Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Нутфуллина Айгуль Важитовна

Основными задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:

1. Знакомство с истоками культур народов России, углубление полученных ранее светских знаний по основам религиозных культур.

2. Развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества.

3. Получение и обогащение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

4. Развитие коммуникативных способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения, доверия и 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа53.36 КБ
Файл КТП по ОДНКНР34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые основы организации образовательной области.  

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан организуется в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и иными нормативно-правовыми документами федерального и регионального значения. Так, образовательная деятельность по данному курсу осуществляется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010  № 1241, Приказа Министерства образования и науки РФ  от 22.09.2011  № 2357, Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от31 декабря 2015 года № 1576);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.02. 2016 г. № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  17 декабря 2010 года №1897»  ,

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями  и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  2. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 05.04.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  4. Приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155  «Об утвеждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  5. Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями;
  7. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з "Об образовании в Республике Башкортостан";
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009).
  10. Учебный план МБОУ СОШ с. Янгантау, утвержденной приказом МБОУ СОШ с. Янгантау
  11. Положение о рабочей программе учителя, утвержденной приказом МБОУ СОШ с. Янгантау
  12. Устав МОБУ СОШ с. Янгантау.

Реализация дисциплин предметной области ОДНКНР предполагает горизонтальные связи с другими предметными областями, с учетом существующих программ по обществознанию, литературе, географии, изобразительному искусству, историко-культурному стандарту.

Целью дисциплин предметной области ОДНКР является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также готовности к диалогу с представителями других культур, религий и мировоззрений.

Основными задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются:

1. Знакомство с истоками культур народов России, углубление полученных ранее светских знаний по основам религиозных культур.

2. Развитие представлений о значении нравственных норм и духовных ценностей в жизни личности, семьи, общества.

3. Получение и обогащение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

4. Развитие коммуникативных способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения, доверия и диалога.

5. Развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в духовной сфере в прошлом и происходящих в настоящем; рассматривать события в соответствии с принципами объективности, гуманизма, в их динамике и взаимосвязи.

6.Концептуальные подходы к организации учебного процесса по дисциплинам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»-  обеспечить  осознание  учащимися  особой  роли  места  России  в  мире,  ее историко-культурного наследия, вклада в развитие духовности;

7. воспитание  учащихся  в  духе  патриотизма,  уважения  к  своему  Отечеству, многонациональному Российскому государству, Республике Башкортостан, в соответствии с целями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами  на  основе  духовных  и  демократических  ценностей  современного общества;

8.развитие  у  учащихся  способности  анализировать  содержащуюся  в различных источниках информацию о событиях и явлениях, происходивших в  духовной  сфере  в  прошлом  и  происходящих  в  настоящем,  рассматривать события  в  соответствии  с  принципами  объективности,  гуманизма,  в  их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

9. формировать  у  учащихся  умения  применять  полученные обществоведческие  и  культурологические  знания  в  учебной,  внеурочной  и внешкольной  деятельности,  в  современном  поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Место учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) на базовом уровне так же предполагает учебные дисциплины, обязательные при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Для обязательного изучения на базовом уровне основ духовно-нравственных культур народов России в 5-9-х классах отводится 34 часа, из расчета 1 учебного часа в неделю.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего  образования,  утвержденном  приказом  Министерства  образования  и науки  Российской  Федерации  от  17.12.2010  г  №  1897  (п.11.4), подчеркивается,  что  изучение  предметной  области  «Основы  духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

-  воспитание  способности  к  духовному  развитию,  нравственному самосовершенствованию,  воспитание

веротерпимости,  уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в  культурных  традициях  народов  России,  готовность  на  их  основе  к сознательному самоограничению в поступках и поведении;

-  формирование  представлений  об  основах  светской  этики,  культуры традиционных  религий,  их  роли  в  развитии  культуры  в  истории  России  в становлении гражданского общества и российской государственности;

-  понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека, семьи и общества.

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса срок реализации программы курса – 1 год (по 1 часу в неделю, 35 часов)

Разбивка содержания программы на отдельные блоки, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом  строится с учетом:

  • интересов обучающихся,
  • возможностей ОУ и материально-технической базы, наличия методического и дидактического обеспечения

Учебный  план МБОУ СОШ с. Янгантау на изучение курса  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов Российской  Федерации»  отводит в 5-9 классах в общем объеме 140 часов, по 1 часу в неделю.

35 часов для  изучения  в 5 классе из расчёта 1 час в неделю,

35 часов для  изучения  в 6 классе из расчёта 1 час в неделю,

35 часов для  изучения  в 7 классе из расчёта 1 час в неделю,

35 часов для  изучения  в 8классе из расчёта 1 час в неделю,

Всего: 140 часов.

Планируемые результаты

Личностные,  метапредметные  и  предметные результаты

освоения курса «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов»

Изучение предметной области ОДНКНР через одноименный учебный предмет предполагает в соответствии с ФГОС ООО достижение обучающимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

В настоящее время предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Соответственно, его содержание должно опираться на учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ, которые обеспечивают достижение следующих личностных результатов:

- уважение к России, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое  рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

- использование потенциала метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.

Предметные результаты:

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

- знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, имеющих представительство в Республике Башкортостан;

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного

отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- умение противостоять соблазнам представителей деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций.

Предполагается, что в результате изучения предмета «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов» в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий;

• определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

•  сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей нашего края, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

•  оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми, способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятий по поиску и охране памятников истории и культуры).

Планируемые результаты по предмету  

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

«5 класс»

Личностные результаты

Выпускник научится:

- воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формировать осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формировать коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

Учащийся должен обладать:

1) в познавательной сфере:

-  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

-  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

-  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

6 класс

Предметные результаты

Выпускник научится:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.

- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.

Метапредметные результаты.

Выпускник научится:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников;

- давать определения понятиям, выделять главное, существенные признаки понятий, определять критерии для сравнения фактов, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами, строить

классификацию информации по заданным признакам;

- осуществлять поиск информации в учебных и справочных пособиях, словарях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

Выпускник получит возможность научиться:

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему;

- выдвигать гипотезы;

- делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

Личностные результаты.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально-значимом труде;

- уважительным и доброжелательным отношением к человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной и творческой деятельности;

- пониманием ценности здорового образа жизни, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

7 класс

Предметные результаты

Выпускник научится:

по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

По литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (СН.Асанбаев, Г.Ибрагимов), иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы. Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)

По декоративно-прикладному и изобразительному искусству, знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные Н ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ.

По музыкальному искусству : -знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества (песни, вокальные , хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),

- Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана;

-знать ведущих исполнителей как народного так и профессионального -искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);

По театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы
- Этапы развития театрального искусства в Башкортостане, образование и развитие башкирского драматического театра;
- Понятие «опера», особенности становления и развития башкирской оперы, творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, современное состояние оперного искусства Башкортостана;

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную и общественную и другие;

- определять цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

- осуществлять поиски необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания;

- работать с текстом: составлять сложный план, последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; таблицу, схему, логическую цепочку;

- различать факты и его описание;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентаций.

Личностные результаты

Выпускник должен уметь:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- проявлять патриотизм, любовь к своей малой Родине, своему региону, стране;

- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

- оценивать с позиций социальных норм, собственные поступки других людей;

- взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение, отстаивать собственное мнение;

- оценивать и корректировать свое поведение в социальной среде;

- ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

8 класс

Предметные результаты

Выпускник научится:

- определять и объяснять понятия;

- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать и систематизировать полученную информацию

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами, условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- систематизировать информацию, структурировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

- участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные результаты

Выпускник должен обладать:

- российской, гражданской идентичностью; патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России и других стран;

- осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа и народов мира;

- усвоением гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважением прав и свобод человека, чувством ответственности и долгом перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, готовностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- готовностью к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основам экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

5 класс

Модуль «Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России» Основная цель: познакомить учащихся с ценностями народов России в образной форме на примере нравственных качеств и поступков главных героев эпоса, мифов и сказок.

Раздел 1. Мифы и сказки как основа духовно-нравственной культуры народов России

Инвариантная часть 1. Культура в жизни человека. Духовно-нравственная культура. 2. Мифы и сказки в культуре народа. 3. Мифы, которые есть у всех народов, как первичные знания о мире и связях  Человека и Природы. 4. Виды и жанры сказок народов России.

Вариативная часть: изучение типов мифов, видов и жанров сказок на примере фольклора народов Башкортостана.

Раздел 2. Мифы и сказки о природных явлениях и о бережном отношении к природе  Инвариантная часть 1. Рождение мира в мифологии разных народов. 2. Космогонические сказки и их значение. 3. Солнце в мифологии  и сказках разных народов.  4. Представления о Луне и звездах в мифах и сказках. 5. Мифы о главных природных стихиях (Огонь, Вода, Земля, Воздух).

Вариативная часть: изучение представлений о природных явлениях  в мифах и сказках народов Башкортостана

Раздел 3. Любимые герои  в мифах и сказках разных народов России.  Инвариантная часть 1. Откуда появился Человек? 2. Женщина-Мать в мифах и сказках. 3. Воин-Защитник у разных народов. 4. Образ Правителя в мифах и сказках. 5. Искусный Мастер как герой народа. 6. Мудрецы в мифах и сказках. 7. Красавица и Чудовище. 8. Семья в народных сказках.

Вариативная часть: изучение главных архетипических образов  в мифах и легендах  народов Башкортостана.

Раздел 4. Идеал человека в мифах и сказках народов нашей страны

Инвариантная часть 1. Сказки о честности. 2. Сказки и трудолюбии. 3. Сказки о добре и зле. 4. Патриотические сказки. 5. Уважение к старшим в сказках народов России.

6. Сказки о любви и верности.  7. Духовно-нравственный смысл юмористических сказок.

Вариативная часть: изучение главных моделей нравственного поведения на примерах героев сказок народов Башкортостана.

6 класс

Модуль «Истоки духовно-нравственной культуры народов России»

Основная цель: изучение учащимися исторических и этнографических истоков духовной культуры народов России, ее материальных и духовных ценностей.

Раздел 1.Виды духовных ценностей народов России

Инвариантная часть 1. Что такое ценность? Материальные и духовные ценности.  2. Эстетические ценности народов России.  3. Нравственные  ценности народов России, в том числе этикет.

Вариативная часть: изучение видов ценностей на примере культуры народов Башкортостана.

Раздел 2. Народы России

Инвариантная часть 1. Народы России – творцы культуры. 2.Уникальность культуры каждого народа России. 3. Славянские народы России   4. Истоки культуры славянских народов. 5. Тюркские народы России. 6. Истоки культуры тюркских народов. 7. Финно-угорские народы России. 8. Народы Сибири и Дальнего Востока. 9. Народы-путешественники. 10. Народы Республики Башкортостан.

Вариативная часть: изучение этнографических особенностей народов Башкортостана и соседних регионов Российской Федерации, в том числе фольклора, национальных праздников, особенностей быта и традиционного хозяйства.

Раздел 3. Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России  Инвариантная часть 1. Древнейшие города России и их роль в культуре страны. 2. Москва – сердце России.  3. Санкт-Петербург – культурная столица России. 4. Казань – город с тысячелетней историей. 5. Екатеринбург – столица Урала. 6. Красота и величие городов Сибири.  Города в европейской части России

Вариативная часть: Уфа как центр ДНК.

7 класс

Модуль «Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России»

Основная цель: изучение учащимися истоков и особенностей духовно-нравственной культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Раздел 1. Истоки духовно-нравственной культуры народов Башкортостана) Инвариантная часть 1. Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана. 2. Эпические сказания народов Башкортостана – истоки духовной культуры и принципов нравственных ценностей. Предания о родословных – шежере как историко-литературные памятники. 3. Отражение исторических событий в духовной культуре края. 4.  Предания о героях страны, образы подвижников  народных восстаний –Хары Мэргэн, Баяс-батыр, Бэпэней, Алдар–батыр , Батырша, Карахакал ,Акай, Канзафар Усаев,, Кинзя Арсланов, Юлай Азнаев. Образ Салавата Юлаева.

Вариативная часть: предполагает изучение памятников материальной и духовной культуры  на территории своего района или города.

Раздел 2.  Традиционная культура народов Башкортостана

Инвариантная часть

1. Духовно-нравственные традиции в ремесле и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.  2. Исторические песни и духовно-нравственные традиции, жизненная  практика народов Башкортостана. Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора. 3. Образование и просвещение в Средневековом Башкортостане. 4. Великие просветители Башкортостана в  XIX веке. М.Уметбаев, Уммати, Г.Чукуруй, Риза Фахритдинов, Мифтахитдин  Акмулла и др.

Вариативная часть: предполагает изучение  традиций материальной и духовной культуры  на территории своего района или города.

Раздел 3. Современные культурные традиции Республики Башкортостан в XX-XXI вв.

Инвариантная часть 1. Уфа как культурный центр Республики Башкортостан. 2. Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана. 3. Духовно-нравственные традиции в художественной литературе  и сказительском искусстве Башкортостана. 4. Духовно-нравственные традиции театральном в искусстве Башкортостана. 5. Духовно-нравственные традиции в искусстве кино Республики Башкортостан. 6. Духовно-нравственные традиции в музыкальном и хореографическом искусстве Башкортостана. 7. Архитектура Башкортостана: от истоков до современности.  8. История и культура городов и сел Башкортостана.

Вариативная часть: предполагает изучение  традиций материальной и духовной культуры  на территории своего района или города.

8 класс

Модуль «Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России»

Основная цель: изучение учащимися основных религиозных духовных традиций народов, проживающих в России и в Республике Башкортостан.

Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны

Инвариантная часть 1. Вера и религия.  2. Вера в существование души и духов – анимизм и аниматизм, родство с животным миром – тотемизм, поклонение неодушевленным предметам – фетишизм, волшебство и магия.  3. Время служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры  на примерах мифов, легенд и археологических памятников на территории Башкортостана.

Раздел 2.  Древние религии народов России

Инвариантная часть 1. Боги  древних славян.  3. Всемогущий Тэнгри и тенгрианство у древних тюрков. 4. Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии.  5. Древние  божества у финно-угорских народов России.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры  на примерах мифов, легенд, декоративно-прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.

Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России

Инвариантная часть 1. Религиозные символы и религиозное искусство.  2. Сакральная архитектура и скульптура.  3. Магия слова и  искусство слова в религиозных обрядах. 4. Музыка и танцы, как часть религиозной практики.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры  на примерах мифов, легенд, декоративно-прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.

Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм

Инвариантная часть 1. Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники. 2. Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах.   3. Ислам: миропонимание, традиции и праздники.  4. Основные идеи и традиции буддизма.  5. Архитектура и скульптура, изобразительное и музыкальное религиозное искусство.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей монотеистических религий на примерах художественной литературы,  декоративно-прикладного искусства, архитектуры и изобразительного искусства, а также на основе деятельности религиозных организаций в Башкортостане.

Раздел 5. Новые (нетрадиционные) религии

Инвариантная часть 1. Протестантизм как часть западной культуры.  2. Феномен сектантства в современной религиозной культуре и нетрадиционные религии, действующие на территории России. 3. Атеизм и экуменизм в России. 4. Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей новых (нетрадиционных) религий на примерах деятельности религиозных организаций в Башкортостане.

Тематическое планирование

5 класс

Тема

Кол – во часов

В том числе

Контрольные работы

Региональный компонент

1

Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР»

1

2.

Мифы и сказки как основа духовно-нравственной культуры народов России

6

1

1Рег.К

3.

Мифы и сказки о природных явлениях и о бережном отношении к природе

7

1

1Рег.К

4.

Любимые герои  в мифах и сказках разных народов России

10

1

1

5.

Идеал человека в мифах и сказках народов нашей страны

10

1

1

6.

Повторение

1

ИТОГО

35

4

6 класс

Тема

Кол – во часов

В том числе

Контроль

ные работы

Региональный компонент

1

Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР»

1

2

Виды духовных ценностей народов России

6

1

1Рег.К

3

Народы России

16

2

2Рег.К

4

Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России

10

1

1

5.

Повторение

2

4

ИТОГО

35

2

4

7 класс

Тема

Кол – во часов

В том числе

Контрольные работы

Региональный компонент

1

Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР»

1

2

Истоки духовно-нравственной культуры народов Башкортостана)

10

2

1

3

Традиционная культура народов Башкортостана

10

1

1

4

Современные культурные традиции Республики Башкортостан в XX-XXI вв.

12

1

1

5.

Повторение

2

ИТОГО

35

4

4

8 класс

Тема

Кол – во часов

В том числе

Контрольные работы

Региональный компонент

1.

Введение. Цели и задачи курса «ОДНКНР»

1

2.

Первые верования на территории нашей страны

5

1

1

3.

Древние религии народов России

7

1

4.

Искусство и древние религии на территории России

6

1

1

5.

Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм

8

1

1

6.

Новые (нетрадиционные) религии

6

1

1

7.

Повторение

2

ИТОГО

35

4

4

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет  _____________

Класс       _____________

Учитель   _____________

2018-2019 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России»

5 класс

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

(КР, ПР. ЛР)

планируемая

фактическая

1

Культура в жизни человека. Духовно-нравственная культура.

4.09

7.09

2

Мифы и сказки в культуре народа.

11

14

3

Русские народные сказки

18

21

4

Мифы. Человек и природа

25

28

5

Башкирские народные сказки

2.10

5.10

6

Виды и жанры сказок народов России.

9

12

7

П.Бажов «Хозяйка Медной горы»

16

19

8

Рождение и устройство мира в мифологии разных народов.

23

26

9

 Солнце в мифологии и сказках разных народов.

6.11

9.11

10

Представления о Луне и звездах в мифах и сказках.

13

16

11

Башкирские  народные сказки о небесных светилах.

20

23

12

Мифы об главных природных стихиях (Огонь, Вода, Земля, Воздух)

27

30

13

Древнее Двуречье (Миф о Потопе).

4.12

7.12

14

 Библейские  сказания о всемирном потопе

11

14

15

Откуда появился Человек?

Древнейшие люди (теорий происхождения человека)

18

21

16

Женщина-Мать в мифах и сказках

25

28

17

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

15.01

18.01

18

Воин-Защитник у разных народов

22

25

19

Семья в народных сказках.

29

1.02

20

Образ Правителя в мифах и сказках

5.02

8

21

Искусный Мастер как герой народа.

12

15

22

З. Биишева «Мастер и подмастерье»

19

22

23

Мудрецы в мифах и сказках «Мудрый старик и глупый царь»

26

1.03

24

Русские  народные сказки. «Красавица и Чудовище».

5.03

15

25

Сказки о честности, добре и зле.

12

22

26

Патриотические сказки.

19

5.04

27

Уважение к старшим в сказках народов России.

2.04

12

28

Сказки о любви и верности

9

19

29

Духовно-нравственный смысл юмористических

сказок.

16

26

30

Что составляет твой духовный мир.

23

3.05

31

Культура поведения современного человека.

30

10.05

32

Правила хорошего тона. Этикет.

7.05

17

33

Твоя культура поведения.

14

24

34

Что  такое  совесть.  

21

31

35

Повторение. Главные герои в духовно-нравственной культуре народов России

28

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Истоки духовно-нравственной культуры народов России»

6 класс

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

(КР, ПР. ЛР)

планируемая

фактическая

1

Введение . Духовная и материальная культура народов России.

5.09

6.09

2

Что такое ценность? Материальные и духовные ценности.

12

13

3

Эстетические ценности народов России.

19

20

4

Нравственные ценности народов России, в том числе этикет.

26

27

5

Виды духовных и материальных ценностей культуры народов Башкортостана.

3.10

4.10

6

Народы России – творцы культуры.

10

18

7

Славянские народы России.

17

25

8

Истоки культуры славянских народов.

24

8.11

9

Тюркские народы России.

7.11

15

10

Истоки культуры тюркских народов.

14

22

11

Финно-угорские народы России.

21

29

12

Народы Сибири и Дальнего Востока.

28

6.12

13

Коренные народы

5.12

13

14

Народы-путешественники

12

20

15

Семья народов Республики Башкортостан

19

27

16

Русский фольклор.

26

17.01

17

Башкирский фольклор.

16.01

24

18

Зарубежный фольклор.

23

31

19

Национальные праздники башкир.

30

7.02

20

Национальные праздники русских

6.02

14

21

Национальные праздники народов Башкортостана

13

21

22

Особенности быта и традиционного хозяйства башкир.  Жилище башкир

20

28

23

Древнейшие города России и их роль в культуре страны.

27

7.03

24

Древняя Русь в VIII –первой половине XII в. (Крещение Руси)

6.03

14

25

Установление зависимости русских земель от Золотой Орды

13

21

26

Объединение русских земель вокруг Москвы

20

4.04

27

Присоединение новых земель к Московскому государству

3.04

11

28

Москва – сердце России

10

18

29

Санкт-Петербург – культурная столица России.

17

25

30

Казань – город с тысячелетней историей.

24

2.05

31

Екатеринбург – столица Урала.

8.05

16

32

Уфа – столица Башкортостана

15

23

33

Города Башкортостана

22

30

34

Красота и величие городов Сибири.

29

35

Повторение. Истоки духовно-нравственной культуры

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России»

7 класс

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

(КР, ПР. ЛР)

планируемая

фактическая

1

Первые памятники материальной культуры на территории Башкортостана.

1.09

2

Эпические сказания народов Башкортостана

8

3

Эпос «Урал батыр»

15

4

Предания о родословных – шежере

22

5

Отражение исторических событий в духовной культуре края.

29

6

Предания о героях страны. Хары Мэргэн, Баяс-батыр, Бэпэней, Алдар–батыр

6.10

7

Образы подвижников народных восстаний. Батырша, Карахакал, Кинзя

13

8

Образ Салавата Юлаева в искусстве

20

9

Образ С.Юлаева в литературе

27

10

Экскурсия в музей С.Юлаева

3.11

11

Памятники материальной и духовной культуры Салаватского района.

10

12

Духовно-нравственные традиции в ремесле и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана

17

13

Исторические песни и духовно-нравственные традиции, жизненная практика народов Башкортостана.

24

14

Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора

1.12

15

Образование и просвещение в Средневековом Башкортостане.

8

16

Великие просветители Башкортостана в XIX веке. Уммати, Г.Чукуруй

15

17

М. Уметбаев - выдающийся просветитель XIX века

22

18

Р. Фахритдинов – башкирский писатель-просветитель

29

19

М.Акмулла - великий поэт и праведный учитель

19.01

20

Традиции материальной и духовной культуры на территории Салаватского района

26

21

Духовно-нравственные традиции в творчестве художников Башкортостана

2.02

22

Духовно-нравственные традиции в художественной литературе Башкортостана

9

23

Духовно-нравственные традиции в сказительском искусстве Башкортостана.

16

24

Духовно-нравственные традиции в театральном искусстве Башкортостана

2.03

25

Духовно-нравственные традиции в искусстве кино Республики Башкортостан

9

26

Духовно-нравственные традиции в музыкальном искусстве Башкортостана.

16

27

Духовно-нравственные традиции в хореографическом искусстве Башкортостана.

23

28

Архитектура Башкортостана: от истоков до современности

6.04

29

История и культура городов и сел Башкортостана.

13

30

Уфа как культурный центр Республики Башкортостан

20

31

История и культура сел и деревень Салаватского района

27

32

История и культура села Янгантау

4.05

33

Экскурсия в санаторий Янгантау

11

34

Итоговый тест

18

Тест

35

Повторение. Республика Башкортостан как центр духовно-нравственной культуры России

25

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России»

8 класс

№п/п

Тема урока

Дата

Примечание

(КР, ПР. ЛР)

планируемая

фактическая

1

Духовная и материальная культура башкирского народа

7.09

2

Вера и религия

14

3

Вера в существование души и духов – анимизм и аниматизм

21

4

Фетишизм

28

5

Появление родоплеменных религий и многобожия

5.10

6

Пережитки первобытных форм верований в современных религиях.

12

7

Служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы

19

8

Особенности  религиозной культуры на примерах мифов, легенд Башкортостана

26

9

Археологические памятники на территории Башкортостана

9.11

10

Боги древних славян

16

11

ВсемогущийТэнгри и тенгрианство у древних тюрков

23

12

Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии

30

13

Древние божества у финно-угорских народов России

7.12

14

Видеофильм «Етегән»

14

15

Религиозные символы и религиозное искусство

21

16

Сакральная архитектура и скульптура

28

17

Магия слова и искусство слова в религиозных обрядах

18.01

18

Музыка и танцы, как часть религиозной практики

25

19

Особенности  религиозной культуры в,музыкальном искусстве Башкортостана.

1.02

20

Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники

8

21

Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах

15

22

Распространение православия в Башкортостане

22

23

Ислам: миропонимание, традиции и праздники

1.03

24

Распространение ислама на территории Башкортостана

8

25

Экскурсия в мечеть

15

26

Основные идеи и традиции буддизма

22

27

Распространение буддизма на территории России

5.04

28

Протестантизм как часть западной культуры

12

29

Феномен сектантства в современной религиозной культуре

19

30

Нетрадиционные религии, действующие на территории России

26

31

Атеизм и экуменизм в России

3.05

32

Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность.

10

33

Особенности нетрадиционных религий в Башкортостане

17

34

Повторение.  Духовно-нравственные ценности в традиционных религиях народов России

24

35

Итоговый тест

31

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...

Учебная рабочая программа по ОДНКНР

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...

Рабочая программа по ОДНКНР

Рабочая программа по ИСТОКАМ 5 класс....