Отчет о деятельности школьного музея
статья по краеведению

Ковалева Елена Геннадьевна

1. Отчет о деятельности

2. Видеопрезентация

3. Учет мероприятий музея

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационный отчет

о содержании деятельности школьного музея

МБОУ СОШ № 60 г. Владивостока

  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения

Деятельность школьного музея ведётся в соответствии с нормативно-правовой базой по музейной работе: «О деятельности музеев образовательных учреждений» (письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.), Положения о музее образовательного учреждения (школьном музее), на основе которых составлена Программа развития школьного музея (2016-2019), план работы на 2017-2018 учебный год.

  1. Основные направления деятельности музея образовательного учреждения

Специфической особенностью школьного музея является историко-краеведческий характер, так как работа связана с изучением истории школы и родного края, изучением и популяризацией военной истории России (патриотическое направление).  Работа музея осуществлялась по всем основным направлениям, согласно Положению о школьных музеях и Программы развития школьного музея:

  • Организационная работа и работа с активом школьного музея;
  • Научно-исследовательская работа;
  • Поисково-собирательская работа;
  • Работа с фондами;
  • Издательская и информационная деятельность;
  • Экскурсионно-массовая;
  • Гражданско-патриотическая работа.
  1. Наличие и краткая характеристика образовательной программы музея

Программа развития школьного музея включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели, задачи программы
  3. Социальные функции школьного музея
  4. Концепция и образовательное пространство музея
  5. Принципы работы школьного музея
  6. Ресурсное обеспечение программы
  7. Основные направления программы
  8. Сроки и этапы реализации программы
  9. Результаты реализации программы (прогноз)
  10. Механизм оценки результатов

  1. Использование музея в образовательном процессе

Музей школы всегда играл и играет огромную роль в образовательном процессе школы. Создание электронной экспозиции, разработка и пополнение Сайта музея, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, применение аудиовизуальных и компьютерных средств в музее создают новые возможности в работе с учащимися, отсюда существенно изменился подход к экскурсиям. Сегодня востребованными и интересными для активного участия школьников становятся   новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии, квесты.

Достоинства данных экскурсий в том, учителя (не только работники музея) и ученики (не только актив музея) сами отбирает нужный материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и запросам. Такие экскурсии имеют большой арсенал средств и методов - видео, звуковые файлы, анимация, архивные материалы и экспонаты, портреты, фотографии, музейные предметы, QR-коды, квестовые и игровые технологии. Все это делает экскурсию более интересной, качественной, результативной. Происходит популяризация и расширение общественного доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществление культурно-просветительской и образовательной деятельности. Даже если экскурсия проводится не в самом музее, это ничем не умаляет её результативность.

Содержание экскурсий утверждается советом музея.  Проводятся следующие экскурсии:

История школы:

  1. "Из истории школьной формы". Экскурсия с демонстрацией.
  2. "История школы"
  3. "Учителями славится Россия". Ветераны труда школы.
  4. "Назад в прошлое: советская школа в музейных экспонатах"

Военная история России:

  1. "Великая война - великая Победа"
  2. "Память не знает забвения". Дети войны -учителя МБОУ "СОШ №60" рассказывают о войне.
  3. "Война в жизни моей семьи". Стендовая экскурсия по воспоминаниям учителей и учеников школы.
  4. "Великие сражения Великой войны"
  5. "Стояли как солдаты герои-города"
  6. "Полководцы Великой войны"
  7. "Пионеры-герои"
  8. "Дни воинской славы России". Видеоряды.
  9. «Жизнь-Родине, честь - никому»;
  10.  Музейный квест «Дорогами славы»;
  11. «Следы Великой Победы».

История города и края

  1. Их имена носят улицы Владивостока;
  2. Владивостокская крепость.

В образовательном процессе учителями используются материалы школьного музея: о родном городе, о Великой Отечественной войне, о выпускниках школы, о советском периоде. Проводятся экскурсии-презентации на уроках истории и географии. Ежегодно проводится конкурс на лучшую презентацию учащихся:

2015 год: «Юбилей Великой победы»

2016 год: «Исторические места города Владивостока (крепость)»

2017 год: «Пока память жива»

2018 год: «Мой прадед - герой»

  1. Традиционные и инновационные формы работы

В работе используются как традиционные, так и инновационные формы работы.

Фондовая и поисковая работа. Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы. Основу фондов школьного краеведческого музея составляют вещественные и письменных и вещественные источники по истории школы и края, около 279 подлинных экспонатов, фотографии, альбомы и многое другое, собранные школьниками и педагогами. В музее собрано более 200 фотографий, газетные статьи, более 100 грамот и дипломов школы учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса: проигрыватели, фильмоскопы, и т.д.

В архиве школьного музея хранится большое количество материала о выпускниках школы, учителях, материалы по истории города и края, документы и предметы периода Великой Отечественной войны.

Современные информационные технологии позволили перейти на новый уровень работы   с информацией. Активом музея, под руководством Ильиной Л. Н. и Ковалевой Е. Г., отсканировано огромное количество фотографий, статей, набраны тексты в электронном варианте, что способствовало созданию электронной базы данных фондов музея, коллекции фотографий, формированию электронных каталогов. Часть данных размещено на сайте Музея.

Реставрационно-оформительская деятельность: Собранные экспонаты, материалы используются для написания работ и оформления выставок, стендов и экспозиций.

В 2016-2017 учебном году был оформлен новый зал истории школы (холл музея). Изготовлены и реставрированы предметы школьного быта (парта, школьная форма, пионерская и комсомольская атрибутика, школьные принадлежности) периода СССР. Оформлены новые экспозиции о педагогах-ветеранах, учителях - выпускниках школы. Переоформлена экспозиция «Жизнь Родине, честь не кому», рассказывающая о военном и трудовом пути ветерана войны и труда учителя ОБЖ Кузнецове Г.Г. В 2017-2018 учебном году к данной экспозиции добавлена информация о кадетском движении в школе, основанном Кузнецовым Г.Г.

В 2017-2018 учебном году оформлен уголок историко-краеведческого направления в кабинете №8. Были изготовлены 3 стенда и 2 витрины. По решению актива музея, в этом году была проведена акция «Наш Бессмертный полк». 63 портрета участника Великой Отечественной войны, чьи потомки сегодня учатся в школе, нашли свое место на этих стендах и сайте Музея. Новые витрины отражают историю города Владивостока (подлинные экспонаты 1900-1910 гг. – кирпич Дэвида Кларксона, документы, освещающие история ТОФ) и историю Великой Отечественной войны - подлинные экспонаты (медали) принадлежащие ветерану войны Митину К.Н., газета «Правда» 1942 г.).

Использование компьютерных технологий позволило подняться на более высокую ступеньку – создать виртуальную летопись школьных событий: праздников, мероприятий музея (социальной сети You Tube) историю кадетского и современного пионерского движения в школе. В рамках этого направления работы созданы видеофильмы –хроники событий:

В этом учебном году реставрирован стенд музея «Так начиналась школа».

Сайт музея

Второй год работает сайт музея школы. Материалы постоянно обновляются. Огромная работа способствовала тому, что большой материал (документы, фотографии, видео и т.д.) оцифрован, проведена дополнительная исследовательская работа. Организовано обеспечение доступа к ресурсам музея через QR-коды для экспонатов. Данная технология используется при проведении экскурсий в квестах. Сайт позволяет в свободном доступе предоставлять педагогам необходимый для уроков материал. Просветительская работа музея, благодаря сайту, выведена на более высокий уровень.

Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа. Традиционно музей является местом встречи ветеранов войны и труда, выпускников школы, учебным центром для проведения классных часов, мастер-классов и иных форм досуга. Традиционными формами работы являются экспедиции по сбору краеведческого материала, оформление стендов и альбомов музея, подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий, тематических уроков.

В 2017- 2018 учебном году в музее проведены:  

№п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Описание мероприятия

1

Обзорная экскурсия для посетителей (бывшие выпускники)

Сентябрь 2017 г.

Знакомство с основными экспозициями музея, фотоальбомами.

3

«Урок мужества» в кадетских классах

Февраль 2018 гг.

Встреча с участником парада Победы 1945 года Кузнецовым Г. Г., суворовцем военных лет.

4

Урок в музее «Живая карта: Отечественная война 1812 г.» -11 «Б» класс

Февраль 2018 г.

Создание анимированной карты сражений Отечественной войны 1812 г. на основе анализа материалов виртуального музея Отечественной войны 1812 года и воспоминаний участников войны

5

Прием в пионеры

Январь 2018 г.

Приём в пионеры учеников 3- «Б» класса

6

Экскурсия «Школа наших мам и бабушек»

Ноябрь 2017

 март  –  2018 г.

Непосредственное знакомство учеников с партой, школьной формой, пионерской и комсомольской атрибутикой, школьными принадлежностями советского периода.

7

Исследовательский конкурс «Немые свидетели истории» для учащихся 9-10 классов

Ноябрь 2017 г.

Исследование и составление описания музейного экспоната

8

Поисковый этап проекта «И мы в строю Бессмертного полка» - «Мой прадед – герой»9

Декабрь 2017 г.

Подготовка учениками презентаций о своих прадедах/прабабушках

9

Посвящение в кадеты 5-Д и 6-Д классов

25 января 2018 года

Праздник патриотического воспитания школьников. Участие почётных гостей. Принятие присяги.

10

Акция «Правнуки Победы»

Январь – апрель 2018 г.

Запись видеорассказов учеников школы о подвигах своих прадедов.

11

Экскурсия для кадетских классов «Жизнь-Родине, честь – никому!»

Февраль 2018 гг.

Знакомство с музейной экспозицией, посвящённой жизни и деятельности Кузнецова Г. Г.

12

Медиапроект «Мой героический прадед»

Февраль – март 2018 гг.

Составление медиальбома «Мой героический прадед», основанный на подлинных материалах и фотографиях из семейного альбома. Представление результатов проекта учениками.

13

Квест «Дорогой славы» для команд 7-х классов

Март 2018 г.

Игра-путешествие по экспозициям музея патриотической направленности

14

Экскурсия «Следы Великой Победы» в музейном уголке для 5-6 классов

Апрель 2018 г.

Экскурсия проводится активом музея по экспозициям краеведческого направления

15

Классные часы «Спасибо ветераны»

Май 2018 г.

Рассказы учеников о своих прадедах, выступления экскурсоводов музея.

16

Просмотр и обсуждение фильма «Зеленые цепочки». 6-Б, 6-Д классы

10 мая

2018 г.

Диспут на тему участия детей в Великой Отечественной войне.

17

Всероссийская акция «Бессмертный полк»

7-8 мая 2018 года

Линейка «И мы в строю Бессмертного полка» с участием Бессметного полка школы

18

Квест «Дорогами славы» для 9-10 классов

Май 2018 г.

Игра-путешествие по экспозициям музея патриотической направленности

19

Экскурсия «Следы Великой победы» для 9 классов

Май 2018 г.

Экскурсия проводится активом музея по экспозициям краеведческого направления

Проектно-исследовательская работа. Написание одной исследовательской работы требует много усилий: изучаются архивные документы, проводятся интервью; много времени уходит на правильное оформление работы и на подготовку ее защиты. Но это того стоит: во-первых, эти навыки пригождаются учащимся в будущем, во-вторых, эти материалы пополняют архив музея и могут использоваться для подготовки проектов, уроков мужества, бесед.

В этом году музей начал работу по созданию двух медиапроектов:

Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории города и края, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.

За год были написаны работы и разработаны проекты, с которыми ребята приняли участие конкурсах.

Название и уровень конкурса

Номинация

Участник

Наименование работы

Место

Городской конкурс

"История моей семьи в истории России"

 "Событие памяти. Видеоролик"

Бохина Эдьвира

9-А класс

«Четыре брата. Четыре подвига. Одна Родина»

2 место

"Публицистический очерк"

Каширский Глеб

5-А класс

«Я гляжу на фотокарточку прадеда»

Дипломант

Юхманов

Алексей

9-А класс  

«Красивые всегда смелы»

3 место

Середкина Дарья

11-А класс

«Военная история моей семьи»

3 место

"Творческий конкурс

«Мой героический дед (прадед)»"

Группа учащихся 5-11 классов

Медиапроект "Мой героический прадед"

Дипломант

Приложение

  1. Формы деятельности музея
  2. Основные направления деятельности музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе школьного музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

Отчет о деятельности музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края за 2011-2012 учебный год....

Деятельность школьного музея в рамках городской программы "Наследники Великого города"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках городской комплексной краеведческой программы "Наследники Велико...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.

  Программа деятельности   школьного  музея Умаханова Магомед-Салама Ильясовича  Любой музей есть память о веках.Творенья от начала мирозданьяЛюбое человечест...

Роль кружковой работы в деятельности школьного музея.

 Основной формой внеклассной работы по краеведению является кружок.Кружок играет важную роль в формировании познавательного интереса учащихся к школьным предметам, развивает творческий пот...

Отчет о работе школьного музея «Хранители воинской славы»

Отчет о работе школьного музея «Хранители воинской славы»...