Родословная Хужир
материал по краеведению (8 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Хужирская общеобразовательная школа»
Районная научная конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: краеведение
Тема: «Родословная Хужир»
Выполнила:Убушеева Суржана 8 кл
Руководитель: Иринцеева С.Ф.
Затрагивая вопрос о генеалогических корнях тункинских бурят мы вправе задать вопрос кем же были наши с вами предки? откуда мы родом? Из какого племени?
Наше село Хужиры, что в переводе означает «солончаки» заселяют потомки рода «бурутхатан» и «ҺойҺо», «донгойд»
Род «ҺойҺот» входил в число крупнейших родов тункинских бурят
Проблема происхождения и развития бурятского рода hойho слабо освещена в научной исторической литературе. В найденных нами исторических источниках достаточно широко раскрывается история хонгодоров и других бурятских родов, в то же время история рода о «hойho» упоминается лишь вскользь.
Ученые предполагают что это – обурятившиеся остатки могущественных средневековых уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху (по-бурятски: хайхо или ҺойҺот,)
Во второй половине первого века нашей эры существовало сильное уйгурское государство. Оно занимало огромную территорию от Хингана до Алтая, на севере его граница доходила до Саянских гор. В середине тринадцатого века все это пространство стало владением внука Чингиса Хубилая. В то время, как можно предполагать, уйгуры вполне могли оказаться во Внутренней Монголии и оттуда перекочевать в Предбайкалье. Племенным тотетом hойho (уйгур) является волк (шоно).
Другие исследователи отмечают, что род hойho произошел в результате смешения монголов с некоторыми тюркскими этническими группами. Поэтому состав этого родового объединения весьма неоднороден. В него входят хорчиты (хоршод монголнууд) из Тушету-хановского аймака и некоторые другие. Существует предположение о том, что название «hойho» они получили по тому месту, где впервые остановились на жительство.
C XIII века до второй половины XVIΙ века Тунка, как и все Западное Забайкалье, находилась в составе могущественного монгольского государства. В этот период по Тунке – «Великому Мунгальскому пути» шло свободное передвижение людей из бурятских и монгольских племенных объединений и родовых групп как в Монголию, так и обратно. Только со второй половины XVII века, то есть со времени вхождения Бурятии в состав Российской империи, до первой половины XVIII века – установления границы между Россией и Монголией, началось массовое заселение территории этого края. После присоединения Бурятии к России бурятское население стало подвергаться притеснению со стороны некоторых русских воевод, что вынудило многие роды переселиться в Монголию. Через три десятка лет из-за междоусобных войн монгольских князей всем этим родам пришлось вернуться в родные места.
Родовые объединения hойho появились в Прибайкалье позже всех бурятских родов. Поэтому в Тункинской долине им достались самые окраинные места. Из Тунки некоторые роды «hойho» попали в Оку и Закамну.
Легенды рассказывают, что примерно 370 лет назад из Монголии вышел человек из рода «ҺойҺот», которого звали Эрэн. Перед этим он посетил ставку Богдо-гэгэна (Богдын хүрээ) и попросил для своих 2-х сыновей имя и освещения. Старшему дали имя Дарма и еще «хадаг». Придя в Тунку он обосновался в Харбятах и от него пошел род «ҺойҺот» в Харбятах. Второму дали имя Дамба, и ему Богдо-Гэгэг дал «хур занда» (кожаный ремень), чтобы он стал охотником. Он обосновался в Могой-Горхоне. От него ведут свою родословную Убушеевы, Дармаевы, Лудуковы, Манзаровы, Будаевы.
В исторических источниках конца 19 века упоминается, что «ҺойҺот» в составе 1 и 2-го номерных отогов составляли Харбятскую инородческую управу. В настоящее время люди этого племени живут в селах Хужир, Могой-Горхон, Харбяты, Нуган,Кырен.
Старики раньше рассказывали легенду о шаманке из рода донгойд, которая предсказала о полном исчезновении своего рода и размножении хонгодоров. Предки «донгойд яһан» пришли в Тунку также из Монголии. Этот род упоминается в «Сокровенном сказании монголов». В ней говориться, что во время войны Чингисхана и кераитского хана с меркитами к Чингисхану присоединились 10 тысяч донхаинов (донгойд). Значит, в то время – 1200г. – донхаиты составляли большое племя и, может, составляли основу монголоязычного народа. В легенде рассказывается: «Однажды переезжая на новое место, донгойцы оставили в лесу одинокую немощную старуху-шаманку. Они бросили ее без пищи, теплой одежды на выживание. К ее счастью, во время охоты на нее набрели двое хонгодорцев, которые помогли ей всем, чем могли поделиться. Благодарная шаманка на прощание пожелала хонгодорцам всяческих благ и произнесла благопожелание (үреэл): «Долоон зуу хүрэһэн донгойд долоондоо орог, хоерхон ябаһан хонгоодор хоер мянгандаа хүрэг!» (Пусть из семисот донгойцев останутся в живых семеро, а из двух хонгодорцев размножится двухтысячное потомство). И действительно небольшой род донгойцев до 60-х гг. населяли село Елоты, а во времена хрущевского укрупнения сел переехали в Шимки, Хужиры. А хонгодоры став одним из самых многочисленных племен обосновались не только в Тунке, но и в долине рек Китой, Белая, Аларь.
О происхождении рода «бурутхатан» существует несколько версий. Одни утверждают, что буруты – это чистые киргизы, другие полагают, что это отюркеченные монголы, вошедшие позже в состав киргизов. В силу исторических обстоятельств буруудханам видимо пришлось жить и среди монголов и среди тюрков, при этом сохранив свой тотем волка. По легенде буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто-хана и войн Сайн-хана приехали верхом на дойной корове, за которым следовал теленок по второму году (буруу). Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки: «Буруутай үнеэндэ Һундалдажа ерэҺэн буруудхатан» (на корове с телком приехавшие бурутханы). Придя, в Тунку они заселили местности Убулзон-Нуган, Барун-Нуган, Илтыкшин. Мои предки также произошли из этого рода. До революции род буруудхан обозначался как род «илдар» – показывающее пренебрежительное отношение других родов к поздним пришельцам, явившихся ни с чем. Т.о. бурутханы вышли из Монголии и являются ответвлением рода «ҺойҺо» и никакого отношения не имеют к хангодорам. Если бурутханы являются ответвлением рода «ҺойҺо», а последние уйгурами, то бурутханы могут оказаться обурятившимися тюрками. В пользу этого свидетельствует и то, что у современных узбеков-тюрок числится племя «бурут», очень напоминающее своим именем этноним Тункинского рода бурутхан.
- В.А.Михайлов. «Генеалогические легенды Тунки».
- Л.Тапхаев.
Респонденты:
- В.Б.Зайганова – жительница у. Харбяты
- У.Б. Бобоева – жительница у. Хужиры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя родословная»
Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...
Классные часы "Моё родословное древо"
Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...
Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.
Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...
Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса
Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....
Исследовательская работа "Моя Родословная"
Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...
Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"
Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...
Моя родословная. Как создать родословную
В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....