Рабочая программа экологического кружка
методическая разработка по краеведению

Соколова Оксана Владимировна

Рабочая программа экологического кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._ekol_kruzhka_2.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«КЛЮЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНА:

Зам.дир.  ВР

___________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

«Ключевская средняя школа»

________________

                                                                                 «          »__________2019 г.

              

Рабочая программа

экологического кружка

«Юный исследователь»

Составитель учитель биологии

Соколова Оксана Владимировна

  1. Пояснительная записка курса «Юный исследователь»

Данная программа экологического кружка составлена на основе:

  1. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П.Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Экология. Практикум по экологии животных/авт.-сост. Н.А.Степанчук-Волгоград: Учитель, 2009
  3. Лабораторный практикум по экологии/Н.А.Голубкина, Т.А.Лосева-3-е изд., испр. Идоп.-М.: ФОРУМ:инфра-м, 2014-(серия «Профессиональное образование)
  4. География Новосибирской области /В.М.Кравцов, Р.П.Донукалова-Новосибирск

Цель курса: изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

Задачи курса: актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания; освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований; развитие исследовательских навыков; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, удовлетворение интереса к изучению природы.

Обучающие:

-Становление системы специальных зданий в области экологии и охраны окружающей среды;

-овладеть теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса;

-Обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

Развивающие:

-развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия; -развитие стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера

-развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся

Воспитательные:

-познакомить учащихся с природой родного края, района, ее экологическим состоянием:

-воспитать сознательный подход к восприятию экологических проблем;

-формирование экологически ответственной личности;

-сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций

Практические :

-сформировать элементарные навыки аналитической деятельности, практические навыки работы с методами необходимыми для исследований, наблюдений, измерений, экспериментов, мониторингов и т.д.

  1. Общая характеристика курса

Экологическое образование в современном мире считается приоритетным направлением. Это связано с тем, что с каждым годом ухудшается экологическая обстановка на планете. Поэтому важно современному обществу прививать экологическое воспитание. Особенно важно прививать экологические знания подрастающему поколению. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Современное информационное общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих быстро ориентироваться при стремительно меняющихся условиях.

Актуальность данного курса заключается в том. что в век новых технологий ребенок перестает ощущать себя частью природы, что приводит к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь губительно сказывается на окружающей среде. Поэтому очень важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Приоритетные способы мышления формируются в подростковом возрасте, поэтому практическая значимость данной программы заключается в привитии исследовательских навыков еще со школы. При освоении материала данного курса идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи - залог успешного и глубокого усвоения материала учеником.

Учащиеся должны:

  •  знать (понимать): признаки биологических объектов — клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; многообразие и сложность строения живых объектов;
  •  уметь: изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); проводить самостоятельный поиск биологической информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

  1. Описание места курса.

Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений, рассчитан на 36 часов по 1 часа в неделю. Группа разновозрастная.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  •  познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
  •  бережное отношение к природе;
  •  творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
  •  самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  •  духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему
  •  общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Формы подведения итогов реализации программы:

  •  выставки поделок из природных материалов;
  •  фотовыставки;
  •  учебно-исследовательские конференции;
  •  соревнования, КВН;
  •  демонстрация презентаций, экологических представлений;
  •  участие в областных конкурсах.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Для организации деятельности на занятиях кружка используются разнообразные методы обучения. Выбор методов организации учебно-воспитательного процесса зависит от поставленной цели. Для получения теоретических знаний используются:

  1.  Словесные методы (рассказ, лекции, беседы);
  2.  Демонстрационные (иллюстрации, таблицы, ТСО, демонстрация наглядных пособий,);
  3.  Практические (лабораторные, исследовательские работы, самостоятельное исследование);
  4.  Информационно - развивающие;
  5.  Поисковые;
  6.  Репродуктивные;
  7.  Технология проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание);
  8.  Технология проектной деятельности учащихся;

IV. Содержание курса.

№ п/п раздела

Название раздела, темы

Общее

количес-

тво часов

Из них

теорети-

ческие

занятия

экскур-

сии

лабораторные,

практические

работы

1

Введение. Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и на УОУ

1

1

2

Осеннее обследование пришкольного парка и УОУ

3

1

2

3

Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период

1

1

4

Экологическая деятельность

3

3

5

Изучение биоценоза озера

2

1

1

6

Микроскопирование

4

Техника безопасности при работе с микроскопом. Приготовление временного микропрепарата

1

Способы окраски препаратов

1

Методы микроскопирования

1

Что можно увидеть в микроскоп. Оформление результатов микроскопирования

1

7

Микроскопирование разных групп организмов

5

Микроскопирование грибов. Микроскопирование водорослей

1

Микроскопирование мхов. Микроскопирование папоротников

1

Микроскопирование органов голосеменных растений

1

Микроскопирование органов покрытосеменных

1

Микроскопирование тканей животных

1

8

Экологическая деятельность

2

2

9

Методика постановки лабораторных биологических экспериментов

2

1

1

10

Гербаризация растений. Работа с определителями. Определение растений

1

1

11

Экологическая деятельность

1

1

12

Монтировка и оформление коллекций насекомых. Определение насекомых

1

1

13

Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация

3

2

1

14

Весеннее обследование пришкольного парка

2

2

15

Опытническая работа на пришкольном участке в весенний период

3

1

2

Итого часов:

36

Практическая и исследовательская деятельность проводится в виде:

  • демонстраций;
  • полевых работ;
  • фенологических наблюдений;
  •  экологических мониторингов;
  •  исследований под руководством консультантов;
  •  самостоятельных исследований (формирование навыков исследовательской работы);
  •  семинаров.

Формы обучения

Функции активной формы бучения

Формы реализации

Практическая

  1. Закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий и самостоятельной работы
  2.  Вооружение основными ЗУН. необходимыми для владения –данной темой по курсу

3.Формирование навыков исследовательской работы

  1. Упражнения по образцу
  2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков
  3. Самостоятельное выполнение упражнений

Семинар

  1. Углубление знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета

2.Развитие интереса к знаниям и к практике предмета

Доклады учащихся и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам., выявленным на семинаре

Лекция

  1. Вооружение учащихся информаци-онно-познавательными и методичес-кими знаниями, умениями и навыками
  2. Вооружение умениями отбирать содержание материала в соответствии с логикой предмета или научного открытия

3.Формирование потребности расшире-ния своих знаний и превращение их в способы практической деятельности

  1. Четкая формулировка главной проблемы и раскрытие путей ее решения
  2. Раскрытие плана и перечня литературы по данной теме лекции
  3. Четко сконструированное содержание лекции в соответствии с ее целями и планом
  4. Обязательность обобщения по воп-росам группы вопросов, по содержанию всех лекций
  5. Включение в содержание лекций контрольных заданий-миниатюр

6.Запись тезисов, сообщений, составле-ние плана прослушивания лекций, конспектирование

Консультации

1. Выявление и предупреждение индивидуальных затруднений учащихся в ходе изучения материала (диагностика затруднений)

2.Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть изучаемой проблемы

  1. Индивидуальные и групповые занятия

2.Фронтальная беседа на занятии по общеклассным затруднениям

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Учебная

конференция

  1. Обобщение материала по какому-либо разделу или большой теме
  2. Подведение итогов творческой работы коллектива увлеченных единомышленников

3.Формирование навыков исследовательской работы

  1. Доклады, выступления
  2. Защита рефератов, действующих макетов

3.Оценка результатов опытов, наблюдений, экскурсий, работы с литературными и другими источниками

Разнообразные формы организации дают широкий выбор возможностей проявления творческой инициативы Темы и задания занятий предполагают создание игровых ситуаций, умение организовать занятия-диспуты, путешествия в мир природы, занятия - праздники. Творческий отчет дает возможность детям реализовать творческий потенциал.

Контроль и формы проведения контроля

Контроль за учебно - воспитательным процессом проводится на протяжении всего года обучения, для анализа роста или понижения интеллектуального уровня. Контроль проводится текущий, для оценивания и при необходимости коррекции, пополнения уровня необходимых ЗУНов, самоконтроль, выполнение и анализ практических заданий, взаимоконтроль, тестирование, выполнение проектов контроля.

Подведение итогов происходит как при завершении разделов программы, так и по завершению всего учебного курса. Итоговой работой по окончанию курса является ученический проект или исследовательская работа.

Материально-технические условия, необходимые для_ нормальной деятельности объединения.

В школе созданы необходимые условия для нормальной деятельности детского объединения. Занятия проводятся в кабинете биологии, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям предъявляемым к учебному кабинету. Помещение снабжено оборудованием, мебелью, инвентарем, пособиями и т.д.

Внешние условия

Объединение «Арника» поддерживает необходимые связи с различными организациями и учреждениями. В частности ЦРТДиЮТ является организатором районных мероприятий и информирует о проведении конкурсов различного уровня. Необходимую информационную поддержку деятельности объединения оказывается использование Интернет - ресурсов.

V. Календарно-тематическое планирование

раз-дела

Наименование раздела и тема занятий

Кол.

ча-

сов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Дата

1

1

Введение.

Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и на

УОУ. Подготовка к конкурсу «Природа глазами детей»

1

Одежда для полевой работы.

Движение в группе. Поведение в природе, дисциплина.Оборудование: список, упаковка, переноска, правила пользования. Первая помощь при несчастных случаях. Подготовка рисунков.

Знать правила работы в полевых условиях, инструкцию по технике безопасности во время экскурсии и походов. Использовать знания по технике безопасности. Умение оказывать первую помощь при порезах, ушибах, отравлениях, укусах змей и т. д.

2

3

Осеннее обследование пришкольного парка и уоу

Теоретические основы методов изучения природы

1

Методы изучения зимующих насекомых. Характер повреждений листовой пластинки разными видами вредителей.

Знать методы изучения зимующих насекомых, растений.  Распознавать наиболее распространенных насекомых и растений своей местности.

Выявлять приспособления к среде обитания. Распознавать наиболее распространенных насекомых и растений своей местности по повреждениям.

Знать взрослые стадии без определителя.

Практическая

работа на местности по животным

1

Видовой состав насекомых, стадии. Практическое использование методов изучения зимующих стадий. Видовой состав насекомых без определителя

Практическая

работа на местности по растениям

1

Видовой состав растений. Практическое использование методов изучения растений.

Видовой состав растений без определителя

3

1

Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период

Практическая работа № 1

на учебно-опытном участке

1

Размер выборки. Размер опытных делянок. Коли-чество повторностей, контроль. Планирование и постановка опытов с помощью учителя. Биомет-рические показатели. Оформление простейшего дневника опыта.Оформление типового дневника опыта с помощью учителя

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Умение изучать биологические объекты и процессы. Описы-вать результаты опытов.

Уметь планировать, закладывать опыты и оформлять дневник с помощью учителя

4

3

Экологическая деятельность

Подготовка «Дети России за сохранение природы»

1

Подготовка отчёта и сценария на выступление

Подготовка «Моя малая родина», «Мои друзья-деревья»

1

Выбор тем для участия, обработка информации

Подготовка «Юный исследователь окружающей среды»

1

Выбор тем для участия, обработка информации

5

2

Изучение биоценоза озера

Теоретическое занятие

Методы отбора проб воды для изучения и микрокопирования

Оборудование, методы, используемые для отбора проб планктона, бентоса и перифитона. Схемы отбора проб. Требования для создания искусственной экосистемы —озерного аквариума

Знать распространенные виды водных растений и беспозвоночных животных. Уметь опреде-лять принадлежность организмов к систематическим категориям. Знать простейшие методы отбора проб планктона, бентоса и перифитона. Уметь пользоваться простейшим полевым оборудованием (водный сачок, батометр, скребок). Знать схемы отбора проб. Знать и уметь применять на практике требования к созданию искусственной экосистемы

Экскурсия на водоем

Водяные растения.

Водные беспозвоночные.

6

4

Микрокопирование.

Техника безопасности при

работе с микроскопом Приготовлние временного микропрепарата

1

Устройство микроскопа. Оборудование для микрокопирования. Правила работы с микроскопом. Техника безопасности при работе с микроскопом и колюще-режущими инструментами. Временный микропрепарат, предметное, покровное стекла. Последовательность приготовления препарата

Знать устройство микроскопа. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием для микрокопирования. Соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом и изготовлении препаратов. Уметь приго-тавливать временный микропрепарат. Уметь окрашивать препараты. Знать, для чего применяются разные методы микрокопи-рования. Уметь пользоваться разными методами микрокопирования. Знать строение клеток и тканей животных и растении, учитывать возможность артефактов. Распоз-навать органоиды клеток, ткани растений и животных. Знать, чем отличается биологический рисунок от художественного рисунка. Уметь оформлять результаты микроко-ния

Способы окраски препаратов

1

Зачем окрашивают микропрепараты. Доступные способы окраски препаратов

Методы микрокопирования

1

Метод черного поля. Микрокопирование с иммерсионным маслом

Что можно увидеть в микроскоп

 Оформление результатов

микрокопирования

1

Соответствие размеров деталей препарата уровням организации организмов. Артефакты.

Биологический рисунок. Правила оформления рабочей тетради.

7

5

Микрокопирование разных групп организмов

Микрокопирование грибов Микрокопирование водорослей

1

Царство грибы. Отличительные признаки плесневых и шляпочных грибов: мицелий, гифы,

спорангии, спорангиеносцы,

споры. Методы выращивания плесневых грибов. Питательная среда. Систематика водорослей.

Отличительные черты водорослей. Водоросли одноклеточные и многоклеточные

Размножение водорослей

Водоросли, живущие в почве, на коре деревьев

Уметь по отличительным чертам распознавать препараты грибов. Вырастить плесневые грибы, изучить их под микрос-копом. Уметь распознавать водоросли под микроскопом, отличать их от других групп организмов. Выполнять временный препарат «цветущей» воды, находить клетки водо-рослей. Распознавать под микроскопом и описывать процессы размножения водо-рослей, находить зиготу. Выполнять вре-менный препарат соскоба с коры дерева и с цветочного горшка, находить клетки водорослей

Микрокопирование мхов и па-

поротников

1

Формы коробочек. Антеридии. Понятие гаметофита и споро-фита на примере мхов. Жизненный цикл растений на примере папоротников. Развитие со сменой стадий и сменой поколений на примере папоротников

Отличать отделы мхов, плаунов и хвощей других групп растений. Знать и распознавать гаметофит и спорофит у мхов. Распознавать органы папоротников. Знать, что такое развитие со сменой стадий и развитие со сменой поколений

Микрокопирование голосемен-

ных

1

Строение хвои-листьев голо-семенных. Цикл развития голосеменных. Гаметы растений. Отличие семени от споры

Знать приспособления голосеменных рас-тений, позволяющие им выживать в небла-гоприятных условиях среды. Знать цикл развития голосеменных. Отличать стадии развития и органы голосеменных под микроскопом. Знать отличие семени от споры

Микрокопирование покрытосеменных

1

Характерные черты строения покрытосеменных растении. Строение листа, стебля, корня

Распознавать органы и ткани покрыто-семенных растении. Описывать препараты листа, стебля, корня

Микрокопирование тканей животных

1

Ткани животных

Распознавать ткани животных

8

2

Экологическая деятельность

Подготовка «Мы в ответе за тех кого приручили»

1

Выбор тем для участия, обработка информации

Подготовка «Зелёная планета»

1

Выбор тем, обработка информации

9

2

Методика постановки лабораторных биологических экспериментов

Общие положения методики

1

Биологический эксперимент. Методика лабораторного биологического эксперимента.

Знать особенности биологического эксперимента. Уметь планировать лабораторный эксперимент, составлять схему опыта

Лабораторная работа с элемента-ми исследования.

1

Повторности, условия эксперимента, контроль Формулировка проблемы. Схема опыта

2

Экологическая деятельность

 «Жалобная книга природы»

1

Выбор тем, обработка информации

Подготовка «Мы за сохранение лесов России», «Накормите птиц зимой»

1

Выбор тем, обработка информации

10

1

Гербаризация растений

Работа с определителями. Определение растений

Гербарий. Методика гербаризации. Значение гербария Виды определителей. Порядок определения растений. Гербарная этикетка

Знать теорию определения и гербаризации, значение гербаризации растений. Уметь собирать растения для гербария, правильно сушить, оформлять гербарный лист. Уметь работать с определителем и заполнять этикетку

1

Экологическая деятельность

Подготовка «От чистого истока я начинаю путь»

1

Выбор тем, обработка информации

11

1

Монтировка и оформление коллекций насекомых.

Определение насекомых

Значение коллекций насекомых. Охрана редких насекомых.

Методика монтировки коллекций. Определение

насекомых

Знать распространенных и редких насекомых Волгоградской области. Уметь мон-тировать коллекцию насекомых, оформлять этикетки. Использовать полученные знания о бережном отношении к окру-жающей среде. Определять принадлежность насекомых к определенному отряду. Уметь пользоваться определителем

12

3

Простейший мониторинг окружающей среды.

Биоиндикация

1

Экологический мониторинг. Экологический мониторинг леса. Биоиндикаторы.

Знать, что такое экологический мониторинг и как он осуществляется.

Знать основные биоиндикаторы воды, почвы и воздуха

Распознавать растения-биоиндикаторы, животных-биоиндикаторов

Мониторинговая система

1

Мониторинг почв, воды, воздуха

с помощью биоиндикации..  Лихеноиндикация

Игра на местности «Эколо-

гический десант»

1

Видовой состав растений и животных— биоиндикаторов (без определителя)

13

2

Весеннее обследование пришкольного парка

Практическая

работа

1

Фотопериодизм. Весенние явления в жизни насекомых. Стадии развития насекомых. Вредители растений. Энтомофаги.. Методы учета насекомых

Знать весенние явления в жизни парка, вредителей, энтомофагов.

Уметь обнаруживать повреждения растений, оставленные насекомыми. Уметь определять, каким насекомым повреждено растение

Практическая

работа

1

Фотопериодизм. Весенние явления в жизни растений. Стадии развития растений. Характер повреждений растений насекомыми

14

3

Опытническая работа на пришкольном участке в весенний период

Практическая работа

1

Определение тем для опытов.

Знать методику опытнической работы. Проводить наблюдения за состоянием, фазами развития опытных растений. Уметь заполнять дневник опытов, анализировать полученные результаты и делать выводы

Практическая работа

1

Закладка опытов

Практическая работа

1

Ведение дневников опытнической работы

Итого

36

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Алексеев СВ. Экология.-СПб., 1999.-240 с.
  2.  Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 1991.
  3.  Бабенко, В. Г. Биология [Текст] : материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко, Е. Ю. Зайцева, А. В. Пахневич, И. А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  4. Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований.-М.Д 996.-А.20-21.
  5.  Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 1997.
  6.  Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 1975,
  7. Красная книга [Текст] : редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области / сост. В. А. Брылев. - Волгоград : Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992.
  8.  Корнелио, М. П. Школьный атлас-определитель бабочек [Текст] : кн. для учащихся / М. П. Корнелио. - М. : Просвещение, 1986.
  9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М. Л 995.-232 с.
  10. Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст] : кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губанов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991.
  11. Плавильщиков, Н. И. Определитель насекомых [Текст] : краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России / Н. И. Плавильщиков. - М. : Топи- кал, 1994.
  12. Полянский И.И. Ботанические экскурсии.-М.Д 968.-243 с.
  13.  Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб., 1998.-136 с.
  14. Свиридов, П. В. Экология [Текст] : учеб.-практ. пособие / П. В. Свиридов. - Волгоград : Перемена, 1998.
  15. Шарова, И. X. Биология [Текст] : внеклассная работа по зоологии / И. X. Шарова, А. А. Мосалов. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  16. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. ЛДАшихминой. - М.: АГАР, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"

Цель программы:Формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой...

Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....

Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...