География Брянской области
элективный курс по краеведению (8 класс) по теме

Мосяго Екатерина Михайловна

Программа элективного курса для занятий с учащимися 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Злынковская средняя общеобразовательная школа № 1

Брянская область, г.Злынка

Программа элективного курса

«География Брянской области»

Программа разработана учителем географии высшей категории Мосяго Е.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «География Брянской области» предлагается для изучения учащимся 8-9-х классов, рассчитан на 17 учебных часов, направлен на расширение и углубление краеведческих знаний и общегеографических умений школьников; включает в себя большое количество учебных практикумов, способствующих привитию детям навыков учебно-исследовательской деятельности.

При изучении курса можно узнать: какая связь есть между Злынкой, разбойником Кудияром, патриархом Никоном, Петром I, полковником М.Миклашевским и др. известными личностями; как пройти по Филатовке, Махаёвке, Голосеевке, Ширьевке, Выгону и другим исконно злынковским улицам; чем был знаменит посад Злынка в прошлом; как «брянки» оказались на Чёрном море, а брянские мортиры в Болгарии; где на Брянщине есть «пьяные леса»; почему в нашем крае много «гут», «буд», «руден»; что в нашей области «всего жирнее»; каких злынковских кружев и балета не имела даже Москва; а также ещё многие факты о природе, людях и их занятиях, характеризующих современную Брянщину - наш родной край.

При изучении курса можно научиться: решать вычислительные и аналитические географические задачи, выполнять практикумы и микроисследования с краеведческим уклоном.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Активизация познавательного интереса уч-ся через всестороннее историко-географическое изучение Брянской области и Злынковского района, вовлечение школьников в учебно-исследовательскую работу.

ЗАДАЧИ:

  • совершенствование общеучебных и специальных географических ЗУН уч-ся;
  • организация теоретических и практических микроисследований;
  • реализация межпредметных связей;
  • совместная с уч-ся работа по расширению УМК по курсу географии Брянской области и своей местности, используемого в процессе изучения географии на уроках и во внеурочной работе.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:  

  1. Объяснительно-иллюстративный                                                                                              2.  Репродуктивный                                                                                                                                      3.  Частично-поисковый                                                                                                                                      4.  Исследовательский                                                                                                                           5.  ИКТ (предполагается как работа с готовыми электронными пособиями, специально созданными для изучения данного элективного курса, так и обучение отдельных уч-ся, проявивших особый интерес, созданию электронных презентаций и т.п. по итогам своей исследовательской деятельности).

Содержание  элективного курса «География Брянской области»

Тема 1. Наш край ( 5 часов ).

Сравнение физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения Брянской области и Злынковского района. Наш край на карте России. Интересные историко-географические сведения о прошлом родного края, в т.ч. города Злынка. Топонимика юго-запада Брянщины. Государственные символы.

Физико-географическая и экономико-географическая характеристика Злынковского района. Знаменитые земляки. Природные и культурные памятники на территории Злынковского района. Проблемы нашей местности.

Практические работы:

-        составление описания физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения территории по типовому плану,
- определение географических координат крайних точек и населённых пунктов области,

-        вычисление протяжённости территории области с севера на юг и с запада на восток  с помощью линий градусной сетки,

-        определение направлений и расстояний по картам,
- определение местного и поясного времени в разных точках области,
- чтение и анализ тематических карт и статистических данных.

Тема 2. Физико-географическая характеристика Брянской области (6 часов ).

Поверхность нашего края. О подземных богатствах родного края. Почвы Брянской области. Охрана почв. Хозяйственная оценка агроклиматических и почвенно-земельных ресурсов. Водоёмы родного края. Природное сообщество пресного водоёма. Брянские леса.

Практические работы:

-чтение и анализ тематических карт,

  • составление хозяйственной оценки агроклиматических, почвенно-земельных, минерально-сырьевых ресурсов,
  • определение и сравнение типов климата по климатодиаграммам,
  • определение бассейнов и водоразделов рек,
  • сравнение режима рек Брянщины и других регионов России.

Тема 3. Население и экономика Брянской области (6 часов).

Население Брянской области. Промышленность Брянской области. Сельское хозяйство Брянской области. Крупнейшие предприятия нашего края. Социальные и экономические проблемы и пути их решения.

Практические работы:

-        чтение и анализ статистических данных,
- чтение и анализ тематических карт,

  • выявление факторов, оказывающих влияние на размещение предприятий различных отраслей промышленности,
  • сравнение по картам специализации промышленных узлов.

Средства обучения:

А) Основные:

  1. Авторский УМК (* Примечание: Материалы УМК разработаны Мосяго Е.М. совместно с учащимися ):

А) «Брянский край» (учебно-методическое пособие с электронным приложением и видеотекой),

Б) «География Брянской области» (Рабочая тетрадь в 2 частях: часть 1 «Природа», часть 2 «Население и хозяйство», - в печатном и в электронном виде),

В) Атлас Брянской области (в электронном виде, с видеотекой )

  1. География Брянской области. - Учебн. пособие для учит. и уч-ся 9 кл./ под ред. Л.М.Ахромеева.- Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995.-200с., илл.
  2. Практические работы по физической географии в школе: Кн. для учителя/ А.В.Соломко и др.; под ред. Б.Н Гурского.- Минск: Народная асвета, 1990.- 144 с.
  3. Часовский В.И.. Экономическая и социальная география Брянской области. Учебное пособие по географии.- Брянск: Изд-во БГПУ, 2000 г., 150 с.
  4. Официально публикуемые в СМИ справочные и статистические данные.            

Б) Дополнительные:

- Атлас Брянской области, школьные атласы для 8 и 9 кл. различных изданий

- Настенные карты Брянской области и России

- Электронные презентации «Злынка - уголок России» и «Малая родина»

- Дополнительная литература

УЧЕБНО - КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Темы занятий

Содержание занятий

Практикумы

Кол-во часов

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14-15

16

17

Наш край на карте России.

Наш край на карте России.

Историко-географические сведения о родном крае

Географическая характеристика Злынковского района

Поверхность нашего края.

О подземных богатствах родного края.

Почвы Брянской области. Охрана почв.

Хозяйственная оценка ПР области.

Внутренние воды области.

Брянские леса.

Население Брянской области.

Промышленность Брянской области.

Сельское хозяйство Брянской области.

Крупнейшие предприятия нашего края.

Социальные и экономические проблемы и пути их решения.

Сравнение ФПГ, ЭГП и ПГП Брянской области и Злынковского района.

Положение территории области в пространстве и времени.

Интересные историко-географические сведения о прошлом родного края, в т.ч. г.Злынка. Топонимика юго-запада Брянщины. Государственные символы. Знаменитые земляки. Природные и культурные памятники на территории Злынковского района.

ФГХ и ЭГХ Злынковского района. Проблемы нашей местности.

Особенности рельефа, тектонического и геологического строения территории области.

Ресурсообеспеченность территории области основными видами полезных ископаемых.

Почвы Брянской области.

Охрана почв.

Хозяйственная оценка агроклиматических и почвенно-земельных ресурсов.

Водоёмы родного края. Природное сообщество пресного водоёма.

Общая характеристика брянских лесов.

Общая характеристика населения области. Демографические проблемы.

Общая характеристика промышленности области.

Общая характеристика растениеводства области.

Общая характеристика животноводства области.

Крупнейшие промышленные и с/х предприятия нашего края

Социальные и экономические проблемы и пути их решения.

-        составление описания ФГП, ЭГП и ПГП территории по
типовому плану

-определение географических координат крайних точек и населённых пунктов области разными способами,

-        вычисление

протяжённости
территории области с помощью градусной сетки.

- определение направлений и расстояний по картам,

-определение местного и поясного времени в разных точках области

-чтение и анализ тематических карт и статистических данных.

-чтение и анализ тематических карт

-составление хозяйственной оценки минерально –сырьевых ресурсов.

- чтение и анализ тематических карт

- составление хозяйственной оценки агроклиматических и почвенно-земельных ресурсов,

- определение и сравнение типов климата по климатодиаграммам,

-        определение бассейнов и водоразделов рек,

-        сравнение режима рек Брянщины и других регионов России.

 

- чтение и анализ

статистических данных,

-чтение и анализ тематических карт

- сравнение по картам специализации промышленных узлов.

- выявление факторов,

оказывающих влияние на размещение предприятий различных отраслей промышленности

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные символы России и Брянской области

Папка содержит герб, гимн, флаг(для распечатки), фото президента, а также сопутствующие документы для оформления стенда....

Примерное тематическое планирование к учебному пособию "Граждановедение.Брянская область.5 класс" 35 часов

Планирование содержит необходимый перечень учебных часов по курсу "Брянский край" в 5 классе для школ Брянщины....

История села Овчинец Суражского района Брянской области

В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец  и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....

Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"

Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"...