Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по "Истории Нижегородского края"
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс)

Материал содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирование для 6-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа г. Лысково

«Рассмотрено»  на заседании                    «Согласовано»                                                 Утверждено приказом

методического объединения                      зам. директора                                         от «30» августа 2018 г. №__

учителей гуманитарного цикла                 _____С.А. Тесакова                директор основной школы г. Лысково

Протокол №1от «29» августа 2018 г.       «30» августа 2018 г.                                         __________Е.В. Зяблова

Руководитель методобъединения

___________Е.И. Романычева

Рабочая программа по предмету

«История Нижегородского края»

6 - 8 классы

Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания

Романычева Е.И.

2018 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

     Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;

- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.

Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.):

- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;

- искать необходимую информацию в разных источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;

- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;

- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

 - различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;

- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.

Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;

- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;

- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.

Личностные результаты:

-сознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;

-осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные средства информации.

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

-готовность к коллективной работе, сотрудничеству, диалогу.

Предметные результаты.

-овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории, как неразрывной части истории России;

-усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса;

-приобретение знаниевой информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края;

-готовность применять исторические и культурологические знания .

Ожидаемые результаты:

-знать хронологию и уметь работать с хронологией;

-знание исторических фактов, работа с фактами;

-работать с историческими источниками;

-умение описывать исторические события;

-уметь анализировать и объяснять;

-уметь работать с версиями и оценками исторических событий;

-применять знания и умения в общении и социальной среде.

  1. Содержание учебного курса «История Нижегородского края»

6 класс

Часть 1

Введение

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края

Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли.

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Городец на Волге в конце XII – начале XIII века. Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Александр Невский в истории Нижегородского края

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIV века. Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.). Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV – первая половина XV века). Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках

Духовная культура Нижегородского Поволжья. Материальная культура Нижегородской земли

Малая родина в XIII – XV веках

7 класс

Часть 2

Введение

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)

Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века. Нижегородский край в системе обороны Русского государства

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.). Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.). Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.). Патриоты земли русской – Минин и Пожарский. Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края. Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. Промышленно-торговые центры Нижегородского края. Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история. Макарьевской ярмарки. Нижегородский край и церковный раскол. Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке. Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке. Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке. История «малой родины» в XVI-XVII веках

8 класс

Часть 3

Введение

Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

Петр I и Нижегородский край. Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии. Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края

Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

Нижегородский край в 1725-1741 гг. Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.)

Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века

Нижегородский край в начале правления Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Нижегородский край и Губернская реформа. Екатерины II и образование Нижегородского наместничества. Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века. Баташовы – создатели нижегородской металлургии

Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке

Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела. Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин. Архитектура Нижегородского края в XVIII столетие. У истоков литературной и театральной жизни. Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке

Страницы истории «малой родины» в XVIII веке

9 класс

Часть 4

Введение

Раздел 1. Нижегородская губерния в первой четверти XIX века

Территориально-административное устройство и состав населения Нижегородской губернии в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года и Нижегородский край. Декабристы-Нижегородцы. Нижний Новгород – «карман России»

Раздел 2. Нижегородский край во второй четверти XIX века

Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830-1840-х годах. Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности в Нижегородском крае

Раздел 3. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине XIX века

Развитие системы образования в губернии. Нижегородский край и выдающиеся деятели культуры России. Просветительство и просветители. Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектуры в первой половине XIX века. Нижегородский театр. Нижегородские народные промыслы

Раздел 4. Нижегородский край в эпоху великих реформ в пореформенный период

Крестьянская реформа 1861 года в губернии и развитие нижегородской деревни. Реформы и контрреформы в региональном измерении. Нижний Новгород – волжская столица транспортных магистралей. Развитие банковской системы в Нижегородской губернии. Промышленный подъем в Нижегородской губернии в пореформенный период. Нижегородские купцы-благотворители. Развитие Нижегородской ярмарки и проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки

Раздел 5. Образование и культура Нижегородского края во второй половине XIX века

Развитие просвещения. Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы. Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры

Раздел 6. Нижегородская губерния в конце XIX -  начале XX века

Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже веков. Экономическое развитие Нижегородской губернии. Общественно-политическая жизнь края. Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале XX века

Из истории малой родины в XIX – начале XX века

  1. Тематическое планирование 6 класс

п\п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края

7

3

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

3

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

4

4

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

10

5

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках

5

6

Малая родина в XIII – XV веках

2

7

Обобщение

1

Итого

34

Тематическое планирование 7 класс

п\п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)

5

3

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

7

4

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых

11

5

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках

6

6

История «малой родины» в XVI-XVII веках

2

7

Обобщение

2

Итого

34

Тематическое планирование 8 класс

п\п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

7

3

Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

4

4

Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века

9

5

Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке

7

6

Основные события на территории Лыскова в XVIII веке

3

7

Обобщение

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 

«История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века»

 6 класс

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Коррек-

тировка

1

Школьное краеведение, его основные предметные области

1

2

Легенды родного края как исторический источник

1

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края

7

3

Нижегородская земля в первобытную эпоху

1

4

Исследование древней истории малой родины местными краеведами

1

5

Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле

1

6

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края

1

7

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли

1

8-9

Обобщение по разделу 1

2

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

3

10

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

1

11

Городец на Волге в конце XII–начале XIII века

1

12

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

1

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

4

13

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

1

14

Александр Невский в истории Нижегородского края

1

15-16

Обобщение по разделам 2,3

2

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

10

17-18

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека

2

19-20

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

2

21-22

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века)

2

23-24

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

2

25-26

Обобщение по разделу 4

2

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках

5

27-28

Духовная культура Нижегородского Поволжья

2

29-30

Материальная культура Нижегородской земли

2

31

Обобщение по разделу 5

1

Малая родина в XIII – XV веках

2

32

Булгарская крепость Сундовит

1

33

Основание Лыскова

1

34

Обобщение курса 6 класса

1

Календарно-тематическое планирование «История Нижегородского края

 XVI-XVII века» 7 класс (34 часа)

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Коррек-

тировка

1

История Нижегородского края XVI-XVII века

1

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)

5

2-3

Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века

2

4-5

Нижегородский край в системе обороны Русского государства

2

6

Обобщение по разделу 1

1

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

7

7

Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)

1

8

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

1

9

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)

1

10

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.)

1

11

Патриоты земли русской – Минин и Пожарский

1

12

Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде

1

13

Обобщение по разделу 2

1

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых

11

14

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими

1

15

Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края

1

16

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода

1

17

Промышленно-торговые центры Нижегородского края

1

18

Промышленно-торговые центры Нижегородского края

1

19-20

Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки

2

21-22

Нижегородский край и церковный раскол

2

23

Нижегородский край и народные волнения в 1660-е -1670-е гг.

1

24

Обобщение по разделу 3

1

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках

6

25

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке

1

26

Распространение грамотности и письменности в крае

1

27

Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке

1

28-29

Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке

2

30

Обобщение по разделу 4

1

История «малой родины» в XVI-XVII веках

2

31

Лысково в XVI в.

1

32

Лысково в XVII в.

1

33-34

Обобщение курса 7 класса

2

Календарно-тематическое планирование «История Нижегородского края

 XVIII века» 8 класс

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Коррек-тировка

Введение

1-2

Ключевые события истории России в XVIII веке

2

Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I

7

3-4

Петр I и Нижегородский край

2

5-6

Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии

2

7-8

Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края

2

9

Обобщение по разделу 1

1

Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов

4

10

Нижегородский край в 1725-1741 гг.

1

11-12

Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.)

2

13

Обобщение раздела 2

1

Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века

9

14-15

Нижегородский край в начале правления Екатерины II

2

16

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородский край

1

17-18

Губернская реформа Екатерины II и образование Нижегородского наместничества

2

19-20

Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века

2

21

Баташовы – создатели нижегородской металлургии

1

22

Обобщение по разделу 3

1

Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке

7

23-24

Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела

1

25

Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин

1

26

Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии

1

27

У истоков литературной и театральной жизни

1

28-29

Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке

2

30

Обобщение по разделу 4

1

31-33

Основные события на территории Лыскова в XVIII веке

3

34

Обобщение по курсу 8 класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...