"История Нижегородского края"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
"История Нижегородского края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_nizhegorodskogo_kraya_6-9_kl.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородская область Ветлужский район
Муниципальное образовательное учреждение
Мошкинская школа
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Нижегородского края
с древнейших времен до наших дней»
для 6 - 9 классов на 2018-2023 год
Составитель: Пальцева Маргарита Александровна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория 2018 |
Рабочая программа по учебному предмету
«История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»
6 -9 классы
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Краткое содержание курса.
- Планируемые результаты.
- Краткое материально-техническое обеспечение.
- Критерии оценивания знаний.
- Источники и литература по учебному курсу.
- Календарно – тематическое планирование.
- Пояснительная записка.
Актуальность изучения региональной истории в школе. Важные задачи современного школьного образования по формированию гражданина и патриота России, определенные ФГОС и другими федеральными нормативными документами, требуют со стороны школы большего внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение родного края является важным фактором складывания региональной идентичности учащихся (осознание ими принадлежности к Нижегородскому краю, к поколениям земляков), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности». Таким образом, одним из ключевых факторов успешной реализации задач формирования базовых национальных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности учащихся является изучение региональной истории в школе. Новые образовательные и воспитательные задачи современной школы требуют углубления и систематизации знаний учащихся по родной истории, что вызывает необходимость (применительно к нашему региону) разработки новой учебной программы по истории Нижегородского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе Основной образовательной программы, авторской программы курса История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней для 6-10 классов общеобразовательных организаций авторов В.К. Романовского, Ф.А. Слезнева, Б.Л. Гинзбурга, Э.С. Иткина (НИРО, 2017).
Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» предназначен для учащихся 6-10 классов общеобразовательных организаций и рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год).
Данная программа разработана для учащихся 6-9 классов на основе УМК и является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ Мошкинская школа:
1. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней.
Программа учебного курса для 6-10 классов образовательных организаций/ авт.сост.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин; под общей ред. В.К. Романовского. – Н. Новгород: НИРО, 2017;
2. История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века: учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2017;
3. История Нижегородского края. ХVI- XVII века: учебное пособие для учащихся 7 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2017;
4. История Нижегородского края. ХVIII век: учебное пособие для учащихся 8 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2018;
5. История Нижегородского края. ХIX – начало XX века: учебное пособие для учащихся 9 классов./Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2019;
6. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин, В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2018;
7. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2017;
8. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно- измерительные материалы к учебному курсу для основной школы /авт.сост. В.К. Романовский, Э.С. Иткин, Б.Л. Гинзбург; предисл. и ред. В.К. Романовского. Н. Новгород: НИРО, 2017;
Цель учебного курса – формирование систематических знаний по истории Нижегородского края как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.
Основные задачи учебного курса:
- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Основные идеи, подходы и принципы учебного курса «История Нижегородского края».
Ведущая идея учебного курса «История Нижегородского края» - показать трудовые и ратные дела нижегородцев, их культурные и духовные достижения на разных этапах исторического развития. В учебном курсе, с одной стороны, рассказывается о созидательном вкладе простых нижегородцев в освоение и обустройство родного края, с другой - на ярких примерах рядовых и выдающихся земляков раскрываются духовно-нравственные ценности человека, его созидательные возможности на ниве служения родному краю, Отечеству.
В учебной программе и содержании курса нашли отражение следующие подходы:
1) системный подход, нацеливающий на целостное и комплексное освещение основных аспектов нижегородской истории с учетом новейших научных достижений; изложение региональных процессов и явлений во временном и пространственном измерении; учет различных факторов, повлиявших на развитие края; осмысление его истории как совокупности истории семьи, малой родины, района, города, области, страны;
2) проблемно-хронологический подход, предполагающий выделение в истории родного края исторических периодов - от древности до наших дней - и рассмотрение в конкретных хронологических рамках основных историко-краеведческих проблем (экономических, социальных, культурных и др.);
3) компетентностный подход, акцентирующий внимание на образовательных результатах, то есть на приобретении в ходе изучения курса набора ключевых компетенций (информационных, социальных, коммуникативных и др.), которые помогут учащимся применять приобретенные знания, умения в социальной практике.
В основу учебного курса положены следующие принципы:
- культуросообразности: наполнение историко-краеведческого курса разнообразными элементами материальной и духовной культуры; интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, с местными традициями, обычаями;
- полиэтничности, поликонфессиональности: отражение в учебном курсе особенностей многонационального и многокон-фессионального состава населения Нижегородской земли; ориентация на поликультурность как средство понимания общности исторических судеб народов родного края и России;
- природосообразности: научно-методическая и текстовая доступность программных и учебных материалов для учащихся основной школы, соответствие содержания учебного курса возрастным особенностям учеников и условиям образовательной организации; понимание курса исторического краеведения как учебной (а не научной) версии прошлого Нижегородского края, соответствующей когнитивному, эмоциональному и практическому опыту учащихся;
- гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национaльной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к таким ценностям, как семья, малая родина, Нижегородская земля, Отечество;
- светскости и деидеологизированности в толковании исторических процессов в Нижегородском крае, что предусматривает, с одной стороны, светское, конфессионально нейтральное изложение основных этапов истории края, а с другой -неприятие идеологически ангажированного освещения нижегородского прошлого.
2. Краткое содержание курса.
Содержание рабочей программы:
6 класс. I часть
История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века.
Введение. Школьное краеведение, его основные предметные отрасли.
Историческое краеведение — составная часть школьного исторического образования. Его значение в формировании патриотизма и национального самосознания.
Зарождение и развитие краеведения в России и Нижегородском крае.
Источники по истории Нижегородского края. Легенды родного края.
Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»: цель, задачи и основные содержательные компоненты.
Раздел 1. Древние жители Нижегородского края.
Нижегородская земля в первобытную эпоху. Нижегородская земля до заселения человеком. Что изучает археология. Каменный век на территории Нижегородского края. Археологические памятники бронзового века. Древнейшие культуры железного века.
Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Древние финно-угры на территории современной Нижегородской области. Мордва в древности. Древние марийцы. Мурома. Их местообитание и занятия.
Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Появление булгар на территории к востоку от современной Нижегородской области. Волжская Булгария и Древняя Русь при Владимире Красное Солнышко. Следы пребывания булгарских купцов на юге современной Нижегородской области.
Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли. Потомки
древних славян на территории современной Нижегородской области. Языческие пережитки у потомков древних славян. Хозяйство древнерусского населения.
Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII - начале XIII века.
Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском.
Борьба Юрия Долгорукого за Киев. Основание Городца и его древнейшие укрепления. Андрей Боголюбский и древний Городец.
Городец на Волге в конце XII — начале XIII века. Походы Всеволода Большое Гнездо на 4 Волжскую Булгарию. Жизнь и быт жителей древнего Городца по данным археологии. Освоение русскими людьми округи Городца и берегов Узолы.
Основатель Нижнего Новгорода — князь Юрий Всеволодович.
Юрий Всеволодович и епископ Симон. Война Юрия Всеволодовича с булгарами в 12I9—1220 годах. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович и мордовские князья Пуреш и Пургас.
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия.
Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Помощь Юрия Всеволодовича Рязанскому княжеству. Битва на реке Сити. Монголы на территории современной Нижегородской области в 1239 году.
Александр Невский в истории Нижегородского края.
Нижегородские земли после нашествия Батыя. Александр Невский и Нижегородский край.
Память об Александре Невском на Нижегородской земле.
Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII- начале XV веке.
Нижегородские земли во второй половине XIII — первой половине XIV века.
Сын Александра Невского — Андрей Городецкий. Нижний Новгород в период соперничества Москвы и Твери. Нижегородские земли при Александре Васильевиче Суздальском и Иване Калите. Возникновение Вознесенского Печерского монастыря.
Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341—1392гг). Становление Нижегородско-Суздальского княжества при князе Константине Васильевиче (1341 — 1355 гг). Противостояние и примирение московских и нижегородских
князей (1360—1366 гг.). Борьба московского и нижегородского князей с Мамаем. Упадок Нижегородского княжества и его присоединение к Москве.
Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV — первая половина XVвека). Князья Шуйские — потомки нижегородских князей. Набег Едигея и временное восстановление Нижегородского княжества. Василий II и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.
Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV — начало XVI века). Нижегородский край и борьба Москвы с Казанью в 1460—1480-е годы. Переселение новгородцев на Нижегородскую землю при Иване III. Набег
Мухаммеда-Эмина на Нижний Новгород (в 1505 г.).
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в13 – 15 веках.
Духовная культура Нижегородского Поволжья. Монастыри - центры духовности, книжностии летописания. Дионисий Суздальский и развитие культуры Нижегородского края в XIV веке Митрополит Московский Алексий и Благовещенский монастырь. Храмовое
зодчество и иконопись Нижнего Новгорода XIII— XV веков.
Материальная культура Нижегородской земли. Металлургия и кузнечное дело. Ремесленники древнего Городца. Быт жителей древнего Городца. Нижний Новгород в XIV веке.
«Малая родина» в XIII—XV веках. Изначалие «малой родины», страницы ее средневековой истории. Далекое прошлое родной земли в преданиях, письменных и материальных источниках. Реконструкция повседневной жизни предков-земляков.
7 класс. Часть II
История Нижегородского края. XVI – XVII века.
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)
Нижегородский кремль — выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века. Начало строительства Нижегородского кремля. Стены Нижегородского кремля. Названия башен Нижегородского кремля. Ворота и внутреннее устройство башен.
Нижегородский край в системе обороны Русского государства в XVI веке. Осада Нижегородского кремля казанцами в 1521 году. Возведение Васильсурска. Отражение казанских набегов и строительство крепости в Балахне при Елене Глинской. Казанские походы Ивана Грозного (1545—1551 гг.). Казанский поход 1552 года. Значение взятия Казани для Нижегородского края. Постройка Арзамаса и Павлова острога. Арзамасская засечная черта. Арзамасские служилые татары.
Раздел 2.Смута и Нижегородский край в начале XVII века.
Нижегородский край в начале Смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601—1607гг.). Голод в начале XVII века и гражданский подвиг Ульяны Осорьиной. Лжедмитрий II и Смутное лихолетье. Поддержка арзамасцами Ураз- Мухаммеда и Ивана Болотникова. Осада болотниковцами Нижнего Новгорода. Участие нижегородцев и
арзамасцев в борьбе с болотниковцами под Тулой.
Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608—1611годах. Героическая гибель арзамасского полка в битве под Зарайском в марте 1608 года. Оборона Нижнего Новгорода от войск Лжедмитрия II в 1608—1609 годах. Поход нижегородцев на помощь Москве (1609—1610 гг.). Нижегородцы и организация первого народного ополчения (1611 г.) Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611 г.) Обращения патриарха Гермогена и священноначальников Троице-Сергиева монастыря к нижегородцам. Происхождение К. Минина и его жизнь до 1611 года. Призыв Минина к нижегородцам. К. Минин приглашает в Нижний Новгород смолян. Князь Д. М. Пожарский — воевода ополчения. Формирование народного ополчения в Нижнем Новгороде.
Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612—1613 гг.). Путь ополчения к Ярославлю. Пребывание К. Минина и Д. Пожарского в Ярославле. Поход ополчения под руководством Минина и Пожарского из Ярославля на Москву. Сражение ополченцев у стен станицы с войском гетмана Ходкевича Освобождение Москвы от поляков. Избрание на царство Михаила Романова.
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых.
Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Административно- территориальное деление нижегородских земель. Арзамасская сторожевая черта. Воеводское управление Нижегородское самоуправление.
Социальный и этнононациональный состав населения Нижегородского края. Служилые люди «по отечеству»: дворяне и дети боярские. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари Посадские люди. Крестьяне. Этическая карта Нижегородской земли: русские, марийцы, мордва, татары.
Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. Нижний Новгород — торговый центр России. Нижний Новгород — средоточие ремесел. Судостроение. Постройка корабля «Фридрих». Прядильный промысел. Кожевенное дело. Пушниковы.
Промышленно-торговые центры Нижегородского края. Балахна. Арзамас. Павлово. Лысково. Городец. Б. И. Морозов и организация поташного производства.
Макарьев - Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки. Монастырь на Желтых водах в XVII веке. Основание Макарьевской ярмарки. 1641 год — становление ярмарки как всероссийского торжища. Продавцы и товары. Архитектурный ансамбль монастыря.
Нижегородский край и церковный раскол. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа Никона. Патриарх из «нижегородских пределов». Протопоп Аввакум из села Григорова. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде. Первые поселения старообрядцев на Керженце.
Нижегородский край и народные волнения в 1660-х — 1670-х гг. Причины роста социальной напряженности на нижегородских землях в XVII веке. Формы социального протеста нижегородцев. Восстание Степана Разина на Нижегородском Правобережье. Алена Арзамасская. Разинцы в Поветлужье.
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках.
Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке. Храмовое зодчество и иконопись XVI века Нижегородские монастыри в XVI веке. Нижегородские исторические песни XVI века. Основные отрасли сельского хозяйства: земледелие. бортничество, рыболовство.
Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке. Распространение грамотности. Развитие книжного дела и летописания Писцовые и переписные книги. Первая нижегородская типография. Никита Фофанов. Жилища нижегородцев. Одежда, быт и нравы жителей края.
Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке. Средневековая застройка Нижнего Новгорода, его посады и слободы. Каменное и деревянное зодчество. Нижегородские храмы XVII века. Зодчие Л. Возоулин, его сын А.
Константинов и др. и их покровители: Г. С. Дранишников, С. Ф. Задорин, А. Ф. Олнсов. Иконопись и нижегородские живописцы: Кондрат Ильин, Ераст Прокофьев. Онтои Патрекеев, Никита Павловец и др. Прикладное искусство.
История «малой родины» в XVI— XVII веках. Исторические события, основание сел и деревень, светские и культовые строения эпохи. Местные легенды и предания. Люди родной земли, их ратные подвиги и трудовые дела. Следы старины в современном облике нижегородской провинции.
8 класс. Часть III.
История Нижегородского края. XVIII век.
Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I.
Петр I и Нижегородский край. Первое посещение Нижнего Новгорода
Петром I. Второй визит императора в наш город. Нижегородские друзья
Петра I. Слово Петра I о Кузьме Минине: факт или предание?
Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии. Реформа городского управления. Создание Нижегородской губернии. Нижегородский вице-губернатор Ю. А. Ржевский.
Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края. Нижегородцы и строительство Азовского военного флота на реке Воронеж. Вклад нижегородцев в создание Балтийского флота. Петр I и волжское судостроение. Нижний Новгород — центр государственной соляной торговли. Нижегородские противники реформ.
Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов
Нижегородский край в 1725—1741 годах. Нижегородский губернатор П М. Бестужев-Рюмин и фаворит Анны Иоанновны Бирон. Артемий Волынский и Нижегородский край. Создание нижегородской полиции.
Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741— 1761 гг.).
Фаворит Елизаветы А. Я. Шубин и расцвет села Работки. Деятельность магистратов. Нижегородская соляная контора Борьба нижегородской
полиции с пожарной опасностью.
Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века.
Нижегородский край в начале правления Екатерины II (1762- конец 1760-х гг.). Посещение Екатериной II Нижегородской губернии в 1767 году. Нижегородские депутаты Уложенной комиссии.
Восстание под руководством Емельяна Пугачева и Нижегородский край (1773—1775 гг.). Посланцы Пугачева в Нижегородской губернии. Пугачев в Курмыше. Путь пугачевских отрядов по территории Нижегородской губернии.
Губернская реформа Екатерины II и образование Нижегородского наместничества. Создание Нижегородского наместничества. Новые уезды и органы управления. Нижегородская городская дума. Генеральное межевание в Нижегородском крае (1780— 1793 гг.).
Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века. Хозяйственное развитие Нижнего Новгорода. Уездные города Нижегородского наместничества. Хозяйственное развитие нижегородских сел и деревень.
Баташовы — создатели нижегородской металлургии. Происхождение Баташовых. Первые чугуноплавильные заводы Баташовых на реке Выксун. Иван Баташов и развитие выксунских заводов.
Раздел 4. Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке.
Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела.
Зарождение духовного образования. Становление светского образования. Учреждение губернской типографии. Первые лекари, аптеки и больницы на Нижегородской земле.
Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин. Детство и юность Кулибина. Кулибин в Академии наук. Изобретения Кулибина. Последние голы жизни изобретателя.
Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии. Развитие нижегородской архитектуры. Памятники нижегородского храмового зодчества. Усадебное строительство Губернский архитектор Я. А. Ананьин. Первый градостроительный план Нижнего Новгорода.
У истоков литературной и театральной жизни. Нижегородский кружок литераторов. Я. П. Чаадаев. Я. В. Орлов. Н. С Ильинский. Г. Н. Городчанинон и др. Начальная история нижегородского театра. Князь II. Г. Шаховской и его театральная труппа.
Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке. Православная вера — основа духовной жизни нижегородцев. Праздники и будни горожан. Православный просветитель епископ Дамаскин (Руднев). Нижегородские старообрядцы, их отношения с властью и церковью. Народы Нижегородского Поволжья и национальная политика властей.
Страницы истории « малой родины» в XVIII веке. Основание родных сел, деревень, строительство поместий, усадеб в XVIII столетии. События, люди родной земли, их трудовые и творческие дела. Следы старины в современном облике нижегородской провинции.
9 класс. Часть IV
История Нижегородского края XIX – начало XX века.
Раздел 1. Нижегородская губерния в первой четверти XIX века.
Территориально-административное устройство и состав населения Нижегородской губернии в первой четверти XIX века. Уезды Нижегородской губернии и её административные границы в начале XIX века. Нижегородское крестьянство. Городские сословия: цеховые ремесленники, мещане, купцы. Нижегородское дворянство. Государственные учреждения и органы самоуправления Нижегородской губернии. Этноонациональная и конфессиональная карта Нижегородчины.
Отечественная война 1812 года и Нижегородский край. Формирование Нижегородского ополчения. Патриотическое движение в губернии по сбору средств на нужды обороны. Боевой путь нижегородских ополченцев. Нижегородцы — герои войны с Наполеоном. Беженцы в Нижнем Новгороде.
Декабристы-нижегородцы. Нижегородцы — члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Участие нижегородцев в Северном и Южном обществах. Нижний Новгород в программах декабристов. Участие нижегородцев в восстаниях в Санкт- Петербурге и на юге России. Судьбы декабристов-нижегородцев.
Нижний Новгород — «карман России». Макарьевская ярмарка в начале XIX века. Новый ярмарочный комплекс в Макарьеве. Перевод ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород (1817 г.): причины и значение. Л. А. Бетанкур и строительство ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде. Нижегородская ярмарка как центр российской и международной торговли: товары, продавцы, покупатели. Влияние ярмарки на жизнь Нижегородской
губернии. Развитие водного транспорта. Бурлачество. Коноводные и первые паровые суда.
Раздел 2. Нижегородский край во второй четверти XIX века.
Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830 — 1840-х годах. Создание Нижегородской строительной комиссии (1833 г.). Посещение Николаем I Нижнего Новгорода (1834 г.) и его инициативы по переустройству юрода. Нижегородский строительный комитет и проведение масштабных градостроительных преобразований (1836—1842 гг.). Строительство первого городского водопровода в Нижнем Новгороде (1847
г.). Деятельность Нижегородской городской думы. Ф. П. Переплетчиков.
Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности в Нижегородском крае. Д. Д Шепелев и реконструкция выксунских заводов. Развитие пароходного дела. Паровое судостроение: основание Сормовского завода и завода Колчина. Становление мукомольной промышленности. Нижегородская металлургия. Кожевенное дело.
Раздел 3. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине XIX века.
Развитие системы образования в губернии. Реформа светского образования и открытие Нижегородской всесословной гимназии Создание уездных училищ и приходских школ. Учреждение Александровского дворянского института. Арзамасская художественная школа А. В. Ступина и ее воспитанники.
Нижегородский край и выдающиеся деятели науки и культуры России. Деятели науки и культуры — уроженцы Нижнего Новгорода. А. Д. Улыбышев — выдающийся представитель нижегородской интеллигенции. Нижний Новгород в судьбах известных россиян.
Просветительство и просветители. Первые библиотеки в Нижнем Новгороде. Первая нижегородская газета. У истоков нижегородского краеведения Нижегородский губернский статистический комитет.
Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектура в первой половине XIX века. Нижегородский театр. Реконструкция Нижегородского кремля. Благовещенская площадь как целостный ансамбль и центральные кварталы Нижнего. Созидатели городской среды: архитекторы И. Е. Ефимов и Г. И. Кизеветтер Нижегородский театр: репертуар, актеры и их почитатели.
Нижегородские народные промыслы. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Ломовая резьба. Павловский замочный и ножевой промысел. Женское рукоделие: ткачество, вышивка, кружевное плетение.
Раздел 4. Нижегородский край в эпоху великих реформ и в пореформенный период.
Крестьянская реформа 1861 года в губернии и развитие нижегородской деревни. Почин нижегородских дворян покончить с крепостным нравом рескрипт Александра II на имя губернатора А. Н. Муравьева от 24 декабря 1857 года. Дискуссии по проблеме освобождения крестьян: А. Н. Муравьев и нижегородские помещики-крепостники. Подготовка и осуществление крестьянской реформы в Нижегородской губернии. Нижегородское крестьянство в пореформенный период. Хозяйство нижегородских помещиков.
Реформы и контрреформы в региональном измерении. Нижегородское земство: основные
направления деятельности. Городская дума и благоустройство Нижнего Новгорода. Судебная реформа в Нижегородской губернии. Нижегородский край в годы контрреформ Александра III. Губернатор Н. М. Баранов. Борьба властей и нижегородской общественности
с последствиями неурожая (1891—1892 гг.).
Нижний Новгород — волжская столица транспортных магистралей. Московско-Нижегородская железная дорога: история строительства (1862 г.). Нижегородский речной порт. Завершение промышленного переворота на водном транспорте. Развитие волжского пароходства и деятельность А. А. Зевеке.
Paзвumue банковской системы в Нижегородской губернии. Александровский дворянский банк. Николаевский городской общественный банк. Коммерческие банки: Нижегородский купеческий банк. Волжско-Камский коммерческий банк. Ипотечные банки: Нижегородско- Самарский земельный банк, нижегородское отделение Крестьянского банка. Общества
взаимного кредита и другие формы кредитной кооперации.
Промышленный подъем в Нижегородской губернии в пореформенный период. Промышленный подъем 1860-х— 1870-х гг. и развитие Сормовского завода. Механик В. И. Калашников и завод Колчина — Курбатова Новатор нефтяного дела В. И. Рагозин. Мукомольная промышленность, её роль на хлебном рынке России. Формирование класса фабрично-заводских рабочих. Крестьянские кустарные промыслы.
Нижегородские купцы-благотворители. «Фонтан благотворителей». Ночлежный дом имени Бугрова. Вдовий дом имени Блиновых и Бугрова. Дом трудолюбия имени Михаила н Любови Рукавишниковых. Александровская женская богадельня. Другие примеры благотворительности нижегородского купечества.
Развитие Нижегородской ярмарки и проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки. Управление Нижегородской ярмаркой в пореформенный период. Нижегородская ярмарка — общероссийский и международный центр торговли. Подготовка Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Экспонаты и лауреаты выставки.
Раздел 5. Образование и культура Нижегородского края во второй половине XIX века.
Развитие просвещения. Начальная ступень образования и земская школа. Реорганизация и развитое системы средних учебных заведений. Открытие Нижегородской общественной библиотеки.
Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы. Нижегородский театр в пореформенную эпоху. Архитектурный облик капиталистического города. Мастера-фотографы А. О. Карелин и М. П. Дмитриев.
Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры. Нижегородский период в жизни В. Даля. Литературные имена: П. Боборыкин, В. Короленко, М. Горький. Исследователь нижегородской старины и старообрядчества П. И. Мельников. Основатель нижегородского краеведения Н. И. Храмцовский. Архивная комиссия и се ведущие деятели А. С. Гациский и А. А. Савельев. Первая русская женщина-врач Н. П. Суслова.
У истоков музыкального образования. В Ю. Виллуан.
Раздел 6 . Нижегородская губерния в конце XIX - начале XX века.
Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже веков. Административно-территориальное устройство Нижегородской губернии в конце XIX — начале XX века. Численность и социальный состав населения губернии. Национально - этнический и конфессиональный состав жителей Нижегородской губернии.
Экономическое paзвumue Нижегородской губернии. Промышленные центры края. Транспорт. Торговля. Кустарно-ремесленное производство и народные промыслы. Социальное положение рабочих Нижегородская деревня накануне и в годы Столыпинской аграрной реформы.
Общественно-политическая жизнь края. Общественная жизнь и настроения в первые годы XX века. Нижний Новгород и губерния накануне и в начале Первой русской революции. Наивысший подъем революции (октябрь—декабрь 1905 года). Выборы в Государственную думу и нижегородские организации политических партий.
Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале XV века. Образование в начале нового века. Театральный Нижний Новгород Библиотеки, музеи, народные лома и учебные заведения как центры просветительства. Творческие объединения и их вклад в развитие культуры. Архитектура Нижнего Новгорода начата XX века.
Из истории «малой родины» в XIX — начале XX века. История города, села, деревни XIX — начата XX столетия. События, факты. Известные земляки, их биографии и деятельность. Архитектурные творения, культурные ценности, исторические свидетельства эпохи в провинциальном измерении.
3. Планируемые результаты.
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного курса «История Нижегородского края».
Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
Личностные результаты:
- осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;
- осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;
- понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;
- усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего;
- приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии. Нижегородской земли в различные периоды ее истории;
- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.
Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-
экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий в истории Нижегородского края.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших
исторических событий в нижегородской истории;
- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и
т.д.):
- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы
Нижегородского края в разные исторические эпохи;
- искать необходимую информацию в разных источниках;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических,
социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;
- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;
- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;
- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей
Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям
нижегородской истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;
- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими
социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.
4. Краткое материально- техническое обеспечение.
Дидактическая оснащенность курса:
Карта Нижегородской области.
Технические средства:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Лазерный принтер
Интернет
Специализированная учебная мебель:
Компьютерный стол
Ученические парты
Ученические стулья.
Интернет ресурсы
Компьютерные презентации
5. Критерии оценивания знаний.
Система оценивания
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия исторической темы, владение историческими терминами, знание хронологии исторических событий, творческий подход к рассмотрению исторической проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные исторические события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление исторических терминов, удовлетворительное знание хронологии исторических событий, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть исторического события или проблемы.
6. Источники и литература по учебному курсу.
1. В. Шамшурин «Наш край» Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев, Нижний Новгород, 2008 г.
2. Н.Ф. Филатов «Нижегородский край: факты, события, люди». Нижний Новгород, Нижегородский гуматитарный центр, 1994 г.
3. Основы исследовательской деятельности школьника. Учебное пособие. Псков 2004г.
4. «Ветлуга – сиреневый город». «Книги» Нижний Новгород 2008г.
5. «История Ветлужского края». Историко-краеведческий сборник. Администрация г. Ветлуги. Ветлужский краеведческий музей. Урень 2006 г.
6. И. Сидорова, О. Наумова «Наш Нижний Новгород». Нижний Новгород. Издательство «Кварц». 2008 г.
7. В.П. Фадеев «Памятники истории и архитектуры Горьковской области» Горький «Волго-Вятское книжное издательство»1980г.
8. Агафонов С.Л. Нижегородский кремль – Нижний Новгород, «Кварц», 2008.
9.Анпилогов Г.Н. Нижегородские документы 16 века М., 1977г.
10 .Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка в воспоминаниях современников. Н. Новгород ННГУ 2000г.
11.Житие протопопа Аввакума, им само написанное и другие его сочинения. Горький. 1988г.
12.Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Сборник В.А. Шамшурин Нижний Новгород 1997г.
13.Нижегородский край в документах и цифрах. Хрестоматия Е.В. Кузнецов. Н
Новгород. 1997г.
14. Нижегородский край. Хрестоматия. Н.Ф. Филатов. Арзамас 2001г.
15. Нижегородские летописные памятники 17 века. Шайдакова М.Я. Н. Новгород 2006.
16. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнемновгороде: очерки истории. Н. Новгород.
17. Горький, Балахна. Агафонов С.Л. М. Искусство. 1987г
18. Купцы Бугровы. Карпенко В.Ф. Универсальная книга 2004г.
19. Князья и велики е святые княжества Нижегородского. Цверов В.В. Н. Новгород Последний оптимист. 2001г.
20. Религиозные верования мордвы. Мокшин Н.Ф. Историко-этнографические очерки. Саранск 1988г.
Интернет-ресурсы.
pobeda.mosreg.ru
glory.rin.ru
www.1941-1945.ru
http://decemb.hobby.ru
www.warheroes.ru
www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
www.museum.ru/museum/1812/
http://blokada.otrok.ru
www.9may.ru
oldru.narod.ru
www.praviteli.ru
www.pobediteli.ru
http://www.rkka.ru
http://www.istrodina.ru
http://www.rulex.ru
http://www.iremember.ru
http://battle.volgadmin.ru
http://www.oldgazette.ru
http://art-rus.narod.ru
http://www.ethnos.nw.ru
7. Календарно - тематическое планирование учебного курса.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История Нижегородского края» 6 класс.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Введение (2ч) | ||||
1 | Школьное краеведение, его основные предметные области | 1 | ||
2 | Легенды родного края как исторический источник | 1 | ||
Раздел 1. Древние жители Нижегородского края (7ч) | ||||
3 | Нижегородская земля в первобытную эпоху | 1 | ||
4 | Исследование древней истории малой родины местными краеведами | 1 | ||
5 | Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле | 1 | ||
6 | Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края | 1 | ||
7 | Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли | 1 | ||
8,9 | Обобщение по разделу 1. Древние жители Нижегородского края | 2 | ||
Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века (4ч) | ||||
10 | Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском | 1 | ||
11 | Городец на Волге в конце XII–начале XIII века | 1 | ||
12-13 | Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович | 2 | ||
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия (4ч) | ||||
14 | Юрий Всеволодович и монгольское нашествие | 1 | ||
15 | Александр Невский в истории Нижегородского края | 1 | ||
16-17 | Обобщение по разделам 2,3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия | 2 | ||
Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – XV веке (8ч) | ||||
18-19 | Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека | 1 | ||
20-21 | Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.) | 2 | ||
22 | Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века) | 1 | ||
23,24 | Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI) | 2 | ||
25,26 | Урок обобщения по разделу 4 Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века | 2 | ||
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках (5ч) | ||||
27,28 | Духовная культура Нижегородского Поволжья | 2 | ||
29,30 | Материальная культура Нижегородской земли | 2 | ||
31 | Урок обобщения по разделу 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках | 1 | ||
«Малая родина» в XIII – XV веках (3ч) | ||||
32,33 | Уроки по локальной истории «Малая родина» | 2 | ||
34 | Урок обобщения курса 6 класса Малая родина в XIII – XV веках | 1 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История Нижегородского края» 7 класс.
7 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1 | Введение. История Нижегородского края XVI-XVII века | 1 | ||
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) (5ч) | ||||
2,3 | Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века | 2 | ||
4,5 | Нижегородский край в системе обороны Русского государства | 2 | ||
6 | Обобщение по разделу 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) | 1 | ||
Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века (7ч) | ||||
7 | Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.) | 1 | ||
8 | Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг. | 1 | ||
9 | Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.) | 1 | ||
10 | Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.) | 1 | ||
11 | Патриоты земли русской – Минин и Пожарский | 1 | ||
12 | Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде | 1 | ||
13 | Обобщение по разделу 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века | 1 | ||
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых (11ч) | ||||
14,15 | Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими | 2 | ||
16 | Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края | 1 | ||
17 | Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода | 1 | ||
18 | Промышленно-торговые центры Нижегород-ского края | 1 | ||
19,20 | Макарьев-Желтоводский монастырь и началь-ная история Макарьевской ярмарки | 2 | ||
21,22 | Нижегородский край и церковный раскол | 2 | ||
23 | Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг. | 1 | ||
24 | Урок обобщения по разделу 3. Нижегородский край при первых Романовых | 1 | ||
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках (6ч) | ||||
25 | Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке | 1 | ||
26 | Распространение грамотности и письменности в крае. | 1 | ||
27 | Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке | 1 | ||
28,29 | Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке | 2 | ||
30 | Обобщение по разделу 4. Культура Нижегородского края в XVI – XVII веках | 1 | ||
История «малой родины» в XVI – XVII веках (3ч) | ||||
31,32,33 | Уроки по локальной истории. «Малая родина» в XVI-XVII веках | 3 | ||
34 | Обобщение по курсу 7 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический калейдоскоп "Просторы нашего края"( по материалам истории Нижегородского края
Внеклассное мероприятие по краеведению...
Обобщающий тест по Истории Нижегородского края с древнейших времён до конца 15в ( по гл. 1) - 6 класс
Тест содержит 10 заданий по главе1"Древние жители Нижегородского края...
История Нижегородского края
Надеюсь эта подборка будет полезна при изучении Краеведения в Нижегородско области....
Обобщающий тест по гл.3 История Нижегородского края - 6 класс
"Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия"...
Обобщающий тест по гл.2 История Нижегородского края - 6 класс
"Нижегородские земли в середине12 века- начале 13 века"...
Обобщающий тест по гл.4 История Нижегородского края - 6 класс
"Нижегородские земли в сер. 13-15 вв"...