"Край в котором мы живём" - познавательная игра
методическая разработка по краеведению

Насонова Нелли Леонидовна

Для того чтобы у детей возникли глубокие чувства к своей малой родине, чтобы чувства приобретали стойкость, осмысленность, дети должны уже в младшем школьном возрасте получать яркие, правильные знания об истории, жизни своего народа. Детям надо рассказывать и показывать природу, ее красоту, знакомить с жизнью и деятельностью людей округа. Только тогда на основе полученных знаний и вызванных ими чувств ребёнка можно сформировать у него осмысленное, устойчивое, положительное отношение к родному народу. Игра-квест выявляет  знания детей по истории округа, традиционной  одежде коренных жителей, распознавание звуков птиц и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotorom_my_zhivyom.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Край, в котором мы живём!» (познавательная игра)

Пояснительная записка.

В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед современной  педагогической наукой, является полноценное развитие эстетического сознания подрастающего поколения, его духовности, патриотизма, национального самосознания и любви к своей малой родине. Любить – значит знать, понимать, беречь и украшать своим трудом малую родину. Беречь необходимо материальные и духовные богатства, созданные предшествующими поколениями. Ощущение себя, как части своего народа, его культуры невозможно без развития формирования интереса к малой родине.

Ушинский К.Д. считал, что воспитание созданное народом, на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Воспитание на основах национальных традиций является живительным источником развивающего исторического процесса. А философ Ильин И.А. писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

У каждого народа есть своя, особая, национальная система воспитания, синтезирующая народные традиции и культуру. Включение школьников в активную деятельность к познанию основ национальной культуры, истории своего народа, есть путь формирования нового поколения. Это направление должно стать важной частью всей образовательной и воспитательной системы.

    У каждого народа есть прошлое, настоящее и будущее – это история народа, это жизнь наших земляков, нашей семьи.

     Наш округ – это часть Отечества. Те события, процессы, которые происходят в стране, так или иначе находили и находят отражение в истории нашего округа. Изучая историю, быт, культуру своей малой родины, мы становимся духовно богаче, в нас зреет чувство гордости за свою малую родину.

       Это понимаем мы, взрослые, но чтобы это усвоили и дети – надо выстроить целенаправленную воспитательную работу, с учётом региональной специфики, опирающуюся на семейно-бытовую сферу, на обычаи и традиции.

Для того чтобы у детей возникли глубокие чувства к своей малой родине, чтобы чувства приобретали стойкость, осмысленность, дети должны уже в младшем школьном возрасте получать яркие, правильные знания об истории, жизни своего народа. Детям надо рассказывать и показывать природу, ее красоту, знакомить с жизнью и деятельностью людей округа. Только тогда на основе полученных знаний и вызванных ими чувств ребёнка можно сформировать у него осмысленное, устойчивое, положительное отношение к родному народу.

Поэтому в  системе воспитательной работы нашей школы одним из главных направлений стало ознакомление  школьников с культурой и бытом северного народа. Активное вовлечение детей в мероприятия и повышение тем самым интереса к малой родине. 2018 год – год оленеводства стал благодатным временем для того, чтобы знакомить детей с ненецкой культурой, с жизнью и бытом ненцев.

Ход мероприятия.

Звучит мелодия

Вед. - Родина наша – это страна, 
Очень и очень большая она. 
Родина наша – это наш дом, 
Где мы все вместе дружно живём. 

А живём мы с вами на севере большой страны, – в Ненецком автономном округе. 

Вы знаете, что 2018 г. в НАО проходит под знаком  «Года оленеводства». Разработан и одобрен план мероприятий, которые проводятся в течение года.  Вот и вы сегодня примите участие в познавательной игре  «Край, в котором мы живём!».

 Алексей Пичков о своей малой родине, а он родился в Шойне, так писал:

 Родина…
                   Родина… 
тропы оленьи…
Родина – 
в сопках родное селенье.

Дома выбегают
к студёному морю…
Есть лучше места
в этом мире,
не спорю.

Есть звёзды иные,
есть скалы покруче,
есть в небе иные,
высокие тучи.

А здесь ни берёзки,
лишь травы густые
растут, просолённые
яростным ветром.

У моря
окраина милой России
последним лежит
на песке километром.

Вед. – Сегодня вам предстоит показать знания по краеведению, биологии, зоологии, этнографии, истории.

Вед. – Первым заданием игры  будет викторина: 
1.
Как называется наш край? (Ненецкий автономный округ)

2. Какой город является столицей НАО? (Нарьян-Мар)
3.
На какой реке стоит наш город? (Печора)

4. Кто коренные жители Ненецкого автономного округа? (ненцы) 
5.
Как будет правильно? 
– Мужчина –  ненец; женщина –  ненка; девочка –  
неночка; мальчик – ненец. 
6.
Как называется жилище ненцев?   (Чум)

7. Что в переводе с ненецкого означает  Нарьян-Мар? (Красный город)
8
. Кто были первые поселенцы на территории нашего края? 
(Нефтяники, хлебопашцы,
охотники на северного оленя, скотоводы) 
9
. Как называется верхняя одежда ненцев? 
– Шуба, тулуп, малица, дублёнка, пуховик. 
10.
На гербе муниципального образования «Заполярный район» изображены птицы, летящие по кругу. Сколько их?   (19)
11.
 Что они символически отражают? (Число муниципальных образований поселений) 12. Какие административные  поселения есть у нас в округе? (Искателей, Шойна Несь, Ома, Н-Пёша, Индига, Андег, Тельвиска, Оксино, Великовисочное, Коткино, Хорей-Вер, Харута,  Красное,  Каратайка,  Усть-Кара,  Амдерма, Бугрино).

Вед. – Сейчас, я предлагаю разделиться на группы и выполнять задания на станциях.

  За правильные ответы будут выдаваться жетоны, в конце игры посчитаем общее   кол-во жетонов.

Станции:

  • «Назови растение)
  • «Что находится в мешочках?»
  • «Звуки Арктики»
  • «Кто где живёт?»
  • Стих-загадка

(Описание станций в приложении).

(В конце игры подсчитывается  количество жетонов. Группы награждаются)

Вед. – А закончить нашу игру я хочу наказом Прокопия Явтысого:

«Мамин наказ».

Есть закон у тундры. Ты, сынок запомни:

Если гость войдёт – улыбкою встречай.

И его теплом своей души наполни.

Поднеси ему горячий, крепкий чай.

Будь внимательным во время разговора,

Мыслями своими щедро поделись.

И такой приём забудет гость не скоро.

Этим вот и крепнет в нашей тундре жизнь.

- Думаю, вам здесь  было комфортно, интересно, вы приобрели новые знания. Желаю вам, как можно больше, интересоваться  историей нашего округа,  читать, ходить в музеи и тогда  вы можете называться знатоками родного края.

До свидания, до новых встреч!  

Приложение

Стих-загадка  В. Козлова  

Отвечайте вдумчиво, 
Мыслям дав простор. 
Укрепляйте знания! 
Ширьте кругозор! 


Если зазвенели
В тундре комары, 
Значит с вами дожили
До какой поры?   (Лето)


Ветер цвет морошки
Начал осыпать. 
Значит, что мы можем
В лесу собирать?    (морошку, голубику, чернику, грибы)


Кто весною с юга
В тундру к нам летит? 
Кто, скажи, гогочет, 
Крякает, трубит?       (Гуси, утки, лебеди)


Поплавок чуть вздрогнул
И пошёл ко дну. 
Кто же его тянет, 
В толк я не возьму?  (ёрш, окунь, сиг, пелядь)


А кого «царицей»
Рыбаки зовут?   (сёмгу)


Где в путину сами
Все они живут?  (в рыбацких домах, на реке)


Чем охотник ловит
В тундре куроптей?  (Силышки)


Что в сезон охоты
Ставит на зверей?  (Капкан)


Самый крупный остров
В округе – какой?    (о.Войгач)


А что называют
Пастухи – воргой?   (топкий, заросший кустарником, овраг)


В чем живёт кочуя
Наш оленевод?    (Чум)


А на чём он ездит
В тундре круглый год?   (На оленях, на нартах, санях)

  • Станция «Назови растение» - детям показываем гербарий местных растений, цветов, кустарников, и предлагаем их правильно назвать.  
  • Станция «Что находится в мешочках».   В специально сшитые мешочки  кладём: шишки, еловые ветки, перо, песок, лёд, камешки и др.  Дети на ощупь пытаются отгадать.
  • Станция «Звуки Арктики». Звучат голоса птиц и животных, дети должны правильно назвать.  
  • «Кто, где живёт?». Детям предлагается  рассмотреть  фотографии, где изображены люди в северных национальных одеждах, и найти одежду ненцев Канинской и Большеземельской тундры, коми и русских.    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)

2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...

Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".

Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ  ...

Тематическая игра "Планета, на которой мы живём!"

Тематическая игра - "Планета, на которой мы живём!", посвящённая 22 апреля – Международному дню Земли....

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...

Урок - игра по экологии " Дом, в котором мы живём"

        Интеллектуальные игры поднимают престиж знаний учащихся, позволяют интеллектуальному развитию личности, усиливают эмоциональный аспект в изучении предмета. Актуально...

Сценарий общешкольного мероприятия «Край, в котором мы живём»

Курский край... Чем он знаменит? Какие выдающиеся люди жили и работали здесь?Предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей  малой родине - Курскому краю....

Классный час «Ямал – край, в котором мы живём»

Классный час для детей школьного возраста, на котором дети узнают об истории развития Ямала, достопримечательностях и особенностях этого края....