Классный час "Мартиролог земли Подмосковной"
классный час по краеведению (9 класс)
Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры «Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной»».
Классный час «Мартиролог земли Подмосковной» «Бутово – русская Голгофа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мероприятия "Бутовский полигон" | 206 КБ |
Презентация | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Предметная неделя
духовно-нравственной (православной) культуры
«Подвиг новомучеников и исповедников
земли Подмосковной»».
Классный час
«Мартиролог земли Подмосковной»
«Бутово – русская Голгофа»
Класс: 9
Автор: Захарова Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Цель и задачи
- Образовательные
- Познакомить с местами массовых расстрелов священнослужителей Русской
- Православной церкви в 20-30 е годы ХХ века : Бутовском полигоне.
- познакомить учащихся с иконографией Новомучеников и Исповедников .
- Развивающие
- Формирование понятия «Русская Голгофа»
- Углубление представления о подвигах Новомучеников и Исповедников в ХХ веке
- Развитие умения анализировать, систематизировать информацию.
- Развитие самостоятельной поисковой деятельности.
- Воспитательные
- Воспитание уважительного и внимательного отношения к прошлому России, осознанию подвигов мученичества в истории страны.
Тип классного часа: комбинированное исследование с использованием информационных технологий.
Формы работы: групповая, проблемная ситуация, работа с документами, лекция учителя, заочная экскурсия.
Использованные технологии: информационные, технология проектной деятельности, исследовательская технология.
Средства обучения: мультимедийная презентация, карточки, репродукции картин, отрывки из произведений, высказывания великих людей.
План занятия
- Словарная работа (опережающее задание)
- Заочная экскурсия (история будущего полигона)
- Работа с документами
- Представление исследовательских работ «Жертвы Бутовского полигона»
- Лекция учителя «Первый Поклонный крест»
- Индивидуальное задание «Открытие храма»
- Групповая работа «Бутово сегодня»
- Заключительный этап: «День памяти»
- Словарная работа (опережающее задание)
Новомученик
Христианин, принявший мученическую кончину за веру во Христа в сравнительно недавнее время.
Исповедник
Святой, прославляемый Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; претерпевший гонения, но оставшийся жив.
Священномученик
Священнослужитель, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время.
Преподобномученик
Монах, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время.
Священноисповедник
Священнослужитель, пострадавший от гонителей веры за открытое оглашение своей веры в Христа, но оставшийся жив
Преподобноисповедник
Святой из монахов , пострадавший от гонителей веры, но оставшийся жив.
Вопрос учителя.
Почему мученики становились символами мужества и героизма?
Можно ли мучеников назвать героями?
Мученики — это идейные свидетели веры; их мучение — это подвиг с оттенком торжественности. Следовательно, мученик не пассивный страдалец, а герой, деятель.
- Работа с иконой «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных»
Му́ченик (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος — свидетель, лат. Martyr — свидетель) — человек, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий. Церковь с первых дней бытия, начиная с апостольского периода, была Церковью мучеников. Характерный признак положения первенствующей Церкви определяется ее названием «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»).
- Запись в тетрадь эпиграфа
Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей – тот спасен будет. Многие сейчас из за преследований отходят от Церкви, другие же предают ее. Из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на этот раз. Православие снова восторжествует».
Митрополит Петроградский Серафим (Чичагов)
Вопрос учителя: Можно ли эти слова назвать пророческими, нам предстоит ответить в конце классного часа.
- Заочная экскурсия: история Бутовского полигона (с презентацией).
1568 г. Первое упоминание о селе Дрожжино. Его владельцем был Федор Михайлович Дрожжин, представитель земского боярства, который при Иване Грозном «был казнен в опричнине». Впоследствии село, а затем сельцо именовалось Космодемьянским – по деревянной церкви, что стояла на погосте на берегу речки Гвоздни (ныне Гвоздянка).
Вторая половина XIX в. Деревня Бутово, которая находилась на 18-й версте старого Варшавского тракта и в одной версте севернее от сельца Космодемьянского, дает название железнодорожной станции и прилегающему к ней дачному поселку.
1880-е гг. На месте будущего Бутовского полигона строится за городная усадьба потомственного почетного гражданина Николая Макаровича Соловьева (имение называлось Косьмодемьянское Дрожжино). Главный усадебный дом был одноэтажным каменным с колоннами по фасаду. Пруды при Соловьеве были вычищены, в них разводили зеркальных карпов. На одном из прудов была устроена купальня и причал для лодок.
1990 год. Новым владельцем конного завода, а затем и всего имения, переименованного в Бутово, становится Иван Иванович Зимин – представитель известного рода купцов, занимавшихся текстильной промышленностью.. 1917–1918 гг. Владелец Бутовского имения И.И. Зимин, не дожидаясь конфискации, отдает его государству и уезжает с семьей за границу.
1910 - конец 1920-х гг. В Бутовской усадьбе размещается сельскохозяйственная колония ОГПУ–НКВД. В начале марта 1934 г. в Бутово на десяти подводах привезли заключенных из бывшей Екатерининской пустыни, где с 1931 г. находилась тюрьма (будущая секретная политическая тюрьма Сухановка).
1937–1938 гг. Старинное имение И.И. Зимина превращается в место массовых расстрелов – Бутовский полигон. В наибольшей степени известно о расстрелах, проводимых по приказу наркома внутренних дел Ежова № 004 47.
- Беседа с учащимися (посетителями Бутовского полигона).
Почему это место называется Бутовский полигон?
На этих хозяйственных территориях НКВД было выделено место для обстрела нового оружия, которое делалось на Подольском оружейном заводе. Это был полигон, на котором обстреливали оружие. Местные жители были приучены к выстрелам еще за несколько лет до того, как там начались массовые расстрелы. Следуя указу Ежова, любого человека можно было обвинить в чем угодно.
Известно, какова была процедура расстрелов?
Они проходили ночью, скрытно, потому что в соседних деревнях жили люди. Приговоренных к расстрелу привозили в Бутово в крытых фургонах, не говоря, куда и зачем их везут. Заводили в барак, якобы для «санобработки». Здесь объявляли о расстреле, сверяли данные и наличие фотографии. На расстрел выводили по одному. Это только устное свидетельство, потому что все следы были заметены. Есть лишь следственные документы, протоколы допросов, а также документы тех, кто приводил в исполнение приговор. Когда открыли архивы, давали читать все, а сейчас показания свидетелей, то есть по сути доносы, не показывают. Не видели мы и инструкции расстрельных команд.
Все захоронения подняли?
Нет, конечно. Это сейчас просто невозможно.
Как выглядят захоронения?
Это погребальные рвы, лучше всего они были видны зимой: когда землю покрывал снег, места рвов были несколько просевшие. Были проведены исследовательские работы, и ученые определили места захоронений уже точно. У КГБ была схема расстрельных рвов, но она оказалась не совсем точна. Сейчас границы рвов точно определены, отмечены оградкой и посадкой цветов. А до этого их толком не было видно. Попавший туда случайно человек ни за что бы не догадался, что там производились расстрелы. Недавно Правительство Москвы разработало проект благоустройства Бутовского полигона и создания на этом месте мемориального комплекса.
Самые массовые расстрелы проходили с августа 37-го по июль 38-го года. Есть неподтвержденные данные, что туда привозили хоронить расстрелянных в московских тюрьмах до 50-х годов, но это только устные свидетельства. Эта территория по-прежнему оставалась за КГБ, там был высажен фруктовый сад, были даже какие-то дачи начальников НКВД, что-то строили за эти годы. Территория была засекреченной, там постоянно была военная часть. Сейчас на этом месте небольшой парк.
А были обретены останки конкретных людей?
Нет. Для этого нужно, видимо, проводить какие-то очень сложные исследования. Судя по тому раскопу, который делался в 1997 году, там нет цельных останков, скажем, скелета человека. Там все перемешано. Потому что там только вначале хоронили людей в небольших ямах-могильниках. Казни скоро приняли такие масштабы, что мощным экскаватором были вырыты рвы глубиной в три метра и длиной в 150 и более метров. После очередного расстрела с помощью бульдозера тонким слоем присыпали тела, поверх этих тел ложились новые жертвы. Все это носило совершенно безчеловечный характер. Заваливали рвы чем угодно, мусором.
- Работа с документами (Протокол заседания комиссии НКВД с описанием приговора).
- Что мы можем узнать из этого документа?
- Попробуйте представить себе оглашение приговора заседания комиссии.
- Лекция учителя «Первый Поклонный крест».
О Бутовском полигоне долго молчали. Только в 1991 году были обнаружены списки осужденных к казни с отметками о приведении приговоров в исполнение. Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечиванию памяти жертв политических репрессий (группа М.Б. Миндлина) с помощью сотрудников ФСК-ФСБ приступила к архивной работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, при этом собирались сведения и составлялись краткие биографические справки для будущей «Книги памяти».
Весной 1993 года полигон впервые посетили родственники погибших, осенью того же года в его южной части была
Первый деревянный Поклонный крест на Бутовском полигоне был изготовлен Православным Свято-Тихоновским богословским институтом по проекту архитектора и скульптора Д.М. Шаховского (сына расстрелянного в Бутове священника Михаила Владимировича Шика), установлен у мест захоронений в глубине полигона и освящён 8 мая ).
- Представление исследовательских работ «Жертвы Бутовского полигона»
Сонм бутовских новомучеников возглавляет святой священномученик Серафим (Чичагов), Митрополит Петроградский.
Он происходил из древнего дворянского рода рода, принимал участие в освободительной войне в Болгарии и затем по благословению Иоанна Кронштадтского ушел в отставку и принимает священный сан. Человек самых разных талантов – воин, музыкант, композитор, живописец, писатель. Он сознательно в те годы идет на служение Церкви. И это был его первый исповеднический подвиг, ибо даже самые близкие люди не могли понять, как гвардии полковник становится простым приходским священником. Через несколько лет после принятия сана отец Леонид - так звали Владыку до монашества - овдовел. Он принимает монашество, назначается настоятелем Спасо - Евфимиева монастыря в Суздале, затем - в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме, возводится в сан Епископа и проходит свое епископское служение на разных кафедрах. В историю всемирного православия он вошел как автор «Серафимо-дивеевской летописи», которую он написал по указанию дивеевских блаженных. По окончании труда над этой книгой он сподобился чудесного явления самого преподобного Серафима.
В значительной степени благодаря его труду преподобный Серафим был канонизирован в лики святых. В 30-х годах владыка Серафим был уже старым и больным немощным старцем. Он жил на покое в Подмосковье, и когда его приехали арестовывать, он не мог даже выйти из дома. Для того, чтобы отвезти его в тюрьму, была вызвана карета скорой помощи. Незадолго до своего ареста Владыка говорил: «Православная церковь переживает сейчас время испытаний. Многие страдают за веру, но это – золото очищается в горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, сколько не помнит вся история христианства.» Вместе с владыкой Серафимом на Бутовском полигоне постадали епископы, священники, монахи и простые миряне. Всех имен трудно перечислить – это и скиталец епископ Нижнетагильский Никита (Делекторский), и старец архимандрит Кронид (Любимов) последний наместник Троице-Сергиевой лавры.
В последние годы владыки Серафима с ним жила его внучка Варвара. Она любила своего деда, хотя никогда глубоко не вникала в его богословские разговоры, но любила слушать его фортепьянную музыку и беседовать с ним. В конце 80-х Варвара Васильевна, ученый с мировым именем, профессор, заслуженный деятель науки и техники, вышла на пенсию. И ей приснился сон: она видит деда, который уезжает на каком- то поезде и она просит взять ее с собой, но дедушка говорит: «Нет, ты мне еще послужи». Варвара Васильевна стала собирать материалы о своем деде, и она горячо молилась о том, чтобы узнать: где похоронен ее дед. На Рождество 1994 г. в ее квартире раздался звонок. Ее спросили, кто она такая и затем задали еще один вопрос: «Вы знаете, где похоронен Ваш дед?» «Нет, не знаю». «Нам это известно, но сейчас проехать туда невозможно, а весной мы Вас туда свозим».
На этом разговор закончился. Несколько месяцев Варвара Васильевна искала того, кто ей позвонил, и нашла. Это была группа энтузиастов, которые занимались обработкой архивно-следственных дел расстрелянных в Бутово. Они обратили внимание на то, что среди пострадавших в Бутово очень большое число священнослужителей. Они передали Варваре Васильевне список около 300 священнослужителей, пострадавших в Бутово. Варвара Васильевна показала этот список Святейшему Патриарху Алексию, который благословил передать его в Свято-Тихоновский православный институт и выразил желание посетить Бутовский Полигон. Варвара Васильевна летом 1994 года приняла постриг с именем Серафима и стала первой настоятельницей восстанавливающегося Новодевичьего монастыря. В Фомино воскресение 1994 года на Бутовском Полигоне был освящен памятный крест. Освящение совершили архиепископ Сергий и епископ Арсений в сослужении целого сонма духовенства Москвы и Московской области.
- Творческое задание
(За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа).
В числе казнённых в Бутове «церковников» – 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин).
- Групповая работа «Бутово сегодня» (рассказ о Храме Новомучеников и исповедников Российских)
1 группа: Нижний храм Новомучеников и Исповедников.
Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен Державной иконе Божией Матери. Под покровом этой иконы жил русский народ в 20 веке после свержения императора Николая Александровича. Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала Сергию Кедрову, убиенному в Бутове.
2 группа: Верхний храм Новомучеников и Исповедников.
Посвящён прославлению подвига новомучеников. Новомученики Российские никогда не помышляли о том, что они будут прославлены в лике святых и в честь них будут строиться храмы, всё своё упование они возлагали на Воскресение Христово, и своей жизнью и смертью они свидетельствовали о своей вере в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение.
Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, главы собора Новомучеников и Исповедников Российских.
- Итоги классного часа.
День памяти: В 4-ю субботу по Пасхе Русская Православная Церковь отмечает День памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
Это переходящее празднование было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3.09. 2003 года.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Образовательные Познакомить с местами массовых расстрелов священнослужителей Русской Православной церкви в 20-30 е годы ХХ века : Бутовском полигоне. П ознакомить учащихся с иконографией Новомучеников и Исповедников . Развивающие Формирование понятия «Русская Голгофа» Углубление представления о подвигах Новомучеников и Исповедников в ХХ веке Развитие умения анализировать, систематизировать информацию. Развитие самостоятельной поисковой деятельности. Воспитательные Воспитание уважительного и внимательного отношения к прошлому России, осознанию подвигов мученичества в истории страны. Цель и задачи проекта
Тип классного часа : комбинированное исследование с использованием информационных технологий. Формы работы : групповая, проблемная ситуация, работа с документами, лекция учителя, заочная экскурсия. Использованные технологии : информационные, технология проектной деятельности, исследовательская технология. Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, репродукции картин, отрывки из произведений, высказывания великих людей. Инновационность
Словарная работа (опережающее задание) Заочная экскурсия (история будущего полигона) Работа с документами Представление исследовательских работ «Жертвы Бутовского полигона» Лекция учителя «Первый Поклонный крест» Индивидуальное задание «Открытие храма» Групповая работа «Бутово сегодня» Заключительный этап: «День памяти» План занятия
Словарная работа: мученик, исповедник, священномученик , преподобномученик , священноисповедник , преподобноисповедник . Работа с древнерусской живописью, иконой « Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных». 3. Заочная экскурсия: история Бутовского полигона. 1568 г. Первое упоминание о селе Дрожжино. Вторая половина XIX в. Деревня Бутово 1880-е гг. загородная усадьба потомственного почетного гражданина Николая Макаровича Соловьева Конец 1920-х гг. В Бутовской усадьбе размещается сельскохозяйственная колония ОГПУ–НКВД. 1937–1938 гг. Старинное имение И.И. Зимина превращается в место массовых расстрелов – Бутовский полигон. Учебный материал. Этап объяснения Мученики играют значительную роль в истории религий. Церковь с первых дней бытия, начиная с апостольского периода, была Церковью мучеников.
Беседа с учащимися об истории Бутовского полигона В наибольшей степени известно о расстрелах, проводимых по приказу наркома внутренних дел Ежова № 004 47. С 1935 г. по начало 1950-х гг. здесь совершались массовые расстрелы и захоронения жертв. Только по официальным данным в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь расстреляно 20 765 человек. Сегодня их имена с краткими биографическими сведениями внесены в Бутовский мартиролог, из них около тысячи — священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, пострадавшие за веру Христову. 2. Работа с документами Учебный материал. Этап закрепления 3. Лекция учителя «Первый Поклонный крест» Первый деревянный Поклонный крест на Бутовском полигоне был изготовлен Православным Свято-Тихоновским богословским институтом по проекту архитектора и скульптора Д. М. Шаховского (сына расстрелянного в Бутове священника Михаила Владимировича Шика ), установлен у мест захоронений в глубине полигона и освящён 8 мая 1994 .
Представление исследовательских работ «Жертвы Бутовского полигона» Учебный материал. Этап опроса Амбарцумов , Владимир Амбарцумович ( 1892 — 1937 ) — священнослужитель Русской православной церкви , изобретатель. Ауслендер , Сергей Абрамович ( 1886 — 1937 ) — писатель « серебряного века ». Гельман , Ганс ( 1903 — 1938 ) — немецкий и советский физик. Джунковский , Владимир Фёдорович ( 1865 — 1938 ) — бывший градоначальник Москвы . Древин , Александр Давыдович ( 1889 — 1938 ) — художник Головин, Фёдор Александрович ( 1867 — 1937 ) — председатель Государственной думы Российской империи II созыва . Клуцис , Густав Густавович ( 1895 — 1938 ) — художник-авангардист. Лейко , Мария Карловна ( 1887 — 1938 ) — актриса. Олсуфьев, Юрий Александрович ( 1887 — 1938 ) — искусствовед и реставратор. Проферансов , Владимир Александрович ( 1874 — 1937 ) — священник Русской православной церкви, протоиерей , причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году . Семашкевич , Роман Матвеевич ( 1900 — 1937 ) — художник. Серафим ( Чичагов ) ( 1856 — 1937 ) — епископ Русской православной церкви, митрополит Санкт-Петербургский . Трубачёв, Зосима Васильевич ( 1893 — 1938 ) — протоиерей Русской православной церкви, причислен к лику святых как священномученик в 2000 году для общецерковного почитания. Тихомиров, Иван Петрович ( 1876 — 1938 ) — священнослужитель. Ченыкаев , Николай Сергеевич ( 1878 — 1938 ) — бывший калужский губернатор (1915—1917). Ягодин, Василий Александрович ( 1870 — 1937 ) — протоиерей Русской православной церкви, причислен к лику святых Серафим ( Чичагов ) ( 1856 — 1937 )
Проблемные вопросы Почему мученики становились символами мужества и героизма? Можно ли мучеников назвать героями? 2. Работа с эпиграфом: Незадолго до своего последнего ареста Серафим сказал: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется верен ей – тот спасен будет. Многие сейчас из за преследований отходят от Церкви, другие же предают ее. Из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они закончились торжеством христианства. Так будет и на этот раз. Православие снова восторжествует. 2. Работа с историческими документами Импровизированная постановка: Прочитайте обвинение и огласите приговор Заседания комиссии НКВД. 3. Творческое задание 4. Индивидуальное задание: «Открытие храма» Проблемные вопросы и задания На ____________ на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (___________________________________________________________________________). В числе казнённых в Бутове «церковников» – 59 ___________________, 9 _______________, более 60 _______________, хлысты, « антивоенники », евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно __________ принадлежали; иногда __________________так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 _____________ и 1 _______________.
Примерные ответы учащихся и записи в тетрадь Ответы учащихся Почему мученики становились символами мужества и героизма? Можно ли мучеников назвать героями? Мученики — это идейные свидетели веры; их мучение — это подвиг с оттенком торжественности. Следовательно, мученик не пассивный страдалец, а герой, деятель. Записи в тетрадь О Бутовском полигоне долго молчали. Только в 1991 году были обнаружены списки осужденных к казни с отметками о приведении приговоров в исполнение. Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечиванию памяти жертв политических репрессий приступила к архивной работе со следственными делами расстрелянных на Бутовском полигоне, при этом собирались сведения и составлялись краткие биографические справки для будущей «Книги памяти». Групповая работа Нижний храм Новомучеников и Исповедников. Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен Державной иконе Божией Матери. Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала . Сергию Кедрову , убиенному в Бутове. Верхний храм Новомучеников и Исповедников. Посвящён прославлению подвига новомучеников . Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, главы собора Новомучеников и Исповедников Российских.
А. Рефлексия. Критерии факта. Хорошо усвоен материал об истории Бутовского полигона. Успешно справились с проблемными вопросами, заданиями, так как была проведена большая исследовательская работа, предварительная подготовка, богатый исторический материал по различным источникам. Затруднения вызвал вопрос о дне памяти жертв Бутовского полигона. Усвоен материал о Русской Голгофе: Бутовский полигон называют Русской Голгофой. Именно здесь в 1930–1950-е гг. были невинно убиты десятки тысяч людей. Только в период так называемого большого террора, с августа 1937-го по октябрь 1938 г., здесь были расстреляны более 20 000 человек. В Бутово погибли тысячи священнослужителей – от простых диаконов до иерархов Церкви.
Б. Рефлексия. Критерии отношения Цели и задачи классного часа достигнуты. Тип классного часа, его структура, взаимосвязь частей оправданы для достижения целей. Форма достижения целей выбрана групповая, индивидуальная, фронтальная. Во время самостоятельной работы учитель выступал в качестве консультанта, а также была возможность пользоваться дополнительной литературой. Дидактический материал, технические средства обучения использовались в соответствии с нормами СанПин . Учащиеся были активны на разных этапах классного часа и проявили интерес к теме.
12 / 1. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове храм / Организации / Патриархия.ru 2. Л. А. Головкова Бутовский полигон // Православная энциклопедия . Том VI: 3. Любимова К. Ф. Бутовский полигон, 1937—1938 : книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Выпуск 8. — Москва: Альзо , 2003. 4. Бакиров Э. А. Бутовский полигон, 1937—1938 : Книга памяти жертв политических репрессий / Постоянная межведомственная комиссия правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; Московский Антифашистский центр. Выпуск второй. — Москва: Панорама, 1998 . Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)
Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...
разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»
Цели:· воспитывать любовь к Кубанской земле;· развитие интереса к истории родного края;·...
Классный час "Земля отцов-моя земля!"
Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...
классный час "Земля отцов-моя земля"
Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....
Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".
Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....
Классный час "Земля отцов - моя земля"
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи: - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории. ...