Как жила мордва в старину
план-конспект по краеведению
Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»
Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;
2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;
3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попевок;
Материал:
Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Пахарь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот загадка о сохе.
Деревянные рожки,
Железные ножки.
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.
После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.
Согнута в дугу летом на лугу,
Зимой на крюку.
Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать
хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .
Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.
Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».
(Читается рассказ, затем разбирается по частям).
- Сразу рубашка в поле выросла?
(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.
Синий цветочек,
Мал – малечек.
В землю малый ушел,
В синей шапочке пришел. (Лен)
- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.
Пиже лопинеть касыть,
Сэньстэ сельминест цветить.
Вельть, мазый видтяно сон,
Паксяс минь видтяно лен!
- А сейчас давайте споем песню про лен
.
«Кода ленонь видемась»
Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.
Девочки читают стихи.
Я за прялкою сижу,
Нитки белые пряду.
Я миленочку носочки
Из тех ниток навяжу.
Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не стесняйся, отодвинь
Мою точену прялочку.
А мордовочки уж тут
Пряжу тонкую прядут,
Чтобы было веселее
Топотушки заведут.
Танец «Киштема»
Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.
Игла – барыня, княжна
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нага ходила.
А я тычу – потычу,
В носик стальной-
В хвостик льняной.
Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,
Крестики, полоски
Ярки и нежны.
Из старины далекой
К нам пришли они.
- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.
Дети читают стихи.
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
И до нас дошла игра,
Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)
Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»
Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.
Воспитатель показывает мордовскую матрешку.
Во Франции, в Италии,
В Америке – везде.
Мордовские матрешки
В большой, большой цене!
Мордовские умельцы
Те чудеса творят.
О деревянных куклах
Повсюду говорят.
Песня-танец «Мордовские матрешки»
Воспитатель: Выступать мы мастера,
Все мы – русские, мордва!
Песни петь не устаем.
По-мордовски вам споем!
Дети исполняют мордовские частушки
Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.
Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»
Воспитатель: У разных народов
Есть прелесть традиций.
Одежда своя и родной свой язык.
Ну как мне мордовской землей не гордиться?
И тем, к чему с детства душою привык.
- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»
Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;
2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;
3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попе-вок;
Материал:
Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Па-харь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот за-гадка о сохе.
Деревянные рожки,
Железные ножки.
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.
После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.
Согнута в дугу летом на лугу,
Зимой на крюку.
Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать
хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .
Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.
Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».
(Читается рассказ, затем разбирается по частям).
- Сразу рубашка в поле выросла?
(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.
Синий цветочек,
Мал – малечек.
В землю малый ушел,
В синей шапочке пришел. (Лен)
- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.
Пиже лопинеть касыть,
Сэньстэ сельминест цветить.
Вельть, мазый видтяно сон,
Паксяс минь видтяно лен!
- А сейчас давайте споем песню про лен
.
«Кода ленонь видемась»
Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.
Девочки читают стихи.
Я за прялкою сижу,
Нитки белые пряду.
Я миленочку носочки
Из тех ниток навяжу.
Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не стесняйся, отодвинь
Мою точену прялочку.
А мордовочки уж тут
Пряжу тонкую прядут,
Чтобы было веселее
Топотушки заведут.
Танец «Киштема»
Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.
Игла – барыня, княжна
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нага ходила.
А я тычу – потычу,
В носик стальной-
В хвостик льняной.
Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,
Крестики, полоски
Ярки и нежны.
Из старины далекой
К нам пришли они.
- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.
Дети читают стихи.
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
И до нас дошла игра,
Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)
Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»
Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.
Воспитатель показывает мордовскую матрешку.
Во Франции, в Италии,
В Америке – везде.
Мордовские матрешки
В большой, большой цене!
Мордовские умельцы
Те чудеса творят.
О деревянных куклах
Повсюду говорят.
Песня-танец «Мордовские матрешки»
Воспитатель: Выступать мы мастера,
Все мы – русские, мордва!
Песни петь не устаем.
По-мордовски вам споем!
Дети исполняют мордовские частушки
Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.
Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»
Воспитатель: У разных народов
Есть прелесть традиций.
Одежда своя и родной свой язык.
Ну как мне мордовской землей не гордиться?
И тем, к чему с детства душою привык.
- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"
Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...
Женский костюм мордвы-мокши
Исследовательский проект по материалам этнографической экспедиции...
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
Урок-игра "Как жили люди в старину"
Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...
Как жили люди в старину.
Музейный урок по истории для учащихся 4-5 кл....
"Старину мы помним, старину мы чтим"
Посиделки "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...
Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»
Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...