Статья "Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов"
статья по краеведению на тему
Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. В статье представлена система работы над проектом "Чувашский край". Проект направлен на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации, развитие коммуникативных навыков, самостоятельной активной познавательной деятельности, вовлечение студентов в краеведческую деятельность, формирование любви к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kraevedeniyu.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов
Жижайкина Лариса Ивановна,
преподаватель русского языка и литературы
Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии
Развитие российского государства и общества, модернизация образования ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания обучающихся. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что "...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная".
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.
Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. Академик Д.С. Лихачев писал, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень".
Эффективным решением проблемы патриотического воспитания студентов Чебоксарского экономико-технологического колледжа посредством краеведения служит разработка проекта "Чувашский край". Проект направлен на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие коммуникативных навыков, самостоятельной активной познавательной деятельности, вовлечение студентов в краеведческую деятельность, формирование любви к малой Родине.
В начале учебного года проводится первичное анкетирование студентов с целью выяснить, что они знают о истории, культуре родного края. В конце учебного года после прохождения студентами туристических маршрутов проводится вторичное анкетирование с целью выявить, какие впечатления у них остались, какие знания и навыки они приобрели, изменилось ли их отношение к культурно-историческим памятникам родного края.
В нашем колледже обучается 80% студентов из сельской местности. Ребята приезжают из разных районов Чувашской Республики. Проект разрабатывается по двум направлениям. Первое направление - разработка сельскими студентами виртуальных туристических маршрутов по районам Чувашской Республики. Второе направление - разработка городскими студентами реальных экскурсий по г. Чебоксары.
Для эффективной разработки проекта преподаватель создает творческие группы по 3-5 человек. Как и при разработке любого проекта в основе подготовки экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные "шаги" при создании экскурсии: определение темы; постановка цели и задач экскурсии; составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов; изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев; консультации у специалистов; написание контрольного текста экскурсии; комплектование "портфеля экскурсовода"; выбор методических приемов проведения экскурсии; проведение экскурсии.
На сегодняшний день студентами созданы десятки виртуальных экскурсий по Алатырскому, Канашскому, Козловскому, Мариинско-Посадскому, Цивильскому, Ядринскому районам Чувашской Республики. Проведение виртуальных экскурсий происходит в колледже на классных часах. Студенты - авторы экскурсий с гордостью рассказывают историю создания своего города, села или деревни, знакомят с достопримечательностями родного края..
За последние пять лет по второму направлению проекта студентами и преподавателями колледжа были разработаны различные туристические маршруты. Маршруты "Чебоксары – родина начдива В.И. Чапаева", "Литературная Чувашия", "Космическая легенда Чувашии", "Дорога к храму", "И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа", "Чебоксары – жемчужина Поволжья" были апробированы. Экскурсоводами являлись сами студенты - разработчики туристических маршрутов. Представим один из туристических маршрутов - "Чебоксары – жемчужина Поволжья": Бульвар Купца Ефремова - Чувашский национальный конгресс (бывший особняк Николая Ефремова) - Чувашский национальный музей (родовой дом П.Е. Ефремова) - Клуб исторической реконструкции «49-й лейб-гвардии егерский полк» - камень Солнца, Любви, Добра и Счастья - Таганаит - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову - Чувашский государственный академический драматический театр имени К. Иванова - памятник К.В. Иванову - Чебоксарский залив - скульптура "Символы мудрости" - Успенская церковь - Свято-Троицкий мужской монастырь - Чебоксарское художественное училище (дом Соловцова) - отдел русского и зарубежного искусства Чувашского государственного художественного музея (бывший особняк Федора Ефремова) - дом Зелейщикова - Введенский собор - Монумент Мать-Покровительница. Представленный маршрут - пеший, рассчитан на 2,5 часа. Предполагаемое количество туристов в одной группе - 20 человек.
На сегодняшний момент по итогам реализации проекта "Чувашский край" можно говорить о следующих результатах: у студентов сформирован устойчивый интерес к истории и традициям малой родины, студенты проявляют стойкое толерантное отношение к различным народностям, религиозным конфессиям, активно участвуют в патриотических акциях и жизни города в целом.
Таким образом, можно говорить о результативности предложенного проекта, цель которого - формирование патриотических чувств студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение как средство патриотического воспитания.
Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Данная публикация содержит опыт работы учителя истории, руководите...
статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....
Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.
Краеведение – средство, позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...
Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"
Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....
Статья для аттестации. Краеведение как средство патриотического воспитания кадетов
Экскурсия в Ивангородскую крепость...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в школе-интернате для слабослышащих обучающихся...