"Дикие животные" (методическая разработка)
методическая разработка по краеведению
Методическая разработка занятия по развитию зрительного восприятия для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye_saveleva_o.v._kiselyovsk.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дикие животные
(Методическая разработка занятия по развитию зрительного восприятия для детей 5-6 лет)
Цель: Продолжать закреплять у детей знания о диких животных
Задачи:
Общеобразовательные:
1. закреплять знания детей о диких животных;
2. формировать представления о внешнем виде диких животных.
Коррекционно-развивающие:
1. учить детей соотносить зрительно и практически цветное и контурное изображение животного;
2. развивать зрительное восприятие, внимание;
3. совершенствовать зрительно-моторную координацию;
5.развивать зрительное и слуховое внимание;
6. развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к живой природе.
Группа: Старшая.
Количество детей: 6 человек.
Время занятия: 25 минут.
Оборудование: картинки «Диких животных», цветные и контурные изображения животных, игрушка белки, иллюстрации диких животных и их жилища.
Ход занятия:
I. Организация группы. Сообщение цели занятия.
- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Мы будем играть, заниматься)
Мы будем играть, слушать, думать, громко говорить.
Но сначала приготовимся к игре. Внимание на экран. Сейчас на экране будут появляться буквы. Мы с вами будем их узнавать и произносить соответствующие звуки. Главное правило – произносить все звуки чётко. Начинаем…
Фонетическая зарядка (Слайд 1.)
(Буквы выскакивают по-очереди, дети называют их по мере появления на экране)
А-О-У-И,
МА-МО-МУ
ПА-ПО-ПУ
Ма-Ма-там,
Па-Па-там,
Я-тут.
АААА(длинный) - а(короткий),
ОООО – о,
УУУУ – у,
ИИИИ - и.
-Молодцы. А теперь слушайте:
- девочки,
- мальчики.
(Методическое пояснение. Далее педагог произносит звуковой ряд сначала для девочек. Они повторяют за педагогом. А затем для мальчиков. Они так же повторяют.)
(Дети, садятся за стол).
II. Основная часть.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Назовите нашу гостью (белочка).
(Методические рекомендации.
Вариант 1. Педагог может проводить следующую работу, используя иллюстрацию, предложенную в приложении. Вести диалог с «белочкой-картинкой».
Вариант 2. Педагог приносит на занятие и показывает детям плющевую белочку-игрушку (перчаточную куклу). И далее ведёт диалог с игрушкой.
Вариант 3. При наличии оборудования, на экране появляется анимированная картинка белочки, с которой педагог строит свой диалог.)
Педагог. Белочка, а почему ты такая грустная? Что случилось у тебя?
Белочка. Здравствуйте, ребята. Я грустная, потому что заблудилась. Мы с друзьями играли в прятки. Я убежала и спряталась так далеко, что не они меня ни я их не могу найти. Вот пришла к вам за помощью. Поможете мне отыскать моих друзей и вернуться домой? (Конечно, поможем).
Педагог. Ребята, а как вы думаете, где живет белочка? (Белочка живёт в лесу).
(Методические указания. Напротяжении всего занятия педагогу необходимо добиваться полных, развёрнутых ответов от детей)
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Животных, которые живут в лесу называют дикие животные). Почему? (Потому что они живут в лесу и за ними никто не ухаживает)
- Каких диких животных вы знаете? (Мы знаем диких животных: лиса, медведь, заяц, волк).
- Ребята, а давайте отгадаем загадки про друзей белочки. Готовы?
Дефектолог читает загадки о зверях (Приложение 2)
(Методические пояснения. По мере того, как дети отгадывают загадки и называют отгадки, на экране появляются изображения названных диких животных или педагог показывает соответствующие отгадкам иллюстрации (фотографии)
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол,
И в дупло убежал
(Белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Лиса)
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь)
Через поле напрямик,
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Педагог. Молодцы, все загадки отгадали и справились с первым заданием.
Перед вами лежат карточки. Посмотрите внимательно, кто на них изображен? (На картинке изображены дикие животные) (Приложение 3)
- Правильно, а теперь посмотрите, в верхнем правом углу у вас лежат ещё одни карточки, возьмите их и найдите силуэты каждого из животных.
(Дети работают с индивидуальным набором карточек)
Зрительная гимнастика
Цель – снять утомление с глаз, сменить вид деятельности, переключить внимание детей.
- Глаза наши устали рассматривать картинки. Приглашаю вас поиграть и дать возможность глазам отдохнуть. Встаньте, выпрямите спины, голову держите прямо и только глаза у нас будут следить за лисичкой (Педагог берёт карандаш на конце которого прикреплено изображение лисички). Куда она бежит туда и ваши глаза смотрят. Ориентир на карандаше (Приложение 4).
Задание.
Посмотреть на лисичку, затем вдаль (проследить глазами). Дети следят за лисичкой одними глазами, не поворачивая головы (вправо, влево, вверх, вниз). Закройте глаза крепко-крепко. Широко откройте глаза и посмотрите в окно (2-3 раза).
(Методические рекомендации. Если учреждение располагает мультимедийным оборудованием, то зрительную гимнастику можно предложить выполнить, используя мультимедийную презентацию.)
- Молодцы, ребята. Все справились со вторым заданием и помогли белочки найти её друзей. Теперь они снова могут вместе играть и веселиться. Но чтобы играть нужно много энергии и сил, а для этого обязательно нужно кушать. А чем же питаются наши животные? (ягодами, зайцами, курицами, травой)
- Посмотрите пред вами лежат карточки с изображением животных, подберите для каждого животного его пищу (Приложение 5):
(Дети берут второй набор карточек и выполняют задание. После окончания вместе с педагогом проверяют правильность его выполнения)
(Методические рекомендации. Контроль правильности выполнения задания можно провести разными способами:
Вариант 1. Педагог вместе с детьми проговаривает правильный вариант выполнения задания. Дети проверяют.
Вариант 2. Педагог спрашивает у детей, какому животному, какую пищу дети подобрали. По мере называния ответов на доске выстраиваются правильные пары карточек. Дети вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания.
Вариант 3. На экране появляются правильные варианты выполнения задания. Педагог вместе с детьми разбирают правильность выполнения задания.)
Мясо дадим волку.
Малину и мед дадим медведю.
Морковку, капусту дадим зайцу.
Курочку и мышку дадим лисе.
Орехи и грибы дадим белке.
- Какие же вы молодцы, ребята, всё знаете и умеете.
- Белочка благодарит вас за правильные ответы и приглашает на полянку поиграть в игру, которая называется «Замри». Но сначала нам нужно превратиться в диких животных. Как же нам это сделать? (Позвать волшебника. Взять волшебную палочку. Поколдовать). Давайте воспользуемся волшебными шапочками. Они тоже помогут нам превратиться в животных.
(Методические рекомендации.
Вариант 1. Педагог предлагает детям на выбор шапочки-маски диких животных: зайца, лисы, волка, медведя, белки, барсука. Помогает им одеть шапочки и «превратиться» в диких животных.
Вариант 2. Педагог даёт ребёнку маску того животного, про которого он отгадал загадку ранее. Например, Вероника, про какого животного ты загадку отгадала? (про лисичку). Значит, Вероника будет лисичкой.)
Подвижная игра «Замри!»
(Игра проводиться 3-4 раза)
Цель: снять мышечное напряжение, сменить вид деятельности, переключить внимание детей.
Разбежались по лужайке Дети бегут врассыпную.
Мишки, лисоньки и зайки.
Стали весело кружиться. Кружатся на носочках.
Стали звери веселиться.
Раз-прыжок, два - прыжок. Прыгают на двух ногах.
Замирай скорей, дружок! Замирают в произвольной позе.
- Посмотрите, наши новые друзья животные, приготовили на столах ещё какую-то игру. (Дети вместе с педагогом подходят к столу и рассматривают картинку, которая там лежит) Перед вами картинка, а что на ней нарисовали наши друзья не понятно, найдите и обведите по контуру изображение. Интересно, кто это?
(Дети выполняют задание и называют получившееся животное – белка)
(Методические рекомендации. Педагог может предложить всем ребятам одинаковое изображение, а может подобрать для каждого ребёнка изображение своего животного)
Зрительная гимнастика.
Цель – снять утомление с глаз, сменить вид деятельности, переключить внимание детей.
Правила. Педагог читает стихотворение. Дети выполняют движения в соответствии с описанием.
Часто, часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И с начало всё начни.
Зажмурь глаза, до трёх считай,
Затем их шире открывай
И так, считая до пяти,
Ты, не мигая вдаль, гляди (в окно).
- Ребята, конечно, наши друзья животные очень любят играть и веселиться, но приходит время и всем нужно расходиться по своим домикам.
- У вас, ребята, есть дом? (Да) Какой он? (Высокий, панельный, кирпичный, большой, многоэтажный, красный, серый)
- А у диких животных есть дома? (Да, у диких животных есть свои домики)
- У каждого животного в лесу есть свой дом, только эти дома все разные. Как вы думаете, где живет наша белочка? (Белка живёт в дупле). Медведь? (Медведь живёт в берлоге) Лиса? (Лиса живёт в норе)
(Методические пояснения. Дети отвечают на вопрос, а педагог на доске вывешивает соответствующие иллюстрации или на экране появляется соответствующее ответу ребёнка изображение.)
- Молодцы! Продолжаем играть. Смотрите на меня и повторяйте за мной слова и движения.
Упражнения для пальчиков.
Цель - развитие мелкой моторики.
Правила. Педагог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют движения за педагогом.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
(Методические рекомендации. Для развития памяти и речи детей, педагог может разучить с ними слова данного стихотворения.)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца).
- Вот беда, животные перепутали домики и теперь не могут попасть домой. Помогите им найти свои домики. (Приложение 6)
(На столе (доске) или экране вывешивается (появляется) изображение лабиринта)
Лабиринт «Где, чей домик»
- Куда спрячем лису? (Лису спрячем в нору).
- Куда спрячем зайца? (Зайца спрячем в заросли).
- Куда спрячем волка? (Волка спрячем в логово).
- Куда спрячем медведя? (Медведя спрячем в берлогу).
- Куда спрячем белку? (Белку спрячем в дупло).
- Вот молодцы, ребята, помогли найти животным их домики. Теперь они их запомнили, и не будут путать.
III. Итог занятия (рефлексия).
Белочка. Спасибо, вам ребята, что помогли мне найти моих друзей и дорогу домой. Мне очень понравилось у вас в гостях. Но пора возвращаться домой. Я буду ждать вас в гости. До свидания (Дети прощаются с белочкой. Она уходит.).
- Что интересного вы сегодня запомнили на занятии и о чём расскажете дома? (Играли, искали домики для животных, обводили картинку…)
- Кто приходил к нам в гости, за помощью? (К нам в гости приходила белочка (дикие животные)
- Про каких животных мы сегодня говорили? (Мы говорили про диких животных)
- Почему их так называют? (Животных называют дикими, потому что они живут в лесу и за ними никто не ухаживает)
- Где живет белочка? (Белочка живёт в лесу на дереве в дупле.)
- Чем питается медведь? (Медведь питается ягодами, мёдом)
- Хорошо сегодня потрудились. Пора и нам подкрепиться. Посмотрите, няня нас приглашает обедать.
Источники информации
Интернет-ресурсы:
- «Потешки». Всё для детей. [Электронный ресурс]// http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php (Дата обращения: 11.01.12 г.)
- «Физминутки». Наши детки. [Электронный ресурс]// http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml (Дата обращения: 12.01.12 г.)
- Басханджеева Г.С. Коррекционное-развивающее занятие для детей с отклонениями в развитии VII вида «Дикие животные наших лесов». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]// http://festival.1september.ru/articles/570532/(Дата обращения: 11.01.12 г.)
- Загадки. kostyor.ru. [Электронный ресурс]// http://www.kostyor.ru/student/?n=186 (Дата обращения: 09.01.12 г.)
- Иванова Н.С. «Конспект занятия «Полёт на Луну». Воспитатель. [Электронный ресурс]// http://www.detsadd.narod.ru/index_2_7_196.html (Дата обращения: 09.01.12 г.)
Фотоматериалы/иллюстрации:
Фотографии диких животных [Электронный ресурс]// http://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&client=opera&hs=7Yl&rls=ru&channel=suggest&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=PdnxT5fSBsOr-QbY05mvAw&ved=0CFYQsAQ&biw=1024&bih=657&sei=TNnxT_CPNILG-Qaqq6mvAw (Дата обращения: 12.01.12 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дикие животные поздней осенью"
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы....
Методическая разработка по логоритмике Дикие животные леса
Научить соблюдать заданный ритм движения и речи....
Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)Цели: показать поэтичность первого чувства, ранимость детской...
Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"
методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...
методическая разработка занятия по теме "Дикие животные и их детеныши"
методическая разработка по теме "Дикие животные и их детеныши" для детей дошкольного возраста 5-6 лет...
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...