"Моя малая Родина" программа дополнительного образования
рабочая программа по краеведению на тему
Программа дополнительного образования посвящена истории основания Нижнего Новгорода, созданию и работе его главных достопримечательностей для 2-3 классов.
Знания учащихся о родном крае — важная составляющая школьного исторического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 25 имени А.С. Пушкина»
«Моя малая родина»
программа дополнительного образования
Возраст учащихся – 2-3 классы
Автор: И.С. Красильникова,
учитель истории и обществознания, тьютор
г. Нижний Новгород
2016 г.
Программа дополнительного образования посвящена истории основания Нижнего Новгорода, созданию и работе его главных достопримечательностей.
Знания учащихся о родном крае — важная составляющая школьного исторического образования.
Цель данной программы - расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края, формирование в их сознании социально значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Основные задачи программы:
1) дать знания по истории родного края, о его главных достопримечательностях;
2) научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;
3) способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:
- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
Будут уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории Нижегородского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Нижнего Новгорода;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Содержание программы
1. Вводное занятие – 1 ч.
Цели и задачи работы в учебном году, содержание и формы учебной, исследовательской работы. Мини сочинение на тему: «За что я люблю Нижний Новгород»
2. История Нижнего Новгорода от основания до наших дней: краткий экскурс – 4 ч.
Знакомство с географическим положением Нижнего Новгорода, историей возникновения города и его основателем. Кремль.
3. Основные достопримечательности родного города – 9 ч.
Большая Покровская улица, Печерский монастырь, Чкаловская лестница, Музей истории художественных промыслов Нижегородской области, Нижегородская ярмарка, Нижегородский планетарий, Нижегородский театр кукол, Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей
4. Знакомство с историей гимназии имени А.С. Пушкина – 1 ч.
Знакомство с историей школы № 25 в годы Великой Отечественной войны. История госпиталя.
5. Итоговое занятие – 1 ч.
Тестирование, организация конкурса мини-сочинений «Моя малая Родина».
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводный урок | 1 | Беседа | |
2 | Основание Нижнего Новгорода | 1 | Лекция | |
3 | Город Горький | 1 | Фильм | |
4 | Нижегородский Кремль – история | 1 | Презентация | |
5 | Кремль в наши дни | 1 | Беседа, работа в группах | |
6 | Большая Покровская улица | 1 | Доклады | |
7 | Печерский монастырь | 1 | Презентация | |
8 | Чкаловская лестница | 1 | Лекция | |
9 | Музей истории худ. промыслов Нижегородской области | 1 | Посещение | |
10 | Нижегородская ярмарка | 1 | Лекция | |
11 | Нижегородский планетарий | 1 | Презентация | |
12 | Нижегородский театр кукол | 1 | Беседа | |
13 | Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина | 1 | Посещение | |
14 | Нижегородский государственный художественный музей | 1 | Презентация | |
15 | Гимназия № 25 имени А.С. Пушкина | 1 | Лекция | |
16 | Заключительный урок | 1 | Сочинение |
Методическое обеспечение программы
В данной программе планируется сочетание теоретических и практических, индивидуальных и групповых способов работы.
Дидактический материал состоит из презентационного, наглядно-изобразительного материала и фильмов.
Для реализации данной программы необходимо:
- материально-техническая база
*проектор
*компьютер
*экран
*колонки
Список литературы
1. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр. 2005г. 2. Нижегородский край в эпоху Феодализма. Н.Новгород. 1991г.
3. Нижегородский край в документах, рассказах, мнениях. ТПП « Гиус», 1992г.
4. Смирнов В.Н.Очерки Нижегородского быта. Горький, 1948г.
5. Памятники истории и культуры Горьковской области. Справочник. Горький, 1948г.
6. Фёдоров В.Д., Тюрина А.И.и др. История Нижегородской области. Книга для чтения. Арзамас. АГПИ им А.П.Гайдара. 2004г.
Интернет ресурсы
1. http://pushkingymn.ru/galery.html
2. http://www.tour52.ru/russia/nizhnii-novgorod.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.
Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-789999-1463154498.jpg)
«Современные творческие подходы к деятельности педагога дополнительного образования» (малые плавательные бассейны)
Плавание в бассейне малых форм требует изобретательности, новизны, творческого подхода в проведении занятий с детьми разных возрастов. Плавают дети от 5 ле до 15 лет в бассейне размером 7х...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-305805-1440940528.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЛАЯ ТИМИРЯЗЕВКА»
Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самос...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-2965-1386578259.jpg)
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...