Ваховская кукла
проект по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
«Ваховская кукла (пэкы)».
с. Корлики
Информационная карта
Название раздела | «Земля традиций» |
Название работы | Ваховская кукла |
Место проведения, год | с. Корлики, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский АО-Югра, 2011 |
Сведения об авторе | Уграк Лилия Романовна, Муниципальное образовательное учреждение «Корликовская общеобразовательная средняя школа» |
Сведения о научном руководителе | Плотникова Клавдия Николаевна, заведующая школьным музеем, МОУ Корликовская ОСШ |
Контактные сведения | 628651 ул. Дружбы, 2а, с.Корлики, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область), e-mail: skorliki@mail.ru |
Телефон, факс | Тел/факс: (3466) коммутатор 21-40-92 8-телефон 4-68, 3-97 |
Аннотация
В моей работе рассказывается о самой любимой игрушке всех детей - кукле. У аборигенов Сибири были свои куклы, которую сохранили и до сих пор мастерят, следуя канонам предков. Как и в прошлые века, ваховскую национальную куклу (пэкы) делают из ткани, сукна и меха, украшают бисером.
Моя мама Уграк Маргарита Ксенофонтовна помнит и следует древним традициям изготовления куклы, которому она научилась у бабушки (моей прабабушки). Вечерами я просила маму рассказать о ее детстве, которое прошло на родовых угодьях.
Содержание стр.
1. Введение ----------------------------------------------------- 5
2. Кукла - одна из страниц в истории культуры.---------- 7
3. Куклы ваховских девочек ханты ------------------------------ 9
4. Воспоминания моей мамы ---------------------------------- 12
5. Заключение.--------------------------------------------------- 14
6 . Литература---------------------------------------------------- 15
7. Приложения (фотографии ) ----------------- 16
Введение
В настоящее время проявляется большой интерес к национальным традициям, культурному наследию, к опыту наших предков, к истокам народного воспитания, которые позволяют найти ответы на многие вопросы.
Трудовое воспитание детей ханты осуществлялось двумя путями: через их непосредственное участие в жизни семьи и под влиянием взрослых, поручавших детям выполнение различных несложных производственных операций. Кроме непосредственного наблюдения за действиями взрослых и посильного участия в промысловой деятельности, воспитательное значение имели разговоры на бытовые темы. Взрослые в присутствии детей вели разговоры на фольклорные сюжеты, где стержневой линией были игра и игрушки.
В нашей школе уделяется большое внимание воспитанию детей на народных традициях. Поэтому в школьном музее одним из направлений работы является «Культура и быт народа ханты». Меня заинтересовали национальные куклы. Эти куклы необычные, сделанные в ручную, без единого шва, а самое главное – не были прорисованы глаза, нос, рот.
Я решила выполнить исследовательскую работу, чтобы узнать о ней и научиться изготовлять эту куклу.
Предметом моей исследовательской работы стала ваховская кукла.
Основная цель работы – систематизировать материал о ваховской кукле.
В соответствии с поставленной целью я наметила следующие задачи:
1. изучить и систематизировать материал о куклах;
2. описать порядок изготовления ваховской куклы;
3. научиться изготовлять ваховскую куклу.
Для решения поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:
- изучение литературы по данной теме;
- беседы;
- работа в школьном музее;
- анализ и систематизация материалов;
- применение информационных технологий.
Практическая значимость работы.
Собранный материал может быть использован в школьном музее при проведении внеклассных мероприятий. Пополнение музея экспонатами (ваховскими куклами), которые можно использовать в качестве сувениров для гостей. При изготовлении ваховской куклы пользоваться порядком выполнения работы (описание).
Кукла - одна из страниц в истории культуры.
Самым древним куклам около 4 тыс. лет. Археологи находят их в могилах египтян. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Первые куклы, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.
На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий.
Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Кукла ваховских девочек ханты.
Довольно разнообразны игрушки у детей ханты: у мальчиков — изображения различных животных, редуцированные орудия труда, средства передвижения, у девочек – куклы, домашняя утварь.
Первая кукла-игрушка у девочек появлялась примерно в 3 – 4 года, которую мастерили бабушка или мать. В дальнейшем девочки сами учились мастерить себе куклы. Уже в 5 - 7 лет у каждой девочки ханты были собственные рукодельные и кукольные мешочки. В первом хранились принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Девочка сама могла сделать куколку.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролировалось старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
Кукла являлась другом детей в играх. Она всегда сопровождала ребенка на правах "настоящего" члена семьи. Куклы ходили в гости вместе со своими обладателями, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их.
По окончании игры куклу необходимо было разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовывавшие голову и туловище, расправлялись и хранились самостоятельно. То есть главной особенностью куклы-игрушки являлся ее временный характер. Постоянными являлись только ее одежда. Играть с куклами можно было только в светлое время суток, так как, в понимании хантов, вечером, ночью, куклы становились злыми духами.
У каждой диалектной группы народа ханты существовали свои куклы.
Обские (живущие на р. Обь) ханты делали куклу чаще всего из суконного лоскутка; головой такой куклы был клюв гуся, утки или турпана, срезанный вместе с лобной шкуркой. Спереди на лоскуток нашивали вертикальные полоски из цветного сукна. В прежнее время изготовляли целые семьи таких кукол. Они состояли из изображений отца, матери и детей. Дети хантов любили играть с куклой, лежавшей в берестяной колыбели. Для кукол делали постели, подушки, циновки, сумочки и другие предметы. Куклами с головой из птичьих клювов играли и сургутские ханты. Наряду с такими куклами бытовали и другие, особенно у восточных групп ханты (ваховских) – кукла (пэкы).
Это народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров выполнялась в соответствии с традициями ваховских ханты. У куклы (пэкы) голова и одежда делалась из ткани; концы ее завертывались из целого ряда ткани, чтобы удлинить тело куклы. Размеры куклы не должны были превышать размера детской ладони. Таким образом, куклы росли вместе с девочкой.
Лица у них отсутствовали. По народным поверьям, кукла не должна была иметь глаз, носа, рта. Это связано было с религиозным запретом, так как с ними куклы якобы становились священными (культовыми). Куклу всячески старались украсить ленточками, бусами, бисером, а их одежду сделать во всем похожей на настоящую. Считалось, что девочка, умеющая хорошо шить и делать игрушки, будет потом хорошей мастерицей и хозяйкой.
Самодельными куклами, сшитыми из ткани, сукна или меха, дети играли в прошлые века и до середины прошлого столетия. В игре чаще всего кукла – пэкы - это дочка, а играющая девочка – мама. Она ее кормит, укладывает спать. качает в детской колыбели, гуляет с ней, воспитывает, шьет ей одежду и т.д.
Таким образом, играя в куклы, обслуживая их, девочки приобретали ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью. Они разыгрывали бытовые сцены из жизни взрослых, играя игрушками, старались повторить действия взрослых, постоянно импровизировали, развивая сюжет игры.
В наши дни в такие куклы не играют. Но за занятиях декоративно – прикладного искусства в нашей школе девочки учатся мастерить куклу. Искусство мастерить куклу передавалось от поколения к поколению, но не было описания порядка выполнения. Поэтому пришлось обратиться к маме, которая показывала поэтапное изготовление куклы, а я записывала.
Делается хантыйская кукла следующим образом:
1. Берется полоска ткани ( светлой или желательно однотонной) размером 50*15 см.;
2. Один из краев собираем, собранный конец накладываем на ткань, сгибаем. Складываем бока к середине и формируем голову. Сформировав голову, обтянем ниткой или этой же тканью, голова готова ( чтобы голова не распадалась)
3. Из отставшей части ткани формируем кукле туловище. Отступаем от края головы 8-10 см., ткань сгибаем и обвертываем под горлышко. Снова отступив на 0,5 – 1 см. от первого отступа ткань сгибаем и делаем обвертывание. Продолжаем выполнять обвертывание пока не останется 8-10 см. ткани.
4. Остатки ткани загибаем и закрепляем кончик ткани вовнутрь. Кукла должна обязательно стоять. Основа куклы готова.
5.Шьем для куклы одежду. Одежда кукол представляет собой уменьшенную копию хантыйской одежды мужской или женской. Кукле женского пола шили национальное платье, шубу «лэпэ кур» и на голову одевали платок, национальный женский пояс украшали бисером. Кукле мужского пола шили малицу и украшали орнаментом и обязательно пояс с ножом «сатэв». Кукла готова. Можно играть.
Воспоминания моей мамы
Моя мама родилась в поселке Корлики Нижневартовского района в семье ханты. В семье было трое детей. Старший брат был на четыре года старше ее, а с младшим братом были погодки. В летний период они жили на берегу реки Вах в чуме. Мама играла в куклы, которые делала ее бабушка Агафья. У бабушки было много кусочков ткани разного цвета, а бисер хранился у нее в разных узелках. Маме нравилось наблюдать, когда она делала куклу или другие игрушки. Чтоб она её не отвлекала от работы, бабушка делала для мамы куклу (пэкы) из ткани или из кусочков меха. Так моя мама, Маргарита Ксенофонтовна, училась у бабушки мастерить куклу.
Мама с радостью рассказывает о своих первых куклах. «Кукла моя была без глаз, рта, носа и ног. К вечеру бабушка разбирала эту куклу, объясняя мне, что придет Севсики (Примечание: Севсики – злой дух из хантыйских сказок) и заберет меня к себе, если я начинала плакать.
Утром бабушка делала новую куклу, и я играла, пригласив к себе в гости соседских девчонок. Младшему брату Косте бабушка говорила, что мальчикам нельзя брать куклу в руки, так как у него начнут трястись руки, и он не будет настоящим рыбаком и охотником, как папа и дедушка. Выглядела моя кукла, как мне казалось, красивой. Девочке из соседнего чума Свете делала куклу ее мама. Света приходила ко мне, и мы хвастались друг перед дружкой, у кого лучше выглядит кукла. И так мы играли в куклы, пока не пошли в школу.
Живя в интернате, я увидела в первый раз настоящую куклу, магазинную. Я очень боялась этой необычной куклы, что даже не заходила в комнату. Потом девочки объяснили, что она неживая и не тронет меня. Я вспоминала и сравнивала, почему у меня в чуме была кукла тряпичная и без лица, а здесь - кукла с носом, ртом, да еще и с глазами. Я страшно боялась этой куклы и поэтому после уроков играла со своей самодельной куклой (пэкы). Она была сделана из моего же полотенца, которое мне выдали в интернате. Со временем мне хотелось, чтобы моя кукла была похожа ростом на ту покупную куклу. Я брала у девочек их полотенца, складывала концы друг с другом, создавая себе пэкы. Помнила всегда о том, что мне говорила моя бабушка: «Нельзя брать покупную куклу в руки - она приносит несчастье». Но время шло и постепенно мы, дети, стали делать куклам руки и украшали их одежду узором из бисера, орнаментом, мехом. Увлечение вышивкой, бисером осталось навсегда».
А теперь и я, ее дочь Лиля, занимаюсь рукоделием, любовь к которому привила моя мама, а ей - бабушка. И не забудется искусство моего народа, потому что дальше перейдет к моей дочери. Так и будет бесконечно тянуться ниточка, связывающая поколения времен.
Заключение
Таким образом, в ходе написания работы, я узнала:
1.Что первые куклы были связаны исключительно с культами и обрядами. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом;
2. Способ изготовления ваховской куклы (пэкы) и почему на ней не было лица.
3. Расспрашивая маму о кукле ее детства, я узнала многое о своей прабабушке, что дети ханты не только сызмальства учились пользоваться бытовыми вещами, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении совместно со взрослыми.
4. Научилась мастерить национальную пэкы, для этого нужно всего лишь несколько лоскутков ткани, нитки, и фантазия.
Литература:
1 Сайты:
1.http://www.rukukla.ru/article/kuhi/toystory/ob_ictorii_kukol.htm;
2.Аркин Е.А. Ребенок и его игрушки в условиях первобытной культуры. М., 1935.
3.Оберталлер П.М. Материалы по хантыйским игрушкам.
Приложение
Игрушки детей ханты
Семья.
Часто делали набор кукол представляющих семью.
Радость общения с куклой (пэкы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берется полоска ткани ( светлой, желательно однотонной) размером 50*15 см
Один из краев собираем
Собранный конец накладываем на ткань, сгибаем , придерживаем пальцем
Складываем бока к середине и формируем голову.
Формируем голову, обтянем ниткой или этой же тканью
Голова готова
Из отставшей части ткани формируем кукле туловище. Отступаем от края головы 8-10 см, ткань сгибаем и обвертываем под горлышко .
Отступив на 0,5 – 1 см от первого отступа ткань сгибаем и делаем обвертывание. Продолжаем выполнять обвертывание пока не останется 8-10 см ткани.
Основа куклы готова
Одеваем куклы
Семья
Куклы готовы, можно поиграть
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка
В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки....
"Кукла в контексте мировой культуры. История развития куклы"
Мифы, ритуалы, фотоматериал... все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :)...
Разработка конспекта урока с презентацией по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) по теме: "Народная тряпичная кукла. Кукла оберег Зернушка".
Материал предназначен для учащихся 6-7 классов коррекционных школ (8 вид)....
Традиционная кукла:обрядовая и обереговая Кубанская кукла-оберег.Ангелочек
У славянских народов обрядовые и обереговые куклы известны с языческих времён. Один из основных признаков куклы – оберега –отсутствие характерных признаков лица: носа, глаз, рта....
Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"
Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...
Фотоотчет "Изготовление ваховской куклы Пакы" презентация к уроку на тему
Презентация .Фотоотчет изготовления куклы Пакы...