Методические рекомендации "Паспортизация музеев образовательных организаций" Республика Башкортостан
методическая разработка по краеведению по теме
Паспортизация музеев образовательных организаций с целью развития и совершенствования сети музеев образовательных организаций республики, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспечение сохранности экспонатов в музеях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_o_pasportizatsii_muzeev_obrazovatelnyh_organizatsiy_respubliki_bashkortostan.docx | 48.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято решением Педагогического совета Протокол № 1 от 10.09.2018 г. | Утверждено Приказом директора ГБУ ДО РДООЦТКиЭ от 14.09.2018 г. Приказ № 16 |
ПАСПОРТИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(Методические рекомендации руководителям музеев
образовательных организаций)
Выполнила: старший методист
Каримова Людмила Петровна
Республика Башкортостан
ГО г.Уфа – 2018 г.
Школьные музеи Республики Башкортостан
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений независимо от форм собственности.
Работу музеев образовательных организаций Республики Башкортостан курирует Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно – образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий.
В Республики Башкортостан паспортизировано 779 музеев образовательных организаций (по состоянию на 2018 г.):
Профиль музея | Количество | % соотношение |
Исторические | 366 | 46,3 |
Комплексные | 212 | 26,8 |
Краеведческие | 157 | 19,8 |
Военно-исторические | 24 | 3 |
Естественнонаучные | 10 | 1,3 |
Литературные | 8 | 1 |
Этнографические | 11 | 1,4 |
Художественные | 2 | 0,3 |
Технические | 1 | 0,1 |
Приведенные данные касаются паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа – выставки, уголки и экспозиции.
Музеи образовательных организаций эффективно раскрывают свой воспитательно– образовательный и творческий потенциал не только в рамках школы, но и в селе, городе, районе, становятся системообразующими центрами воспитательной работы на территориях. Та деятельность, которая осуществляется на базе музеев, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, следовательно – быть достойным гражданином своей Родины.
Основным нормативным актом, устанавливающим основные правила организации и деятельности музея образовательной организации является Положение о музее образовательной организации.
Впервые положение о школьном музее было утверждено в 1974 году. В 1985 году вышло новое положение о школьном музее. В настоящее время действует Примерное положение о музее образовательного учреждения – приложение к письму Минобразования РФ от 12.03. 2003г, №28-51-181№16 (приложение 1).
Паспортизация музеев образовательных организаций – официальная регистрация музеев образовательных организаций (школьных музеев), проводится с 1974 года, после выхода первого Положения о школьном музее. Осуществляется комиссией по паспортизации, создаваемой учреждениями образования. В комиссию обязательно включается сотрудник государственного музея.
Положение о паспортизации музеев образовательных организаций
Республики Башкортостан
Общие положения
Одним из основополагающих аспектов деятельности музеев образовательных организаций является их официальная регистрация – паспортизация.
Цель паспортизации - развитие и совершенствование сети музеев образовательных организаций республики, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспечение сохранности экспонатов в музеях.
Задачи:
- регулирование деятельности музеев образовательных организаций;
- приобщение музеев образовательных организаций к единым требованиям в вопросах организации и деятельности;
- систематизация сведений о музеях образовательных организаций;
- создание информационной базы паспортизованных музеев образовательных организаций;
- повышение значимости музеев образовательных организаций, их статуса и роли в системе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения;
- развитие системы работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения средствами музееведения;
- привлечение внимания государственных учреждений, общественных объединений и организаций к проблеме сохранения исторической памяти, деятельности музеев образовательных организаций.
Паспортизация музеев образовательных организаций Республики Башкортостан проводится в рамках ежегодной Всероссийской паспортизации музеев образовательных организаций.
Организаторы
Организаторы паспортизации музея образовательной организаций - педагогические и управленческие работники всех уровней, ответственные за организацию паспортизации на соответствующем этапе.
Непосредственное руководство и организацию паспортизации школьных музеев осуществляет Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий (далее – Республиканский центр туризма).
Участники
В паспортизации участвуют музеи образовательных организаций республики независимо от профиля и ведомственной принадлежности (учреждения общего, дополнительного, дошкольного, среднего профессионального и высшего образования).
Регламент паспортизации
- Муниципальный этап проходит с февраля по сентябрь. Организацию и проведение данного этапа осуществляет комиссия, утвержденная приказом руководителя муниципального (городского) органа управления образованием. В состав комиссии должны входить специалисты органов управления образованием, педагогические и руководящие работники образовательных организаций, ветераны войны и труда, члены попечительских советов и пр.
Муниципальные комиссии проводят проверку деятельности всех музейных формирований, созданных в муниципальных организациях образовательного типа, по следующим направлениям:
- наличие обязательной документации (приказ директора образовательной организаций о создании музея; устав (положение); программа деятельности музея; паспорт; справка об истории создания музея; книги поступлений основного и научно-вспомогательного фонда; акты приема-сдачи предметов на хранение; акты сверок наличия фондов с учетной документацией; годовой план работы (текущий); отчёты по итогам работы музея за год (количество поступивших экспонатов, количество посетителей, экскурсий, выставок, массовых мероприятий, музейных уроков, экспедиций, публикаций, анализ работы актива, совета музея и т.д.); журнал посещений; материалы краеведческой и поисково-исследовательской работы; сценарии проведённых массовых мероприятий, музейных уроков и т.п.; книга отзывов.
- наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музея музейных предметов;
- наличие музейной экспозиции;
- наличие приспособленного помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейной коллекции;
- наличие музейного актива из числа обучающихся.
По итогам проверки муниципальная комиссия формирует пакет документации (размещен на сайте Республиканского центра туризма www.detiturizm в разделе «Краеведение. Музеи образовательных организаций») для республиканской комиссии:
- Акт обследования музея в формате pdf (приложение 2).;
- Учетная карточка установленного образца в формате Excel (приложение 3);
- Паспорт школьного музея (приложение 4);
- Фотоматериалы, наглядно представляющие разделы экспозиции, наиболее ценные экспонаты, различные формы работы в музее, 4 фотографии в электронном виде (формат JPEG, размера 640х480);
5.Заявку от органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования или директора образовательной организации в формате pdf (приложение 5);
6. Сводную таблицу в формате Exel (приложение 6), муниципального района, городского округа, подпись исполнителя (Ф.И.О., телефон);
7. Список музейных предметов основного фонда (порядковый номер, наименование предмета, количество);
- Информация по направлениям основной деятельности, в т.ч. формы исследовательской работы, тематические планы образовательной деятельности с использованием музейных предметов, тематика экскурсий и лекций, традиционные мероприятия и т.д.
Основные требования, которым должен отвечать каждый музей, созданный в образовательной организации, претендующий на звание «Школьный музей», следующие:
- Наличие фонда подлинных материалов, собранных детьми и взрослыми в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.
- Наличие тематически стройной экспозиции, основанной на хронологически событийном принципе показа исторических событий в зависимости от участия в них данного района, города, области и достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.
- Наличие необходимого помещения, а так же оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.
- Наличие постоянного актива, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учету, хранению, показу и пропаганде экспонатов музея.
- Максимальное и планомерное использование экспонатов музея в учебно-воспитательной, внеклассной и внешкольной работе с детьми, родителями, общественностью, актива детских организаций, в повышении квалификации педагогических кадров.
- Республиканский этап проходит с октября по ноябрь. Вышеуказанная документация направляется в Республиканский центр туризма по адресу: 450076, г. Уфа, ул. Гоголя, 34 в электронном виде на e-mail: bashrdct@yandex.ru.
На республиканском уровне – специалисты краеведческого отдела организуют работу республиканской комиссии по паспортизации музеев образовательных организаций.
Республиканская комиссия определяет порядок и сроки паспортизации, формы отчетной документации и правила их заполнения, основные требования и показатели работы музеев образовательных организаций. Осуществляет инструктивно-методическое руководство ходом паспортизации, рассматривает присланные материалы о работе музеев, проводит выборочные посещения музеев и принимает решение о присвоении звания «Школьный музей», а также направляет отчетные документы на рассмотрение комиссии федерального уровня.
3. Федеральный этап. В декабре протокол решения республиканской комиссии и отчетные документы представляются в ФГБОУ ДО Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения г.Москва (далее – Федеральный центр туризма).
В Федеральном центре туризма проходит регистрация документов, каждому музею выдается свидетельство с постоянным регистрационным номером. Данный регистрационный номер проставляется на всех музейных документах – свидетельстве, паспорте, учетных карточках.
Бланк свидетельства музея образовательной организаций (школьного музея) заверяется подписью и печатью руководителя Федерального центра туризма и вручается вновь паспортизированным музеям.
Приложение 1
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г.
№ 28-51-181/16
Примерное положение
о музее образовательного учреждения (школьном музее)
- Общие положения
- Школьный музей (далее - музей) – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации».
- Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
- Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
- Основные понятия
- Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
- Музейный предмет – памятник мемориальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
- Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
- Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
- Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
- Экспозиция – выставление на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
- Организация и деятельность школьного музея
- Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
- Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
- Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
- Обязательные условия для создания школьного музея:
- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
- помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
- Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
- Функции музея
- Основными функциями музея являются:
- документирование природы, истории и культуры родного края;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенная законом;
- развитие детского самоуправления.
- Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея
- Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
- Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
- Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
- Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
- Руководство деятельностью школьного музея
- Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
- Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
- Текущую работу музея осуществляет совет музея.
- В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
- Реорганизация (ликвидация) школьного музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______________
_______________________
_______________________
«___» ____________20__г.
М.П.
АКТ
обследования музея_____________________
адрес_____________ «___» ____________20__г.
- Состав комиссии
- Название музея, учреждения образования
- Документация музея
- Экспозиция
- Фонды музея
- Руководитель
- Заключение комиссии
Председатель комиссии___________________________
Члены комиссии_________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Приложение 3
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ | Свидетельство № | ||
Наименование |
| ||
Профиль музея |
| ||
Образовательное учреждение |
| ||
Субъект Российской Федерации |
| ||
Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.) |
| ||
Телефон с кодом города |
| Электронная почта |
|
Сайт музея |
| ||
Музейный педагог (Ф.И.О.) |
| ||
Дата открытия музея |
| ||
Характеристика помещения |
| ||
Разделы экспозиций | 1. | ||
| 2. | ||
| 3. | ||
| 4. | ||
| 5. | ||
| 6. | ||
| 7. | ||
| 8. | ||
| 9. | ||
Краткая характеристика основного фонда музея |
|
Приложение 4
Приложение 5
Заявка на паспортизацию музея оформляется на бланке образовательной организации или отдела образования Республики Башкортостан.
№ п.п. | Название музея | Образовательная организация | № свидетельства (если есть) |
1. |
Приложение 6
Итоговая таблица по всем заявленным на паспортизацию музеям образовательных организаций города, муниципального района.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п.п. | № свидетельства | Район, город, населенный пункт | Образовательная организация | Наименование музея | Профиль музея | Основные разделы музея | Дата открытия музея | Адрес, тел., e-mail | Руководитель (Ф.И.О.,должность) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12.01.2007 г. №06-11. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).
2. Казурова, О. А. Активисты школьного музея: прогр. дополнительного образования детей / О.А. Казурова, Ю.С. Константинов, Л.П. Слесарева. – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 56 с.
3. «О деятельности музеев образовательных учреждений» (письмо Министерства образования России № 28-51-18/16 от 12.03.2003 г.).
4. Персин, А. И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие / А. И. Персин. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 112 с.
5. Решетников, Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: учебнометодическое 104 с.−пособие / Н. И. Решетников – М: ФЦДЮТиК, 2005.
6. Туманов, В. Е. Школьный музей – хранитель народной памяти: методическое М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 228 с.−пособие / В. Е. Туманов.
7. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика М.: Высшая школа, 2009. — 184 с.
8. Официальная группа «Школьные музеи и краеведение Республики Башкортостан». – Режим доступа: https://vk.com/club109632561.
9. Сайт ГБУ ДО Республиканского оздоровительно-образовательного центра туризма, краеведения и экскурсий. – Режим доступа: http://detiturizm.ru/sp-otdel-kraevedeniya-i-muzeevedeniya/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Материалы для смотра-конкурса музеев образовательных учреждений
"Историко-краеведческий музей села Пятина" МБОУ "Пятинская средняя общеобразовательная школа"...
Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.
В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска....
Выступление на тему "Организация работы музея образовательного учреждения по патриотическому воспитанию подрастающего поколения"
Выступление по работе школьного историко-краеведческого музея...
Федеральный конкурс музеев образовательных организаций
Мир нашего лицея особенный, неповторимый, со своими традициями, укладом и перспективами, всем тем, что мы называем духом лицея....
Региональный конкурс музеев образовательных организаций «МУЗЕЙ ГОДА»
в номинации «Они создавали нашу школу» (поступили 19 работ): одним из победителей признан музей МБОУ Ельнинской СШ № 2 им. К.И. Ракутина (Диплом I степени; авторы работы – учите...