Музей как форма краеведческой работы в школе
статья по краеведению (7 класс) на тему
Одной из форм дополнительного образования, воспитывающей у детей любовь к своему отчему краю, малой родине, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора и проведения краеведческих исследований является школьный музей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_kak_forma_kraevedcheskoy_raboty.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей как форма краеведческой работы в школе
Одной из форм дополнительного образования, воспитывающей у детей любовь к своему отчему краю, малой родине, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора и проведения краеведческих исследований является школьный музей.
Работа музея ведется по следующим направлениям:
- военно-патриотическое, целью которого является воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа, знакомство с героическим прошлым наших земляков;
- изучение музейного дела - приобретение учащимися навыков работы в музее: сбор и изучение материалов по истории села, школы, подготовка экспозиций и проведение экскурсий в музее;
- краеведческое.
Краеведческая направленность в работе школьного музея предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, литературном, историческом. И мы, педагоги, активно применяем в урочной и во внеурочной деятельности краеведческий материал с целью формирования у обучающихся знаний, умений и ценностных ориентаций, развития творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.
Краеведение служит связующим звеном в интеграции учебных предметов: истории, русского языка и литературы.
Интегрированные уроки помогают школьникам проявить и реализовать интерес к предметам, позволяют обобщить полученные знания и применять их. В этой деятельности особое значение приобретает изучение местного краеведческого материала, истории своей семьи и истории нашего Отечества.
Так при подготовке к интегрированному уроку русского языка и истории в 5 классе по теме: «Письмо ветерану (« Никто не забыт…»)» учащиеся посетили школьный музей, где в разделе «Наши земляки в Великой Отечественной войне» познакомились с судьбами воинов-фронтовиков, тех, кто вернулся и жил рядом с нами и тех, кто остался на поле боя. Прочитали письма солдат, написанные в годы войны.
В ходе проведения урока дети вспомнили, что такое письмо, определили его жанры и правила написания. Группа ребят подготовила сообщения о работе полевой почты, истории треугольного письма в годы Великой Отечественной войны. Итогом урока стало написание писем ветеранам, труженикам тыла, родственникам, близким и родным людям.
Проведенный урок способствовал воспитанию культуры речи, уважительного отношения к старшему поколению, гордости за свой народ.
Интегрированный урок русского языка и истории по теме: «Обобщение изученного по теме «Имя числительное» также был построен на примере сведений краеведческого характера Ибряйкинского поселения. Привлечение такого материала на уроке, во-первых, позволило учащимся увидеть реальное использование числительных в речи и расширить знания об этой части речи, во-вторых, способствовало воспитанию интереса к истории родного края.
Систематическая историко-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практических навыков учащихся. Школьники, проявляющие интерес к краеведению, активно проводят поисковую работу, выполняют исследовательские проекты, вписывающие новую страницу в историю района, поселения. Подтверждением тому служит перечень работ: «Наши земляки в Великой Отечественной войне», «История возникновения и топонимика Ибряйкинского поселения», «Мой край – земля Самарская» и т.д.
Краеведческий материал используется и при написании творческих работ. Традиционными стали сочинения учащихся по военной тематике: «Воинская доблесть», «Здесь тыл был фронтом», «Страницы афганской войны», «Куйбышев – запасная столица», «Живет Победа в поколеньях» и другие. Неоднократно творческие работы учащихся занимали призовые места на областном уровне.
Богатый материал по истории края дают и этнографические исследования, проводимые обучающимися. Мы сотрудничаем с краеведческим музеем и Домом ремесел города Похвистнево, это сотрудничество воспитывает у ребят национальную гордость, глубокие патриотические чувства.
Важное место в историко-краеведческой работе отводится туристско-краеведческой и экскурсионной работе, которая реализуется в следующих организационных формах: экскурсиях, прогулках, однодневных походах и экспедициях, экологических акциях.
Так интересно прошла краеведческая экспедиция «По топонимам малой Родины …», в ходе которой был собрана информация о топонимах (микротопонимах) поселения Ибряйкино и истории их происхождения, создан словарь топонимов родного края и посещен в поселке Перле-Вейс святой источник, названный в честь Георгия Победоносца. Источник и купель обустроены на средства нашего земляка Назейкина Анатолия Георгиевича, члена президиума Международной академии связи, заслуженного работника связи России.
Воспитательное воздействие таких мероприятий на детей огромно. Они знакомят школьников с прошлым малой Родины, позволяют определить роль села в истории России, а также учат понимать красоту окружающей природы.
Таким образом, работа школьного музея, внеклассная работа краеведческого характера позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа, воспитывает личность гражданина-патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Музей как центр патриотической работы в школе"
Проект ориентирован на решение комплекса воспитательных и социальных проблем в свете модернизации современного образования.Цель проекта: активизировать на муниципальном уровне инновационну...
ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Одной из форм краеведческой работы является - туризм. Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных отношений между людьми в области рационального и эффективного и...
Школьный музей - как форма воспитательной работы.
Совместная статья о школьном музее....
Пример организации краеведческой работы в школе
Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...
Формы краеведческой работы в школе
Статья раскрывает необходимость формирования у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине....
Краеведческая работа в школе.
В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краев...
Туристско-краеведческая работа в школе.
О туристско - краеведческой работе в школе...