Статья "Музей сельской школы"
статья по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье рассказывается об истории создания и работе музея МБОУ "Красноярская ООШ" Ленинск - Кузнецкого района Кемеровской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_muzee_selskoy_shkoly.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Невзорова О. Г.
(РФ Кемеровская область
Ленинск – Кузнецкий район
д. Красноярка
МБОУ «Красноярская ООШ»
krasnbuh@mail.ru)
Музей сельской школы
Очерк
Мы светлою памятью связаны с ними.
Нам надо сберечь эту память в веках.
Сейчас эту вахту несут молодые,
Её укрепляя в нелёгких делах.
/Колмакова М.Е./
На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.
Наше село Красноярка Ленинск – Кузнецкого района Кемеровской области мало кому известно, кроме жителей района. Да и сёл с таким названием в нашей стране много. Но местному населению, чья судьба напрямую связана с этой сибирской глубинкой, это название ассоциируется с замечательным для каждого человека понятием Родина. Для кого-то этот край знаком с раннего детства и отождествляется с родным домом, улицами, берёзовыми рощами, бескрайними хлебными нивами, густыми. Для других, кто оказался здесь волею судеб в пору своей юности и зрелости, этот край стал близким и родным потому, что на этой земле, которая завораживает своей изумительной сибирской красотой, они возмужали и сформировались как личности.
Сложная и многогранная жизнь разбросала многих людей из этих мест по разным уголкам нашей страны и за её пределы. Но они, даже находясь вдали от отчих мест, с душевным теплом вспоминают свою малую родину, стремятся к ней сердцем.
У людей, которые не знают своего прошлого, истории, нет будущего. Учащимся нашей школы это не грозит. У нас в школе есть музей, где собран богатый материал о селе, людях, его населяющих, позволяющий познакомиться с историей, культурой родного края, не терять связи со старожилами села.
Наш школьный музей имеет полувековую историю. Своими воспоминаниями об истории создания музея поделилась ветеран педагогического труда, отличник культуры Мария Андреевна Крахматова: «История создания музея в школе началась тогда, когда я попросила на уроке подняться тех ребят, у кого родные погибли на фронте. Встал почти весь класс. Сидеть остались единицы. Вот так возникла мысль о сохранении памяти тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Пошли по семьям, стали записывать воспоминания о погибших, собирать сохранившиеся документы, письма, фотографии. Затем стали записывать воспоминания вернувшихся фронтовиков, собирать материал о Героях Социалистического труда. Директор школы Н. С. Солдатов подключил к этой работе весь коллектив школы. В результате собрали и оформили большой музейный фонд. Это было в 60-е годы ушедшего века». Таким образом, музей был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников и их родителей, ветеранов Великой Отечественной войны.
Термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику нашего музея. Школьный музей строит свою работу в расчете на учащихся. Главная задача - спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой родине, к людям, здесь живущим.
В нашем музее собран богатый материал по военной тематике, по истории колхоза «Искра». Оформлен стенд «Из одного металла льют медаль за подвиг, медаль за труд». Материалы по этой теме позволяют восполнить копилку знаний о нашей сибирской родине, о тех событиях и фактах, которые имели место на этой земле, и людях, внесших свой весомый вклад в развитие района. Если кто-то узнает о своих близких хоть немного больше чем прежде, сделает для себя небольшие открытия, увидит судьбы своих земляков через призму общеисторических событий, он почувствует себя хоть немного духовно обогащенным, станет бережнее относиться к родным местам и их людям. Мы с особой любовью и привязанностью относимся к истории своего села, к тому опыту, который передали нам наши предки. Мы вечно помнить будем о достижениях и заслугах наших односельчан. Ведь жители села Красноярки создали историю Красноярки, которая отмечена правительственными наградами и служит большим примером для будущих поколений людей.
Другое направление деятельности музея, также в русле патриотического воспитания учащихся, проводится через любовь к своей школе. Стенд «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» очень лаконично рассказывает об основных вехах в развитии школы.
Сохранение музеем памяти обо всех значимых событиях школьной жизни важно для осознания учениками и впоследствии выпускниками школы принадлежности к данному учебному учреждению, его неповторимости, самобытности, важно для осуществления неразрывной связи поколений учащихся. Каждый человек проходит через школу, которая становится хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы о школе со временем стали бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школьный музей выполняет функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории самой школы.
Ещё в далекие 60-е годы была задумана летопись «История Красноярской школы». За полвека накоплен огромный фотоматериал, способствующий сохранению памяти о школьных поколениях (это фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы, фотографии самой школы в разные годы её существования). Любят ребята листать фотоальбомы и находить в них себя, своих одноклассников, вместе вспоминать о событиях, запечатлённых на снимках, смотреть на выпускников прошлых лет, видеть, какими молодыми были когда-то их учителя, а многие находят и фотографии своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников.
В 2010 году в свет вышла книга «Школьные годы чудесные» об истории Красноярской школы. В неё вошли очерки, воспоминания выпускников и учителей за 50-тилетнюю историю школы.
Ещё один раздел музея - «И было парню 19…» (о воинах-интернационалистах по Красноярскому сельскому совету)». Здесь собран поистине уникальный материал «История короткой жизни Александра Тубольцева». Музей Красноярской школы - единственный в районе школьный музей, который хранит огромный по объёму материал о погибшем в Афганистане выпускнике.
Дни памяти воина – интернационалиста, выпускника нашей школы, Александра Тубольцева – неотъемлемая часть воспитания гражданина -патриота. На здании Красноярской школы висит мемориальная доска памяти своего выпускника. Ежегодно 5 февраля в день рождения Саши в школе проводится турнир по минифутболу «Памяти Александра Тубольцева» среди школьных команд района.
Сохранение нашей и любой истории лежит на плечах энтузиастов. Работой школьного музея боевой и трудовой славы Красноярской школы последнее десятилетие руководила Колмакова Мария Евгеньевна, отличник просвещения, ветеран педагогического труда.
Сегодняшнее лицо музея – это результат её кропотливой деятельности, активной гражданской позиции. Когда человек подходит к своей работе с душой – тепло души остаётся в каждой частичке этой работы. Мария Евгеньевна – сама участница многих событий, о которых рассказывает музей. На её мероприятиях, посвященных памяти героев, всегда зажигается Вечный огонь. Благодаря её деятельности фонд музея пополнился новыми, грамотно, вдумчиво, с любовью собранными материалами.
В фонд музея входят и атрибуты комсомольской и пионерской организаций: знамена, флаги, барабан, школьная форма. В стенах музея происходит знакомство учащихся и с современной символикой Российского государства, Кемеровской области и Ленинск – Кузнецкого района.
Активом музея запланирована масса мероприятий, связанных с работой музея: встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами, трудовые десанты по благоустройству памятников. А также беседы, лекции, презентации, пополнение разделов музея новыми экспонатами, материалами.
Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Большое значение отводится краеведческим исследованиям по программе «Живи, Кузнецкая земля». Учащиеся учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Учащиеся школы активно принимают участие не только в районных и областных мероприятиях, занимая традиционно призовые места, но участвуют и во Всероссийских конкурсах и конференциях («Первые шаги в науку»), показывая высокие результаты.
Подводя итоги сказанному, заметим, что рассуждая о школьном музее, дети чаще всего расстаются со стереотипами и желанием, чтобы музей в школе походил на «настоящий». Их предложения подтверждают, что в школьном музее видится отражение не жизни далеких предков, а прежде всего своей собственной.
Таким образом, школьный музей является сегодня одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории края, ее природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Великий долг нас взрослых – ещё в раннем возрасте посеять в детские души семена любви к родному дому, селу или городу, бережного отношения к окружающему миру, к людям – родственникам, друзьям или соседям. Это позволит избежать безнадежных потерь и нравственно – психологических травм.
Сколько ни повторяй детям: любите Родину, они не станут любить ее больше или меньше. Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, села, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.
Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....
физкультура в сельской школе
Особенности преподавания уроков в сельской малокомплектной школе...
Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Проект программы 5класс (сельская школа)
Проект рабочей программы для 5-ых классов сельской школы....
Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"
Программа "Система работы школы с одаренными учащимися в условиях сельской школы"...
Сельские школы России. Заметки сельского учителя.
Все мы родом из школы, она оказывает мощное воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А на селе - это источник добра, света, порядочности, любви, творчества и очень важно, чтобы этот источник ос...