"Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Миронова Людмила Викторовна

Разработка урока по кубановедению в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_plan_-_konspekt_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Тема: «Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе»

   Цель: познакомить учащихся с историей распространения христианства на Северо –Западном Кавказе.

   Задачи:

1) образовательная – охарактеризовать основные этапы распространения христианства на Северо –Западном Кавказе;

2) развивающая  - продолжать формирование умений работать  с исторической картой и историческими источниками;

3) воспитательная  -  воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к своей  малой Родине на примерах исторического прошлого.

   Основные понятия:

Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам. Отражала особенности мышления первобытного человека: анимизм, антропо – и зооморфизм, фетишизм.

Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общим их признаком является вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Епархия – в христианских церквях церковно – административная территориальная единица во главе с архиереем.

Епископия -   в христианской церкви округ, управляемый высшим духовным лицом (епископом).

Апостол – странствующий проповедник христианства.

   Учебное оборудование: 

*Трёхбратов Б.А. и др. «Кубановедение,  шестой класс: учебник для учащихся 6 класса  общеобразовательных учреждений»: Краснодар, 2009.

*Атлас «История Кубани» с  комплектом контурных карт. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.

Карта:

-Кубанские земли и Причерноморье в IV-1-й половине X в.

*Мультимедийная презентация «Распространение христианства на Северо –Западном Кавказе».

   ТСО: мультимедийное оборудование.

   Тип урока: вводный

    План урока:

I.Организационный момент.

II. Осмысление (реализация).

III. Закрепление изученного материала.

Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и запись её в тетрадь

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с историей распространения христианства на Северо –Западном Кавказе, выясним какими путями христианство проникло Северо –Западный  Кавказ, какие цели преследовала Византия, проводя политику христианизации стран и народов?

Деятельность учителя:

- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному на предыдущем уроке;

- мотивация для дальнейшей работы.

СЛАЙД №1

Тема: «Распространение христианства на Северо –Западном Кавказе»

СЛАЙД №2

Цель: познакомить учащихся с историей распространения христианства

 на Северо –Западном Кавказе.

Задачи:

1) образовательная – охарактеризовать основные этапы распространения христианства на Северо –Западном Кавказе;

2) развивающая  - продолжать формирование умений работать  с   исторической картой и историческими источниками;

3) воспитательная  -  воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость к своей  малой Родине на примерах исторического прошлого.

Учитель: Ребята, давайте  вспомним материал прошлого урока «Язычество – древняя религия восточных славян».

 Класс делится на две команды. Каждая команда  по очереди   отвечает на три вопроса по заданной теме.

СЛАЙД №3

Исторический диктант.

1. Что означает термин «язычество»?

 2. Где совершались языческие обряды и жертвоприношения?

 3. Кто такие волхвы?

 4. Что означает термин «идол»?

 5. Каким богам покланялись адыги?

 6. В каких христианских праздниках прослеживаются черты празднеств годового круга?

СЛАЙД №4

Проверь себя:

 1. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам. Отражала особенности мышления первобытного человека: анимизм, антропо –и зооморфизм, фетишизм.

2. Святилища – специальные места, где служители культа совершали языческие религиозные обряды.

3. Волхвы – в Древней Руси служители дохристианских культов, считавшиеся в народе чародеями.

4. Идол – статуя,  которой язычники поклоняются, как божеству.

Адыги, как и другие  народы  Северо – Западного Кавказа в древности покланялись покровителям леса, воды, огня, земледелия, кузнечного дела.

5. Масленица, Троица, Пасха, Красная горка, Ивана Купала, Святки  и др.

Учитель: Перед вами  на столе лежат листки с заданиями.

Выполните письменно задание №1.

Ответьте на вопросы и при помощи стрелок установите  соответствие:

«Каким богам покланялись восточные славяне?»

Задание №1

Перун –                                                      «матерь урожая», женское божество  

                                                                     прядения и ткачества

Ярило, Даждь – Бог, Купала –                 бог кузнечного дела  

Стрибог –                                                   бог скота

Волос, Велес –                       бог молнии и грома

Сварог –                  бог солнца

Мокошь -                                                     бог ветра  

СЛАЙД №5

Проверь себя:

Перун – бог молнии и грома;  Ярило, Даждь – Бог, Купала – бог солнца; Стрибог – бог ветра;  Волос, Велес – бог скота; Сварог – бог кузнечного дела;  Мокошь – «матерь урожая», женское божество прядения и ткачества.

Учитель: Аналогично выполните письменно задание №2:

«Перечислите  имена особо почитаемых божеств в адыгских легендах (нартах)».

Задание №2

Тлепш –                 бог лесов и охоты

         

Мезитх                бог наездничества

Зейкутх –              богиня вод, дева вод речных

Ахына –             бог молнии и грома

Псыхъуэгуаше –                                        огневой бог, бог железа и кузнечного дела,  

                                                                     покровитель воинов

Щыблэ –                        бог рогатого скота

СЛАЙД №6

Проверь себя:

Тлепш – огневой бог, бог железа и кузнечного дела, покровитель воинов; Мезитх – бог лесов и охоты; Зейкутх – бог наездничества; Псыхъуэгуаше – богиня вод, дева вод речных; Ахына – бог рогатого скота; Щыблэ – бог молнии и грома.

II. Осмысление (реализация).

  1. Первые шаги новой религии.

Учитель: Христианство на Северо –Западном Кавказе стало распространяться в I в.н. э. через греческих колонистов. К этому времени относятся и полулегендарные сведения о проповеднической деятельности среди «кавказо-меотских племён и в Колхиде» апостола Андрея Первозванного.

СЛАЙД №7

Христианство одна из трёх мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общим их признаком является вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Учитель: запишите это определение в свои словари.

СЛАЙД №8

Святой апостол Андрей Первозванный

СЛАЙД №9

Апостол – странствующий проповедник христианства.

Сообщение учащегося: 

Документ.

Пертровский С.В.« Сказания об апостольской проповеди по Северо-Восточному Черноморью»:  «Христианство начало проникать на территорию, заселенную предками адыгов еще в первые вв. н.э. По церковным преданиям, апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство среди алан, абазгов и зихов (без особого, впрочем, успеха у последних). Церковные предания (апокрифические сказания) о проповедях Андрея Первозванного, восходящие к III в. н.э., считаются вполне достоверным источником. Согласно этим преданиям, апостол Андрей Первозванный проповедовал «в Скифии, по северо-восточному побережью Черного моря, в Ахайе (т.е. у зихов) среди тетран (теретов, керкетов) и др. народов Северо-Западного Кавказа».

Учитель: Ребята, какой вывод мы можем  сделать  о деятельности  апостола Андрея Первозванного  на Северо – Западном  Кавказе? (Он вёл проповедническую деятельность  среди «кавказо-меотских племён и в Колхиде).

Учитель:  Итак, Северный Кавказ называют «одной из древнейших колыбелей христианства». Эта религия была сюда принесена уже в первом веке нашей эры. Зарождение христианства на Кавказе связывают с апостольской деятельностью Андрея Первозванного в причерноморских греческих колониях Кавказа. Именно святой апостол Андрей, если верить церковному преданию, первым начал проповедовать христианство среди горских народов Кавказа. Благодаря его миссионерской деятельности христианское вероучение постепенно распространилось среди адыгов, заселявших Северный Кавказ.

Учитель: В начале  IV в. христианство получило значительное распространение на территории Боспорского царства, в том числе в его восточной части – на Таманском полуострове. Об этом свидетельствуют надписи и символы (кресты) на стенах усыпальниц – катакомб. Известно также, что в IVв. На Боспоре существовала епархия во главе с епископом Кадмом. 

СЛАЙД №10

Епископ – (греч. «надзирающий») – главный пастырь своей епархии; низший архиерейский сан.

Епископия -   в христианской церкви округ, управляемый высшим духовным лицом (епископом).

Учитель: запишите эти определения в свои словарики.

Учитель: В первой половине VI в. по инициативе Византийской империи началось распространение христианства на территорию Приазовья и Прикубанья. Через принятие православной религии Византия стремилась установить союзнические отношения с местными племенами и подчинить их своему влиянию. 

Учитель: В каком веке Византийская империя стала распространять христианство в Приазовье, Восточном Причерноморье и Прикубанье?

СЛАЙД №11

Проверь себя:

В первой половине VI в. Византийская империя начала распространение христианства на территорию Приазовья, Восточного  Причерноморья и Прикубанье.

Учитель: Какие цели преследовала Византия, проводя политику христианизации стран и народов? (Через принятие православной религии Византия стремилась установить союзнические отношения с местными племенами и подчинить их своему влиянию.)

СЛАЙД №12

 Карта «История православия на Кубани»

Учитель: найдите на карте географические объекты, которые определяли расположение христианских храмов на Кубани.

Учащиеся: современная Тамань, район  г.Туапсе, Сочи, Апшеронска, Лабинска, южная часть Адыгеи.

Учитель: К концу VIII в. Относятся сведения о христианизации населения Хазарского каганата. Здесь византийцы создали единую церковную организацию, в подчинении которой находилось несколько епархий, в том числе Таматархская  (Тмутараканская).

Учитель: В последующем правящая верхушка Хазарского каганата стала исповедовать иудейскую религию, но не запрещала рядовым гражданам государства верить в Иисуса Христа.

В Зихии, населённой предками адыгов и простиравшейся от Таманского полуострова до реки Нечепсухо (современная территория

Туапсинского района), уже в VI в. существовали четыре епархии.

СЛАЙД №13

Епархия – (греч. «область»)  - церковная область, управляемая архиереем (архиепископом или епископом).

СЛАЙД №14

Документ.

Из книги адыгского историка и этнографа  Ногмова  Ш.Б. «История адыгейского народа»: «В Зихиии были известны четыре древние епархии: в Фанагории, лежащей на южной стороне Тамани; в Матрехе или Таматархе, впоследствии именовавшейся Тмутараканью; в Зихоплисе на левую сторону р. Кубань; в Никопсе в устье реки Нечепсухо».

Сообщение учащегося: 

Документ.  

    Существование с начала VI в. Зихской епархии с центром в Никопсии свидетельствует о роли, отводившейся адыгам. При этом, не только небольшая часть местного населения исповедовала новую религию. Расположение епархии и само ее название свидетельствуют о большом значении, придаваемом Византией распространению христианства именно на территории, заселенной адыгами.

Вопрос: Назовите,  какие епархии существовали в VI в. н. э. на территории, населённой адыгами?

СЛАЙД №15

Проверь себя:

«В VI в. в Зихиии были известны четыре древние епархии: в Фанагории, в Таматархе; в Зихоплисе; в  Никопсе».

Учитель: Ребята, давайте обратимся к карте №4 «Кубанские земли и Причерноморье в IV-1-й половине X в.» и  найдём на ней местонахождение четырех древних епархий.

Работа с атласом.

Учитель: Известно, что на Константинопольском соборе 519 года присутствовал епископ Фанагории Иоанн.

Подпись зихского епископа Дамиана встречается в документах Константинопольского собора 526 г. К адыгам, проживающим на северных склонах Кавказских гор, христианство проникло во время правления в Византии императора Юстиниана (483-565).

     Обратите внимание на изображение императора Юстиниана

СЛАЙД №16

Император Юстиниан

Учитель: Прочитайте в учебнике на стр. 111документ из книги адыгского историка и этнографа Шоры Ногмова(1794-1844) «История адыгейского народа»

Учащиеся: «Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся  Юстиниановым столом и Юстиниановым троном… Под влиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Христианская вера процветала Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством».

Учитель: Значит, при  византийском императоре было осуществлено масштабное проникновение христианства на Северный Кавказ.

Учитель: А кубанский этнограф XIX в. Н.Каменев тоже указывал на то, что первыми просветителями просветителями горцев были «герга» - греки, которые «не оружием, а красноречивым истолкованием христовой веры и заботами об устройстве церквей распространяли христианство среди адыгов». Географическая плотность распространения религии не была одинакова. Особенно активно шло внедрение новых верований на побережье Черного моря. Утверждение христианства было подготовлено традицией, не прерывающейся полностью еще с первых столетий существования христианства. Новая религия распространялась по всему побережью от Тамани (граница зихских земель) до Севастополиса и Тапезунда.

Учитель: Подводя итоги нашей темы, мы можем выделить несколько этапов расположения христианских верований среди адыгов в IV-IX вв.:

СЛАЙД №17

1-й этап попытки проповедования христианства миссионерами первых веков нашего времени (в частности, Андреем Первозванным);

 2-й -с IV в., когда Византия стала проводником новой религии в Абхазии и косвенно этот процесс касался и адыгов как ближайших соседей;

3-й – начинается с VI в. в процессе проведения целенаправленной византийской политики по распространению христианства непосредственно среди адыгского народа.

Если первые два этапа закончились неудачно, то с юстиниановской эпохи христианские верования начинают постепенно распространяться в адыгской среде.

III. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД №18

  1. Какими путями христианство православного толка проникало на Северо – Западный Кавказ? Когда это произошло впервые?
  2. В каком веке Византийская империя стало распространять христианство в Приазовье, Восточном Причерноморье и Прикубанье?
  3. Какие цели преследовала Византия, проводя политику христианизации стран и народов?
  4. Какие епархии существовали в VI в. н. э. на территории, населённой адыгами?
  5. При каком византийском императоре было осуществлено масштабное проникновение христианства на Северный Кавказ?

СЛАЙД №19

Христианство было воспринято довольно легко определенной частью населения мирным путем, следовательно, в обществе существовала потребность в новой религии, и язычество не отражало полностью понимание окружающего мира. Христианская религия стала постепенно распространяться и развиваться на Северо-Западном Кавказе, что говорит о ее соответствии мировоззрению и мироощущению народа.

Домашнее задание: Тема 9, параграф 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Рапостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"

Мультимедийная презентация к уроку кубановедения в 6 классе "Распостранение христианства на Северо-Западном Кавказе"...

Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ

Презентация урока по кубановедению для 6 класса....

Северо-Западный Кавказ во время Крымской войны (1853-1856)

В данном материале представлена информация о действиях союзных англо-французских войск на территории Северного Кавказа в период Крымской войны 1853-1856гг.  Разбираются причины назревания междуна...

Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. Презентация по кубановедению. 10класс

Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. Презентация по кубановедению. 10класс...

конспект к уроку Христианская символика на Северо-Западном Кавказе

конспект к уроку в 6 классе по разделу "Духовные истоки Кубани"...

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...