Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по "Истории Нижегородского края"
рабочая программа по краеведению (6, 7, 8 класс)
Материал содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирование для 6-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по "Истории Нижегородского края" | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа г. Лысково
«Рассмотрено» на заседании «Согласовано» Утверждено приказом
методического объединения зам. директора от «30» августа 2018 г. №__
учителей гуманитарного цикла _____С.А. Тесакова директор основной школы г. Лысково
Протокол №1от «29» августа 2018 г. «30» августа 2018 г. __________Е.В. Зяблова
Руководитель методобъединения
___________Е.И. Романычева
Рабочая программа по предмету
«История Нижегородского края»
6 - 8 классы
Количество часов: 1 час в неделю (34 часа в год)
Автор-составитель:
учитель истории и обществознания
Романычева Е.И.
2018 г.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;
- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.
Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.):
- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;
- искать необходимую информацию в разных источниках;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;
- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;
- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;
- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;
- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Личностные результаты:
-сознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;
-осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные средства информации.
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
-готовность к коллективной работе, сотрудничеству, диалогу.
Предметные результаты.
-овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории, как неразрывной части истории России;
-усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса;
-приобретение знаниевой информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края;
-готовность применять исторические и культурологические знания .
Ожидаемые результаты:
-знать хронологию и уметь работать с хронологией;
-знание исторических фактов, работа с фактами;
-работать с историческими источниками;
-умение описывать исторические события;
-уметь анализировать и объяснять;
-уметь работать с версиями и оценками исторических событий;
-применять знания и умения в общении и социальной среде.
- Содержание учебного курса «История Нижегородского края»
6 класс
Часть 1
Введение
Раздел 1. Древние жители Нижегородского края
Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли.
Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века
Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Городец на Волге в конце XII – начале XIII века. Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия
Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Александр Невский в истории Нижегородского края
Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века
Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIV века. Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.). Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV – первая половина XV века). Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках
Духовная культура Нижегородского Поволжья. Материальная культура Нижегородской земли
Малая родина в XIII – XV веках
7 класс
Часть 2
Введение
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)
Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века. Нижегородский край в системе обороны Русского государства
Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века
Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.). Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.
Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.). Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.). Патриоты земли русской – Минин и Пожарский. Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых
Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края. Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. Промышленно-торговые центры Нижегородского края. Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история. Макарьевской ярмарки. Нижегородский край и церковный раскол. Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках
Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке. Распространение грамотности и письменности в крае. Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке. Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке. История «малой родины» в XVI-XVII веках
8 класс
Часть 3
Введение
Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I
Петр I и Нижегородский край. Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии. Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края
Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов
Нижегородский край в 1725-1741 гг. Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.)
Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века
Нижегородский край в начале правления Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Нижегородский край и Губернская реформа. Екатерины II и образование Нижегородского наместничества. Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века. Баташовы – создатели нижегородской металлургии
Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке
Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела. Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин. Архитектура Нижегородского края в XVIII столетие. У истоков литературной и театральной жизни. Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке
Страницы истории «малой родины» в XVIII веке
9 класс
Часть 4
Введение
Раздел 1. Нижегородская губерния в первой четверти XIX века
Территориально-административное устройство и состав населения Нижегородской губернии в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года и Нижегородский край. Декабристы-Нижегородцы. Нижний Новгород – «карман России»
Раздел 2. Нижегородский край во второй четверти XIX века
Градостроительные преобразования в Нижнем Новгороде в 1830-1840-х годах. Начало промышленного переворота и развитие капиталистической промышленности в Нижегородском крае
Раздел 3. Просвещение и культура Нижегородской земли в первой половине XIX века
Развитие системы образования в губернии. Нижегородский край и выдающиеся деятели культуры России. Просветительство и просветители. Изменение облика Нижнего Новгорода и его архитектуры в первой половине XIX века. Нижегородский театр. Нижегородские народные промыслы
Раздел 4. Нижегородский край в эпоху великих реформ в пореформенный период
Крестьянская реформа 1861 года в губернии и развитие нижегородской деревни. Реформы и контрреформы в региональном измерении. Нижний Новгород – волжская столица транспортных магистралей. Развитие банковской системы в Нижегородской губернии. Промышленный подъем в Нижегородской губернии в пореформенный период. Нижегородские купцы-благотворители. Развитие Нижегородской ярмарки и проведение в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки
Раздел 5. Образование и культура Нижегородского края во второй половине XIX века
Развитие просвещения. Театр. Нижегородская архитектура и мастера-фотографы. Выдающиеся деятели науки, просветительства, культуры
Раздел 6. Нижегородская губерния в конце XIX - начале XX века
Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже веков. Экономическое развитие Нижегородской губернии. Общественно-политическая жизнь края. Образование и культурная жизнь Нижнего Новгорода и губернии в начале XX века
Из истории малой родины в XIX – начале XX века
- Тематическое планирование 6 класс
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Раздел 1. Древние жители Нижегородского края | 7 |
3 | Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века | 3 |
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия | 4 | |
4 | Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века | 10 |
5 | Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках | 5 |
6 | Малая родина в XIII – XV веках | 2 |
7 | Обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) | 5 |
3 | Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века | 7 |
4 | Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых | 11 |
5 | Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках | 6 |
6 | История «малой родины» в XVI-XVII веках | 2 |
7 | Обобщение | 2 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I | 7 |
3 | Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов | 4 |
4 | Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века | 9 |
5 | Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке | 7 |
6 | Основные события на территории Лыскова в XVIII веке | 3 |
7 | Обобщение | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века»
6 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Коррек- тировка |
1 | Школьное краеведение, его основные предметные области | 1 | ||
2 | Легенды родного края как исторический источник | 1 | ||
Раздел 1. Древние жители Нижегородского края | 7 | |||
3 | Нижегородская земля в первобытную эпоху | 1 | ||
4 | Исследование древней истории малой родины местными краеведами | 1 | ||
5 | Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле | 1 | ||
6 | Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края | 1 | ||
7 | Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли | 1 | ||
8-9 | Обобщение по разделу 1 | 2 | ||
Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века | 3 | |||
10 | Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском | 1 | ||
11 | Городец на Волге в конце XII–начале XIII века | 1 | ||
12 | Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович | 1 | ||
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия | 4 | |||
13 | Юрий Всеволодович и монгольское нашествие | 1 | ||
14 | Александр Невский в истории Нижегородского края | 1 | ||
15-16 | Обобщение по разделам 2,3 | 2 | ||
Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века | 10 | |||
17-18 | Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека | 2 | ||
19-20 | Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.) | 2 | ||
21-22 | Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века) | 2 | ||
23-24 | Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI) | 2 | ||
25-26 | Обобщение по разделу 4 | 2 | ||
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках | 5 | |||
27-28 | Духовная культура Нижегородского Поволжья | 2 | ||
29-30 | Материальная культура Нижегородской земли | 2 | ||
31 | Обобщение по разделу 5 | 1 | ||
Малая родина в XIII – XV веках | 2 | |||
32 | Булгарская крепость Сундовит | 1 | ||
33 | Основание Лыскова | 1 | ||
34 | Обобщение курса 6 класса | 1 |
Календарно-тематическое планирование «История Нижегородского края
XVI-XVII века» 7 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Коррек- тировка |
1 | История Нижегородского края XVI-XVII века | 1 | ||
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век) | 5 | |||
2-3 | Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века | 2 | ||
4-5 | Нижегородский край в системе обороны Русского государства | 2 | ||
6 | Обобщение по разделу 1 | 1 | ||
Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века | 7 | |||
7 | Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.) | 1 | ||
8 | Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг. | 1 | ||
9 | Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.) | 1 | ||
10 | Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.) | 1 | ||
11 | Патриоты земли русской – Минин и Пожарский | 1 | ||
12 | Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде | 1 | ||
13 | Обобщение по разделу 2 | 1 | ||
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых | 11 | |||
14 | Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими | 1 | ||
15 | Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края | 1 | ||
16 | Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода | 1 | ||
17 | Промышленно-торговые центры Нижегородского края | 1 | ||
18 | Промышленно-торговые центры Нижегородского края | 1 | ||
19-20 | Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки | 2 | ||
21-22 | Нижегородский край и церковный раскол | 2 | ||
23 | Нижегородский край и народные волнения в 1660-е -1670-е гг. | 1 | ||
24 | Обобщение по разделу 3 | 1 | ||
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках | 6 | |||
25 | Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке | 1 | ||
26 | Распространение грамотности и письменности в крае | 1 | ||
27 | Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке | 1 | ||
28-29 | Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке | 2 | ||
30 | Обобщение по разделу 4 | 1 | ||
История «малой родины» в XVI-XVII веках | 2 | |||
31 | Лысково в XVI в. | 1 | ||
32 | Лысково в XVII в. | 1 | ||
33-34 | Обобщение курса 7 класса | 2 |
Календарно-тематическое планирование «История Нижегородского края
XVIII века» 8 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Коррек-тировка | |
Введение | |||||
1-2 | Ключевые события истории России в XVIII веке | 2 | |||
Раздел 1. Нижегородский край в эпоху реформ Петра I | 7 | ||||
3-4 | Петр I и Нижегородский край | 2 | |||
5-6 | Изменение системы управления и образование Нижегородской губернии | 2 | |||
7-8 | Петровская модернизация и социально-экономическое развитие Нижегородского края | 2 | |||
9 | Обобщение по разделу 1 | 1 | |||
Раздел 2. Нижегородский край в эпоху дворцовых переворотов | 4 | ||||
10 | Нижегородский край в 1725-1741 гг. | 1 | |||
11-12 | Нижегородская губерния в эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.) | 2 | |||
13 | Обобщение раздела 2 | 1 | |||
Раздел 3. Нижегородский край в эпоху расцвета Российской империи: вторая половина XVIII века | 9 | ||||
14-15 | Нижегородский край в начале правления Екатерины II | 2 | |||
16 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева и Нижегородский край | 1 | |||
17-18 | Губернская реформа Екатерины II и образование Нижегородского наместничества | 2 | |||
19-20 | Экономическое развитие Нижегородского края во второй половине XVIII века | 2 | |||
21 | Баташовы – создатели нижегородской металлургии | 1 | |||
22 | Обобщение по разделу 3 | 1 | |||
Раздел 4.Культурная и духовная жизнь в Нижегородском крае в XVIII веке | 7 | ||||
23-24 | Развитие образования. Открытие типографии и становление лечебного дела | 1 | |||
25 | Нижегородский изобретатель И.П. Кулибин | 1 | |||
26 | Архитектура Нижегородского края в XVIII столетии | 1 | |||
27 | У истоков литературной и театральной жизни | 1 | |||
28-29 | Духовная жизнь и быт нижегородцев в XVIII веке | 2 | |||
30 | Обобщение по разделу 4 | 1 | |||
31-33 | Основные события на территории Лыскова в XVIII веке | 3 | |||
34 | Обобщение по курсу 8 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год).Рабочая программа и календ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...