"Край в котором мы живём" - познавательная игра
методическая разработка по краеведению
Для того чтобы у детей возникли глубокие чувства к своей малой родине, чтобы чувства приобретали стойкость, осмысленность, дети должны уже в младшем школьном возрасте получать яркие, правильные знания об истории, жизни своего народа. Детям надо рассказывать и показывать природу, ее красоту, знакомить с жизнью и деятельностью людей округа. Только тогда на основе полученных знаний и вызванных ими чувств ребёнка можно сформировать у него осмысленное, устойчивое, положительное отношение к родному народу. Игра-квест выявляет знания детей по истории округа, традиционной одежде коренных жителей, распознавание звуков птиц и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_my_zhivyom.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Край, в котором мы живём!» (познавательная игра)
Пояснительная записка.
В настоящее время одной из основных задач, стоящих перед современной педагогической наукой, является полноценное развитие эстетического сознания подрастающего поколения, его духовности, патриотизма, национального самосознания и любви к своей малой родине. Любить – значит знать, понимать, беречь и украшать своим трудом малую родину. Беречь необходимо материальные и духовные богатства, созданные предшествующими поколениями. Ощущение себя, как части своего народа, его культуры невозможно без развития формирования интереса к малой родине.
Ушинский К.Д. считал, что воспитание созданное народом, на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Воспитание на основах национальных традиций является живительным источником развивающего исторического процесса. А философ Ильин И.А. писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».
У каждого народа есть своя, особая, национальная система воспитания, синтезирующая народные традиции и культуру. Включение школьников в активную деятельность к познанию основ национальной культуры, истории своего народа, есть путь формирования нового поколения. Это направление должно стать важной частью всей образовательной и воспитательной системы.
У каждого народа есть прошлое, настоящее и будущее – это история народа, это жизнь наших земляков, нашей семьи.
Наш округ – это часть Отечества. Те события, процессы, которые происходят в стране, так или иначе находили и находят отражение в истории нашего округа. Изучая историю, быт, культуру своей малой родины, мы становимся духовно богаче, в нас зреет чувство гордости за свою малую родину.
Это понимаем мы, взрослые, но чтобы это усвоили и дети – надо выстроить целенаправленную воспитательную работу, с учётом региональной специфики, опирающуюся на семейно-бытовую сферу, на обычаи и традиции.
Для того чтобы у детей возникли глубокие чувства к своей малой родине, чтобы чувства приобретали стойкость, осмысленность, дети должны уже в младшем школьном возрасте получать яркие, правильные знания об истории, жизни своего народа. Детям надо рассказывать и показывать природу, ее красоту, знакомить с жизнью и деятельностью людей округа. Только тогда на основе полученных знаний и вызванных ими чувств ребёнка можно сформировать у него осмысленное, устойчивое, положительное отношение к родному народу.
Поэтому в системе воспитательной работы нашей школы одним из главных направлений стало ознакомление школьников с культурой и бытом северного народа. Активное вовлечение детей в мероприятия и повышение тем самым интереса к малой родине. 2018 год – год оленеводства стал благодатным временем для того, чтобы знакомить детей с ненецкой культурой, с жизнью и бытом ненцев.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия
Вед. - Родина наша – это страна,
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом,
Где мы все вместе дружно живём.
А живём мы с вами на севере большой страны, – в Ненецком автономном округе.
Вы знаете, что 2018 г. в НАО проходит под знаком «Года оленеводства». Разработан и одобрен план мероприятий, которые проводятся в течение года. Вот и вы сегодня примите участие в познавательной игре «Край, в котором мы живём!».
Алексей Пичков о своей малой родине, а он родился в Шойне, так писал:
Родина…
Родина…
тропы оленьи…
Родина –
в сопках родное селенье.
Дома выбегают
к студёному морю…
Есть лучше места
в этом мире,
не спорю.
Есть звёзды иные,
есть скалы покруче,
есть в небе иные,
высокие тучи.
А здесь ни берёзки,
лишь травы густые
растут, просолённые
яростным ветром.
У моря
окраина милой России
последним лежит
на песке километром.
Вед. – Сегодня вам предстоит показать знания по краеведению, биологии, зоологии, этнографии, истории.
Вед. – Первым заданием игры будет викторина:
1. Как называется наш край? (Ненецкий автономный округ)
2. Какой город является столицей НАО? (Нарьян-Мар)
3. На какой реке стоит наш город? (Печора)
4. Кто коренные жители Ненецкого автономного округа? (ненцы)
5. Как будет правильно?
– Мужчина – ненец; женщина – ненка; девочка – неночка; мальчик – ненец.
6. Как называется жилище ненцев? (Чум)
7. Что в переводе с ненецкого означает Нарьян-Мар? (Красный город)
8. Кто были первые поселенцы на территории нашего края?
(Нефтяники, хлебопашцы, охотники на северного оленя, скотоводы)
9. Как называется верхняя одежда ненцев?
– Шуба, тулуп, малица, дублёнка, пуховик.
10. На гербе муниципального образования «Заполярный район» изображены птицы, летящие по кругу. Сколько их? (19)
11. Что они символически отражают? (Число муниципальных образований поселений) 12. Какие административные поселения есть у нас в округе? (Искателей, Шойна Несь, Ома, Н-Пёша, Индига, Андег, Тельвиска, Оксино, Великовисочное, Коткино, Хорей-Вер, Харута, Красное, Каратайка, Усть-Кара, Амдерма, Бугрино).
Вед. – Сейчас, я предлагаю разделиться на группы и выполнять задания на станциях.
За правильные ответы будут выдаваться жетоны, в конце игры посчитаем общее кол-во жетонов.
Станции:
- «Назови растение)
- «Что находится в мешочках?»
- «Звуки Арктики»
- «Кто где живёт?»
- Стих-загадка
(Описание станций в приложении).
(В конце игры подсчитывается количество жетонов. Группы награждаются)
Вед. – А закончить нашу игру я хочу наказом Прокопия Явтысого:
«Мамин наказ».
Есть закон у тундры. Ты, сынок запомни:
Если гость войдёт – улыбкою встречай.
И его теплом своей души наполни.
Поднеси ему горячий, крепкий чай.
Будь внимательным во время разговора,
Мыслями своими щедро поделись.
И такой приём забудет гость не скоро.
Этим вот и крепнет в нашей тундре жизнь.
- Думаю, вам здесь было комфортно, интересно, вы приобрели новые знания. Желаю вам, как можно больше, интересоваться историей нашего округа, читать, ходить в музеи и тогда вы можете называться знатоками родного края.
До свидания, до новых встреч!
Приложение
Стих-загадка В. Козлова
Отвечайте вдумчиво,
Мыслям дав простор.
Укрепляйте знания!
Ширьте кругозор!
Если зазвенели
В тундре комары,
Значит с вами дожили
До какой поры? (Лето)
Ветер цвет морошки
Начал осыпать.
Значит, что мы можем
В лесу собирать? (морошку, голубику, чернику, грибы)
Кто весною с юга
В тундру к нам летит?
Кто, скажи, гогочет,
Крякает, трубит? (Гуси, утки, лебеди)
Поплавок чуть вздрогнул
И пошёл ко дну.
Кто же его тянет,
В толк я не возьму? (ёрш, окунь, сиг, пелядь)
А кого «царицей»
Рыбаки зовут? (сёмгу)
Где в путину сами
Все они живут? (в рыбацких домах, на реке)
Чем охотник ловит
В тундре куроптей? (Силышки)
Что в сезон охоты
Ставит на зверей? (Капкан)
Самый крупный остров
В округе – какой? (о.Войгач)
А что называют
Пастухи – воргой? (топкий, заросший кустарником, овраг)
В чем живёт кочуя
Наш оленевод? (Чум)
А на чём он ездит
В тундре круглый год? (На оленях, на нартах, санях)
- Станция «Назови растение» - детям показываем гербарий местных растений, цветов, кустарников, и предлагаем их правильно назвать.
- Станция «Что находится в мешочках». В специально сшитые мешочки кладём: шишки, еловые ветки, перо, песок, лёд, камешки и др. Дети на ощупь пытаются отгадать.
- Станция «Звуки Арктики». Звучат голоса птиц и животных, дети должны правильно назвать.
- «Кто, где живёт?». Детям предлагается рассмотреть фотографии, где изображены люди в северных национальных одеждах, и найти одежду ненцев Канинской и Большеземельской тундры, коми и русских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)
2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...
Игра - путешествие: "Край, в котором мы живём".
Предлагаемая игра - путешествие закрепляет знания детей об истории родного края. Воспитывает морально патриотические качества учащихся. Рекомендуется воспитателям специальных коррекционных школ ...
Тематическая игра "Планета, на которой мы живём!"
Тематическая игра - "Планета, на которой мы живём!", посвящённая 22 апреля – Международному дню Земли....
Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"
Ханты-Мансийский автономный округ Югра богат своими традициями. В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...
Урок - игра по экологии " Дом, в котором мы живём"
Интеллектуальные игры поднимают престиж знаний учащихся, позволяют интеллектуальному развитию личности, усиливают эмоциональный аспект в изучении предмета. Актуально...
Сценарий общешкольного мероприятия «Край, в котором мы живём»
Курский край... Чем он знаменит? Какие выдающиеся люди жили и работали здесь?Предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей малой родине - Курскому краю....
Классный час «Ямал – край, в котором мы живём»
Классный час для детей школьного возраста, на котором дети узнают об истории развития Ямала, достопримечательностях и особенностях этого края....