Роль краеведческого материала в повышении эффетивности обучения отечественной истории
опыты и эксперименты по краеведению на тему

Варфоломеева Татьяна Федоровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kraevedcheskogo_materiala_v_povyshenii.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  краеведческого материала в повышении

эффективности обучения отечественной истории.

(опыт работы)

                                                                                       Милее Родины

                                                                                               Найдется ль что – нибудь?

                                                                                                      ( Лукиан II в. н.э.)

Не ослабевает интерес к событиям недавнего и более отдаленного прошлого, а особенно к ранее запрещенным темам и сюжетам Отечественной истории. Наше время позволяет прикоснуться к историческим «тайнам», увидеть «белые пятна» истории, ознакомиться с многообразием подходов  в оценке фактов, событий, деятельности людей на различных этапах развития человеческой цивилизации.  Неискушенному читателю, слушателю, а особенно школьнику подчас трудно во всем этом разобраться.  Где истина? Да и нужно ли ее искать до конца? Больше вопросов, нежели ответов. Вот почему сегодня важна точка зрения  профессионального историка, ученого, делающего выводы на основе анализа подлинных документов эпохи. Сегодня  многое предстоит сделать, переосмыслить, переоценить, сопоставить. Содержание программ дает ориентир  в отборе материала для урока.  Нужно ли сегодня говорить о роли краеведческого материала в повышении эффективности  обучения истории? Да, необходимо. Наше общество утрачивает историческую память. Оно  может жить  лишь в условиях , когда люди знают свои корни, чтят свою малую родину. Важно, чтобы история родного края рассматривалась в контексте  общих событий, не проходила мимо детей как что – то такое, что было  где – то и с кем – то, но не с нами.  Первопричина всех  печальных деформаций в нарушении корневой системы, чувства привязанности к родному гнезду, потере уважения к отцу, матери, к своему краю, могилам предков. Словом, ослабление до нулевой отметки порога подотчетности перед предтечами ( предками) и современниками, потеря совести, которая лежит в основе личного достоинства, удерживающего всех нас от падения лицом в грязь перед сородичами, земляками… Отсутствие таких перекати – поле, которым никто не указ: ни родители, ни коллектив, ни Родина. С этим нельзя не согласиться. За сорок лет  работы учителем истории мной накоплен  некоторый опыт  использования краеведческого материала на уроках и внеурочной  деятельности.  Не так просто провести урок, построенный на местном материале: недостаток времени, материала. Поэтому чаще всего при изучении Отечественной истории  использую фрагменты краеведческого материала. Трудность в том, что не хватает книг, которыми могли бы воспользоваться ученики. Приходится записывать. Начиная изучения событий XVIII века, готовлю материал по истории зарождения Балаково. Использую карту. Обращаю внимание на расположение рек Большого Иргиза и Малого Иргиза, куда придут на жительство старообрядцы, возвращенные из Польши по указу Екатерины II. Местом их поселения была обозначена и наша речка Балаковка.

  А знакомство с г.  Балаково, начинаю фрагментами из «Балаковской поэмы»  Евгения Викторовича Запяткина.

Поселению предшествовал указ

От державного лица императрицы.

Возвращаются в родное место птицы,

А вернуться человеку – самый раз.

Души падшие восприняли в огне,

И воскликнули тогда старообрядцы:

« Грех засиживаться в этой Польше,

                                         братцы,

Коли ждут нас во родимой стороне».

Все это вызывает интерес  к истории родного города. При изучении истории города использую экспонаты. Один из них – рог окаменевшего  древнего быка, обнаруженный инженерно – геологической экспедицией № 27 при рытье котлована под здание Саратовской ГЭС. Этот экспонат  - часть огромного кладбища костей.  

При изучении истории первобытного общества учащиеся могли не просто наблюдать находку, а некоторое время становились исследователями. Им были предложены вопросы:

1.Как могли эти огромные животные попасть в нашу местность?

2.Какая  прослеживается связь между оледенением на Земле  и таянием  ледника?

3.Проследите по карте, где проходит южная граница оледенения? Как она располагается относительно территории нашего города?

4.Предположите, чем могли питаться такие животные?

Работа с экспонатами приобщает к поиску, восприятию  целостности исторического процесса, взаимосвязи его звеньев, развивает любознательность.  Большую роль на уроках играет работа с историческими источниками. Источник – это документ, опираясь на который, дети могут извлекать необходимую информацию. Считаю, что по объему  источник не должен быть большим, но достаточно насыщенным фактами. Уроки, содержание которых стоятся на краеведческом материале, готовятся заранее. Им предшествует поиск материала, который ведут учащиеся, получая консультации.

Урок «Балаково в 60- 70 годы» строился на поиске материала в музее истории города, часть урока строилась на моем рассказе, поскольку, я была ученицей средней школы 52,  и нас учеников школ города  привлекали  работать на  благоустройстве территории  Саратовской ГЭС, шлюзовых камер, завода запасных деталей. А за хорошую работу нашему классу была организована экскурсия на ГЭС, тогда еще турбины монтировались, на крышу поднимались по лестнице, экскурсию проводил директор станции, Герой социалистического труда Иванцов.  Урок проводился в форме устного журнала. Ученики готовили сообщения – страницы журнала:

1.Балаково глазами очевидца.

2.Строительство Саратовской ГЭС и комбината Химволокно.

3.Развитие транспорта. Первый троллейбус на улицах Балаково

4.Образование и культура.

Так устанавливалась связь материала урока с проблемами социально – экономического развития страны в 60 – 70 -е годы.

Многообразные формы и внеурочной работы связанные  с краеведением. Практикую работу кружков по истории родного края в начальной школе. Считаю, что это пропедевтическая работа, позволяющая   привить интерес учеников начальной школы к изучению курса истории страны и малой Родины.   С городом Балаково связано много интересных событий. По праву считаем своим земляком изобретателя первого гусеничного трактора Ф.А. Блинова, его ученика Я.Мамина изобретателя колесного  героя гражданской войны В.И. Чапаева, искусствоведа В.М. Лобанова, изобретателя подводной лодки  Перегудова. Балаково родина талантливейшего актера Е.А. Лебедева. Наш город- город  строителей, энергетиков, химиков, художников.

В 60 – 70 –е годы в Балаково жил художник – фантаст Геннадий Голобоков. С шестнадцати лет он оказался прикованным к постели, купаясь в реке, сломал позвоночник. Но оказался сильным духом. Начал писать картины, стихи. Две его картины находятся в космическом центре США – Хьюстоне. Картины его посвящены космосу, простым труженикам.  Появились и поэтические  строки о нем.

Он о звездных мирах мечтал

И, полотна свои создавая,

К свету, разуму всех призывал,

В мирный космос душой улетая.

А еще он писал по ночам

О Земле, о любви, о Волге…

Пусть же память о нем

                          будет долгой,

И не гаснет его свеча.

В изучении истории Балаково и Саратовской области помогают музеи:  дом- музей В.И. Чапаева, музей истории города, филиал Саратовского музея имени А.Н. Радищева,   музеи школ города, воспоминания  ветеранов.

Таким образом, практика показывает, что изучение истории края, грамотное применение краеведческого материала на уроках делает их эффективными. Это выражается в том, что дети, приобщаясь к изучению истории края, получают дополнительные знания, конкретизируется материал учебника, развивается мышление, появляется вкус к поиску, открытию, пусть маленькому, но самостоятельно сделанному. И еще итог – это нравственное воздействие на учащихся, под влиянием которого формируется устойчивый интерес к изучению отечественной истории.

Хорошо на планете,

Где подспудны морозы,  

Где светило без пятен

И неведомо зло.

Но живешь на земле ты,

Где бурунятся грозы,

Где вольна еще зависть

И не вечно тепло.

Значит, надо быть твердым,

Чтоб противиться злобе.

Значит, надо быть сильным,

Не клонясь на ветру.

Значит надо быть добрым,

Чтобы пятна на солнце

Растопились, как льдинки

От тепла твоих рук.

                                                                           ( Стихотворение  Г. Голобокова)

                         

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественных конкурсов в повышении мотивации обучения изобразительному искусству»

Конкурсы открыли таланты среди учащихся школы, многим ребятам помогли поверить в свои силы, поступить в художественные школы, учебные заведения художественного направления и серьезно заняться искусств...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...

Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку

Материалы краеведческого характера являются важным источником стимулирования интереса к изучению английского языка. Изучение родной культуры есть ключ к пониманию культуры иностранной....

Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...

Использование местного краеведческого материала для комплексного изучения природы и истории Губкинского городского округа

В статье рассматривается использование краеведческого материала территории Губкинского городского округа на уроках и во внеурочной деятельности....