Педагогический проект историческое краеведение
методическая разработка по краеведению
Педагогический проект. Историческое краеведение. Этот материал может помочь учителям, педагогам дополнительного образования в разработке краевеведческого материала, для составления педагогических проектов, для работы над краеведческим материалом, для разработки воспитательных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Марий Эл, Моркинский район
Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя школа №2»
«Историческое краеведение.
История страны через историю своего края»
Автор проекта: Никифорова Ирина Георгиевна,
Учитель истории 1 категории
Год составления-2019 г
Содержание:
I.Введение……………………………………………………………….3-7
II.Основная часть
1. Направления проекта:
1. «Знакомство с историей Моркинского края»
2. «История моей семьи в истории поселка Морки»………….8
2. Этапы реализации проекта…………………………………………9-11
3. Планируемые результаты…………………………………………….12
4. Критерии эффективности проекта…………………………………12-13
III. Заключение…………………………………………………………….13
IY. Использованная литература…………………………………………..14
Приложение ……………………………………………………………..15
I. Введение.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране”.
Д.С. Лихачев
Актуальность проекта.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Моркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории - воспитание чувства уважения и гордости к свое земле. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной. Наше время-это время глобализации. Учащиеся начинают терять связь со своим родным языком, со своей культурой. Постепенно теряется связь поколений. В дальнейшем может произойти утрата языковой и культурной принадлежности.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования. В дальнейшем данный проект можно использовать в образовательной и воспитательной деятельности.
Цель данного проекта — формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края.
Задачи:
1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.
3.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
4.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления.
5.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
6.Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
7.Описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.
Гипотеза: если учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление исторического краеведения в контексте изучения истории своей страны и своего края.
Предмет исследования - теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.
Участники проекта: учителя истории и обществознания МОУ МСШ №2 Александрова Н.А., Сергеева Л.Ю., учащиеся 5 -9-ых классов, родители.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
1. Выявление возможностей уроков истории, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с трудами ученых, опытом работы коллег, методической литературой, интернет- ресурсами по данной проблеме. 2. Разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
3.Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
4. Описание и обобщение опыта.
Применяемые технологии:
- Технология проектной деятельности.
- Технология критического мышления.
- Технология проблемного обучения.
Методы работы:
- кружковая работа;
-мини-сочинения;
-анкетирование, интервьюирование учащихся;
-исследовательская деятельность;
-коллективные творческие дела;
- краеведческие конференции, выставки;
-экскурсии, походы.
-составление буклета «История Моркинского края», составление альбома, презентаций, проектов.
Место реализации: МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№2».
Сроки реализации проекта: 2018-2019, 2019-2020 уч.
II. Содержание проекта:
1. Основные направления просветительской и мотивационной работы:
1. «Знакомство с историей Моркинского края».
1. Сбор материала об истории возникновения и развития Моркинского края и п. Морки.
2.Изучение народных праздников, обычаев и традиций марийского народа.
3.Исследование истории края: прошлого, настоящего, перспектив развития.
4. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.
5. Составление презентации «Достопримечательности и памятники поселка». Церковь Богоявления п. Морки.
6. Изготовление различных материалов по итогам реализации проекта для современной экспозиции школьного музея.
5. Участие в различных конкурсах по данной тематике.
6. Создание Рабочей программы кружка «Любители истории»
2. «История моей семьи в истории поселка».
1. Прививать любовь к своей семье.
2. Учить уважать и любить традиции и устои семьи.
3. Учить составлять родословную семьи и генеалогическое древо.
4. Участие в конкурсе сочинений «История моей семьи в истории поселка».
5. Разработка викторины «Люби и знай Моркинский край»
6. Участие в различных конкурсах по данной тематике.
2. Этапы реализации педагогического проекта:
1 этап- подготовительный (сентябрь 2018 –декабрь 2018 г.)
1. На этом этапе создается оргкомитет из состава обучающихся, педагогов школы. Оргкомитет разрабатывает положения о конкурсе, вырабатывает критерии оценки работ обучающихся. Устанавливаются сроки выполнения работ. Размещаются объявления о начале подготовки к историческому празднику «Знатоки краеведения». Объявляются конкурсы на лучший рисунок, сочинение, генеалогическое древо, исследовательскую работу, на лучшее стихотворение.
2. Разрабатывается тематическое планирование проекта: определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
2. Изучается научная и методическая литература по данной теме. Подбор методического материала к проекту.
3. Подбираются дидактические, философские принципов, реализуемые в проекте.
4. Происходит диагностика учащихся (беседа, анкетирование (прил.) с целью выявления уровня знаний учащихся по вопросам исторического краеведения.
5.Обучающиеся самоопределяются с номинацией, в которой они будут участвовать.
Номинации:
1. Исследовательские работы учащихся.
2. Конкурс сочинений на тему «Марийский народ: его прошлое, настоящее, будущее»
3. Конкурс «Добрая кукла»
4. Конкурс стихотворений о родном крае.
5. Конкурс презентаций «Моркинский край-уголок России».
6. Конкурс фотографий «Родной край»
Результаты первого этапа проекта:
1.Разработка нормативных документов, необходимых для реализации проекта (положение о конкурсе, критерии оценки работ, план проведения)
2 Участие в акции «Бессмертный полк», «Цветы ветерану».Май 2018г.
3.Участие в районном конкурсе «Добрая кукла». 2 место в номинации «Традиционная кукла». Ноябрь 2018 г.
4.Участие в районном конкурсе сочинений « Марийский народ: его прошлое, настоящее, будущее». 2 место. Декабрь 2018.
2 этап-основной. Реализация проекта (с проведением промежуточной диагностики) (январь 2019 -декабрь 2019г.)
В ходе второго этапа будет организована урочная и внеурочная деятельность, направленная на решение задач проекта. Так на уроках истории, ИКН обучающиеся познакомятся с историей простых людей, живших в определенный период времени. Будет выявлена их роль и значимость в историческом процессе. Урок должен быть построен с учетом личностной значимости для ребенка, для его семьи. Например, при изучении темы «Политическое развитие в 30-40 гг.20 века» учащиеся заранее готовят рассказы-сообщения о своих бабушках и дедушках, живших в тот период времени. История будет «оживать на уроках» через личностные ощущения.
В рамках спецкурса «Роль личности в истории» планируется более углубленное изучение материала в 9-м классе.
Организуются индивидуальные занятия для детей, осуществляющих исследовательскую работу по заданной теме. Например «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны». Для всех желающих организуются консультации по выполнению конкурсных заданий. Организуются и проводятся встречи с «живыми носителями истории» (воины афганцы, участники локальных военных войн в Чечне, выпускники школы, отдавшие свой гражданский долг в рядах российской армии , тружениками тыла.)
Результаты второго этапа проекта:
1.Выступление на классных часах, уроках и внеклассных мероприятиях, конкурсах.
2. Проведение литературно- музыкальной композиции «Наш край в Великой Отечественной войне». Январь 2019 г.
3.Участие в Республиканской акции «Блокадные ласточки». Февраль 2019 г.
4.Участие в районной викторине, посвященной Году театра. Март 2019г.
5. Участие в конкурсе лучших классных часов «Мой Моркинский край».
Март 2019 г.
6. Участие в школьной и районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Март 2019 г.
3 этап. Заключительный (сентябрь 2019 – январь 2020 года)
1.Проведение диагностики.
2.Анализ результатов реализации данного проекта.
1.Описание и обобщение опыта (выступления на педсоветах, публикация разработок уроков, классных часов, сборников творческих работ).
2.Выпуск сборников творческих работ, проектов учащихся для пополнения фонда школьного музея.
3.Планируемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает сформировать у участников проекта:
1.Систему краеведческих знаний.
2.Повысит уровень мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого своей малой родины и России в целом.
3. Толерантное отношение к представителям других национальностей.
4. Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны.
5. Интерес к познанию нового.
6.Стремление к самовыражению и самореализации.
7.Инициативность и творчество.
8. Организованность и требовательность к себе.
9.Развивать навыки самостоятельной поисковой исследовательской деятельности.
10.Повышение показателей: А) количественного - число выполненных работ по разным номинациям. Планируем, что 25 % обучающихся выполнят работу в той или иной номинации.
Б) Качественного- выход работ на научно-практические конференции школы, района, республики: творческие конкурсы района и республики.
4.Критерии эффективности проекта
Все творческие работы, разработанные учениками в рамках выполнения проекта, будут собраны в сборник «Вестник Моркинской земли», который может успешно использоваться на внеклассных занятиях, классных часах, а так же сможет пополнить школьный музей.
Фотоработы, выполненные учениками в рамках конкурса «Родной край» составят сборник, который так же пополнят музейную экспозицию.
Заключение.
Необходимо отметить, что проект не завершен, будет продолжаться. ,
1.Формирование научно-исследовательской и творческой компетенции учащихся в обучении краеведения подтверждается высокими результатами как учебной, так и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
2.Развитие навыков самостоятельной поисковой исследовательской деятельности (составление генеологических древ помогает развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности).
3.Формирование коммуникативные качества обучающихся и навыков публичного выступления (при работе в группах, проводя интервью с участниками событий, обучающиеся формируют коммуникативные качества. Не менее 50% обучающихся 8 – 9 классов овладевают умениями, навыками, алгоритмом действий разработки, публичного представления и реализации ученических проектов: альманахов, исследований, мини проектов, устных журналов).
4.Расширение кругозора в области краеведческих знаний (исследовательские работы, встречи с участниками событий, кружки расширяют кругозор учащихся в области краеведческих знаний).
5.Приобщение учащихся к истокам патриотизма через встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками локальных войн (проводятся встречи и экскурсии в музеи, направленные на формирование патриотизма).
IV. Список литературы.
1. Голуб Т.Е. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.М.: Издат.дом, Федоров, 2010. -138с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2011г. – 204с.
5. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе.Зиновьева Е.Е., 2010, - С.5.
6.Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2012. - №4. – С.15-18.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе/ М.Б Романовская. // Завуч, управление современной школой. – 2007. – № 1.
9. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.–М.: «Народное образование». 2010, №7.-С.8
Приложение 1.
Конкурс стихотворений «Любимый поселок»
Ермакова Аделина, обучающаяся 5 А класса.
Мыйын уло шочмо вер.
Шинчавуд гай яндар ер.
А воктеныже чодыра
Да пеледше ломберла.
Шуко кайык муралта,
Коклан шушпык шушкалта.
Тора огыл олыкнаже,
Пеледеш вет морынаже.
Ош вис-вис пеледалтеш.
Торгавуй койылалтеш.
Мукш-влакат чонештат,
Тамле кочкышым погат.
Йоратем мый вер-шоремым,
Чодырам да олыклам,
Йоратем мый Морко мландым,
Йоратем мый калыкнам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».
Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...
Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».
Одной из главных задач исторического образования в настоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Исследование Отечественной войны 181...
Авторская педагогическая разработка. Скорректированная программа предмета ДО "Историческое краеведение"
Программа предмета дополнительного образования "Историческое краеведение" расчитана на три года обучения учащихся 5-11 кл....
Педагогический проект "Литературное краеведение на уроках литературы".
Проект содержит разработанный собственный опыт включения материалов краеведения в уроки литературы....
Сценарий защиты проекта по историческому краеведению "История Зеленокумска от А до Я"
Сценарий защиты проекта по краеведению содержит разнообразный материал: исторические сведения о создании г. Зеленокумска, фрагменты исследовательских работ учащихся....