Краеведческая работа "Афонина Г.М."
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс)

Киселева Татьяна Георгиевна

В работе рассказано о простой сельской труженице

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afonina_g.m.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Страницы жизни

 Афониной Галины Михайловны

Исследовательская работа

                                              учащихся 9 класса

Филятской муниципальной основной

общеобразовательной школы

Научный руководитель:

                                                                         учитель географии

                                                                     Филятской МООШ

Киселёва Т.Г.

2009г.

Введение

Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года) - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен. Вместе с тем война являлась одной из трагических страниц в истории нашей страны: гибель людей - ни с чем не - сравнимая потеря. Отвечая на призыв партии, воины на фронте, а труженики тыла на фабриках и заводах, стройках и на транспорте, в колхозах и совхозах, в институтах и конструкторских бюро, проявляли невиданный патриотизм и массовый героизм. Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских агрессоров и их союзников длилась 1418 дней. И каждый день борьбы на фронте считался материально обеспечен самоотверженным трудом рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции.  Вклад тружеников тыла в дело разгрома врага был не оценим. Уже впервые 3 - 4 месяца войны на выпуск военной продукции были переведены все сложившиеся крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревопереработки, лёгкой и пищевой промышленности. Годы юности нашей героини совпали  с военными годами.

                                Основная часть

Галина Михайловна родилась в деревне Черновская Пестяковского района Ивановской области 14 августа 1927 года. Она  в семье – третий ребёнок. Старше её были Николай и Григорий, младше – Алексей.  Её мама, Надежда Алексеевна Шаланина, до образования колхозов была домохозяйкой. С образованием Пестяковского колхоза, жизнь Надежды Алексеевны круто изменилась. Её назначили председателем образовавшегося колхоза. С утра до ночи пропадала она на работе. «Раньше, в колхозе Пестяковском, большие площади засаживали овощами: морковью, капустой, картофелем. Выращенный урожай отправляли в городские столовые» - вспоминает Галина Михайловна. Позднее Надежда Михайловна перешла работать на ферму дояркой.

Отец, Михаил Васильевич, много лет работал в городе Вязники, где обжигал кирпич. Этот кирпич в дальнейшем шёл на строительство. Быть постоянно вдали от своей семьи нелегко. Поэтому на семейном совете было решено, Михаил Васильевич возвращается в свои пенаты и ищет работу на родине. Вскоре ему удаётся устроиться в столовую снабженцем. Еженедельно, на лошадиной повозке отправлялся он в город Шую за товаром для столовой.

Приложение 1

Михаил Васильевич- участник  Первой Мировой войны 1914 -1918г.г.

Приложение 2

На Великую Отечественную войну Михаил Васильевич отправлялся вместе со старшим сыном Григорием. В письмах с фронта Григорий писал: «Милая мама, помолись за нас с отцом».  Мать молилась день и ночь. И молитва помогла: отец с сыном вернулись с фронта живыми. «Какое это было счастье!» - со слезами на глазах вспоминает Галина Михайловна.

После войны брат Григорий женился на учительнице Филятской школы Мамоновой Ольге Александровне, и они

уехали жить в город Владимир.

Приложение 3

Свою трудовую деятельность Галина Михайловна начала с 12 лет. Работала в колхозе, выращивала и убирала овощи.

Нередко приходилось работать и на ферме. А когда мама  стала дояркой, то дочка стала незаменимой помощницей.

Великая Отечественная война началась, когда Галине Михайловне исполнилось 14 лет. В первый же год многих мужчин из деревни забрали на фронт. Поэтому заботы легли на плечи женщин, детей и стариков. В войну ребята взрослели рано, с 10 - 11 лет уже выполняли разные работы: доставляли сено на фермы, отвозили зерно от комбайнов, косили сено, работали в мастерских.

 Вместе с другими девчатами из деревни Галина Михайловна ходили в лес заготавливать дрова. Было очень тяжело. Пилили ручной пилой, по пояс в снегу. Но никто не жаловался. Все понимали, что на фронте во много раз опаснее и тяжелее.

В 1942 году её отправили в город Ковров в ФЗУ (фабрично-заводское училище). Шесть месяцев шестнадцатилетних подростков обучали токарному делу на заводе имени Дегтярёва, где выпускали катюши и пулемёты для фронта. Потом их перевели на машиностроительный завод. Здесь, в годы войны, в основном трудились только девушки. Работали по 12 часов в сутки, изготавливали детали к оружию и минам. Трудились не щадя сил, не обращая внимания на тяжёлое материальное положение, порой засыпали здесь же, в цехе, чтобы, отдохнув, опять встать на рабочее место. Получали по 400 граммов хлеба и карточки на обед. Галина Михайловна вспоминает, что часто случались налёты немецких самолётов. Во время налётов все убегали в убежище.

Галина Михайловна рассказывала, что когда на завод приходили военные, то всем хотелось с ними поговорить, узнать о событиях на фронте. Девчата обменивались адресами с солдатами, а потом писали на передовую письма.

В своих письмах они рассказывали воинам о трудовых успехах, о выполнении заказов фронта, заверяли их в обеспечении всем необходимым для разгрома немецко-фашистских захватчиков, призывали не жалеть сил для быстрейшего освобождения советской земли от гитлеровских оккупантов.

Иногда девушки писали задушевные письма на фронт безымянным воинам. Содержание их было, примерно, такое: «Дорогой боец! В этот день хочется самыми тёплыми, идущими от самого сердца словами поздравить тебя и пожелать тебе здоровья и много хороших боевых дел. Товарищ! Кто бы ты ни был - рабочий или студент, русский или украинец, боец или командир, тебя мы всегда считаем своим родным, близким человеком, твоими подвигами гордимся…Так будь же, дорогой товарищ, ещё беспощадней к врагу и уничтожай его, мсти за кровь и слёзы матерей, за невинные жертвы детей, за замученных и истерзанных твоих друзей…».

Рядом с взрослыми, вспоминает Галина Михайловна, на заводе трудились и ребятишки 9-12 лет. Они тоже ковали в тылу победу. «Молодые рабочие» считали для себя оскорблением работать по 8 часов, то есть меньше, чем взрослые (закон о 8-ми часовом рабочем дне для подростков действовал всю войну). Они прятались от начальников цехов, чтобы их не выгоняли из корпусов, тайком возвращались в бригады и продолжали работу.

Галина Михайловна рассказывала, что рост военного производства при сокращении числа рабочих и служащих достигался за счет большей интенсивности труда, удлинения рабочего дня, сверхурочных работ и ужесточения трудовой дисциплины. Эти суровые меры находили поддержку и понимание. Перед лицом грозной опасности граждане были готовы трудиться без сна и отдыха, что называется, «на износ».

Под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» на предприятиях внедрялись новые трудовые почины, направленные на совершенствование производства и увеличение выпуска продукции.

Сражалась вся страна - сражался фронт, сражался тыл, они полностью выполнили стоявшую перед ними задачу.

Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В основе - вековые традиции русского народа - защищать Отечество, готовность к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции, и поколение тех, кто сокрушил сильнейшего врага в 1941-1945 годах, с детства впитывало их.

На заводе Галина Михайловна проработала 3 года токарем и сверловщиком. После Победы над фашисткой Германией она вернулась домой в родную деревню.

За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны Галина Михайловна награждена медалью.  

В 22 года встретила красивого деревенского парня Афонина Евгения Тихоновича. Он предложил ей руку и сердце, а она приняла. Так образовалась молодая семья. Глава семьи увёз молодую жену к себе на родину, в деревню Гамозята.

Приложение 4

Понемногу обзавелись своим хозяйством. Муж работал трактористом, жена – дояркой. Галина Михайловна вспоминает: «Трудно было, особенно летом. Весь день как белка в колесе. Вставали в 3 часа утра, а ложились в 10 часов. Надо было всё успеть: на работу сходить, сена накосить, грядки прополоть». Зимой было легче. Вечерами пряли шерсть, вязали варежки и носки.

Самое большое богатство Галины Михайловны и Евгения Тихоновича- это их пятеро детей: Татьяна 1950г.р.,  Виктор 1953 г.р., Александр 1955г.р., Николай 1960г.р., Надежда 1967г.р. Галина Михайловна награждена «Медалью материнства» II степени

Приложение5

 В настоящее время дети имеют свои семьи. Но мать не забывают, по возможности навещают и помогают. Галина Михайловна в 2006 году похоронила мужа. С болью в сердце делиться она со своей утратой. «Хозяин у меня был хорошим плотником: дом построил сам, бани и дворы рубил. Любимыми  его занятиями были охота и рыбалка. Никогда в доме не переводилась рыба. А ещё он хорошо плёл корзины и санки»

Приложение 6,7

В свои 82 года Галина Михайловна отличная собеседница, хорошо видит и помнит, как нам показалось, всё до мелочей из своей жизни. На вопрос: «Какая для неё вещь в доме самая дорогая?» Она ответила: «Икона Богородицы. Ею мама меня благословляла, когда я выходила замуж»

Приложение 8

                                         Заключение

Человеческая жизнь быстротечна. Уходят люди в мир иной, а вместе с ними и страницы  нашей с вами истории. Как важно их  вовремя запечатлеть и сохранить для будущих поколений.  Нелёгкая жизнь выпала на долю нашей героини, но она не на кого не в обиде. Даже  тот факт, что не получила она удостоверения труженика тыла (не сумела найти свидетелей, которые могли бы подтвердить её работу на заводе)  её не расстраивает. «Видно богу так угодно» -спокойно сказала Галина Михайловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые вопросы работы с ними (из опыта учителя истории).

Создание учебных фильмов по краеведческой тематике и некоторые    вопросы работы с ними  (из опыта учителя истории).В приложении на месте пробелов - фотографии из фильмов....

Презентация исследовательских работ учащихся на районных краеведческих чтениях

     В юбилейный для Русской Поляны год  Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины", Комитетом по образованию была объя...

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...