Презентация Епископ Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов )-духовный лидер семейских Бурятии.
презентация к уроку по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Презентация Епископ Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов )-духовный лидер семейских Бурятии использована на районной,республиканской и региональной конференции им.Вернадского.
Жизнь и деятельность Епи́скопа Афана́сия (в миру Амвро́сия Феофа́новича Федо́това) - духовного лидера семейских Бурятии.
Старообрядческая культура Бурятии.
Раздел 1. Характеристика района исследования
Тарбагатай, село в Бурятии, в 52 км к юго-востоку от Улан-Удэ. Через тарбагатайские леса и степи 350 лет назад проходил расстрига протопоп Аввакум. Во второй половине XVIII века старообрядцев насильственно переселили сюда из Польши, Белоруссии и Украины. Первая партия старообрядцев прибыла в Иркутск в декабре 1756. Другая группа в составе 824 человек в 1765 году была поселена недалеко от Верхнеудинска (г.Улан-Удэ) в селах Тарбагатай, Куйтун, Бурнашово, Куналей, Десятниково (ныне последние два села признаны "Лучшими селами России") где проживает уже два с половиной века. Переселяли семьями, отсюда и повелось название - "семейские". Этническая самобытность с. Тарбагатай на сегодняшний день привлекает множество туристов из нашей страны и за ее пределами. Их привлекает особая нетронутая русская культура, которая была признана наследием «ЮНЕСКО» в 2001 году на церемонии провозглашения «Шедевров устного и нематериального наследия человечества».
Раздел 2. Семья и крестьянский период жизни епископа Афанасия.
Епи́скоп Афана́сий (в миру Амвро́сий Феофа́нович Федо́тов ) родился в крестьянской семье старообрядцев-семейских Феофана Ивановича и Фёклы Ивановны Федотовых. В семье было трое детей — Амвросий, Марья и Илья. Мать рано умерла и отец женился во второй раз — на Агафье, от которой у него было еще четверо дочерей — Марья, Елизавета, Анна и Иулиания.
В молодости Амвросий Федотов женился на Марье, также происходившей из старообрядческой семьи. У них родились две дочери — Екатерина и Анна. По воспоминаниям земляков Амвросий Федотов занимался крестьянским трудом, и при этом хорошо читал для сельчан церковные книги, прекрасно пел в церкви. В его житии сказано, что он любил жизнь. Любил жизнь во всех её благих проявлениях. В воскресный день заходил на гору к осьмиконечному поклонному кресту, что красовался над Тарбагатаем, и пел праздничные стихеры. Пел так, что в селе слышали и говорили: «Во! Наш Абросим поёт!». А ещё он не жалел времени на чтение духовных книг. Мог, живя в селе и имея немалое хозяйство, со своими друзьями зачитываться древними поучительными книгами, сравнивать, сопоставлять, изучать и часами полемизировать о Церкви и вере. Он был «жаден» до духовных знаний. Читал всё, что мог найти по вопросам веры. А когда книги заканчивались, выписывал их из других регионов и даже из-за границы. В его деревенском доме стоял большой шкаф, полностью заполненный церковной литературой.
После императорского указа 1905 года о веротерпимости и смягчения политики государства по отношению к старообрядцам, семья Федотовых и их родственники построили в селе деревянную старообрядческую Знаменскую часовню. Первоначально в ней не было постоянного священника и Амвросий ездил в Новониколаевск (ныне Новосибирск) за священниками, приглашая их для «разового» совершения богослужений. Эти священники ранее принадлежали к новообрядческой церкви, но по разным причинам перешли к старообрядцам — таким образом, община в селе Тарбагатай была «беглопоповской». Однако вскоре Амвросий разочаровался в их духовных качествах (например, они не строго соблюдали посты) и стал инициатором перехода прихода в юрисдикцию Белокриницкой иерархии.
Раздел 3. Переход на службу церкви
После гражданской войны Амвросий Федотов перешёл границу и добрался до Харбина, где в это время жил в эмиграции епископ Иркутско-Амурский Иосиф (Антипин), который рукоположил его в сан священноиерея. 22 апреля 1922 г. по инициативе Амвросия Федотова священноиереем Иоанном Емельяновым настоятелем старообрядческой церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла с. Тарбагатай было подано заявление властям о возврате Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца из никонианского единоверия. Благодаря активным действиям Амвросия Федотова 17 марта 1923 г. эта церковь насильственно обращенная никонианами в единоверческую церковь в 1841 г. была возвращена старообрядцам с. Тарбагатай.
Весной 1923 года он вернулся в родное село, где начал служить в храме. Вскоре его жена скончалась, дочери вышли замуж. С 17 апреля 1924 г. о. Амвросий Федотов стал настоятелем Тарбагатайского храма во имя святителя Николы Чудотворца с окормлением староверов с. Куйтун. Он много трудился на ниве Божией, проводил беседы, участвовал в публичных диспутах со староверами не присоединившимися к святой Древлеправославной Церкви. Уже в 1924 г. Амвросий организовал приходы в городе Верхнеудинске, селах Надеино, Десятниково, Ягодное, Саратовка, Бичура, Мотня. К нему приезжали семейские из разных сел для бесед с целью принятия благодатного священства Древлеправославной Христовой Церкви. Он всех выслушивал и со всеми старался найти общий язык, всем разъяснял святую истину и проповедовал Святоотеческое Писание. Сам священноиерей Афанасий создал в своём доме воскресную школу, служил в Тарбагатае, Верхнеудинске, Надеино, Куйтуне, Десятниково и в Ягодном близ Щучьего озера, обучал старообрядцев уставу, церковному чтению и крюковому, знаменному пению.
В 1927 году епископ Иосиф скончался в Харбине, два года епархией временно управлял епископ Амфилохий (Журавлёв), а 6 мая 1929 года, по просьбе верующих, Амвросий Федотов по пострижении в иночество с именем Афанасий был рукоположён во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. Хиротонию совершили епископы Амфилохий (Журавлёв) и Тихон (Сухов).
19 мая 1929 г. в городе Томске в храме Успения Пресвятой Богородицы епископом Амфилохием, новоиспеченному епископу были вручены пастырский жезл и особая грамота, удостоверяющая епископскую хиротонию.
24 и 25 июня 1929 г. по возвращении из Томска епископ Афанасий (Федотов) провел первую архиерейскую службу в своей епархии в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы города Иркутска. По отзывам очевидцев староверы г. Иркутска остались очень довольны смирением и назиданием своего архипастыря.
Его епархиальное управление находилась в родном селе Тарбагатае, где к старообрядцам после его епископской хиротонии перешёл единоверческий приход с Никольским храмом, находившийся ранее в юрисдикции Русской православной церкви. Таким образом, в селе старообрядцам принадлежали уже два храма, причём Никольский стал кафедральным. Епископская хиротония привела к оживлению религиозной жизни в близлежащих приходах. Владыка Афанасий вел большую переписку с общинами Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, которые находились не только на территории СССР, но и находящимися за «железным занавесом» в Китае: в г. Харбине, в г. Хайларе, в Трех-речье на хуторе Верх-Кули и в с. Покровка. Если в советской России старообрядческие церкви властями закрывались, то в Китае по благословению епископа Афанасия начали строиться: на хуторе Верх-Кули Трех-речье старообрядческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1932 г.; в с. Покровка Трех-речье старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1933 г.
По воспоминаниям очевидцев, родственников и прихожан, владыка Афанасий был очень грамотным и образованным человеком. Кроме знания духовной литературы и канонических правил, которыми он владел в совершенстве, его интересовали естественные науки, история, литература. У родственников сохранились дореволюционные издания с его пометками на полях. У владыки был очень красивый почерк, он одинаково хорошо писал и славянским, и гражданским шрифтом.
В 30-е годы сложилось трудное время для церкви. Репрессии со стороны властей вскоре привели к массовым арестам церковнослужителей и сокращению количества прихожан — церковные службы совершались тайно, даже по ночам, из опасения репрессий. Понимая неизбежность ареста, владыка раздавал молодым старообрядческим семьям личные вещи и предметы обихода. В то же время он предпринял меры для того, чтобы спасти церковное имущество — иконы, книги и утварь: епископ тайно по ночам перевозил их на телеге в лесную пещеру, находившуюся в 10—15 км от села. Спустя много лет, в 1950-х годах местный охотник случайно нашёл церковное имущество и сообщил о нём властям, которые вывезли ценности на двух грузовых машинах в Тарбагатай и свалили во дворе районного отделения милиции. По одним данным, иконы и книги разобрали верующие, по другим они были увезены в запасник исторического музея в Улан-Удэ.
Уже в 1931 г. началось раскулачивание и ссылка семьи дочерей. Муж дочери Екатерины был осужден на 10 лет лагерей. Епископ Афанасий незадолго перед своим арестом, предрекая мучительную кончину и в связи с этим, возможные репрессии со стороны государства своих детей, предложил своей дочери Анне выехать за пределы Бурятии, в г. Новосибирск, что она и сделала. Разыскав в г. Новосибирске местную старообрядческую общину, она стала в ней активнейшим деятелем, а позже одним из символов эпохи 60-80-х годов, заслужив уважение у прихожан всех возрастов, став примером для подражания. Ее заслуги прослеживаются и сейчас в современной старообрядческой общине г. Новосибирска.
В середине 1930-х годов по распоряжению властей у епископа отобрали дом (он переехал жить к родственникам), а Знаменская часовня была разобрана. Но он продолжал служить в Никольском храме.
20 октября 1937 года епископ причастил на дому больную девочку и в тот же вечер был арестован сотрудниками НКВД, обвинившими его в «незаконной религиозной деятельности». После этого церковь была закрыта. Кафедральный храм во имя святителя Николы Чудотворца в с. Тарбагатай был национализирован властями и переоборудован под больницу и по настоящее время в нем находится сельская районная поликлиника.
Епископ находился в заключении с октября 1937 года – по февраль 1938 г. в г. Улан-Удэ. Ему предлагали освобождение из-под стражи и даже помощь в карьере в случае отказа от сана и сотрудничества с НКВД, однако владыка Афанасий ответил отказом. Виновным себя не признал, несмотря на пытки: на допросах ему жгли бороду и усы, тушили о лицо папиросы, но он ответил следователям: «С моим телом вы можете делать всё, что хотите, с душой моей вам ничего не удастся сделать» (Из протокола допроса).
16 марта 1938 года епископ Афанасий был приговорён к расстрелу по статьям 58-10 и 58-11 Уголовного кодекса за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведен в исполнение 18 апреля 1938 года в Улан-Удэ. Место захоронения по сведениям ФСБ неизвестно.
В октябре 1989 года - Епископ Афанасий был реабилитирован в виду отсутствия состава преступления (посмертно).
Раздел 4. Канонизация и увековечивание памяти епископа Афанасия
С 2001 года епископ Афанасий почитается старообряцами Забайкалья как местночтимый святой.
20 июля 2002 года в селе Тарбагатай была установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь до 1937 года находился Старообрядческий храм, в котором служил святой священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский (Федотов А. Ф.) (1879—1938), пострадавший за веру Христову».
В 2003 году на Освященном соборе Русской православной старообрядческой церкви епископ Афанасий был причислен к лику святых в числе всех священномучеников и исповедников, за веру Христову от безбожия пострадавших. Было издано житие владыки, написана икона.
Вот уже на протяжении нескольких лет в селе Тарбагатай возрождается информационно-историческое наследие священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Издаются архивные и семейные материалы.
В 2004 г. старообрядцы России и Забайкалья в месте хранения православных святынь установили поклонный Крест, чин освящения провел предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.
В 2011 году установлен Поклонный крест священномученику Афанасию в честь столетия епархии и 10-летия причисления его к лику святых. В 2012 году памятник подвергся нападению местных вандалов (отломлена часть мраморного креста).
В 2013 году из-под пера старообрядческого историка и краеведа Сергея Петровича Петрова вышла книга «Старая православная вера за Байкал-морем. Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока».
В марте 2015 года был учреждён Фонд содействия сохранению наследия Священномученика Епископа Афанасия Тарбагатайского Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, имеющего важное духовное и историческое значение. Учредителем Фонда стал Борисов Семен Иванович, внук епископа Афанасия. Он живет в Новосибирске, но часто приезжает в Тарбагатай, чтобы сделать всё необходимое для сохранения памяти и наследия знаменитого деда, невинно пострадавшего за Веру Христову.
Под эгидой Фонда 16 марта 2015 г. в небольшом доме под № 33 по улице Промышленная в селе Тарбагатай. был открыт музей священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Специально по этому поводу в Тарбагатай прибыли епископ Новосибирский и Всея Сибири Силуян (Килин) и епископ Иркутско-Забайкальский Патермуфий (Артемихин) , которые провели молебен, освятили и окропили святой водой дом и территорию музея. В основу музейных экспонатов легли фотоматериалы и статьи Ю.Козлова в "Районной газете "Тарбагатайская Нива".
После богослужения епископ Силуян в своем слове нарек это событие «благословенным свыше», а также поблагодарил за внимание к памяти священномученика Афанасия, равно как и за то, что «уделили место для паломничества людей в этот дом, где присутствует сам священномученик Афанасий».
В сентябре 2015 г. в с. Тарбагатай вновь открылся мемориал «Всем старообрядцам России, пострадавшим за Веру Христову». Его расположение весьма символично: знак находится возле поликлиники. Тарбагатайская ЦРБ занимала бывшее здание Никольского кафедрального собора Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии, где служил епископ Афанасий (Амвросий Феофанович Федотов). Памятник был капитально реконструирован. Отец Карп, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы (Улан-Удэ) провел молебен, освятил и окропил святой водой мемориал, рассказал о жизненном пути св. Афанасия.
Заключение.
Русская старообрядческая церковь веками гонимая свято хранила веру, традиции, обычаи народа. В русском старообрядчестве было много великомучеников принявших смерть за свою веру и убеждения, начиная с протопопа Аввакума, выступившего против реформ Никона. В советский период таким великомучеником становится епископ Афанасий, который не побоялся выступить в защиту веры в дни новых великих гонений на нее. Духовный подвиг епископа Афанасия сродни подвигу протопопа Аввакума. И он по праву канонизирован Старообрядческой церковью.
Жива память о нем и как о человеке, гражданине, земляке, который служит примером того, как достойно надо прожить жизнь на земле, как надо отстаивать добро, справедливость и у жителей многонациональной нашей Республики. В сентябре 2008 г., к 85-летию Республики Бурятия, был проведен конкурс «Лучшие люди Бурятии», на который Региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия» выдвинула в число претендентов на это звание священномученика епископа Афанасия Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. По итогам конкурса в десятке лучших, вторым в списке был назван священномученик епископ Афанасий (Федотов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatoy_episkop_afanasiy-duhovnyy_lider_semeyskih.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2004 год Старообрядцы России и Забайкалья в месте хранения православных святынь установили поклонный Крест, чин освящения провел предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан.
В 2013 году из-под пера старообрядческого историка и краеведа Сергея Петрова вышла книга «Старая православная вера за Байкал-морем . Епископ Афанасий Тарбагатайский, Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока».
16 марта 2017 года открыл двери для посетителей Музей священномученика епископа Афанасия Иркутско-Амурского , Тарбагатайского . В Тарбагатай по приглашению сотрудников музея прибыли епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян ( Килин ) и епископ Иркутско-Забайкальский Патермуфий ( Артемихин ). Архиереи отслужили молебен с водоосвящением и окропили музей и прилегающую территорию святой водой.
Экспонаты разместились в небольшом сельском доме по ул. Промышленная , 33 с. Тарбагатай, в котором некогда проживала Ульяна Родионовна Мордвина, дальняя родственница владыки.
Основатель и хранитель ценностей музея Отец Сергий ( в миру Палий Сергей Николаевич) с матушкой Валентиной . Заслуженный работник культуры Республики Бурятия.
Панагия и крест вл.Афанасия
«Нет возможности для Русской Церкви жить полнокровною жизнью, пока она не вспомнит некоторых из начал, отстаиваемых старообрядчеством» П.Флоренский « Записки о старообрядчестве »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"
Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Духовно-рыцарские ордены"
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Духовно-рыцарские ордены"...
Презентация к внеклассному мероприятию «Подвиг Новомученников и Исповедников российских как высокий идеал духовно – нравственной культуры».
В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви прославил в сонме Новомученников и Исповедников российских XX века всех тех, кто пострадал от безбожной власти ...
Презентация "Святоотеческое наследие в обучающемся процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья".
Святоотеческое наследие в обучающемся процессе...
Презентация к проведению нод в подготовительной к школе группе по лексической теме: "Перелетные птицы" презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данная презентация поможет при подготовке и проведении нод по теме "Перелетные птицы" в подготовительной к школе группе....
Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...