краеведческая работа "Воронятская церковь"
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс)
В работе рассказано о судьбе небольшой сельской церкви
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronyatskaya_tserkov.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА
СЕЛО ВОРОНЯТА ПЕСТЯКОВСКИЙ РАЙОН
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Киселёвой Татьяны Георгиевны
учителя Филятской муниципальной
основной общеобразовательной
школы
Храм Пресвятой Троицы в селе Воронята Пестяковского района Ивановской области основан в 1895 году. Строился он на средства местного купца Терентьева в память о своей матери. Место было выбрано удивительно красивое. По правую сторону от села, примерно в километре, среди зелени лесов и полей, на небольшом холме.
Руководил строительством, по словам сторожил, Воронов Василий Федорович. Жители близлежащих деревень приходили помогать отстраивать церковь. Кирпичи, из которых построено здание, люди обжигали сами. Глину использовали свою, которая с избытком залегала вокруг села. Долго и кропотливо строилась обитель. Примерно, по одному метру в год «подрастала» стройка. Делалось это с той целью, чтобы новая кладка давала усадку. Окончательно строительство закончилось в 1914 году. А вот удостоверение о регистрации Воронятской православной религиозной общины, образованной гражданами, принадлежащими к православному вероисповеданию в соответствии с постановлением В.П.И.К. и С.Н.К. РСФСР от 8 апреля 1929г. «О религиозных объединениях» и инструкции Н.К.В.Д. от 1 октября 1929г. за №328 «О правах и обязанностях религиозных объединений», как свидетельствуют архивные данные, зарегистрировано лишь 29 апреля 1930 года в Верхнеландеховском райадмотделении.
Церковь возведена в русском стиле с элементами модерна. К двусветному четверику, покрытому четырёхскатной кровлей, несущей пятиглавие, примыкают полукруглая апсида и поперечно ориентированный притвор (чуть уже основного объёма), над средней частью которого возвышается двухъярусная шатровая колокольня. В композиции доминирует крупная центральная глава храма. Необычна архитектурная трактовка венчания церкви: главы подняты на высокие гранёные постаменты – барабаны, заканчивающиеся с открытыми колоннадами ( восточные угловые главы) или аркадами (западные); цилиндрический барабан центральной главы с арочными проёмами. Своеобразной особенностью памятника, данью модерну, является также то, что всё пятиглавие, включая луковицы, выполнено в железобетоне, как и завершение колокольни с имитацией чешуйчатого покрытия граней шатра.
В декоре фасада использованы элементы кирпичного узорочья. Лопатки на углах объёмом и по сторонам средних осей четверика и притвора, где расположены входы, украшены ширинками в верхней части. Все проёмы арочные, разного размера: крупный – на средних осях (входы и окна над ними), средние (остальные проёмы нижнего света) м малые (сводные окошки верхнего света четверика). Все они имеют обрамления из архивольтов и поддерживающих их колонок с перехватами. В широком карнизе два ряда зубчиков. Средние оси дополнительно акцентрированы крупными килевидными кокошниками, такую же форму имеют архивольты высоких арок звона колокольни.
Внутри центральное помещение перекрыто куполом. Тремя арочными проёмами оно соединено с апсидой, узкой аркой – с притвором. В одной из боковых палаток притворов – ход на колокольню.
Церковь была богата иконами и разной утварью. Неописуемой красоты был трёхъярусный иконостас
В годы строительства церкви в приходе числилось более 300 прихожан из окрестных деревень, на которых были заведены поимённые списки. Архивные документы дают возможность познакомиться с ними:
Фамилия, имя, отчество | Возраст | Грамотность | Адрес |
1.Тонкова Ольга Игнатьевна | 36л. | неграмотная | Д. Воронята |
2. … | … | … | … |
Всего в списке 341 человек, возраст разный, в основном все прихожане были неграмотными.
Архивные документы свидетельствуют о том, что на членов приходских советов (приходских троек) были заполнены анкеты.
В них содержались следующие сведения:
Анкета
на служителя Религиозной общины Воронятской церкви
Фамилия Веселовский Имя Михаил
Отчество Иванович
Год рождения 1867
Место службы и занимаемая должность или род занятий с 1914г. по настоящее время С 1914г. по май месяц 1915г. занимал должность священника в селе Симакове Шуйского окр. С мая месяца 1915г. по май 1929г. занимал должность священника в с. Никульском Кимр.окр. Моск. обл. С 8 сентября 1929г. по 1 марта 1930г. в районе исправлял обязанности псалмом в с. Нижний Ландех. С 1 марта 1930г .исправляю должность священника в с. Воронята
Выполняли ли культовые обязанности по найму, по выбору или по назначению по выбору
Размер получаемого вознаграждения с 1 марта по 1 мая 1930г
Получил 25 рублей
Был ли осуждён нет
Район деятельности приход села
Подробный адрес п\о Пестяки Воронята
Шуйского окр
Иваново-Вознесенской обл.
Село Воронята
Дата заполнения анкеты 1930г. апреля 26 дня
Подпись Священник Михаил Иванович Веселовский
Прихожане свою церковь очень любили. Из воспоминаний Созоновой Анфисы Ивановны: «Я венчалась со своим мужем в этой церкви. Она была удивительно красивой. Мы любили ходить на службу. Народу собиралось целая церковь. Много ходило в церковь молодёжи и детей. Особенно мне запомнились праздники, как Пасха, Рождество, Троица».
Вокруг церкви располагалось кладбище, которое было ранее огорожено красивой кирпичной оградкой с высокими воротами. В праздники у ворот собирались торговцы. Прихожанам они предлагали семечки, сладости, выпечку.
До 1 марта 1930 года в храме служил протоирей Константин, который похоронен на этом кладбище. К сожалению, кладбище уже заброшено, нет надгробных памятников и заросло бурьяном. Годами раньше служил в церкви Воронов Михаил Васильевич, который затем служил в Москве, чей прах находится на Пестяковском кладбище С 1930 года настоятелем храма был протоирей Веселовский Михаил Иванович, 1867 года рождения, который умер в возрасте 76 лет в Горьком (Нижний Новгород).
По данным архива, в 1932 году райфинотдел издал распоряжение о закрытии прихода за неуплату налоговых платежей. Дело затянулось до 1933 года. Комиссией по культовым вопросам при Президиуме облисполкома от 29 / IV 1933 года расторгнут договор с Воронятской религиозной общиной без ликвидации самого здания.
А облик от 23/VII –34года предложил передать церковь общине верующих в новом составе, при условии покрытия всей задолженности числейшейся за старой общиной
Новая община отказалась платить долги. Затем шла продолжительная переписка между РИК и ОИК по закрытию храма.
Приложение 1
С 15 октября 1935 года оформлена ликвидация церкви в селе Воронята. Болезненно закрывался храм. По варварски церковь была разорена. Многие иконы не уцелели и были брошены в костёр. Трёхъярусный иконостас и животворящий крест были переданы в храмы Чихачи и Нижнего Ландеха
Нашлись предприимчивые люди, попытались стены храма разрушить на щебёнку для Пестяковский МТС.
Из воспоминаний Созоновой Анфисы Ивановны «Помню, как в Воронята приехали люди во главе с Зуевой Анисьей Петровной. Стали ломать церковь, но ничего у них не получалось. Кладка прочной была, кирпич крошился. Потом шли разговоры, будь-то Зуева А.П. вскоре тяжело заболела и умерла. Это она получила наказание от Всевышнего за разрушение храма». После этого церковь забросили. После закрытия церкви, стены постепенно стали покрываться плесенью, крыша местами провалилась. Хотя из беседы с Шлыковой Агриппиной Макаровной следует, что были годы, когда в церкви хранили колхозное зерно.
С начала 90 –х годов началось восстановление храмов, монастырей. Этому, как и прежде активно содействовало население. Русские люди возвращаются к православной вере, которая веками объединяла народ, вдохновляла на подвиги во имя Отечества.
В марте 1999 года из Запорожья приехал в деревню Воронята священник Ерёменко Леонид Степанович, строитель по образованию. Под его руководством Воронятскую церковь стали восстанавливать. Работу начали с ремонта крыши.
В настоящее время служба проходит в храме. Летом бывают паломники.
Из высказываний паломников из Белгородской области:
- мы очень рады бывать у отца Леонида. Сам Господь послал его к вам и помог в восстановлении храма. Само здание очень хорошее по конструкции, удивительная акустика. Для дальнейшего восстановления требуется немалое количество денег. Неплохо, если бы нашлись люди и помогли средствами.
Верится, пройдёт непродолжительное время, и храм Пресвятой Троицы вновь встретит своих прихожан в полном убранстве.
Приложение1
Из архива Пестяковского района
За неуплату налога со строений и земрента за 1932 и 1934 годы комиссия по культовым вопросам при президиуме Облисполкома 29/ IV – 1933г. расторгнул договор с Воронятской религиозной общиной без ликвидации самого здания, а по предложению облика от 23/ VII – 34 года (№2) можно было бы передать общине верующих в новом составе при условии покрытия всей задолженности числейшейся за старой общиной.
……………………………………………………………………
Новая община отказалась платить долги – из другого документа
«Поскольку к данному сроку 17 / IX с.г. в уплату задолженности не поступило ничего и до настоящего времени Президиум Райисполкома считает необходимым, имея ввиду всю приложенную делу переписку, Договор с новой общиной не заключать, а ходатайствовать перед Президиумом ВЦИК молитвенное здание Воронятской церкви закрыть и зачислить в ГОСФОНД и реализовать в соответствии с инструкцией НКФ СССР от 1/IV – 1934 года
Председатель культкомиссии – (подпись)
Зав. Общим отделом РИКа»
« В Пестяковский Райисполком
Мы в текущем году в хлебозакупочную компанию имеем большую необходимость в складском помещении под зерно.
Просим РИК имеющую свободную Воронятскую церковь передать заготконторе РПС под склад зерна в этом году.
Зав. з/ конторой (подпись)
13/IX 35”
«25/09 -1935г
Штамп областного
исполнительного комитета
советов рабочих, крестьян
и красноармейцев
Пестяковскому райисполкому
Для оформления ликвидации церкви в с. Воронята В/района постановлением президиума облисполкома, Вам необходимо, по получению этого письма, в порядке со ст.34 и 35 постановления ВЦИК и СНК от 8/ IV 29г. «О религиозных объединениях» вывесить на дверях культового здания объявление, примерно следующего содержания: что церковь с. Воронята с находящимся в нём культовым имуществом может быть передана в пользование другой общине с уплатой такой – то суммы задолженности по налогам старой общины ( сумму показать) Желающие могут об этом подать заявление в РИК в 7 ми дневной срок со дня данного объявления. Если заявлений от новых общин не поступит, то данное объявление вместе со справкой о времени постройки церкви, сведениями о том, где верующие отправляют свои культовые потребности, указать расстояние села и названия его, высылается в облисполком. По получению такого материала вопрос о ликвидации церкви будет решён незамедлительно
Отв. секретарь комиссии
по вопросам культа: (подпись)»
«Объявление
Президиум Пестяковского Райисполкома доводит до сведения религиозно верующих, что церковь в с. Воронятах с находящимся в ней культовым имуществом может быть переедена в пользование другой общине с уплатой 15472 руб. суммы задолженности старой общины, желающие могут об этом подать заявление в РИК в 7 дневной срок со дня данного объявления.
Президиум РИКа
28/IX – 1935года»
« Выписка из протокола №3/36 заседания президиума Пестяковского РИКа от 12 декабря 36 года
Слушали: О ликвидации церкви в с. Воронятах Филятского С/совета Пестяковского района
(внесено Хорьковым)
Постановили: Принимая во внимание, что договор с религиозной общиной на пользование церковью в с. Воронятах расторгнуто постановлением президиума облисполкома от 29 апреля 1933 года за неуплату недоимки по налогам и сборам, в сумме 15472 р, что других общин желающих взять церковь для удовлетворения религиозных потребностей не оказалось, церковь фактически не воспользуется верующими с 1932 года. Свои религиозные нужды верующие удовлетворяют в церквах Старилово и Пестяках, находящихся на расстоянии 4-6 км. Церковь в с. Воронятах как молитвенное здание ликвидировать. Учитывая, что ввиду отдалённости церкви от селений использовать здание церкви для хозяйственных и культурных целей невозможно. Здание этой церкви разрушить, а материал употребить на строительство. Данный вопрос внести на утверждение президиума облисполкома.
Выписка верна
Зав. Общ.Отд.РИКа (Дотлов)
5/XII – 36»
Литература
1.Газета «Новый путь»
2. Документы из районного архива
3.Устные источники
- Созонова Анфиса Ивановна
- Шлыкова Агриппина Макаровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туристско - краеведческая работа в изучении природы посёлка Духовницкое.
Экскурсии и самостоятельные наблюдения просто необходимы для установления взаимосвязей в природнеых компонентах при изучении природы "Малой Родины"...
Модель краеведческой работы
Представлена сама модель и результаты...
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Описание туристско-краеведческой работы в СП «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования пос. Варламово
Воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности велики: она позволяет решать задачи развития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосозна...
Областная конференция исследовательских краеведческих работ Обучающихся «Отечество». Номинация «Земляки. Исторический некрополь России». Тема работы «Герои рядом с нами»
Я –Носова Екатерина, ученица 9 А класса Травниковской средней школы. Я представляю работу, посвященную моим землякам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной элект...
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ» Номинация: « Археология» Тема работы: « Наши находки »
Работа содержит исследование школьного музейного экспоната. Автор в своем исследовании опирается на книги известных смоленских авторов на тему археологии Е.А. Шмидта,Ю.Г. Иванова, Е.Н.Агинской и...