Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Основными задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:
1. Знакомство с истоками культур народов России, углубление полученных ранее светских знаний по основам религиозных культур.
2. Развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества.
3. Получение и обогащение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
4. Развитие коммуникативных способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения, доверия и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 53.36 КБ |
КТП по ОДНКНР | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы организации образовательной области.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан организуется в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и иными нормативно-правовыми документами федерального и регионального значения. Так, образовательная деятельность по данному курсу осуществляется на основе следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357, Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от31 декабря 2015 года № 1576);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.02. 2016 г. № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» ,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 05.04.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утвеждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
- Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009).
- Учебный план МБОУ СОШ с. Янгантау, утвержденной приказом МБОУ СОШ с. Янгантау
- Положение о рабочей программе учителя, утвержденной приказом МБОУ СОШ с. Янгантау
- Устав МОБУ СОШ с. Янгантау.
Реализация дисциплин предметной области ОДНКНР предполагает горизонтальные связи с другими предметными областями, с учетом существующих программ по обществознанию, литературе, географии, изобразительному искусству, историко-культурному стандарту.
Целью дисциплин предметной области ОДНКР является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также готовности к диалогу с представителями других культур, религий и мировоззрений.
Основными задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:
1. Знакомство с истоками культур народов России, углубление полученных ранее светских знаний по основам религиозных культур.
2. Развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества.
3. Получение и обогащение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
4. Развитие коммуникативных способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения, доверия и диалога.
5. Развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем; рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике и взаимосвязи.
6.Концептуальные подходы к организации учебного процесса по дисциплинам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»- обеспечить осознание учащимися особой роли места России в мире, ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;
7. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами на основе духовных и демократических ценностей современного общества;
8.развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем, рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
9. формировать у учащихся умения применять полученные обществоведческие и культурологические знания в учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Предметная область «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) на базовом уровне так же предполагает учебные дисциплины, обязательные при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Для обязательного изучения на базовом уровне основ духовно-нравственных культур народов России в 5-9-х классах отводится 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (п.11.4), подчеркивается, что изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры в истории России в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса срок реализации программы курса – 1 год (по 1 часу в неделю, 35 часов)
Разбивка содержания программы на отдельные блоки, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:
- интересов обучающихся,
- возможностей ОУ и материально-технической базы, наличия методического и дидактического обеспечения
Учебный план МБОУ СОШ с. Янгантау на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» отводит в 5-9 классах в общем объеме 140 часов, по 1 часу в неделю.
35 часов для изучения в 5 классе из расчёта 1 час в неделю,
35 часов для изучения в 6 классе из расчёта 1 час в неделю,
35 часов для изучения в 7 классе из расчёта 1 час в неделю,
35 часов для изучения в 8классе из расчёта 1 час в неделю,
Всего: 140 часов.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов»
Изучение предметной области ОДНКНР через одноименный учебный предмет предполагает в соответствии с ФГОС ООО достижение обучающимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В настоящее время предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Соответственно, его содержание должно опираться на учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ, которые обеспечивают достижение следующих личностных результатов:
- уважение к России, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;
- использование потенциала метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.
Предметные результаты:
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
- знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, имеющих представительство в Республике Башкортостан;
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- умение противостоять соблазнам представителей деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций.
Предполагается, что в результате изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов» в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий;
• определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей нашего края, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
«5 класс»
Личностные результаты
Выпускник научится:
- воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формировать осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формировать коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
Учащийся должен обладать:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6 класс
Предметные результаты
Выпускник научится:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
Метапредметные результаты.
Выпускник научится:
- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников;
- давать определения понятиям, выделять главное, существенные признаки понятий, определять критерии для сравнения фактов, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами, строить
классификацию информации по заданным признакам;
- осуществлять поиск информации в учебных и справочных пособиях, словарях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему;
- выдвигать гипотезы;
- делать выводы и умозаключения на основе аргументации.
Личностные результаты.
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально-значимом труде;
- уважительным и доброжелательным отношением к человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной и творческой деятельности;
- пониманием ценности здорового образа жизни, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
7 класс
Предметные результаты
Выпускник научится:
по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;
По литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (СН.Асанбаев, Г.Ибрагимов), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы. Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)
По декоративно-прикладному и изобразительному искусству, знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные Н ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ.
По музыкальному искусству : -знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества (песни, вокальные , хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),
- Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана;
-знать ведущих исполнителей как народного так и профессионального -искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);
По театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы
- Этапы развития театрального искусства в Башкортостане, образование и развитие башкирского драматического театра;
- Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана;
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную и общественную и другие;
- определять цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
- осуществлять поиски необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания;
- работать с текстом: составлять сложный план, последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; таблицу, схему, логическую цепочку;
- различать факты и его описание;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентаций.
Личностные результаты
Выпускник должен уметь:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- проявлять патриотизм, любовь к своей малой Родине, своему региону, стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- оценивать с позиций социальных норм, собственные поступки других людей;
- взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение, отстаивать собственное мнение;
- оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде;
- ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
8 класс
Предметные результаты
Выпускник научится:
- определять и объяснять понятия;
- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами, условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- систематизировать информацию, структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Личностные результаты
Выпускник должен обладать:
- российской, гражданской идентичностью; патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России и других стран;
- осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа и народов мира;
- усвоением гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважением прав и свобод человека, чувством ответственности и долгом перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, готовностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- готовностью к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основам экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс
Модуль «Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России» Основная цель: познакомить учащихся с ценностями народов России в образной форме на примере нравственных качеств и поступков главных героев эпоса, мифов и сказок.
Раздел 1. Мифы и сказки как основа духовно-нравственной культуры народов России
Инвариантная часть 1. Культура в жизни человека. Духовно-нравственная культура. 2. Мифы и сказки в культуре народа. 3. Мифы, которые есть у всех народов, как первичные знания о мире и связях Человека и Природы. 4. Виды и жанры сказок народов России.
Вариативная часть: изучение типов мифов, видов и жанров сказок на примере фольклора народов Башкортостана.
Раздел 2. Мифы и сказки о природных явлениях и о бережном отношении к природе Инвариантная часть 1. Рождение мира в мифологии разных народов. 2. Космогонические сказки и их значение. 3. Солнце в мифологии и сказках разных народов. 4. Представления о Луне и звездах в мифах и сказках. 5. Мифы о главных природных стихиях (Огонь, Вода, Земля, Воздух).
Вариативная часть: изучение представлений о природных явлениях в мифах и сказках народов Башкортостана
Раздел 3. Любимые герои в мифах и сказках разных народов России. Инвариантная часть 1. Откуда появился Человек? 2. Женщина-Мать в мифах и сказках. 3. Воин-Защитник у разных народов. 4. Образ Правителя в мифах и сказках. 5. Искусный Мастер как герой народа. 6. Мудрецы в мифах и сказках. 7. Красавица и Чудовище. 8. Семья в народных сказках.
Вариативная часть: изучение главных архетипических образов в мифах и легендах народов Башкортостана.
Раздел 4. Идеал человека в мифах и сказках народов нашей страны
Инвариантная часть 1. Сказки о честности. 2. Сказки и трудолюбии. 3. Сказки о добре и зле. 4. Патриотические сказки. 5. Уважение к старшим в сказках народов России.
6. Сказки о любви и верности. 7. Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.
Вариативная часть: изучение главных моделей нравственного поведения на примерах героев сказок народов Башкортостана.
6 класс
Модуль «Истоки духовно-нравственной культуры народов России»
Основная цель: изучение учащимися исторических и этнографических истоков духовной культуры народов России, ее материальных и духовных ценностей.
Раздел 1.Виды духовных ценностей народов России
Инвариантная часть 1. Что такое ценность? Материальные и духовные ценности. 2. Эстетические ценности народов России. 3. Нравственные ценности народов России, в том числе этикет.
Вариативная часть: изучение видов ценностей на примере культуры народов Башкортостана.
Раздел 2. Народы России
Инвариантная часть 1. Народы России – творцы культуры. 2.Уникальность культуры каждого народа России. 3. Славянские народы России 4. Истоки культуры славянских народов. 5. Тюркские народы России. 6. Истоки культуры тюркских народов. 7. Финно-угорские народы России. 8. Народы Сибири и Дальнего Востока. 9. Народы-путешественники. 10. Народы Республики Башкортостан.
Вариативная часть: изучение этнографических особенностей народов Башкортостана и соседних регионов Российской Федерации, в том числе фольклора, национальных праздников, особенностей быта и традиционного хозяйства.
Раздел 3. Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России Инвариантная часть 1. Древнейшие города России и их роль в культуре страны. 2. Москва – сердце России. 3. Санкт-Петербург – культурная столица России. 4. Казань – город с тысячелетней историей. 5. Екатеринбург – столица Урала. 6. Красота и величие городов Сибири. Города в европейской части России
Вариативная часть: Уфа как центр ДНК.
7 класс
Модуль «Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России»
Основная цель: изучение учащимися истоков и особенностей духовно-нравственной культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан.
Раздел 1. Истоки духовно-нравственной культуры народов Башкортостана) Инвариантная часть 1. Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана. 2. Эпические сказания народов Башкортостана – истоки духовной культуры и принципов нравственных ценностей. Предания о родословных – шежере как историко-литературные памятники. 3. Отражение исторических событий в духовной культуре края. 4. Предания о героях страны, образы подвижников народных восстаний –Хары Мэргэн, Баяс-батыр, Бэпэней, Алдар–батыр , Батырша, Карахакал ,Акай, Канзафар Усаев,, Кинзя Арсланов, Юлай Азнаев. Образ Салавата Юлаева.
Вариативная часть: предполагает изучение памятников материальной и духовной культуры на территории своего района или города.
Раздел 2. Традиционная культура народов Башкортостана
Инвариантная часть
1. Духовно-нравственные традиции в ремесле и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана. 2. Исторические песни и духовно-нравственные традиции, жизненная практика народов Башкортостана. Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. 3. Образование и просвещение в Средневековом Башкортостане. 4. Великие просветители Башкортостана в XIX веке. М.Уметбаев, Уммати, Г.Чукуруй, Риза Фахритдинов, Мифтахитдин Акмулла и др.
Вариативная часть: предполагает изучение традиций материальной и духовной культуры на территории своего района или города.
Раздел 3. Современные культурные традиции Республики Башкортостан в XX-XXI вв.
Инвариантная часть 1. Уфа как культурный центр Республики Башкортостан. 2. Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана. 3. Духовно-нравственные традиции в художественной литературе и сказительском искусстве Башкортостана. 4. Духовно-нравственные традиции театральном в искусстве Башкортостана. 5. Духовно-нравственные традиции в искусстве кино Республики Башкортостан. 6. Духовно-нравственные традиции в музыкальном и хореографическом искусстве Башкортостана. 7. Архитектура Башкортостана: от истоков до современности. 8. История и культура городов и сел Башкортостана.
Вариативная часть: предполагает изучение традиций материальной и духовной культуры на территории своего района или города.
8 класс
Модуль «Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России»
Основная цель: изучение учащимися основных религиозных духовных традиций народов, проживающих в России и в Республике Башкортостан.
Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны
Инвариантная часть 1. Вера и религия. 2. Вера в существование души и духов – анимизм и аниматизм, родство с животным миром – тотемизм, поклонение неодушевленным предметам – фетишизм, волшебство и магия. 3. Время служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы.
Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд и археологических памятников на территории Башкортостана.
Раздел 2. Древние религии народов России
Инвариантная часть 1. Боги древних славян. 3. Всемогущий Тэнгри и тенгрианство у древних тюрков. 4. Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии. 5. Древние божества у финно-угорских народов России.
Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно-прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.
Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России
Инвариантная часть 1. Религиозные символы и религиозное искусство. 2. Сакральная архитектура и скульптура. 3. Магия слова и искусство слова в религиозных обрядах. 4. Музыка и танцы, как часть религиозной практики.
Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно-прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.
Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм
Инвариантная часть 1. Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники. 2. Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах. 3. Ислам: миропонимание, традиции и праздники. 4. Основные идеи и традиции буддизма. 5. Архитектура и скульптура, изобразительное и музыкальное религиозное искусство.
Вариативная часть: предполагает изучение особенностей монотеистических религий на примерах художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и изобразительного искусства, а также на основе деятельности религиозных организаций в Башкортостане.
Раздел 5. Новые (нетрадиционные) религии
Инвариантная часть 1. Протестантизм как часть западной культуры. 2. Феномен сектантства в современной религиозной культуре и нетрадиционные религии, действующие на территории России. 3. Атеизм и экуменизм в России. 4. Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность.
Вариативная часть: предполагает изучение особенностей новых (нетрадиционных) религий на примерах деятельности религиозных организаций в Башкортостане.
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контрольные работы | Региональный компонент | |||
1 | Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР» | 1 | ||
2. | Мифы и сказки как основа духовно-нравственной культуры народов России | 6 | 1 | 1Рег.К |
3. | Мифы и сказки о природных явлениях и о бережном отношении к природе | 7 | 1 | 1Рег.К |
4. | Любимые герои в мифах и сказках разных народов России | 10 | 1 | 1 |
5. | Идеал человека в мифах и сказках народов нашей страны | 10 | 1 | 1 |
6. | Повторение | 1 | ||
ИТОГО | 35 | 4 |
6 класс
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контроль ные работы | Региональный компонент | |||
1 | Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР» | 1 | ||
2 | Виды духовных ценностей народов России | 6 | 1 | 1Рег.К |
3 | Народы России | 16 | 2 | 2Рег.К |
4 | Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России | 10 | 1 | 1 |
5. | Повторение | 2 | 4 | |
ИТОГО | 35 | 2 | 4 |
7 класс
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контрольные работы | Региональный компонент | |||
1 | Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР» | 1 | ||
2 | Истоки духовно-нравственной культуры народов Башкортостана) | 10 | 2 | 1 |
3 | Традиционная культура народов Башкортостана | 10 | 1 | 1 |
4 | Современные культурные традиции Республики Башкортостан в XX-XXI вв. | 12 | 1 | 1 |
5. | Повторение | 2 | ||
ИТОГО | 35 | 4 | 4 |
8 класс
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контрольные работы | Региональный компонент | |||
1. | Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР» | 1 | ||
2. | Первые верования на территории нашей страны | 5 | 1 | 1 |
3. | Древние религии народов России | 7 | 1 | |
4. | Искусство и древние религии на территории России | 6 | 1 | 1 |
5. | Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм | 8 | 1 | 1 |
6. | Новые (нетрадиционные) религии | 6 | 1 | 1 |
7. | Повторение | 2 | ||
ИТОГО | 35 | 4 | 4 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет _____________
Класс _____________
Учитель _____________
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России»
5 класс
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание (КР, ПР. ЛР) | |
планируемая | фактическая | |||
1 | Культура в жизни человека. Духовно-нравственная культура. | 4.09 7.09 | ||
2 | Мифы и сказки в культуре народа. | 11 14 | ||
3 | Русские народные сказки | 18 21 | ||
4 | Мифы. Человек и природа | 25 28 | ||
5 | Башкирские народные сказки | 2.10 5.10 | ||
6 | Виды и жанры сказок народов России. | 9 12 | ||
7 | П.Бажов «Хозяйка Медной горы» | 16 19 | ||
8 | Рождение и устройство мира в мифологии разных народов. | 23 26 | ||
9 | Солнце в мифологии и сказках разных народов. | 6.11 9.11 | ||
10 | Представления о Луне и звездах в мифах и сказках. | 13 16 | ||
11 | Башкирские народные сказки о небесных светилах. | 20 23 | ||
12 | Мифы об главных природных стихиях (Огонь, Вода, Земля, Воздух) | 27 30 | ||
13 | Древнее Двуречье (Миф о Потопе). | 4.12 7.12 | ||
14 | Библейские сказания о всемирном потопе | 11 14 | ||
15 | Откуда появился Человек? Древнейшие люди (теорий происхождения человека) | 18 21 | ||
16 | Женщина-Мать в мифах и сказках | 25 28 | ||
17 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» | 15.01 18.01 | ||
18 | Воин-Защитник у разных народов | 22 25 | ||
19 | Семья в народных сказках. | 29 1.02 | ||
20 | Образ Правителя в мифах и сказках | 5.02 8 | ||
21 | Искусный Мастер как герой народа. | 12 15 | ||
22 | З. Биишева «Мастер и подмастерье» | 19 22 | ||
23 | Мудрецы в мифах и сказках «Мудрый старик и глупый царь» | 26 1.03 | ||
24 | Русские народные сказки. «Красавица и Чудовище». | 5.03 15 | ||
25 | Сказки о честности, добре и зле. | 12 22 | ||
26 | Патриотические сказки. | 19 5.04 | ||
27 | Уважение к старшим в сказках народов России. | 2.04 12 | ||
28 | Сказки о любви и верности | 9 19 | ||
29 | Духовно-нравственный смысл юмористических сказок. | 16 26 | ||
30 | Что составляет твой духовный мир. | 23 3.05 | ||
31 | Культура поведения современного человека. | 30 10.05 | ||
32 | Правила хорошего тона. Этикет. | 7.05 17 | ||
33 | Твоя культура поведения. | 14 24 | ||
34 | Что такое совесть. | 21 31 | ||
35 | Повторение. Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России | 28 |
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Истоки духовно-нравственной культуры народов России»
6 класс
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание (КР, ПР. ЛР) | |
планируемая | фактическая | |||
1 | Введение . Духовная и материальная культура народов России. | 5.09 6.09 | ||
2 | Что такое ценность? Материальные и духовные ценности. | 12 13 | ||
3 | Эстетические ценности народов России. | 19 20 | ||
4 | Нравственные ценности народов России, в том числе этикет. | 26 27 | ||
5 | Виды духовных и материальных ценностей культуры народов Башкортостана. | 3.10 4.10 | ||
6 | Народы России – творцы культуры. | 10 18 | ||
7 | Славянские народы России. | 17 25 | ||
8 | Истоки культуры славянских народов. | 24 8.11 | ||
9 | Тюркские народы России. | 7.11 15 | ||
10 | Истоки культуры тюркских народов. | 14 22 | ||
11 | Финно-угорские народы России. | 21 29 | ||
12 | Народы Сибири и Дальнего Востока. | 28 6.12 | ||
13 | Коренные народы | 5.12 13 | ||
14 | Народы-путешественники | 12 20 | ||
15 | Семья народов Республики Башкортостан | 19 27 | ||
16 | Русский фольклор. | 26 17.01 | ||
17 | Башкирский фольклор. | 16.01 24 | ||
18 | Зарубежный фольклор. | 23 31 | ||
19 | Национальные праздники башкир. | 30 7.02 | ||
20 | Национальные праздники русских | 6.02 14 | ||
21 | Национальные праздники народов Башкортостана | 13 21 | ||
22 | Особенности быта и традиционного хозяйства башкир. Жилище башкир | 20 28 | ||
23 | Древнейшие города России и их роль в культуре страны. | 27 7.03 | ||
24 | Древняя Русь в VIII –первой половине XII в. (Крещение Руси) | 6.03 14 | ||
25 | Установление зависимости русских земель от Золотой Орды | 13 21 | ||
26 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 20 4.04 | ||
27 | Присоединение новых земель к Московскому государству | 3.04 11 | ||
28 | Москва – сердце России | 10 18 | ||
29 | Санкт-Петербург – культурная столица России. | 17 25 | ||
30 | Казань – город с тысячелетней историей. | 24 2.05 | ||
31 | Екатеринбург – столица Урала. | 8.05 16 | ||
32 | Уфа – столица Башкортостана | 15 23 | ||
33 | Города Башкортостана | 22 30 | ||
34 | Красота и величие городов Сибири. | 29 | ||
35 | Повторение. Истоки духовно-нравственной культуры |
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России»
7 класс
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание (КР, ПР. ЛР) | |
планируемая | фактическая | |||
1 | Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана. | 1.09 | ||
2 | Эпические сказания народов Башкортостана | 8 | ||
3 | Эпос «Урал батыр» | 15 | ||
4 | Предания о родословных – шежере | 22 | ||
5 | Отражение исторических событий в духовной культуре края. | 29 | ||
6 | Предания о героях страны. Хары Мэргэн, Баяс-батыр, Бэпэней, Алдар–батыр | 6.10 | ||
7 | Образы подвижников народных восстаний. Батырша, Карахакал, Кинзя | 13 | ||
8 | Образ Салавата Юлаева в искусстве | 20 | ||
9 | Образ С.Юлаева в литературе | 27 | ||
10 | Экскурсия в музей С.Юлаева | 3.11 | ||
11 | Памятники материальной и духовной культуры Салаватского района. | 10 | ||
12 | Духовно-нравственные традиции в ремесле и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана | 17 | ||
13 | Исторические песни и духовно-нравственные традиции, жизненная практика народов Башкортостана. | 24 | ||
14 | Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора | 1.12 | ||
15 | Образование и просвещение в Средневековом Башкортостане. | 8 | ||
16 | Великие просветители Башкортостана в XIX веке. Уммати, Г.Чукуруй | 15 | ||
17 | М. Уметбаев - выдающийся просветитель XIX века | 22 | ||
18 | Р. Фахритдинов – башкирский писатель-просветитель | 29 | ||
19 | М.Акмулла - великий поэт и праведный учитель | 19.01 | ||
20 | Традиции материальной и духовной культуры на территории Салаватского района | 26 | ||
21 | Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана | 2.02 | ||
22 | Духовно-нравственные традиции в художественной литературе Башкортостана | 9 | ||
23 | Духовно-нравственные традиции в сказительском искусстве Башкортостана. | 16 | ||
24 | Духовно-нравственные традиции в театральном искусстве Башкортостана | 2.03 | ||
25 | Духовно-нравственные традиции в искусстве кино Республики Башкортостан | 9 | ||
26 | Духовно-нравственные традиции в музыкальном искусстве Башкортостана. | 16 | ||
27 | Духовно-нравственные традиции в хореографическом искусстве Башкортостана. | 23 | ||
28 | Архитектура Башкортостана: от истоков до современности | 6.04 | ||
29 | История и культура городов и сел Башкортостана. | 13 | ||
30 | Уфа как культурный центр Республики Башкортостан | 20 | ||
31 | История и культура сел и деревень Салаватского района | 27 | ||
32 | История и культура села Янгантау | 4.05 | ||
33 | Экскурсия в санаторий Янгантау | 11 | ||
34 | Итоговый тест | 18 | Тест | |
35 | Повторение. Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России | 25 |
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России»
8 класс
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание (КР, ПР. ЛР) | |
планируемая | фактическая | |||
1 | Духовная и материальная культура башкирского народа | 7.09 | ||
2 | Вера и религия | 14 | ||
3 | Вера в существование души и духов – анимизм и аниматизм | 21 | ||
4 | Фетишизм | 28 | ||
5 | Появление родоплеменных религий и многобожия | 5.10 | ||
6 | Пережитки первобытных форм верований в современных религиях. | 12 | ||
7 | Служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы | 19 | ||
8 | Особенности религиозной культуры на примерах мифов, легенд Башкортостана | 26 | ||
9 | Археологические памятники на территории Башкортостана | 9.11 | ||
10 | Боги древних славян | 16 | ||
11 | ВсемогущийТэнгри и тенгрианство у древних тюрков | 23 | ||
12 | Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии | 30 | ||
13 | Древние божества у финно-угорских народов России | 7.12 | ||
14 | Видеофильм «Етегән» | 14 | ||
15 | Религиозные символы и религиозное искусство | 21 | ||
16 | Сакральная архитектура и скульптура | 28 | ||
17 | Магия слова и искусство слова в религиозных обрядах | 18.01 | ||
18 | Музыка и танцы, как часть религиозной практики | 25 | ||
19 | Особенности религиозной культуры в,музыкальном искусстве Башкортостана. | 1.02 | ||
20 | Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники | 8 | ||
21 | Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах | 15 | ||
22 | Распространение православия в Башкортостане | 22 | ||
23 | Ислам: миропонимание, традиции и праздники | 1.03 | ||
24 | Распространение ислама на территории Башкортостана | 8 | ||
25 | Экскурсия в мечеть | 15 | ||
26 | Основные идеи и традиции буддизма | 22 | ||
27 | Распространение буддизма на территории России | 5.04 | ||
28 | Протестантизм как часть западной культуры | 12 | ||
29 | Феномен сектантства в современной религиозной культуре | 19 | ||
30 | Нетрадиционные религии, действующие на территории России | 26 | ||
31 | Атеизм и экуменизм в России | 3.05 | ||
32 | Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность. | 10 | ||
33 | Особенности нетрадиционных религий в Башкортостане | 17 | ||
34 | Повторение. Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России | 24 | ||
35 | Итоговый тест | 31 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...
Рабочая программа курса ОДНКНР
Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...
рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...
Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...
Учебная рабочая программа по ОДНКНР
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...
Рабочая программа по ОДНКНР
Рабочая программа по ИСТОКАМ 5 класс....