7 класс. Вводный урок. Тема. «Земля отцов – моя Земля»
методическая разработка по краеведению
7 класс. Вводный урок. Тема. «Земля отцов – моя Земля».
Цель.
Познакомить учащихся с геополитическим положением региона в XVII – XVIII вв. и полиэтническим составом населения
Задачи.
- Воспитательная: воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого, неделимого и многонационального государства.
- Обучающая: познакомится с положением региона в XVII – XVIII вв. и этнической картой Северо-Западного Кавказа.
- Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать процессы, события и явления, руководствуясь принципами историзма, развитие навыков работы с историческими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_vvodnyy.doc | 57 КБ |
7_klass_vvodnyy.ppsx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
7 класс. Вводный урок. Тема. «Земля отцов – моя Земля».
Цель.
Познакомить учащихся с геополитическим положением региона в XVII – XVIII вв. и полиэтническим составом населения
Задачи.
- Воспитательная: воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого, неделимого и многонационального государства.
- Обучающая: познакомится с положением региона в XVII – XVIII вв. и этнической картой Северо-Западного Кавказа.
- Развивающая: продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать процессы, события и явления, руководствуясь принципами историзма, развитие навыков работы с историческими картами.
Оборудование:
- Б.А. Трехбратов, Ю.М. Бодяев, И.А. Терская и др. Кубановедение 7 класс: Учебник.-Краснодар, 2010
- Атлас «История Кубани» (карты №7, № 8)
- Контурные карты № 6, № 7
- Видеофильм «История Кубани» фрагмент
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированный
План урока (фазы)
- Вызов
- Осмысление (реализация)
1. Геополитическое положение региона в XVII – XVIII вв..
2. Народы Северо-Западного Кавказа. Этническая карта.
3. Занятие, общественное устройство, обычаи.
III. Рефлексия
IV. Домашнее задание
I Фаза урока ВЫЗОВ
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается учащимися.
Деятельность учителя:
- вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся;
- мотивация для дальнейшей работы.
Приемы и методы:
Проблемный вопрос, рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Учитель: История Кубани особенна и уникальна. Наш регион стал перекрестком цивилизаций. Жизнь многих народов началась здесь с незапамятных времен. Кубань – благодатнейший уголок Юго-Восточной Европы, никогда не был свободен от «человеческого постоя». Своеобразное географическое положение на границе Европы и Азии привело к тому, что в разное время сюда устремлялись тюркоязычные пришельцы (гунны, печенеги, торки, половцы), греки – колонисты (VI в. До н.э. - IV в. Н.э.), славянские (X в.), генуэзские (XIII-XV вв.) поселенцы. В XVII-XVIII вв. здесь поселяются русские раскольники, казачество. Таким образом, наш регион изначально формировался как многонациональный (полиэтнический). Кубанская земля стала родиной наших предков, землей отцов – нашей землей.
Запись темы урока в тетрадь.
Ответы на вопросы:
- предположите, почему именно адыги занимают особое место в этническом составе нашего региона;
- каковы особенности геополитического положения Северо-Западного Кавказа;
- предположите, какие народы проживали в нашем регионе к XVII веку.
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат). В конце школьникам предлагается ответить на вопросы:
- под влиянием какого государства находилась Правобережная Кубань в XVI-XVII вв.
- как складывались взаимоотношения народов Северо-западного Кавказа с османской империей и Россией;
- какие цели преследовало правительство Екатерины II, возвращая в 70-е годы XVIIIв. Ногайские орды из Бессарабии и Нижнего Приднепровья в кубанские степи.
II. Осмысление (реализация)
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, видеофильм «История Кубани» фрагмент, материал параграфа, работа с атласом и контурными картами)
Деятельность учителя:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с информацией;
- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Приемы и методы: рефлексия деятельности
1 шаг.
Учащиеся при изучении темы работают с атласами, заполняют этнографическую карту, отмечая, места проживания различных народов на территории Северо-Западного Кавказа.
(Приложение №1, №2)
2 шаг.
Учитель. Вы заполнили этнографическую карту, составили собственное представление о геополитическом положении нашего региона и полиэтническом составе. Теперь познакомимся с занятиями, общественным устройством и обычаями народов Северо-Западного Кавказа.
Сообщение двух учащихся.
Информация для учащихся (опережающее задание)
1 ученик. Наиболее многочисленными народностями региона в это время были адыги или черкесы. Среди адыгских племен известны: жанеевцы, шегаки, адаме, хатукаевцы, темиргоевцы, натухайцы, шапсуги, абадзехи, абазины, убыхи. Адыги – таково самоназвание адыгейцев, кабардинцев, черкесов – древнейших обитателей Северо - Западного Кавказа, автохтонного (местного, коренного) народа Кавказа, жившего здесь в северо-восточном Причерноморье со II тысячелетия до н. э..
Они поддерживали политические, экономические, военные и культурные связи с древними хеттами, шумерами, ассирийцами, греками, Древней Русь, аланами, грузинами.
Предкам адыгов приходилось отстаивать своё существование в жестоких битвах с многочисленными завоевателями: гуннами, аварами, печенегами, хазарами, монголо- татарами, турецкими султанами и крымским ханом.
Занятия их были разнообразны: земледелие, скотоводство, рыболовство, сбор раковин и добыча жемчуга, бортничество, пчеловодство, садоводство, виноградорство, меновая торговля. Но самым любимым занятие адыгов являлось коневодство. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Обычаями адыгов являлись гостеприимство, аталычесвто, куначество, наездничество. Ценили оружие и никогда не выходили из дому без него.
В народной поэзии и мифологии соседних народов, в поверьях, пословицах и поговорках черкешенка выступает, как символ красоты, черкес - как символ храбрости, мужества, воспитанности, доблести: «Он храбр, как черкес!», «Она - словно черкешенка!». Понятие о храбрости, стойкости, внешней опрятности, воспитанности и скромности человека связаны с образом адыга-горца.
В настоящее время адыги проживают в Египте, на Ближнем и Среднем Востоке, в 50-ти государствах Запада и насчитывают более 5 млн. человек, сохраняя свою самобытную культуру, обычаи и традиции. Исповедуют ислам.
2 ученик. По соседству с черкесами находилось 10 тысяч ногайских кочевнических шатров. Ногайская Орда возникла в XIV в. на развалинах Золотой Орды и свое название получила от темника Ногая. Нога́йцы (самоназвание ногай) — тюркоязычный народ. В середине XVIв. Ногайская орда разделилась надвое: Больших и Малых Ногаев. «Ногайцы – народ кочевой, они не имеют ни городов, ни сел, живут в войлочных кибитках, которые перевозят на телегах». Так описывает ногайцев французский консул в Крыму М.Пейсонель.
Традиционные занятия Ногайцев - кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством Ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К числу древних традиционных занятий Ногайцев следует отнести охоту и рыболовство (зайцы, сайгаки, лисы и др.; сельдь, усач, осётр, лосось и др.).
Ремесла не получили существенного развития. Умельцы изготавливали посуду, металлические пряжки. Тем не менее, из ремёсел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Все это обменивалось на меновых дворах и ярмарках. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у Ногайцев.
В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе — в Дагестане, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Чечне, и Астраханской области. Ногайцы проживают также в Турции и Румынии. Исповедуют ислам.
3 шаг. Просмотр видеофильма. Работа с учебником. Индивидуальное чтение материала стр. 51-53. Самостоятельная работа в тетради по заполнению таблицы (1 столбик - самостоятельно, 2 столбик заполняется вместе с учителем).
Общественное устройство адыгов и ногайцев в XVII в.
АДЫГИ | НОГАЙЦЫ |
ПШИ – князья, владетели земли живущего на ней населения ТЛЕКОТЛЕШИ – ближайшие вассалы УОРКИ – дворяне, вассалы тлекотлешей | ХАН – глава Ногайской Орды РАБЫ |
Задание №1
Ответить на вопросы.
Почему в обществе адыгов и ногайцев существовали рабы?
Что общего в общественном устройстве обеих народов?
III. Рефлексия
Анализ собственной деятельности, ее оценивание, творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Деятельность учителя:
- вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения. предложения, дополнения;
- дать творческое практическое задание на основе изученной информации.
Прием и методы: рефлексия содержания учебного материала, самооценка и оценивание деятельности; формулирование домашнего задания.
Рефлексия содержания учебного материала.
Проверка заполнения таблицы и этнографической карты.
Задание №2
Работа с картой и учебником
Прочитайте описание городов Черкесии на стр. 53-54 оцените их географическое положение. Найдите и отметьте их на карте.
Задание №3
Учитель возвращается к теме урока
Ответьте на вопросы.
Каковы были особенности геополитического положения Северо-Западного Кавказа в XVII-XVIII вв.?
Какие народы проживали в нашем регионе в этот период?
Как вы понимаете выражение «Земля отцов – моя земля»?
IV. Домашнее задание
Стр.51-54, термины,
*проиллюстрировать образ адыга или ногайца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кубанские земли в XV - XVII вв.
Кубанские земли в XVIII в.
ЗАДАНИЕ №1 Заполните этнографическую карту, отмечая, места проживания различных народов на территории Северо-Западного Кавказа в XVII-XVIII вв.
Адыги Черкесский воин Черкесское оружие Черкесские породы лошадей
Адыгейский национальный костюм
АДЫГИ НОГАЙЦЫ Задание № 2 Заполните в тетради в тетради 1 столбик таблицы Общественное устройство адыгов и ногайцев в XVII в.
АДЫГИ НОГАЙЦЫ ПШИ – князья, владетели земли живущего на ней населения ТЛЕКОТЛЕШИ – ближайшие вассалы УОРКИ – дворяне, вассалы тлекотлешей ТФОКОТЛИ – свободные общинники ЗАВИСИМЫЕ КРЕСТЬЯНЕ РАБЫ ХАН – глава Ногайской Орды МУРЗЫ БЕИ УЗДЕНИ СВОБОДНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ-СКОТОВОДЫ РАБЫ Задание № 2 Заполните в тетради в тетради 1 столбик таблицы Общественное устройство адыгов и ногайцев в XVII в.
Домашнее задание Стр.51-54 термины *проиллюстрировать образ адыга или ногайца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)
Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...
"Земля отцов- моя земля!"
Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....
Земля отцов моя земля
Пояснительная записка К уроку на краевой конкурс «Единый Всекубанский урок к годовщине Краснодарского края» Урок «Земля отцов – моя земля» разработан для учащихся 5 – 9 классов....
Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя земля!"
Цель:привить чувство гордости за свой край и его жителей;раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в эконо...
Всекубанский урок "Земля отцов - моя земля!"
Всекубанский урок посвящён дню рождения края – 74-летию образования Краснодарского края. К конспекту урока прилагаеться презентация....
Урок Земля отцов - моя земля!
Урок-концерт «Земля отцов – моя земля».Подготовила: учитель кубановедения МОУ СОШ № 2 Заречная Е.А. Пояснительная записка.Урок разработан для учащихся 6-7 классов. ...