Родословная Хужир
материал по краеведению (8 класс)

Иринцеева Сэсэгма Федоровна
Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родословная Хужир19.28 КБ

Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Хужирская общеобразовательная школа»

Районная научная конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция: краеведение

Тема:   «Родословная Хужир»

Выполнила:Убушеева Суржана 8 кл

Руководитель: Иринцеева С.Ф.

   Затрагивая вопрос о генеалогических корнях тункинских бурят мы вправе задать вопрос кем же  были наши с вами  предки? откуда  мы родом? Из какого племени?

       Наше село Хужиры, что в переводе означает «солончаки» заселяют потомки  рода «бурутхатан» и «ҺойҺо», «донгойд»  

Род «ҺойҺот» входил в число крупнейших родов тункинских бурят

Проблема происхождения и развития бурятского рода hойho слабо освещена в научной исторической литературе. В найденных нами исторических источниках достаточно широко раскрывается история хонгодоров  и других бурятских родов, в то же время история рода о «hойho» упоминается лишь вскользь.

   Ученые предполагают что это – обурятившиеся  остатки могущественных средневековых уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху (по-бурятски: хайхо или ҺойҺот,)  

      Во второй половине первого века нашей эры существовало сильное уйгурское государство. Оно занимало огромную территорию от Хингана до Алтая, на севере его граница доходила до Саянских гор. В середине тринадцатого века все это пространство стало владением внука Чингиса Хубилая. В то время, как можно предполагать, уйгуры вполне могли оказаться во Внутренней Монголии и оттуда перекочевать в Предбайкалье. Племенным тотетом hойho (уйгур) является волк (шоно).

Другие исследователи отмечают, что род hойho произошел в результате смешения монголов с некоторыми тюркскими этническими группами. Поэтому состав этого родового объединения весьма неоднороден. В него входят хорчиты (хоршод монголнууд) из Тушету-хановского аймака и некоторые другие. Существует предположение о том, что название «hойho» они получили по тому месту, где впервые остановились на жительство.

      C XIII века до второй половины XVIΙ века Тунка, как и все Западное Забайкалье, находилась в составе могущественного монгольского государства. В этот период по   Тунке – «Великому Мунгальскому пути» шло свободное передвижение людей из бурятских и монгольских племенных объединений и родовых групп как в Монголию, так и обратно. Только со второй половины XVII века, то есть со времени вхождения Бурятии в состав Российской империи, до первой половины XVIII века – установления границы между Россией и Монголией, началось массовое заселение территории этого края. После присоединения Бурятии к России бурятское население стало подвергаться притеснению со стороны некоторых русских воевод, что вынудило многие роды переселиться в Монголию. Через три десятка лет из-за междоусобных войн монгольских князей всем этим родам пришлось вернуться в родные места.

    Родовые объединения hойho появились в Прибайкалье позже всех бурятских родов. Поэтому в Тункинской долине им достались самые окраинные места. Из Тунки некоторые роды «hойho» попали в Оку и Закамну.

      Легенды рассказывают, что примерно 370 лет назад из Монголии вышел человек из рода  «ҺойҺот», которого звали Эрэн. Перед этим он посетил ставку Богдо-гэгэна (Богдын хүрээ) и попросил для своих 2-х сыновей имя и освещения. Старшему дали имя Дарма и еще «хадаг».  Придя в Тунку он обосновался в Харбятах и от него пошел род «ҺойҺот» в Харбятах. Второму дали имя Дамба, и ему Богдо-Гэгэг дал «хур занда» (кожаный ремень), чтобы он стал охотником. Он обосновался в Могой-Горхоне.  От него ведут свою родословную  Убушеевы,  Дармаевы,  Лудуковы,  Манзаровы,  Будаевы.

    В исторических источниках  конца  19 века  упоминается, что  «ҺойҺот» в  составе 1  и 2-го номерных отогов   составляли   Харбятскую инородческую управу. В настоящее время люди этого племени живут в селах Хужир, Могой-Горхон, Харбяты, Нуган,Кырен.

   Старики раньше рассказывали легенду о шаманке из рода донгойд, которая предсказала о полном исчезновении своего рода и размножении хонгодоров. Предки «донгойд  яһан»  пришли в Тунку  также из Монголии. Этот род упоминается в «Сокровенном сказании монголов». В ней говориться, что  во время войны Чингисхана и кераитского  хана с меркитами к Чингисхану присоединились 10 тысяч донхаинов (донгойд). Значит, в то время – 1200г. – донхаиты составляли большое племя и, может,  составляли основу монголоязычного народа. В легенде рассказывается: «Однажды переезжая на новое место, донгойцы оставили в лесу одинокую немощную старуху-шаманку. Они бросили ее без пищи, теплой одежды на выживание. К ее счастью, во время  охоты на нее набрели двое хонгодорцев, которые помогли ей всем, чем могли поделиться. Благодарная шаманка на прощание пожелала хонгодорцам всяческих благ и произнесла благопожелание (үреэл): «Долоон зуу хүрэһэн донгойд долоондоо орог, хоерхон ябаһан хонгоодор хоер мянгандаа хүрэг!» (Пусть из семисот донгойцев останутся в живых семеро, а из двух хонгодорцев  размножится двухтысячное потомство). И действительно небольшой род донгойцев до 60-х гг. населяли село Елоты,  а  во времена хрущевского укрупнения сел переехали в Шимки, Хужиры. А хонгодоры   став одним из самых многочисленных племен обосновались не только в Тунке, но и в долине рек Китой, Белая, Аларь.

    О происхождении рода «бурутхатан»  существует несколько версий. Одни утверждают, что буруты – это чистые киргизы, другие полагают, что это отюркеченные монголы, вошедшие позже в состав киргизов. В силу исторических обстоятельств буруудханам видимо пришлось жить и среди монголов и среди тюрков, при этом сохранив свой тотем волка. По легенде буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто-хана и войн Сайн-хана  приехали верхом на дойной корове, за которым следовал теленок по второму году (буруу). Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки: «Буруутай үнеэндэ Һундалдажа ерэҺэн буруудхатан» (на корове с телком приехавшие бурутханы). Придя, в Тунку они заселили местности Убулзон-Нуган, Барун-Нуган, Илтыкшин. Мои предки также произошли из этого рода. До революции род буруудхан обозначался как род «илдар» – показывающее пренебрежительное отношение других родов к поздним пришельцам, явившихся ни с чем. Т.о.  бурутханы  вышли из Монголии и являются ответвлением рода «ҺойҺо» и никакого отношения не имеют к хангодорам. Если бурутханы являются ответвлением рода «ҺойҺо», а последние уйгурами, то бурутханы могут оказаться обурятившимися тюрками. В пользу этого свидетельствует и то, что у современных узбеков-тюрок числится племя «бурут», очень напоминающее своим именем этноним Тункинского рода бурутхан.

       

  1. В.А.Михайлов. «Генеалогические легенды Тунки».
  2.  Л.Тапхаев.

Респонденты:

  1. В.Б.Зайганова – жительница у. Харбяты
  2. У.Б. Бобоева – жительница у. Хужиры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная. Как создать родословную

В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....