урок-экскурсия
план-конспект урока по краеведению
музейный урок: "Вооружение скифов". Основана на материалах Национального музея РТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект музейного урока | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
Тема: Вооружение скифов
Цель урока: обзорное знакомство с вооружением древних скифов на основе архитектурных памятников найденных на территории Республики Тыва и анализировать источники.
Задачи урока:
Образовательные: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности.
Воспитательные: воспитывать уважение к историческому прошлому своего края и к окружающим людям.
Развивающие: формируется мировоззрение учеников, расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся, формирование умения применять знания в новой ситуации.
Форма урока: Урок-экскурсия
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
сформировать представление о вооружении и военном искусстве древних скифов;
формирование представлений об индивидуальности и неповторимости культуры древних скифов;
охарактеризовать основные особенности вооружения и военного искусства скифских народов.
Метапредметные:
Совершенствование навыков работы с Интернет-ресурсами.
Развитие умения заполнять таблицы, самостоятельно делать выводы, анализировать факты,
Развитие умения работать в парах, сотрудничества в поиске, сборе и структурировании информации.
Приобретение умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.
Личностные:
Развивать способность аргументировано оценивать деятельность людей;
Вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него
Формирование уважения и гордости за национальную культуру.
Оборудование урока: презентация к уроку, экспонаты Национального музея (зал № 3) Республики Тыва.
Основное содержание:
Археологическая культура скифского времени. Памятники скифского периода на территории Республики Тыва. Курган «Аржаан» - 1, Аржаан 2 - уникальные памятники скифского времени на территории Тыва. Вооружение и военное дело скифов на основе археологических данных.
Основные понятия и термины:
Скифское время - период древней истории Тувы, 8-3 вв. до н.э., курган, вооружение скифов: акинак, чекан, горит.
Этапы урока:
- Организационный этап
- Актуализация знаний
- Мотивация учебной деятельности. Постановка цели задач урока
- Усвоение новых знаний.
- Закрепление
- Информация о домашнем задании.
ПЛАН:
1.Защитное вооружение скифов
2.Наступательное оружие скифов
Этапы урока | Работа учителя | Работа учащихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент | Знакомство с музеем | ||
2.Актуализация знаний | «Лента времени» Укажите хронологические рамки пребывания древних скифов на территории Тувы. Посчитайте сколько времени назад на территории Тувы жили древние скифы? Проблемный вопрос: «Почему скифов сравнивали с кентаврами?» | В «лентах времени» дети указывают время скифов и считают время пребывания скифов на территории Тувы. | Умение определять историческое время |
3.Мотивация учебной деятельности | Игра «Да»- «Нет» 1.Первым кочевым народом раннего железного века на территории Тувы были скифы. 2. Основой хозяйства скифов было земледелие. 3.Скифы были воинственным народом. 4.Эти воинственные древние жители степи образовали сильное государство. 5.Вооружение скифов било сделано из железа. 6. Скифские воины считались непобедимыми. | Учащиеся группируют вопросы, которые касаются темы сегодняшнего урока.
| Коммуникативные УУД: умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: целеполагание. |
4. Изучение нового материала | Сегодня мы отправимся на экскурсию и окунемся в жизнь древнего скифского воина. Ведение войны в древние времена сильно отличалось от привычных нам современных методов. Одним из основных отличий было полное отсутствие конных войск. Отсутствие конницы объяснялось просто: всадники ездили тогда на этаких «попонах»: на спину лошади просто стелилось покрывало, на котором сидел всадник, обхватив бока лошади ногами. Иначе говоря, у такого бойца больше шансов свалится с лошади вместе с попоной (или без неё), чем поразить противника. Скифские воины с детства учились верховой езде и могли управлять лошадью одними ногами, освобождая руки для боя. Убедительным примером этого является курганы Аржаан 1 и Аржаан 2. Вопросы учащимся:
| Учащиеся отвечают на вопрос учителя опираясь на материалы предыдущей темы: «Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов» (Тува в скифское время) Примерные ответы: 1.Курган – захоронения скифов 2. Аржаан 1 – древнее захоронение скифского царя, найденная в 70е гг. В нем было обнаружено коллективное погребение древнего племенного вождя, его жены и 15 приближенных. Вместе с ними были захоронены более 160 коней. Аржаан 2 - Курган Аржаан 2 — это захоронение скифского вождя второй половины VII века до н. э. в Пий-Хемском районе республики Тыва. Диаметр — 80 м, высота — 2 м. Впервые исследован в 1997 году. Раскопан в 2001—2003 годах российско-германской экспедицией. В Аржаане-2 найдено более 20 кг золотых изделий бытового и культового характера, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным искусством. 3.Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культуре скифов. Объектом для изображения являются три группы животных:
4. В археологии скифской триадой называют три характерных признака, характерных для скифской культуры: оружие, конское снаряжение и звериный стиль 5. Вооружение – это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объект инфраструктуры противника. Виды – наступательное и защитное. 6. Меч, лук, стрелы, копье, ножи, копье и т.д. (ответы по экспозиции царя Аржаан 2) | Познавательные УУД: вспомина-ние, информационный поиск, логические действия. Коммуникативные УУД: умение слушать. Регулятивные УУД: осознание недостаточности знаний. |
Доспех воина скифа состоял из панциря (закрывавшего верхнюю часть туловища), пояса (поверх панциря), и нижней части доспеха – этаких «полуштанов»: передняя половина штанов, закрывающая ноги спереди завязывающаяся в нескольких местах сзади вокруг ноги. Доспех обшивался пластинами: либо пластинами из толстой, грубой кожи, либо медными или бронзовыми. На кожаную или войлочную основу нашивались ряды пластинок таким образом, чтобы верхний ряд несколько перекрывал нижний. Получался некий аналог «рыбьей чешуи». Кожаный пояс, отделывали железным, бронзовым, и даже серебряным и золотыми полосками. Скифы использовали пояса для ношения мечей, кинжалов, боевых топоров, луков, колчанов, точильных камней и кнутов.
А)На некоторых оленных камнях Тува имеются отчетливые изображения коротких луков в налучьях повешанных поясу. Они были М образные луки сильно выгнутыми в сторону спинки концами и вогнутой серединой. По свидетельству Геродота, скифы натягивали тетиву лука не к груди, как все прочие народы, а к противоположному плечу. Таким образом обеспечивалось максимальное натяжение тетивы, и стрела летела с убойной силой на немыслимое для тех времен расстояние — 200-300 метров. Причем стреляли конные лучники одинаково хорошо как с левого, так и с правого плеча, а это значит, что в сражении они практически не имели зон, закрытых для обстрела. Добавим к этому поразивший воображение современников «скифский выстрел» - стрельба из лука назад, обернувшись в седле. Б) Из каких материалов изготовляли наконечники стрел?
Акинак является клинковым оружием наступательного характера, в переводе слово акинак переводится как короткий меч.. - Как он выглядел? Форма клинка классического меча состоит из двух геометрических фигур: длинного узкого прямоугольника и присоединённого к нему на конце равностороннего треугольника. Скифский же акинак имел формой лезвия чрезвычайно вытянутый треугольник, что характерно для кинжалов: лезвие с широким основанием у рукояти, постепенно сужающееся по всей длине от рукояти к кончику меча. Если классический меч более предназначен для рубящих ударов, то акинак - более для секущих.
гвоздиками. Общая длина ножа – около 11 см. | Примерные ответы учащихся и записи в таблице:
2. Шлем – это средство защиты головы воина от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием. 3.Щит – это ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. 4.Лук - это метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами. Стрелы – это вид метательный оружия дистанционного действия, метательный снаряд предназначенный для поражения цели на расстоянии. А) Оленные камни – название древних камней с изображениями. «скифский выстрел» - стрельба из лука назад, обернувшись в седле. Б) Наконечники стрел: Их изготовляли из бронзы и кости и носили в колчанах из кожи дерева и бересты. В) Футляр – Горит - это был изготовленный из кожи или бересты, футляр из двух отделений: для лука и стрел. 5. Копье – это колющее или метательное длиннодревковое оружие 1,5-5м, наконечники которых изготовляют из металла. 6. Чекан – это боевой топор с молоточком на обухе.
| Познавательные УУД: вспомина-ние, информационный поиск, логические действия. Коммуникативные УУД: умение слушать и умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи. | |
Закрепление | Ребята, разделитесь пожалуйста на пары и ответьте на вопросы таблицы:
| Вывод:
| Регулятивные УУД: самоконтроль, умение делать вывод по изученному материалу |
Домашнее задание |
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! | Регулятивные УУД: умение самостоятельно работать | |
Рефлексия |
| Учащиеся выделяют связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); Конкретизируют фактами и мнениями. Ответ на промбемный вопрос. Оценки. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно делать выводы и определять главное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".
Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)
Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...
Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"
познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...
Урок английского языка "Meet British students" (урок-экскурсия)
Урок-экскурсия по Новочеркасску с использованием ИКТ, смарт-доски...
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...