Презентация «Татарский энциклопедический словарь» 1000-летию Казани посвящается
презентация к уроку по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Презентационный материал был подготовлен для участия в Республиканском конкурсе школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений «Библиотекарь года 2005» и стал победителем.
Первым детищем Института Татарской энциклопедии и всей научной общественности стал «Татарский энциклопедический словарь», увидевший свет в 1999 году. Значение этого издания в первую очередь заключалось в том, что оно стало принципиально новым явлением в осмыслении нашей истории и современной действительности. Это персонифицированная история различных отраслей науки, культуры и материального производства, раскрывающая удивительные грани роли личности в нашей жизни, дающая возможность взглянуть на неё глазами самих творцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazan2005.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан г. Альметьевск Естественно-математическая гимназия
Руководитель проекта Климина А.М.
Компьютерная презентация Нафикова Р.С.
1000-летию Казани посвящается
Презентация
«Татарский энциклопедический словарь»
(проектируется 3 слайда)
Моя Казань! Моя столица!
Мой чудный, милый сердцу град!
Ничто с тобою не сравнится,
Душа всегда к тебе стремится.
Я видеть этот город рад…
Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Имена авторов помогают преодолевать времена и пространства. (Слайд 4)
При лампе, наклоняясь над каталогом,
Вникать в названия неизвестных книг,
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздавать поэтов и века.
(Валерий Брюсов)
В истории каждого народа, каждой страны, каждого города бывают знаменательные события, имеющие мировое значение. (Слайд 5) Подобное произойдет и в жизни Казани – 30 августа 2005 года город будет отмечать 1000-летие.
Этот юбилей имеет важное историческое значение не только для казанцев, народов Татарстана и России, но и для всего мира, ведь Казань – многонациональный город, в котором мирно соседствуют более ста национальностей.
(Слайд 6)
И наша презентация посвящена этому событию. Много событий пережил и хранит в памяти своей главный город республики Татарстан – Казань. И крушение Золотой Орды, и междоусобицы самовластных ханов, и упорство Ивана Грозного, с которого начинается другая биография края.
Спросите нас: - Откуда вы?
- Мы родом из Казани
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш,
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане.
(С.Хаким)
Что пишет о Казани Татарский Энциклопедический Словарь (в дальнейшем ТЭС)? ТЭС, статья Казань стр. 253
(Слайд 7)
Книги рассказывают о прошлом. Приоткрывают завесу будущего, раскрывают красоту мира и величие человека. Повествуют о подвигах, о славе, о величайших открытиях.
(Слайд 8)
Вот какой невероятный случай произошел в Казани в начале 20-х годов прошлого века:
Какой-то гимназист, под кленом сидя,
Учебник геометрии раскрыл.
А сверху Клен,
Все аксиомы видя,
Его с недоумением спросил:
Клен: - У вас считается, гляжу,
Что параллели не сходятся?
Вы что-то просмотрели!
Всю жизнь свою я у дороги рос
И наблюдать любил,
Как след колес сближается вдали,
Потом сольется- в точку!
В учебнике я зачеркнул бы строчку,
Где пишется у вас про параллели!
Гимназист:- Послушай, Клен, да ты в своем уме
Следы колес не сходятся в пути!
Клен: Сойдутся!
Чтоб мне с места не сойти!
Гимназист: - Не сходятся!
Клен: -А я сказал-сойдутся!
Так спор у них до ночи мог тянуться,
Когда бы не вмешался света Луч.
Луч:- Ты, Гимназист, хоть разумом могуч,
Вселенную со мною облети-ка!
Увидишь параллельные в пути...
Гимназист: - Послушай, Луч!
В глаза мне не свети!
Зачем лететь?
Мне слышать это дико!
Ведь параллели,
Как ты ни крути,-
Все те же!
Чтоб мне с места не сойти!
Как молвил Гимназист-
И, ну бежать вприпрыжку,
С собою захватив
Эвклидова книжку.
Появляется Лобачевский
-Да! Конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Параллельные пойдут непараллельно там,
Где звездный мир раскинулся без края!
Аксиома параллелей там- другая!
Параллельно геометрии Эвклида
Есть еще одна – совсем другого вида!
(Слайд 9)
Смотрел он долго в зимнее окно,
Горели звезды в небе над Казанью-
Вселенная была с ним заодно.
Открылся чистый купол Мироздания,
И звезды в вышине огнем горели,
Твердя: непараллельны параллели.
С чем связан это невероятный случай?
О какой аксиоме идет речь? Кто ее создал?
(Николай Иванович Лобачевский – создатель Неевклидовой геометрии)
Давайте, ребята, посмотрим, что говорит энциклопедия о Лобачевском. ТЭС, статья Лобачевский Н.И., стр.327.
(Слайд 10)
Лобачевский Николай Иванович (1792-1856), математик, геометр, создатель неевклидовой геометрии. В 1811-1846 в Казанском университете, с 1822 – профессор, в 1827-1846 ректор. (университет)
Многие годы одновременно с ректорством он возглавлял университетскую библиотеку. Понимая, какую важную роль в образовании она играет, Лобачевский ездил в Петербург, чтобы лично отбирать и закупать книги. (Слайд 11) Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования, уделяя особое внимание сохранности фондов и строительству нового здания библиотеки. Он добился и того, что библиотека обслуживала широкие круги посторонних читателей, то есть фактически была публичной. Такими же публичными стали и музеи университета, было организовано чтение научно-популярных лекций для населения.
(Слайд 12)
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим,
Соль растворяется в воде.
А мел…-нерастворим!
Бумага не горит до дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите?
Так взвесьте!
Открытый путь – не легкий путь,
Но человеку не свернуть,
Что? Почему? – за ним следят,
Чтоб шел вперед,
А не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед!
(Слайд 13)
Результатом поистине грандиозного, научного труда и стало создание татарского энциклопедического словаря. О том, как рождался словарь, нам поведает Анна Михайловна.
На титульном листе словаря приведена фамилия его главного редактора – Мансур Хасанович Хасанов.
Хасанов Мансур Хасанович —президент Академии Наук Республики Татарстан, доктор филологических наук, академик был не только главным редактором словаря, но и идейным вдохновителем для всего авторского коллектива. Об этом удивительном человеке расскажет Роза Сириновна. ТЭС., статья Хасанов М.Х., стр.629
Хасанов М.Х.(р.1930), ученый, гос. деятель, действ.чл. АН РТ (1992). Засл.деятель науки РТ (1995). Организатор и первый президент Академии наук РТ. Труды по методологии лит-ведения, истории татар. лит-ры, культуры и обществ.мысли, о творчестве Г.Тукая, Г. Ибрагимова, Ф.Амирхана, Г.Камала, Г.Исхаки, К.Тинчурина, Ш.Марджани, С. Максудова.
(Слайд 14)
Казань литературная
История литературы Казани уходит в глубь веков, к бессмертной поэме “Кысса-й Йусуф”, созданной основоположником булгаро-татарской письменной поэзии Кул Гали. (Слайд 15)Поэма стала классической и оказала огромное влияние на характер всего национального фольклора. В местах компактного проживания татар обнаружено около 200 списков поэмы. Первое издание произведения Кул Гали было подготовлено Утыз Имяни и осуществлено в 1839 Рахматуллой Амирхановым. Поэма переиздавалась в Казани более 80 раз.Древняя казанская земля хранит память о славном поэте, которого очень любили в народе.
ТЭС., статья Кул Гали, стр.306. (Слайд 16)
Спустя столетия улицы Казани видели многих знаменитых писателей и поэтов, чье творчество оказало влияние на развитие как русской, так и татарской литературы.
(Ф.Бурнаш, М.Гафури, Ф.Амирхан, Н.Исанбет, Г.Камал, Ш.Усманов, Х.Такташ, А.Кутуй, Ф.Карим, Н.Баян, К.Наджми, К.Тинчурин, Т.Гиззят, Х.Туфан, Ф.Хусни, И.Гази, А.Файзи, С.Хаким, М.Амир, А.Абсалямов, М.Джалиль, Ш.Ракипов и др.)
...Пушкин здесь проезжал по следам Пугачева.
Лобачевского город и город Толстого!
Город Горького – здесь пролетел буревестник!
Здесь Тукай запевал свои смелые песни!
Маяковский шагал тут, товарищ наш старший,
По- татарски твердя строки “Левого марша”.
Здесь Такташ вдохновенные строки вынашивал.
Здесь родились певучие марши Сайдашева
( Мухаммед Садри)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в сентябре 1833 года, совершая поездку по местам крест.восстания под предводительством Е.И.Пугачева, был в Казани. (Слайд 17) Встречался со старожилами, литераторами, осмотрел места пугачевских боев. ТЭС., статья Пушкин А.С., стр 457.
Пребывание в Казани дало Пушкину А.С. много ценного материала, широко использованного им впоследствии в “Истории Пугачева” и в романе “Капитанская дочка”
Прими, как дар, прекраснейшие строки,
Харни в душе, любимой вслух читай...
Учителя, волшебники, пророки-
У русских - Пушкин, у татар – Тукай...
Свои святыни, гордость поколений,
Народ народу преподносит в дар:
Становятся все ближе и роднее
Тукай для русских, Пушкин для татар.
(Слайд 19)
Тукай Габдулла Мухамметгариф улы (1886-1913), поэт, лит.критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей совр.татар.языка, выдающийся прозаик, переводчик, журналист, детский писатель. Габдулла Тукай создал высокохудожественные произведения, которые вошли в золотой фонд не только татарской поэзии, но и мировой литературы.
ТЭС., статья Тукай Г., стр.586. (Слайд 20)
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь деяния дедов наших, здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают милой гурии уста.
Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга, райский свет в ее очах.
( Г.Тукай)
(Слайд 21)
Казань театральная
Казань город особый. А.Герцен писал: “...значение Казани велико. Это место встречи и свидания двух миров. И поэтому в ней два начала: западная и восточная, и вы их встретите на каждом перекрестке, здесь они...сжились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру”
В мире существуют два места, где оригинально и отчетливо проявляется слияние Запада и Востока,- это Испания и Татарстан.
Поэтому в контексте разговора о театре следует отметить, что в Казани изначально сосуществовали две национальные сцены – татарская и русская.
В 1791 году в Казани, одним из первых в России, появился профессиональный русский театр. 22 декабря 1906 года – официальная дата рождения профессионального татарского театра. Одним из первых зрителей театра был великий поэт Г.Тукай. В своем известном стихотворении он писал:
Театр и зрелище и школа для народа.
Будить сердца людей – вот в чем его природа!
(Слайд 22)
Одним из основоположником татарской драматургии и теат ра является Галиаскар Камал. ТЭС., статья Камал Г., стр.258
(Слайд 23 с гиперссылкой)
Казань – город театральный. Многие поколения горожан выросли в этой чудесной атмосфере. Не забывают нас и заезжие именитые гастролеры. Каждый вечер в разных концах города зажигаются театральные рампы, и зритель ждет встречи с прекрасным.
(Слайд 24)
Казань музыкальная
В 19 веке Казань называли “Поволжскими Афинами”. Здесь был один из крупнейших в России театров на 1200 мест, была развита концетная жизнь, сосредоточенная в основном в зале Дворянского собрания, функционировали различные музыкальные общества, появились первые музыкальные школы, курсы и кружки. А началась “музыкальная” Казань более 200 лет назад. В 1803 году помещик П.П.Есипов построил первый городской театр. Расцвет Казанского оперного театра начинается с 1874 года. В 1939 году открылся Татарский академический театр опера и балета. Новый театр продолжил славные художественные традиции, но стал принципиально новым музыкально-театральным организмом, деятельность которого была направлена на создание национального татарского репертуара, на подготовку и совершенствование татарского оперного исполнительства. Открылся новый оперный театр оперой молодого Н.Жиганова “Качкын” (“Беглец”) На сцене театра в 40-50-е годы были поставлены все 8 опер выдающегося композитора. Среди них особенно устойчивыми оказались “Алтынчеч” и “Джалиль”.
ТЭС., статья Татарский Театр Оперы и Балета., стр 563.
(Слайд 25)
Главным музыкальным учебным заведением в течение вот уже более полувека является Казанская государственная консерватория, открытая в 1945 году. Ее организатором и бессменным ректором в течении 42 лет был выдающийся композитор Н.Г.Жиганов. Консерватория выпустила несколько тысяч музыкантов всех специальностей. Все музыкальные учебные заведения, казанские оркестры, театры укомплектованы в подавляющем большинстве ее выпускниками.
ТЭС., статья Жиганов Н.Г., стр 191.
(звучит “Сюита на татарские народные темы” Н.Г.Жиганова)
(Слайд 26-30)
Казань архитектурная
Саму Казань называют музеем под открытым небом. О 16 веке нам напоминают стены и башни казанского Кремля, Благовещенский собор. О 17 столетии – башня Сююмбике. Из 18 века “пришли” в современную Казань Петропавловский собор, мечети Марджани, Апанаева, Адмиралтейская контора. Из 19 столетия – комплекс Казанского университета, здание бывшего Дворянского собрания, Азимовская и Бурнаевская мечети. (Слайд 31) О начале 20 века напоминают дом Шамиля, здание Государственного банка. (Видеоролик – архитектурная Казань) (Слайд 32-33)
Сегодня Казань преображается на глазах. История города гармонично сочетается с его настоящим, и Казань, задавая себе новые градостроительные ориентиры, заботливо созидает свое ёще более прекрасное будущее XXI века.
Живет Казань, работает, растет,
Россию, удивляя чудесами,
И молодеет сердцем здесь народ,
Тысячелетье города встречая…
(Слайд 34-36: ЕМГи в Казани)
Литература
1. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999.
2. Казанский университет. – Москва, 1980.
3. Журнал «Татарстан», 2001. № 12.
4. Бушканец Е.Г. Казань. – Казанское книжное издательство, 1964.
5. Елизарова М.Е. Они были в Казани.- Казанское книжное издательство, 1983.
6. Казань в художественной литературе.- Казанское книжное издательство, 1977.
7. Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Очерки. – Казань, 2000.
8. Книга Героев.- Татарское книжное издательство, 2000.
9. Кол Гали. Йосыф Китабы. – Казань, 1999.
10. Казань. Времен связующая нить.- Казань.2000.
11. Журнал «Казань» ,2001. №12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энциклопедический словарь НАО. Статья "Детская школа искусств"
история создания, открытия Детской школы искусств в Ненецком Автономном Округе (Нарьян-Мар)...
Классный час "У истоков русской истории. 1000 - летие Ярославля".
2010 год стал юбилейным для древнего русского города Ярославля. Классный час знакомит учащихся с символами этого замечательного города, гербом, флагом, содержит много интересных сведений о...
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства
Материалы для оформления стенда в кабинете истории...
Мастер-класс по теме «Духовное наследие России в формирование основ исторического сознания и его роль в воспитании будущих граждан Отечества», посвящённый 1000 - летию со дня преставления Святого Князя Владимира.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10053058","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"187","width":"480"}}]]Знакомство учащихся с историей своего Отечества....
КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
КЛАССНЫЙ ЧАС К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
План открытых мероприятий в ГБУЗ МГНПЦ борьбы с туберкулёзом ДЗМ филиал Детское отделение, посвящённых 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира
Подготовка к открытому мероприятию "Путь от язычества к христианству"...