Как жила мордва в старину
план-конспект по краеведению
Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»
Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;
2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;
3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попевок;
Материал:
Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Пахарь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот загадка о сохе.
Деревянные рожки,
Железные ножки.
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.
После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.
Согнута в дугу летом на лугу,
Зимой на крюку.
Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать
хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .
Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.
Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».
(Читается рассказ, затем разбирается по частям).
- Сразу рубашка в поле выросла?
(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.
Синий цветочек,
Мал – малечек.
В землю малый ушел,
В синей шапочке пришел. (Лен)
- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.
Пиже лопинеть касыть,
Сэньстэ сельминест цветить.
Вельть, мазый видтяно сон,
Паксяс минь видтяно лен!
- А сейчас давайте споем песню про лен
.
«Кода ленонь видемась»
Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.
Девочки читают стихи.
Я за прялкою сижу,
Нитки белые пряду.
Я миленочку носочки
Из тех ниток навяжу.
Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не стесняйся, отодвинь
Мою точену прялочку.
А мордовочки уж тут
Пряжу тонкую прядут,
Чтобы было веселее
Топотушки заведут.
Танец «Киштема»
Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.
Игла – барыня, княжна
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нага ходила.
А я тычу – потычу,
В носик стальной-
В хвостик льняной.
Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,
Крестики, полоски
Ярки и нежны.
Из старины далекой
К нам пришли они.
- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.
Дети читают стихи.
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
И до нас дошла игра,
Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)
Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»
Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.
Воспитатель показывает мордовскую матрешку.
Во Франции, в Италии,
В Америке – везде.
Мордовские матрешки
В большой, большой цене!
Мордовские умельцы
Те чудеса творят.
О деревянных куклах
Повсюду говорят.
Песня-танец «Мордовские матрешки»
Воспитатель: Выступать мы мастера,
Все мы – русские, мордва!
Песни петь не устаем.
По-мордовски вам споем!
Дети исполняют мордовские частушки
Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.
Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»
Воспитатель: У разных народов
Есть прелесть традиций.
Одежда своя и родной свой язык.
Ну как мне мордовской землей не гордиться?
И тем, к чему с детства душою привык.
- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Как жила мордва в старину»
Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;
2. Экскурсия в краеведческий музей (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян) ;
3. Знакомство и разучивание мордовских народных песен, танцев, попе-вок;
Материал:
Интерьер мордовской избы: пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Содержание занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сего-дня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить, а потом и петь о жизни наших прабабушек и прадеду-шек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в ко-торую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Па-харь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот за-гадка о сохе.
Деревянные рожки,
Железные ножки.
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.
После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, уби-рали урожай. Косой косили хлеб, о которой есть загадка.
Согнута в дугу летом на лугу,
Зимой на крюку.
Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали уби-рать
хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа) .
Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют дви-жения косаря и жницы.
Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «рас-тили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в по-ле выросла».
(Читается рассказ, затем разбирается по частям).
- Сразу рубашка в поле выросла?
(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубы-ми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, вы-сушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.
Синий цветочек,
Мал – малечек.
В землю малый ушел,
В синей шапочке пришел. (Лен)
- Молодцы, отгадали. А теперь Илья прочитает нам стихотворение про лен на мордовском языке.
Пиже лопинеть касыть,
Сэньстэ сельминест цветить.
Вельть, мазый видтяно сон,
Паксяс минь видтяно лен!
- А сейчас давайте споем песню про лен
.
«Кода ленонь видемась»
Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.
Девочки читают стихи.
Я за прялкою сижу,
Нитки белые пряду.
Я миленочку носочки
Из тех ниток навяжу.
Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не стесняйся, отодвинь
Мою точену прялочку.
А мордовочки уж тут
Пряжу тонкую прядут,
Чтобы было веселее
Топотушки заведут.
Танец «Киштема»
Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получи-лись холсты. А теперь девушки будут их вышивать.
Игла – барыня, княжна
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нага ходила.
А я тычу – потычу,
В носик стальной-
В хвостик льняной.
Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,
Крестики, полоски
Ярки и нежны.
Из старины далекой
К нам пришли они.
- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.
Дети читают стихи.
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
И до нас дошла игра,
Называется она «Ки икелев? » («Кто вперед? »)
Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»
Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.
Воспитатель показывает мордовскую матрешку.
Во Франции, в Италии,
В Америке – везде.
Мордовские матрешки
В большой, большой цене!
Мордовские умельцы
Те чудеса творят.
О деревянных куклах
Повсюду говорят.
Песня-танец «Мордовские матрешки»
Воспитатель: Выступать мы мастера,
Все мы – русские, мордва!
Песни петь не устаем.
По-мордовски вам споем!
Дети исполняют мордовские частушки
Воспитатель: А вот трещетки, да ложки! Поиграем немножко.
Шумовой оркестр «Луганясо келунясь»
Воспитатель: У разных народов
Есть прелесть традиций.
Одежда своя и родной свой язык.
Ну как мне мордовской землей не гордиться?
И тем, к чему с детства душою привык.
- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"
Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Урок-игра "Как жили люди в старину"
Урок – игра для учащихся 4-го класса.Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; пробуждение интереса к истории повседневности, сбору материалов для музея эт...

"Старину мы помним, старину мы чтим"
Посиделки "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»
Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...