Статья "Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов"
статья по краеведению на тему

Жижайкина Лариса Ивановна

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. В статье представлена система работы над проектом "Чувашский край". Проект направлен на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации, развитие коммуникативных навыков, самостоятельной активной познавательной деятельности, вовлечение студентов в краеведческую деятельность, формирование любви к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_kraevedeniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов

Жижайкина Лариса Ивановна,

преподаватель русского языка и литературы

Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии

        

        Развитие российского государства и общества, модернизация образования ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

        В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания обучающихся. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что "...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная".

        В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.

        Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. Академик Д.С. Лихачев писал, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень".

        Эффективным решением проблемы патриотического воспитания студентов Чебоксарского экономико-технологического колледжа посредством краеведения служит разработка проекта "Чувашский край". Проект направлен на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие коммуникативных навыков, самостоятельной активной познавательной деятельности, вовлечение студентов в краеведческую деятельность, формирование любви к малой Родине.

        В начале учебного года проводится первичное анкетирование студентов с целью выяснить, что они знают о истории, культуре родного края. В конце учебного года после прохождения студентами туристических маршрутов проводится вторичное анкетирование с целью выявить, какие впечатления  у них остались, какие знания и навыки они приобрели, изменилось ли их отношение к культурно-историческим памятникам родного края.

        В нашем колледже обучается 80% студентов из сельской местности. Ребята приезжают из разных районов Чувашской Республики. Проект разрабатывается по двум направлениям. Первое направление - разработка сельскими студентами виртуальных туристических маршрутов по районам Чувашской Республики. Второе направление - разработка городскими студентами реальных экскурсий по г. Чебоксары.

        Для эффективной разработки проекта преподаватель создает творческие группы по 3-5 человек. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные "шаги" при создании  экскурсии: определение темы; постановка цели и задач экскурсии; составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов; изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев; консультации у специалистов; написание контрольного текста экскурсии; комплектование "портфеля экскурсовода"; выбор методических приемов проведения экскурсии; проведение экскурсии.

        На сегодняшний день студентами созданы десятки виртуальных экскурсий по Алатырскому, Канашскому, Козловскому, Мариинско-Посадскому, Цивильскому, Ядринскому районам Чувашской Республики. Проведение виртуальных экскурсий происходит в колледже на классных часах. Студенты - авторы экскурсий с гордостью рассказывают историю создания своего города, села или деревни, знакомят с достопримечательностями родного края..  

        За последние пять лет по второму направлению проекта студентами и преподавателями колледжа были разработаны различные туристические маршруты. Маршруты "Чебоксары – родина начдива В.И. Чапаева", "Литературная Чувашия", "Космическая легенда Чувашии", "Дорога к храму", "И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа", "Чебоксары – жемчужина Поволжья" были апробированы. Экскурсоводами являлись сами студенты - разработчики туристических маршрутов.         Представим один из туристических маршрутов - "Чебоксары – жемчужина Поволжья": Бульвар Купца Ефремова - Чувашский национальный конгресс (бывший особняк Николая Ефремова) - Чувашский национальный музей (родовой дом П.Е. Ефремова) - Клуб исторической реконструкции «49-й лейб-гвардии егерский полк» - камень Солнца, Любви, Добра и Счастья - Таганаит - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову - Чувашский государственный академический драматический театр имени К. Иванова - памятник К.В. Иванову - Чебоксарский залив - скульптура "Символы мудрости" - Успенская церковь - Свято-Троицкий мужской монастырь - Чебоксарское художественное училище (дом Соловцова) - отдел русского и зарубежного искусства Чувашского государственного художественного музея (бывший особняк Федора Ефремова) - дом Зелейщикова - Введенский собор - Монумент Мать-Покровительница. Представленный маршрут - пеший, рассчитан на 2,5 часа. Предполагаемое количество туристов в одной группе - 20 человек.

        На сегодняшний момент по итогам реализации проекта "Чувашский край" можно говорить о следующих результатах: у студентов сформирован устойчивый интерес к истории и традициям малой родины, студенты проявляют стойкое толерантное отношение к различным народностям, религиозным конфессиям, активно участвуют в патриотических акциях и жизни города в целом.

        Таким образом, можно говорить о результативности предложенного проекта, цель которого - формирование патриотических чувств студентов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как средство патриотического воспитания.

Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Данная публикация  содержит опыт работы учителя истории, руководите...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....