Особенности проведения экскурсий в Государственном музее-заповеднике "Петергоф"
статья по краеведению на тему

Лимонова Вероника Михайловна

Петергоф – это большой памятник культуры, который усилиями тысяч человек сохраняет часть истории нашей страны. Огромное количество туристов приезжает каждый год, чтобы вживую увидеть великолепие дворцово-паркового ансамбля, окунуться в эпоху великих правителей и узнать об особенностях царской жизни. Дать как можно больше интересной информации, оставить хорошее впечатление от своего города и зародить желание вернуться сюда снова – не что иное, как обязанности экскурсовода, «проводника» в другую эпоху.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vedeniya_ekskursiy_v_gmz_petergof.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Петергоф – это большой памятник культуры, который усилиями тысяч человек сохраняет часть истории нашей страны. Огромное количество туристов приезжает каждый год, чтобы вживую увидеть великолепие дворцово-паркового ансамбля, окунуться в эпоху великих правителей и узнать об особенностях царской жизни. Дать как можно больше интересной информации, оставить хорошее впечатление от своего города и зародить желание вернуться сюда снова – не что иное, как обязанности экскурсовода, «проводника» в другую эпоху.

В настоящий период в городе Петергоф насчитывается двадцать пять музеев, каждый из которых запечатлел отдельную страницу в истории отечественной художественной культуры. Петергоф – это главная загородная императорская резиденция. Русские монархи в ней не только отдыхали, но и творили российскую историю. Ежегодно по всем двадцати пяти музеям проводится около пятидесяти тысяч экскурсий. К ним относится индивидуальное экскурсионное обслуживание, экскурсионное обслуживание в парках, экскурсионные интерактивные мероприятия в музеях и парках. В настоящее время в экскурсионном отделе ГМЗ «Петергоф» работают пятьдесят экскурсоводов, а в летний период их количество увеличивается до двухсот человек. Экскурсовод водит экскурсии по конкретному туристическому маршруту или объекту. Сегодня в Петергофе для экскурсионного осмотра и прогулок открыты обширные парки: Верхний сад, Нижний парк – ансамбли петровского времени, и парки первой половины XIX века – Александрия, Колонистский, Луговой; действуют шесть художественно-архитектурных музеев: Большой дворец, Монпезир, Екатерининский корпус, Марли, Эрмитаж, Коттедж; три монументальных каскада, 173 фонтана. Сама экскурсия представляет собой процесс познания предметов и явлений мира, в котором мы живём, а руководителем этого процесса является квалифицированный специалист-экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсии по паркам должны носить искусствоведческий характер, важно провести анализ архитектурных сооружений, произведений скульптуры, фонтанного искусства. Необходимо называть то или иное направление архитектуры, скульптуры, паркостроения, раскрыть исторические причины, благодаря которым они прижились в России.

В экскурсиях рекомендуется цитировать выдержки из архивных материалов, мемуарной литературы по Петергофу, рассказывать о том, каким видели Нижний парк поэты, воспевшие его в XVIII-XX вв., оживлять экскурсионный рассказ интересными бытовыми подробностями. Что касается музеев, экскурсовод обязательно должен в своём рассказе подчеркнуть уникальность и мемориальность его коллекции, охарактеризовать её, описать наиболее интересные события, которые происходили в стенах музея. А также сообщить о мероприятиях по сохранению этого памятника до революции, после войны и в последние годы. Экскурсовод должен быть эрудированным и очень артистичным человеком, должен любить и уметь выступать перед публикой. Ему необходимы: хорошая память, интерес к новым знаниям, ответственность, уравновешенность, доброжелательность, готовность к общению с самыми разными людьми. А так - же хорошее здоровье, потому что экскурсоводу приходится много времени проводить на ногах в постоянном общении. Он должен много знать о местах, по которым водит туристов. Всё, что положительно характеризует экскурсовода (знание, умение, навыки), прежде всего, основано на его способностях выполнять порученную ему работу. Экскурсия обычно не превышает нескольких часов, и подготовка к ней делится на три части: -повторение индивидуального текста -припоминание требований методической разработки экскурсии -восстановление в памяти маршрута При этом экскурсовод должен чётко и направленно формулировать мысли, правильно с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий, которые должны быть отражены в их сознании от эпохи Петра I до эпохи правления Николая II. Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода. При этом главную роль играет убеждённость специалиста, основанная на его знаниях и активной жизненной позиции. Экскурсовод должен обладать такими навыками, как культура речи, уместное использование мимики и жестов во время проведения экскурсии. Он должен уметь работать с раз - личными возрастными и социальными группами: как со взрослыми, так и с детьми. Музеи могут и должны быть интересны детям. В ГМЗ «Петергоф» для них разработаны специальные образовательные программы, рассчитанные на посетителей всех возрастов: от самых маленьких, дошкольников, делающих первые шаги в ознакомлении с музеем, до школьников-старшеклассников. Авторские экскурсии помогают сделать музеи привлекательными для детей. За учебный год проводится около 250 авторских экскурсий. Работа с детьми в музее-заповеднике ведётся по следующим направлениям:

- тематические экскурсии;

- театрализованные экскурсии;

- школа юного экскурсовода;

- музейные уроки для дошкольников;

- занятия в парке Александрия.

Хочется, чтобы интерес к музеям Петергофа возник у детей с юных лет. Сочетание красоты дворцов и парков, ощущение волшебства сказок вызывает у детей радость от посещения музея и желание прийти в него вновь. Экскурсоводы парка рассказывают детям о том, как летом в Петергофе жили императорские семьи, чем занимались и как отдыхали их дети, как отмечали различные праздники. На сегодняшний день Петергоф - это единственный музей в нашей стране, где дети наравне со взрослыми работают экскурсоводами. Школа юного экскурсовода насчитывает более ста пятидесяти выпускников. Почти все они после окончания общеобразовательной школы поступают в гуманитарные вузы, и многие выбирают специальности, связанные с искусством. Каждый год экскурсионный отдел организует курсы по подготовке экскурсоводов для работы в летний сезон в музеях парка, так как именно в этот период множество туристов из разных стран приезжают в Петергоф. Эти курсы посещают большое количество людей совершенно разных профессий, из чего можно сделать вывод, что профессия экскурсовода пользуется популярностью.

Публикация в журнале «THE COLLAGE» РГПУ им. А.И. Герцена: https://vk.com/doc-58717080_288201482?hash=983d60023c48442aab&dl=88afad64132e9bd1de


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Особенности проведения музейных экскурсий для детей с дефектами зрения.

Часто ли Ваши дети бывают в музеях? Такой вопрос я задала родителям на одном из родительских собраний.Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников нашей школы ни разу не ...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.

  Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.                                ...

Методическая разработка. Рекомендуемый сценарный план проведения Церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации в ходе проведения торжественной линейки, посвященной Дню знаний

В методической разработке указан рекомендуемые действия знаменных групп при выносе (относе), поднятии и спуске Государственного флага РФ....

методическая разработка "Рекомендуемый сценарный план проведения Церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации в ходе проведения торжественной линейки

Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федераци...