Выступление. "Дорога к храму"
статья по краеведению (9 класс) на тему
«Но нас ведет любовь и доброта .....дорогой к храму…»
(участие гимназистов в возрожденииправославных храмов земли Коми)
В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь: с 2011-2013 годы это была Троицкая церковь в с.Ертом Удорского района, два последних года наши палатки раскрывали свои крылья при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.3.23b._vystuplen._doroga_k_hramu.docx | 42.26 КБ |
prezentatsiya_den_belyh_zhuravley.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
«Но нас ведет любовь и доброта
Дорогой к храму…»
(участие гимназистов в возрожденииправославных
храмов земли Коми)
И пусть дорога эта не легка,
Пусть ждут ухабы нас и ямы,
Но нас ведет любовь и доброта
Дорогой к храму, дорогой к храму…
Разговор о наших летних лагерях так и хочется начать простыми, но очень трогательными словами песни, сочинённой самими ребятами. Сочинили прямо там, в лесу, у костра, гуляя по заливным лугам реки, а музыку к ним написал Александр Чувьюров. Представляете, у нашего лагеря есть своя песня!
Дмитрий Лихачёв отмечал, «что для того, чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для нравственной оседлости людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной».
Эти слова стали для нас, воспитанников и педагогов «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова, настоящим девизом и доброй традицией. В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь: с 2011-2013 годы это была Троицкая церковь в с.Ертом Удорского района, два последних года наши палатки раскрывали свои крылья при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.
Жизнь лагеря традиционно организуется на пяти разных творческих площадках. Ребята участвуют в работе нескольких программ:
- Возрождение (участие в восстановлении или строительстве храма);
- Истоки (творческая литературная площадка, журналистика)
- Рукодельница (обучение основным приемам ткачества поясов и изготовление кукол как участниц лагеря, так и желающих ребят и педагогов из местных жителей).
- Искатели (полевая лаборатория по сбору фольклорного и этнографического материала среди старожилов).
- Экологический туризм (водный поход по реке Вашка, если мы говорим о с.Ертом, и по реке Вочь, на берегу которой и стоит д.Габово. ).
Участники программы «Возрождение» трудились не покладая рук: будь - то разборка кинобудки или пристройки со стороны алтаря Троицкой церкви, или очистка фундамента храма от строительного мусора, покраска ограды или подготовка грунта и посадка кедров вокруг церкви. После первого же летнего сезона 2011 года Троицкий храм преобразился. «Он словно освободился от оков» - заметила Наташа Челпанова.
И действительно, он стал выше, словно поднялся с колен… Представляется справедливым, что сегодня об истории церкви мы можем говорить не только в прошедшем времени, она творится и сегодня. 22 июня 2012 года после долгого перерыва в Троицком храме отслужил литургию епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.
Лето 2014 мы встречали уже на реке Вочь, что в самых верховьях Вычегды. Деревня Габово. Настоящая глубинка. Почти граница с коми – пермяками. Два года участвовали в строительстве памятника - часовни Св. Георгию Победоносцу, покровителю защитников Отечества. В этой малой деревне не было мемориала в честь воинов, павших на фронтах Великой отечественной, ушло на фронт – 24 солдата, а вернулось – только 7. Уточняли списки, писали детям и внукам фронтовиков, уже давно разлетевшимся по разным городам и весям… Искали деньги. А с 20 по 30 июня – работали на расчистке территории, убирали землю, строили опалубку, заливали фундамент, разгребали помойки…
Одним из самых трогательных моментов лагеря – встреча маковки для часовни . Она сияла на солнце. На душе тоже было радостно .
В деревенском доме бабушки учили наших девчонок топить русскую печку, печь традиционные чёрные коми шаньги…
Мы работали на храме и отдыхали, ходили купаться, боролись с дождем и даже ураганом, разговаривали с бабушками на их родном коми языке , ткали пояса, водили хороводы… Мы строили храм в д. Габово и в своей сердце .
6 мая 2015 года свершилось настоящее чудо. Накануне 70-летия Великой Победы, о.Александр Антонов освятил часовню. Столько народу в Габово не видели уже очень давно…
Хочется задать вопросы .
В чем же глубинный смысл наших проектов? Отвечают ли они целям и задачам Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Способствуют ли «воспитанию высоконравственного … человека, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»?
Удается ли нам помочь, сориентировать молодого человека, только вступающего в жизнь в условиях современного (так активно наступающего на нас, пресловутого потребительского) общества.
Помогаем ли мы ему « взращивать в своём сердце дободетели» ?
Наши проекты – это одна из попыток сохранить и донести до ребят истинные ценности, такие как честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»4. Все они известны нам как базовые национальные ценности( не произношу.) Это ли не святооческие традиции, завещанные нам предками?
СЛАЙД
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству)
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (системные культурологические представления);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля);
Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Мы считаем, что именно летом, во время каникул мы имеем уникальную возможность организации специальной этнокультурной образовательной и воспитательной среды, окунаясь в которую ребёнок становиться частью её, путешествует в реальном историко - культурном пространстве, общается с настоящими носителями традиционной культуры, может участвовать в настоящем деле восстановления порушенных храмов, осознаёт ответственность перед поколениями предков, чувствует себя звеном в этой цепочке.
Лагеря становятся удивительным благодатным местом, где собираются единомышленники, люди близкие по духу, и не важна разница в возрасте, в статусе, в образовании, ведь все мы, и дети, и учителя, и священнослужители, и представители творческой интеллигенции: поэты, ученые, журналисты, все, кому не безразлична судьба нашей Родины, вместе работаем на восстановлении или строительстве храма.
Рождается своеобразная межпоколенная общность, где дети и их наставники объединены идеей служения Отечеству, или, как сказал один из участников лагеря объединены
делом «воссоздания красоты».
Ещё один важный вопрос, о котором нельзя умолчать – вопрос ответственности за прошлое своей страны, не только за её Победы, но и за её поражения ,трудности, трагедии… Рушили храмы - наши деды и прадеды наших учеников. И то, что нам досталось их восстанавливать, воспринимается нами и как покаяние за грехи предков, и как радость обновления, преображения, которую испытывает каждых прихожанин на Светлую Пасху.
Приведём выдержку из сочинения воспитанницы гимназии, которая трижды участвовала в работе лагеря, Челпановой Натальи:
«Участие в «живом» деле возрождения церкви помогает мне стать добрее, ответственнее относиться к истории нашей родины, давать оценку событиям прошедшего времени и найти свое место в современном обществе. Мне кажется, это один из важных шагов подготовки к жизни»
Каждый вечер, собравшись у костра, мы делились впечатлениями о прожитом дне. Что изменилось в нашем сердце, в нашей душе. И дети, и взрослые, становились иными, чище, лучше…
Вот слова Насти Зиновьевой: «Для меня, юной жительницы села Ёртом, проект «Дорога к храму» наполнен надеждой. Надеждой на то, что в моём родном селе возродится церковь. Я не раз бывала в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга, но никакой, пусть даже самый величественный и торжественный храм, не заменит тепла маленькой деревенской церквушки в селе, где ты родился, где ты всегда нужен, где тебя ждут со всеми твоими радостями и проблемами».
А вот ещё.
«Крашу ограду, а на душе – будто картину пишу!» (Строганов Влад);
«Человек обязательно должен творить. Когда человек творит, он подобен Богу»(Уляшев О.И.).
Это высказывание возвращает нас к глубинному пониманию русского слова «образование», которое происходит от слова «образ», образ Божий, образец. Следование образцу, воспитание человека по образу святости – это ли не достойная цель, способная объединить и школу, и церковь, и культуру и науку?
Мы очень надеемся, что наши воспитанники, будут идти в жизнь по пути сохранения традиций и высоких духовных идеалов нашего Отечества, ведь, к чему дорога, если она не ведет к Храму?
слайд 1 «Но нас ведет любовь и доброта
Дорогой к храму…»
(участие гимназистов в возрождении православных храмов земли Коми)
слайд 2
И пусть дорога эта не легка,
Пусть ждут ухабы нас и ямы,
Но нас ведет любовь и доброта
Дорогой к храму, дорогой к храму…
Разговор о наших летних лагерях так и хочется начать простыми, но очень трогательными словами песни, сочинённой самими ребятами. Сочинили прямо там, в лесу, у костра, гуляя по заливным лугам реки, а музыку к ним написал Александр Чувьюров. Представляете, у нашего лагеря есть своя песня!
слайд 3
Дмитрий Лихачёв отмечал, «что для того, чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для нравственной оседлости людей, мало только платонической любви к своей родине, любовь должна быть действенной».
Эти слова стали для нас, воспитанников и педагогов «Гимназии искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова, настоящим девизом и доброй традицией. В течение многих лет нам посчастливилось участвовать в восстановлении православных святынь: слайд 4 с 2011-2013 годы это была Троицкая церковь в с.Ертом Удорского района, два последних года наши палатки раскрывали свои крылья при строящейся часовне св. Георгия Победоносца в д.Габово Усть – Куломского района.
Жизнь лагеря традиционно организуется на пяти разных творческих площадках. Ребята участвуют в работе нескольких программ:
слайд 5
1.Возрождение (участие в восстановлении или строительстве храма);
слайд 6
2.Истоки (творческая литературная площадка, журналистика)
слайд 7
3.Рукодельница (обучение основным приемам ткачества поясов как участниц лагеря, так и желающих ребят и педагогов из местных жителей).
слайд 8
- Искатели (полевая лаборатория по сбору фольклорного и этнографического материала среди старожилов).
слайд 9
- Экологический туризм (водный поход по реке Вашка, если мы говорим о с.Ертом, и по реке Вочь, на берегу которой и стоит д.Габово
слайд 10 Участники программы «Возрождение» трудились не покладая рук: будь - то разборка кинобудки или пристройки со стороны алтаря Троицкой церкви, или очистка фундамента храма от строительного мусора, слайд 11 покраска ограды или слайд 12 подготовка грунта и посадка кедров вокруг церкви. После первого же летнего сезона 2011 года Троицкий храм преобразился. «Он словно освободился от оков» - заметила Наташа Челпанова.
И действительно, он стал выше, словно поднялся с колен…
слайд 13. Представляется справедливым, что сегодня об истории церкви мы можем говорить не только в прошедшем времени, она творится и сегодня. 22 июня 2012 года после долгого перерыва в Троицком храме отслужил литургию епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.
слайд 14 Лето 2014 мы встречали уже на реке Вочь, что в самых верховьях Вычегды. Деревня Габово. Настоящая глубинка. Почти граница с коми – пермяками. слайд 15. Два года участвовали в строительстве памятника - часовни Св. Георгию Победоносцу, покровителю защитников Отечества. В этой малой деревне не было мемориала в честь воинов, павших на фронтах Великой отечественной, ушло на фронт – 24 солдата, а вернулось – только 7. Уточняли списки, писали детям и внукам фронтовиков, уже давно разлетевшимся по разным городам и весям… Искали деньги. слайд 16. А с 20 по 30 июня – работали на расчистке территории, убирали землю, строили опалубку, заливали фундамент, разгребали помойки…
слайд 17. Одним из самых трогательных моментов лагеря – встреча маковки для часовни . Она сияла на солнце.И на душе тоже было радостно.
В деревенском доме бабушки учили наших девчонок топить русскую печку, печь традиционные чёрные коми шаньги…
слайд 18.Мы работали на храме и отдыхали, ходили купаться, боролись с дождем и даже ураганом, слайд 19. разговаривали с бабушками на их родном коми языке , ткали пояса, водили хороводы… слайд 20. Мы строили храм в
д. Габово и в своей сердце.
слайд 21.6 мая 2015 года свершилось настоящее чудо. Накануне 70-летия Великой Победы, о.Александр Антонов освятил часовню. Столько народу в Габово не видели уже очень давно…
Хочется задать вопросы .
В чем же глубинный смысл наших проектов?
Отвечают ли они целям и задачам Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Удается ли нам помочь, сориентировать молодого человека, только вступающего в жизнь в условиях современного (так активно наступающего на нас, пресловутого потребительского) общества. Помогаем ли мы ему « взращивать в своём сердце дободетели» ?
слайд 22. Наши проекты – это одна из попыток сохранить и донести до ребят истинные ценности, такие как честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»4. Все они известны нам как базовые национальные ценности( не произношу.) Это ли не святооческие традиции, завещанные нам предками?
СЛАЙД
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству)
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (системные культурологические представления);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля);
Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
слайд 23. Мы считаем, что именно летом, во время каникул мы имеем уникальную возможность организации специальной этнокультурной образовательной и воспитательной среды, окунаясь в которую ребёнок становиться частью её, путешествует в реальном историко - культурном пространстве, общается с настоящими носителями традиционной культуры, слайд 24 .может участвовать в настоящем деле восстановления порушенных храмов, осознаёт ответственность перед поколениями предков, чувствует себя звеном в этой цепочке.
слайд 25. Лагеря становятся удивительным благодатным местом, где собираются единомышленники, люди близкие по духу, и не важна разница в возрасте, в статусе, в образовании, ведь все мы, и дети, и учителя, и священнослужители, и представители творческой интеллигенции: поэты, ученые, журналисты, все, кому не безразлична судьба нашей Родины, вместе работаем на восстановлении или строительстве храма.
Рождается своеобразная межпоколенная общность, где дети и их наставники объединены идеей служения Отечеству, или, как сказал один из участников лагеря объединены
делом «воссоздания красоты».
Ещё один важный вопрос, о котором нельзя умолчать – вопрос ответственности за прошлое своей страны, не только за её Победы, но и за её поражения ,трудности, трагедии… Рушили храмы - наши деды и прадеды наших учеников. слайд 26. И то, что нам досталось их восстанавливать, воспринимается нами и как покаяние за грехи предков, и как радость обновления, преображения, которую испытывает каждых прихожанин на Светлую Пасху.
Приведём выдержку из сочинения воспитанницы гимназии, которая трижды участвовала в работе лагеря, Челпановой Натальи:
«Участие в «живом» деле возрождения церкви помогает мне стать добрее, ответственнее относиться к истории нашей родины, давать оценку событиям прошедшего времени и найти свое место в современном обществе. Мне кажется, это один из важных шагов подготовки к жизни»
слайд 27. Каждый вечер, собравшись у костра, мы делились впечатлениями о прожитом дне. Что изменилось в нашем сердце, в нашей душе. И дети, и взрослые, становились иными, чище, лучше… слайд 28. Вот слова Насти Зиновьевой: «Для меня, юной жительницы села Ёртом, проект «Дорога к храму» наполнен надеждой. Надеждой на то, что в моём родном селе возродится церковь. Я не раз бывала в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга, но никакой, пусть даже самый величественный и торжественный храм, не заменит тепла маленькой деревенской церквушки в селе, где ты родился, где ты всегда нужен, где тебя ждут со всеми твоими радостями и проблемами».
А вот ещё.
«Крашу ограду, а на душе – будто картину пишу!» (Строганов Влад);
«Человек обязательно должен творить. Когда человек творит, он подобен Богу»(Уляшев О.И.).
Это высказывание возвращает нас к глубинному пониманию русского слова «образование», которое происходит от слова «образ», образ Божий, образец. Следование образцу, воспитание человека по образу святости – это ли не достойная цель, способная объединить и школу, и церковь, и культуру и науку?
Мы очень надеемся, что наши воспитанники, будут идти в жизнь по пути сохранения традиций и высоких духовных идеалов нашего Отечества, ведь, к чему дорога, если она не ведет к Храму?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Базовые национальные ценности: Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (системные культурологические представления); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, Земля); Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Базовые ценности Наши педагогические пр иоритеты Патриотизм Любовь к России, к своему народу, к своей Малой родине: осознанное принятие традиций духовной жизни родного села, города, района, республики ( этнокультурное воспитание); Подвиг народа в Великой Отечественной войне: формирование чувства гордости за Великую Победу; изучение фронтовых судеб своих прадедов, осознание вклада своей семьи в общее дело Победы; увековечение памяти о павших бойцах, участие в Вахтах Памяти и т.д. Семья почитание родителей, продолжение традиций семьи; ценность супружеской верности; воспитание добродетелей, забота о старших и младших и т.д. Традиционные российские религии С вятоотеческие традиции русской Православной церкви: честность, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность; «упражнение в доброделании », чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте; самоуглубление и самопознание с целью постепенного изменения себя в лучшую сторону.
«Изюминки» системы духовно –нравственного воспитания группы Воспитательские часы: Занятия с элементами сказкотерапии : «Красота благородства », « Величие души», « Когда гордость украшает», «Законы доброты», «Бескорыстная дружба». Работа с притчами: «В чем смысл жизни человека», «Проблема человеческого счастья », «Гвоздь» и другие. Беседа «Прославление образа матери через ознакомление с образом на иконах и картинах» (ко Дню матери)
«Изюминки» системы духовно –нравственного воспитания группы Акции: «Скажи добрые слова», «Маме с любовью» (поздравительные открытки), «Моя семья – мое богатство » «Живая открытка »( Рождественское поздравление архиепископа Питирима) «Широкая масленица » Ф отоконкурс «Прекрасное в нас и вокруг нас ». день Героев России – 9 декабря, митинг у мемориальной доски В.В.Чабанову , военному хирургу 28 Невельской Краснознаменной дивизии, распространение « фронтовых конвертов» с биографией солдата и др.) Встречи с интересными людьми, в том числе со священниками: Встреча с Валерием Локачевым из Оренбурга, священником – бардом . Встреча с отцом Максимом ( Сырачёв ), тема «Чистота слова». Просмотр фильмов на духовно – нравственные темы с дальнейшим обсуждением: Фестиваль православного кино «Лучезарный ангел » и другие.
Учебные годы, выпуск Проекты 2008-2011 г.г . 2011-2015 г.г . 2015-2017 г.г . Отряд «Наследие» 4 чел 11чел 14 чел. Вахта Памяти 4 чел. 7 чел 3 выпускника Дмитровские чтения 7 чел. 7 чел. 8 чел. Дорога к Храму - 12 чел День Белых журавлей 4 чел. 12 чел 14 чел Результативность участия в проектах духовно – нравственной направленности (на количественном уровне) Вывод: стабильно высокий уровень мотивации участия воспитанников групп в мероприяти ях, проектах, акциях духовно-нравственной направленности.
Динамика личностного роста воспитанников Общая динамика личностного роста воспитанников ( Методика Григорьева Д., Степанова П., Степановой И. «Личностный рост» )
22 октября –День белых журавлей Этот памятный день известен не только по всей России, но и далеко за её пределами. Он посвящен памяти солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны, и захороненных в братских могилах.
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов Они до сей поры с времён тех давних, Летят и подают нам голоса…
Ребята! На крыле журавлика напишите слова благодарности солдату, павшему в бою. Вручите своего журавлика родственникам воина.
Моделирование (5 мин) Коллеги, предлагаю разделиться на 2 группы! Задание для микрогруппы : В течение 2-3 минут подумайте и предложите ваши варианты использования символа в процессе духовно – нравственного воспитания детей . Примеры изготовления и вручения символа духовно-нравственной культуры: Символ в технологии оригами; Символ-поделка; Символ «послание» и др. Ответьте на вопросы: -К какому празднику или событию приурочено изготовление/вручение символа? Какой посыл несет в себе данный символ?
Рефлексия Обратной связью моего мастер-класса станет выбор журавлика определенного цвета: Красный – М-К нашел эмоциональный положительный отклик; Желтый - остались вопросы и сомнения; Серый – безразличие. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».
Урок – изучения нового материала по духовному краеведению Подмосковья...
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»
Список участников конкурса...
Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова
интегрированный урок...
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...
Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...