Урок Земля отцов - моя земля!
классный час по краеведению (7 класс) по теме
Урок-концерт «Земля отцов – моя земля».
Подготовила: учитель кубановедения МОУ СОШ № 2 Заречная Е.А.
Пояснительная записка.
Урок разработан для учащихся 6-7 классов. В данном уроке используются фольклорные материалы (строевые и исторические песни черноморских казаков), представленные в учебном пособии «Заселение и жизнь казаков на Кубани, отражённые в песенном творчестве» Департамента культуры Краснодарского края Средней образовательной школы им. В.Г. Захарченко. Литературная составляющая урока опирается на творчество Кронида Обойщикова, а также медведовских поэтесс Ж.Е. Цикало и Л.Г. Мацолы. В процессе подготовки и проведения урока учащиеся демонстрируют знания по истории и географии края, приобретённые в 5-6 классах. Раскрываются их творческие способности: вокальные, танцевальные, артистические. Особенность урока являются межпредметные связи: исторические сведения учащиеся изучают по казачьим песням, инсценируя стихи кубанских поэтов, а географический материал представлен в виде театрализованного представления при подготовке к которому учащиеся самостоятельно использовали дополнительную литературу, проявляли творческий поиск и фантазию для создания образов и костюмов. Данный урок позволяет в живой, творческой атмосфере закрепить знания по истории заселения нашего края черноморскими казаками, пополнить багаж знаний учащихся о родном Тимашевском районе и занимательных географических достопримечательностях Кубани.
Цели урока:
-актуализация ранее приобретённых знаний по истории, культуре и географии Кубани;
-прививать школьникам любовь к родному краю через стихи кубанских поэтов и песенный фольклор;
-воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, DVD диск с фильмом «Тимашевский район», CD диск с песней «Кубань» и музыкальными заставками, портреты: Екатерины II, А.В. Суворова, З. Чепеги, А. Головатого; книжная выставка «Родная Кубань».
Эпиграф (Слайд № 1):
«Наша малая родина - Кубань - славится не только уникальной природой, экономическим потенциалом, но и своим ратным прошлым, в котором важнейшую роль сыграло кубанское казачество. Любите Кубань, дорожите своим прошлым! Это та основа, на которой мы вместе строим наше настоящее и будущее!»
Глава администрации
Краснодарского края А.Н. Ткачёв
Учитель: Ребята, вы знаете, что 13 сентября 2012 года мы будем отмечать знаменательную дату - 75-летие образования Краснодарского края!
И сегодня мы совершим увлекательное путешествие в глубь веков, которое поможет больше узнать о прошлом нашей малой Родины, познакомиться с далёкими предками, узнать о событиях, происходивших на территории нашего края тысячи лет тому назад, а также узнаем о бесценных сокровищах кубанского фольклора, культуры, богатейшем разнообразии памятников природы и современном облике Кубани. С чего же всё начиналось… Обратимся к истории.
На фоне музыки. (Слайд № 2).
1 экскурсовод (ученик): Кавказ с его природными богатствами и выгодным географическим положением всегда вызывал повышенный интерес России и западно - европейских держав. Укрепляя Российское государство, Пётр I в 1711 году начал длительную борьбу с Турцией за овладение черноморскими и приазовскими землями.
(Слайд № 3. Портрет Екатерины Великой).
2 экскурсовод (ученик): И лишь в царствование Екатерины II по Кючук – Кайнарджийскому мирному договору 1774 года к России отошли земли по правобережью реки Кубани.
(Слайд № 4. А.В. Суворов).
1 экскурсовод (ученик): Для укрепления южной границы 16 января 1778 года на Кубань в редут Копыл прибыл Александр Васильевич Суворов. За небольшой период под его руководством по правому берегу Кубани были построены 5 крупных крепостей и 20 редутов.
2 экскурсовод (ученик): «Теперь граница наша по Бугу и Кубани»,- сообщила Екатерина Великая (1729-1796) князю Григорию Александровичу Потёмкину в письме, датированном 22 августа 1787 года.
Учитель: Для участия в русско-турецкой войне 1789-1791 гг. по указу Екатерины II из бывших запорожцев было сформировано Черноморское казачье войско (в 1860 году переименовано в Кубанское). Боевые действия проходили на Украине и на Дунае.
Черноморское войско прославило себя во многих сражениях русско-турецкой войны на суше и на море, при штурмах Очакова и Измаила. Но самым главным подвигом их было взятие крепости на острове Березань осенью 1788 года. После окончания турецкой кампании казаки обратились к императрице Екатерине II с прошением выделить им для поселения кубанскую землю. 2 марта 1792 года отправляется делегация в Петербург во главе с войсковым судьёй Головатым. 1-го апреля были приняты императрицей. В награду за участие в войне и для охраны нового пограничного рубежа по реке Кубани Жалованной грамотой от 30 июня 1792 года Екатерина II передала Черноморскому войску в вечное владение земли по правому берегу Кубани от Азовского моря до устья реки Лабы, но про этот указ казаки ещё не знали, поэтому и думали: обретут ли они новое местожительство.
(Слайд № 5).
Исполняется историческая песня черноморских казаков «Зажурылысь чорноморци». (Приложение №1).
(Слайд № 6).
Инсценировка стихотворения Жанны Цикало «Щедрый подарок».
На фоне музыки выходят ведущий, Екатерина, 3-и казака.
Ведущий: Подписала указ царской щедрой рукой -
Екатерина землю дарила, как золото
Екатерина: От Азовского моря, да с Кубань рекой,
И от устья Лабы до Ейска, до города.
И в обмен за владенье Кубанской землёй
Возвести куреня, Божий Храм с перезвоном.
Ведущий: Запорожским обычаям объявила бой -
Екатерина: Казакам управлять по Российским законам.
1 казак: Заручились верностью охранять надел
Черноморцы от «Закубанского» ворога,
И в делах, и на службе казак преуспел -
Степь была ему колыбелью и пологом.
2 казак: И явились в урочище Карасунский Кут
Атаман Чепега, да с войском казачьим.
На коня опираясь, на шашку и кнут,
Проведя плугом борозду, центр обозначил.
Ведущий: План составил Самбулов казак-землемер,
Да с кварталами дивного города,
Сохраняя при этом кордона барьер
И Кубань – реку, что спасала от голода.
3 казак: В века вечные достопамятства, в дар
Благодеятельницы, жизнедеятельницы,
Град решили назвать - Екатеринодар
В честь царицы Всероссийской, основательницы.
(Слайд № 7. Захарий Чепега. Слайд № 8. Антон Головатый).
Учитель: Черноморское войско переселяется из-за Буга на Кубань. В войске около 25 тысяч человек. Непосредственными организаторами переселения были предводители черноморцев - кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепига и войсковой судья Антон Андреевич Головатый. Что же представляла из себя Кубань?
Вокальная группа исполняет историческую песню черноморских казаков «Виють витры, виють буйни». Приложение № 2.
(Слайд № 9).
Учитель: Чтобы помочь молодым казакам переносить трудности переселения, надо было учить их на достойных примерах. По песням учили казачата историю, и знали её очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил Михаила Юрьевича Лермонтова, чему верить: чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».
Песенный океан окружал казаков с рождения до самой смерти: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу, песнями мерили расстояние, по песням учились военной науке.
Вокальная группа исполняет песню «Ой, на гори тай жэнци жнуть» (строевая песня черноморских казаков). Приложение № 3.
Учитель: Живым заслоном стали казаки на правом берегу Кубани, несли «бдение и стражу ночную». Александр Сергеевич Пушкин писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно готовы драться, в вечной предосторожности. С выходом солнца сторожевой казак уже был на вышке, откуда до темноты следил за тем берегом Кубани. В сумерки же казаки по 2-3 человека залегают в засаде в особо опасных местах. Ни темень, ни дождь, ни вьюга не могли помешать казакам нести кордонную службу».
(Слайд № 10).
Вокальная группа исполняет историческую песню черноморских казаков «Ой, на гори огонь горыть». Приложение № 4.
Учитель: Но не только границы родной Кубани защищали казаки. 23-го июня 1812 года французы вторглись в пределы России. На второй день в сражениях на берегах Немана удаль и отвагу показали регулярные части черноморцев. 9-м пешим полком командовал сын атамана Фёдора Яковлевича Бурсака - полковник Павел Фёдорович Бурсак. После Отечественной войны 1812 года казаки стали символом доблести и отваги во всей русской армии.
Вскоре началась Кавказская война, длившаяся 50 лет (1817-1864), и снова двинулись казаки в поход, оставив в хуторах и станицах только женщин и детей.
Кубанцы героически проявили себя и во время Первой мировой, и, конечно, во время Великой Отечественной войны. 9 октября территория края была полностью освобождена от фашистских оккупантов, звание Герой Советского Союза получили кубанцев, а город Новороссийск получил почётное звание город - герой. (Слайды 11-14).
Звучит музыка.
1 Ученик: Сколько известных исторических событий произошло с тех пор в России и кубанской земле. Сколько людских судеб – выдающихся и обычных, героев, победителей!
2 Ученик: Все они обустраивали благодатный кубанский край. И сегодня Время неустанно продолжает творить историю… А казаки так и остаются опорой стабильности и мира на Кубани и южных рубежах России!
(На фоне музыки) (Слайды 15-17).
Ученица: Люблю тебя, мой край степной,
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
Люблю за эту синь и даль,
За солнце на волне.
За то, что ты
Хранил печаль
О павших на войне.
Люблю тебя, мой горный край,
Орлиная страна.
С твоих вершин посмотришь вдаль –
Вся Родина видна…
(Кронид Обойщиков)
1 Ученик: Да, мы – жители Кубани. Наш край был основан 13 сентября 1937 года. Административным центром края является город Краснодар. В крае проживает около 120 национальностей. Всего в нашем крае 38 районов. Мы – жители Тимашевского района очень гордимся своей Родиной.
(Слайды «Станица Медведовская» № 18-22 ).
Ученица: Я на свете видела не мало
Хуторов, станиц и городов.
Но таких как наша не встречала,
Не видала я таких садов!
Как красиво светятся зарницы,
А туман нам видится седым,
Здесь у нас в Медведовской станице,
Все сады цветут, что белый дым.
Пусть у нас не мало разных наций,
Все живём мы дружною семьёй.
Дорогая, милая станица,
Наш Кубанский уголок родной!
Слышно как вокруг щебечут птицы,
Вы друзья входите как домой.
А у нас в Медведовской станице,
Встретят вас с распахнутой душой.
(Л.Г. Мацола)
2 Ученик: Предлагаю посмотреть краткую справку о нашем Тимашевском районе.
Демонстрируется DVD – фильм «Тимашевский район».
1 Ученик: Да, жителям Кубани есть чем гордиться. И мы должны беречь и исторические памятники и памятники природы нашей Родины.
Инсценировка «Легенда о рождении Кубани». (Слайд № 23).
Звучит музыка. Ведущая: В древние времена, когда жизни на земле ещё не было, увидел с небес Господь красавицу Кубань. И одарил её и нефтью, и газом, и мергелем, и глиной, и гипсом ну и немножко соли подсыпал в Мостовской район у посёлка Шедок! И климат подарил прекрасный: палку воткни – вырастет дерево!
Кубань: Вот только жарко немного летом (обмахивается) – температура-то до 40 градусов! А зимой как начнёт дуть ветер страшный, Бора называется! А вот и он!
Выходит ветер Бора: Ну, здорово! Не ждали? Вообще-то я всегда навожу беспорядки в районе города Новороссийска до реки Аше! А к вам так залетел, посмотреть как живёте. Скорость моя 40 м/с, а если зимой задую, то все корабли в Новороссийском порту обледенеют, и я их потоплю! Все линии электропередач свалю! А вы что думали! Вот такой я - коварный! (Убегает).
Кубань: А ещё меня окружают два моря: Чёрное и Азовское.
Выходят два учащихся – моря.
Чёрное море: Я – самое крутое море в мире! Даже древние люди это признали. Они называли меня Понт Эвксинский! Есть у меня и дельфины, и акулы, и скаты, и медузы, и рыбы всякой не мерено! И глубина у меня приличная - 2245 метров! А ты что молчишь, Азовское море?
Азовское море (смущённо): Рыбы и во мне много водится: встречаются дельфины, тарань, хамса, лещ, тюлька, судак. Только звали меня древние люди Меотидой – «солёное болото», да вот и глубина у меня всего 14 метров. Я – самое мелководное море в мире! Вот такой рекорд!
Чёрное море: Да не переживай ты! А лучше посмотри-ка на озеро Солёное! Вот кому плакать надо!
Выходит озеро Солёное (весело): Я – озеро Солёное. Расположено я на южном побережье Таманскомго полуострова. И знает каждый шестиклассник, что глубина моя всего-то 10 сантиметров! А в летнюю жару я высыхаю, покрываюсь корочкой соли. Если наступишь на неё, то провалишься на 30-50 сантиметров в грязь! Да не в простую грязь, а в лечебную! Она отличается высоким содержанием сероводорода, йода и брома. А после дождя или шторма в море я снова наполняюсь водой! Вот так!
Черное, Азовское моря и озеро Солёное уходят.
Ведущая: Да! Много интересного есть на Кубани. И реки, и озёра, и горы, и… (не успевает продолжить, как на сцене, держась за руки выходят гора Цахвоа и Карабетова гора).
Ведущая: Вы кто? Куда?
Гора Цахвоа (обиженно): Сами тут про нас говорили, а теперь не узнают!!! Я – самая высокая гора Краснодарского края – Цахвоа. Моя высота - 3345,9 м! Выше не ищите, не найдёте! А это моя подруга – Карабетова гора – самый высокий вулкан на Таманском полуострове. Её высота -152 метра. Это вам не шутки!
Ведущая: Согласна, запомню, учту!
Выходит ученик (скала Петушок): Подумаешь, горы! (машет на них рукой). А вот меня каждый житель Кубани узнает! (Поворачивает голову в разные стороны, демонстрируя «петушиный гребень). Ну, кто я? Конечно, я – скала Петушок. А ещё жители Горячего Ключа называли меня Скалой Спасения. Существовала такая легенда: жестокий муж, желая избавиться от неугодной жены, столкнул её со скалы вниз. Однако женщина зацепилась платьем за куст и выжила, спаслась! (Уходит).
Ведущая: Бывают же чудеса!
Выходит Дерево Дружбы: Ну, если вы о чудесах заговорили, то я тут! Я – дерево дружбы – ботанический памятник природы. Расту в саду Сочинского научно-исследовательского института. У меня один ствол, 12 корневых систем. На мне известные люди из многих стран мира сделали прививки более 45 видов и сортов цитрусовых, а не от гриппа. А растут на моих ветвях апельсины и мандарины, лимоны и грейпфруты.
Ведущая: Удивило, удивило! Понятно, почему зовут тебя Деревом Дружбы. А вот почему эту землю Кубанью назвали, совсем непонятно.
Выходит река Кубань: А назвали эту землю Кубанью и людей, которые здесь поселились кубанскими казаками в мою честь – в честь самой большой реки - Кубани. Я беру своё начало из-под ледников горы Эльбрус. Длина моя 906 километров, из них на территорию нашего края приходится 700 километров, а впадаю я в Азовское море.
Выходят все участники: Мы все очень разные, но все вместе мы - Кубань!
Ведущая: Единой семьёй здесь народы живут,
Кубань хлебосольную «Мамой» зовут
Любимую землю теплом украшают.
Ей песни, легенды свои посвящают.
Песня «Кубань» (исполняет солистка в сопровождении танцевальной группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
venok_zemli_kubanskoy_chast_1.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока – познакомиться с творчеством кубанских поэтов
Виктор Гончаров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)
Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...
"Земля отцов- моя земля!"
Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....
Земля отцов моя земля
Пояснительная записка К уроку на краевой конкурс «Единый Всекубанский урок к годовщине Краснодарского края» Урок «Земля отцов – моя земля» разработан для учащихся 5 – 9 классов....
Внеклассное мероприятие "ЗЕМЛЯ ОТЦОВ-МОЯ ЗЕМЛЯ"
Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей.Оборудование....
разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»
Цели:· воспитывать любовь к Кубанской земле;· развитие интереса к истории родного края;·...
Внеклассное мероприятие «Земля отцов — моя земля!»
Цели: 1. Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.2. Воспитание чувства патриотизма...