раза.

Мутность превышает величину гигиенического норматива в 1.1 раза.

Жёсткость превышает величину гигиенического норматива в 1,5 раза.

Содержание магния превышает величину гигиенического норматива в 1,4 раза.

На основе данных лабораторных исследований, я сделала вывод, что при использовании данной питьевой воды необходимо использовать бытовые фильтры для очистки воды.

В селе так же остались несколько старых заброшенных колодцев. По рассказам старожилов, когда-то таких колодцев по деревне было около 20. Сейчас ими почти не пользуются.

В заключении я провела социологический опрос с целью изучения общественного мнения о качестве использовании водных объектов.


   
Результаты социологического опроса. 

Какую воду вы пьёте?

Что вы думаете о качестве питьевой воды в селе?

                                              Список литературы:

1. Интернет ресурсы: ГОСТЫ методики исследования питьевой воды.

2. А. А. Королев, д. м. н. М. В. Богданов, к. м. н. А. А. Семенова д. м. н (ММА им. И. М. Сеченова) и др.СанПиН 2.1.4.1175-02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников

3. Муравьев А. Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: «Крисмас+», 2004.

4. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Мечетская   средняя общеобразовательная школа Бобровского района Воронежской области

«Изучение водных объектов с. Мечётка, водоснабжение и качество питьевой воды»

                                   

                               

                                   

                                  Работу выполнила ученица 9 класса

                                  Васильченко Анна

                                  Руководитель учитель химии

                                  Коржова Т.Н.

                                                                 

2018 год

Цель исследовательской работы
Изучить состояние водных объектов нашего села, системы водоснабжения и качества питьевой воды. Определить, можно ли использовать местные водоемы  для купания и ловли рыбы, спланировать работу по благоустройству водоёма.

                Введение

Актуальность:

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов стала особенно актуальна в современных условиях. Она охватывает буквально все народы и районы мира. Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают многие территории и регионы. Потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20% городского и 75% сельского населения планеты. 
Изучение водоёмов, их обследование, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.

Проблема:

Какую воду мы пьём? Каково состояние водных объектов и источников водоснабжения нашего села? Чем определяется качество питьевой воды?  Как от состава воды зависит здоровье человека? Я решила провести исследование своей питьевой воды с целью выяснения её состава и влияния его на моё здоровье и здоровье моих родных и друзей и, возможно, выработать советы по повышению её качества.

Задачи исследовательской работы:
–Исследовать состояние водных объектов нашего села.
– провести анализ воды, определить состояние водоемов, степени загрязненности;
– установить соответствие качества воды санитарным нормам;
– провести социологический опрос с целью изучения общественного мнения о качестве использовании водных объектов;
– спланировать работу по благоустройству водоёмов.    

                  На занятиях экологического кружка я предложила ребятам провести                                                      исследование водоёмов в окрестностях нашего села и изучить источники         водоснабжения. Ребята согласились мне помочь.  

Мы обследовали водные объекты и водоснабжение нашего села. Водные объекты с, Мечётка представлены р. Битюг с её притоком р. Мечеть, многочисленными озерками-старицами на правом берегу р. Битюг, озером Поганое на правом берегу р. Мечеть.

Озеро Поганое-небольшое озеро-старица на правом берегу Мечети. Оно мелкое, глубина его около 1-го метра. Берега его вязкие, илистые. Вода немного мутноватая. Рыбы в нём мало. Вода из него не используется. Берега озера поросли камышом. Смотрится оно живописно.

Пляжи р. Битюг- любимое место отдыха жителей села Мечётка. Но экологическое состояние отравляет желать лучшего. Не всегда отдыхающие убирают за собой мусор

. Я изготовила листовки-призывы для отдыхающих, и мы с ребятами развесили их на пляже и после убрали пляж. Мы так же составили график уборки пляжа и очистили его от мусора.

                   

                      Для анализа воды были отобраны пробы.

                     

С помощью физических, химических, биологических исследований можно оценить качество воды

1. Исследование температуры воды.

Оборудование: водный термометр.

Ход работы: опускали водный термометр в воду на 2 минуты на глубину 10 см.

Не вынимая термометра из воды, определили температуру воды.

Вывод: температура воды в реке на 02.09.18. составляла 15 градусов.

2. Определение содержания ионов водорода в воде: рН-фактор воды.

С помощью данного исследования можно определить содержание ионов водорода в воде.

Оборудование и реактивы:

  • пробы воды;
  • универсальная индикаторная бумага;
  • цветная шкала рН.

Ход работы: отобрали воду из реки, определили значение рН с помощью бумажных индикаторов (универсальная индикаторная бумага).

Вывод: индикаторная бумагацвет не поменяла., по шкале соответствует рН=7,0 (среда нейтральная).

 Дальнейшие исследования я проводила вместе с ребятами на                                          лабораторной работе.

3. Исследование мутности.

Мутность воды - мера содержания в ней взвешенных частиц, различных по происхож-дению. Это могут быть частицы глины, ила, планктонные организмы.

Оборудование:

  • весы лабораторные,
  • бумажный фильтр.

Ход работы: взвесили бумажный фильтр, определили массу фильтра, отфильтровали 1литр речной воды, высушили использованный фильтр, взвесили высушенный фильтр и определили его массу, вычислили разницу массы фильтра до и после фильтрования.

Разница в массе и есть величина мутности в мг/л (допустимая мутность питьевой воды 2 мг/л).

Вывод: Взвесили фильтр, его масса 500мг/л. После фильтрации масса фильтра составила 502 мг/л. Мутность воды реки Битюг равняется 2 мг/л.

                2. Определение физических показателей качества воды.

       

Органолептическая оценка качества воды - обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.

                                                 Определение запаха воды.

     Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов (высших водных растений, водорослей и др.), а также появиться при их отмирании. Это естественные

Запах

Интенсивность

Балл

слабый

Обнаруживается потребителем

в том случае, если обратить

его внимание.

2

       

 По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 запах воды должен быть не более 2 баллов.

Определение вкуса воды.

     Различный вкус воды может быть обусловлен присутствием химических соединений (хлористого натрия, солей железа, марганца, магния и др.), а также продуктами жизнедеятельности водных организмов. ГОСТ 3354-46 определены четыре вида вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый. Остальные вкусовые ощущения характеризуются как привкусы. Количественно интенсивность вкуса определяют по той же шкале, что и запах.

     Воду, безопасную в санитарном отношении, исследуют в сыром виде, в других случаях – после кипячения и последующего охлаждения до 18 – 20 ºС.

По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 привкус должен быть не более 2 баллов.

Ход работы.

     Для определения характера и интенсивности вкуса 10 мл исследуемой воды набрали в рот и держали 10 сек, не проглатывая.  

Вкус

Интенсивность

Балл

Слабый привкус

Не ощущается

1

   По нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 интенсивность вкуса питьевой воды не должна превышать 2 баллов.

Определение прозрачности воды.

     Существует два метода определения прозрачности воды.

  1. по кресту;
  2. по шрифту.

     Прозрачность по кресту определяют в водоеме или при контроле качества очистки воды на очистных сооружениях.

     Определение прозрачности по шрифту основано на нахождении максимальной высоты столба воды, через который можно прочитать стандартный шрифт «54178309».

 

Более детальный химический анализ в условиях школьной лаборатории по причине отсуствия реактивов и оборудования , провести не удалось, но по полученным фиэическим исследованиям можно сделать вывод  что они соответствуют нормам СанПиН и вода пригодна для купания.

Исследование системы водоснабжения села.

                               

Система водоснабжения нашего села состоит из централизованного водопровода, автономного водоснабжения скважин личных подворий, и нескольких старых водозаборных колонок. Ответственный за водоснабжение населенного пункта Суворин Борис Георгиевич рассказал  о том, что в с. Мечётка водопроводная система с использованием новой водонапорной башни была построена в 2012 году. Он рассказал, что водопроводная сеть в селе имеет удовлетворительное состояние. Летом люди много воды используют на полив.  

Водонапорная башня расположена недалеко от школы. Ее высота 30 метров. Глубина залегания водоносного горизонта-52 метра. Башня состоит из стального бака цилиндрической формы объемом 50 кубических метров и опоры, также заполняемой водой. Когда воды в водонапорной башне достаточно, возникает давление, которое заставляет воду двигаться вниз по трубам в наши дома.

У многих людей в домах стоят станции автономного водоснабжения(колонки и насосы)

По моей просьбе Борис Георгиевич предоставил нам протокол испытаний питьевой воды-источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Испытания были проведены "Центром гигиены и эпидемиологии Воронежской области».

Вывод исследования: Предоставленные на исследования пробы воды подземного источника водоснабжения не соответствует требованиям СанПин2.1.4.107401

Цветность превышает величину гигиенического норматива в 1,7 раза.

Мутность превышает величину гигиенического норматива в 1.1 раза.

Жёсткость превышает величину гигиенического норматива в 1,5 раза.

Содержание магния превышает величину гигиенического норматива в 1,4 раза.

На основе данных лабораторных исследований, я сделала вывод, что при использовании данной питьевой воды необходимо использовать бытовые фильтры для очистки воды.

В селе так же остались несколько старых заброшенных колодцев. По рассказам старожилов, когда-то таких колодцев по деревне было около 20. Сейчас ими почти не пользуются.

Вода в колодцах собирается благодаря осадкам. Просачиваясь через несколько слоев земли, она попадает в водоупорный глиняный слой. Там она скапливается.

В деревне так же остались всего две действующие водоразборные колонки. Ими пользуются жители, у которых дома нет централизованного водопровода.

В заключении я провела социологический опрос с целью изучения общественного мнения о качестве использовании водных объектов.


                                             Список литературы:

1. Интернет ресурсы: ГОСТЫ методики исследования питьевой воды.

2. А. А. Королев, д. м. н. М. В. Богданов, к. м. н. А. А. Семенова д. м. н (ММА им. И. М. Сеченова) и др.СанПиН 2.1.4.1175-02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников

3. Муравьев А. Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: «Крисмас+», 2004.

4. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование качества питьевой воды в п. Котлубань

Исследовательская работа по оценке экологического состояния п. Котлубань с проведением химического анализа питьевой воды....

Качество питьевой воды в с. Набережное и п. Гавриловка

Проблемы чистой воды и охраны водных экосистем становятся все болееострыми по мере исторического развития общества, стремительноувеличивается влияние на природу, вызываемого научно-техническим...

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Презентация: Качество питьевой воды и здоровье

Хотя на Земле имеются миллионы и миллиарды тонн свежей и чистой воды,её совсем немного , когда речь идёт о возможности напоить человечество. Она как универсальный растворитель не может быть заменена н...

Оценка качества питьевой воды(коллективный мини-проект)

Оценка качества питьевой воды поселка Октябрьский физико-химическими методами - это коллективный мини-проект, который рекомендуется осуществить на уроках химии в 8 классе....

Исследование качества питьевой воды

Данная презентация о качестве питьевой воды....

Проект "Исследование качества питьевой воды в с. Шарапово"

Выполнили: Белянинова М., Уланова А., Филоненко А....