Исследовательская работа "они были в то время детьми "
проект по краеведению (6 класс) на тему
Аннотация
Цель: найти и собрать информацию о жизни детей во время войны, используя рассказы очевидцев того страшного времени - моих земляков.
Методы исследования:
- сбор и изучение значимой информации, в том числе, периодической печати;
- анализ художественной и исторической литературы;
- аналитический метод;
- интервьюирование;
- обработка информации.
Приемы, использованные в работе:
- доказательства;
- обобщение;
- использование аналога;
- выдвижение гипотезы.
Полученные данные:
- расширила знания о героической истории нашего народа, его боевых традициях;
- узнала, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны»;
- оформила материал о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы для показа учащимся.
Вывод:
Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, и искалеченное детство. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали на полях. Дети, своим тяжким трудом, приближали победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oni_byli_v_to_vremya_detmi_dlya_poliny.docx | 40.62 КБ |
oni_byli_detmi.pptx | 714.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрайонный конкурс
проектных и исследовательских работ учащихся
«ОТКРЫТИЕ»
Секция: Общественные науки
Тема: «Они были в то время детьми»
Автор работы: Короткова Полина Андреевна,
ученица 6 класса МБОУ «Бухоловская СОШ»
Руководитель: Грачева Октябрина Анатольевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Бухоловская СОШ»
2016
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………………..4
2. Дети оккупированных территорий ………………………………………………………7
3. Мои земляки – дети войны……………………………………………………………….8
4. Заключение………………………………………………………………………………14
5.Список литературы………………………………………………………………………15
Аннотация
Цель: найти и собрать информацию о жизни детей во время войны, используя рассказы очевидцев того страшного времени - моих земляков.
Методы исследования:
- сбор и изучение значимой информации, в том числе, периодической печати;
- анализ художественной и исторической литературы;
- аналитический метод;
- интервьюирование;
- обработка информации.
Приемы, использованные в работе:
- доказательства;
- обобщение;
- использование аналога;
- выдвижение гипотезы.
Полученные данные:
- расширила знания о героической истории нашего народа, его боевых традициях;
- узнала, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны»;
- оформила материал о людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы для показа учащимся.
Вывод:
Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, и искалеченное детство. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали на полях. Дети, своим тяжким трудом, приближали победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними.
Введение
«Я раненым детством войну проклинаю…»
Т.Посысаев
70 лет минуло, как отгремел, отплясал и отплакал великий майский день – самый счастливый и самый горький наш праздник. Почти не осталось тех, кто участвовал в боях Великой Отечественной войны. Однако живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
Они сегодня ветераны войны. Они могут рассказать нам о ней, какой её знают и помнят. Это и стало поводом и целью моей работы. Записать подлинные воспоминания очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.
На встречах с ветеранами, убелёнными сединами, я поняла самое главное, что всё уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Не уходит душевная теплота, желание общения, … Сколько же раз каждый из тех с кем я встречалась, сказал мне: «спасибо».
За что спасибо? Наверно, за то, что я заговорила с ними, за то, что выслушала. А может быть и за то, что небезразличны современные дети к боевым и трудовым подвигам живых свидетелей того страшного времени.
Значит, я прикоснулась к значимой теме, значит, она актуальна.
Это нужно нам, чтобы понять каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Чтобы понять как благодаря и их детскому труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию пришла Победа.
Я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее и по жизням взрослых россиян, и лишившее детства самых маленьких жителей страны никогда не должна повториться.
Объект исследования: наше село во время Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жители деревни Степаньково, что они помнят о Великой Отечественной войне.
Цель исследования: найти и собрать информацию о жизни детей во время войны, используя рассказы, о том страшном времени, очевидцев - моих земляков.
Задачи исследования:
- расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях;
- изучить деятельность и образ жизни детей военного времени, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей;
- побеседовать с людьми села Степаньково, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны и оформить этот материал для показа учащимся;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины;
- научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Методы исследования:
- сбор и изучение значимой информации, в том числе, периодической печати;
- анализ художественной и исторической литературы;
- аналитический метод;
- социологическое исследование (интервью, беседы);
- обработка информации.
Основные этапы исследования:
Первый этап - подготовительный – обдумывание и выбор темы для исследования, разработка целей и задач, гипотезы исследования, выбор методов и методики исследования.
Второй этап - конструирующий - содержит непосредственно исследование.
Третий этап - корректирующий: это формулирование предварительных выводов и их уточнение.
Четвёртый этап - заключительный - подведение итогов, оформление результатов и защита работы.
Основная часть
Запоминайте нас, пока мы есть,
ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..
Э. Асадов
Люди, знавшие войну, говорят, что те четыре года помнятся, как никакое другое четырехлетие. Сегодняшние столько же дней и ночей промелькнут и не очень – то заметишь, а те в памяти у всех нас.
О чем она, память? О людях, прежде всего: себе самом, товарище, попутчике, о близком и дальнем. О том, как жили, что видели, что передумали и перечувствовали.
До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час, они показали, на что способны. Смело устремлялись, чтобы передать сообщение взрослым или пронести пленным еду. Могли прятать раненого русского солдата, а могли, как Антропов Николай, мальчик 10-лет из нашей деревни провести целый отряд лесом, чтобы для немцев было неожиданностью. Какими взрослыми становились эти маленькие дети, когда Родина в опасности.
Из приказа по немецкой армии
Из приказа по немецкой армии (1942 год): «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации - пионеров…»
Война унесла детские жизни…
Известно, что война унесла 13 миллионов детских жизней. Дети военной поры! Это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки, не знавшие детства. И сейчас, став взрослыми, живут рядом с нами. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно, есть учёные, историки, которые могут подсчитать число сожженных деревень, разрушенных городов…
1. Дети оккупированных территорий
Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата (как это произошло в семье Куликовых из деревни Новиково нашего Шаховского района). Из рассказа Скобелевой Л.А., младшей их сестры.
О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родителей. (Малютин Федор Петрович, житель нашей деревни Степаньково с 1975 года).
Об этом могут рассказать только они сами. Те, кто видел эту войну. Их судьбы такие разные и такие схожие. Война стала их общей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Из множества рассказов уважаемых земляков я выбрала несколько.
2. Мои земляки – дети войны.
Из воспоминаний Виктора Михайловича Кузнецова.
В довоенной деревне Кобылино было много домов. Она была какой – то уютной, тёплой, весёлой.
Мне еще не было девяти лет, когда началась война. Красноармейцы стояли в нашей деревне и готовились к обороне, готовились основательно. Были вырыты окопы, стояли блиндажи. Жители также вырыли у своих домов щели и окопы, чтобы прятаться от бомбежек, а также соорудили землянки. К нам в деревню прибыли подразделения дивизии Панфилова. Помню, как политработник дивизии - красивый черноволосый мужчина – гарцевал на белом коне.
Наш дом стоял на окраине. Прямо перед ним солдаты установили проволочное ограждение, а дальше шло минное поле.
Однажды мы с соседским парнем отправились на ферму за соломой, а когда возвратились в деревню, шел жаркий бой. Он продолжался целый день. Потом наши войска отступили, пришли фашисты. Они рвались к Москве.
Так в октябре 1941-го года фашисты оккупировали нашу деревню и разгуливали уже хозяевами.
Немецко-фашистская оккупация Шаховского района продолжалась 105 дней: с 13 октября 1941 года по 27 января 1942 года.
Белый конь
- Но война войной, а мальчишки есть мальчишки – народ неугомонный, вездесущий, продолжает рассказывать Виктор Михайлович. Однажды пошли мы играть в казаков – разбойников. Вышли за деревню и увидели знакомого белого коня. Он лежал у большой воронки рядом с дорогой. Неподалеку стояла рига, забитая льном. Мы забрались в нее и обнаружили мертвого гитлеровца. Испугавшись, побежали в деревню. По дороге встретили колхозного пастуха и рассказали ему все. Чтобы не навлечь опасность на всю деревню, тот велел самому старшему из нас идти в дом, где остановился фашистский офицер и все рассказать.
Гитлеровцы вынесли труп. Ни оружия, ни документов у убитого не нашли. Китель в крови и в кулаке было что – то зажато. Офицер тросточкой стукнул по руке, и на снег выпала нашивка политработника. Старики в деревне говорили, что раненый политработник, под которым убило лошадь, по - видимому прятался в сарае. А когда по кровавому следу туда заглянул фашист, придушил врага и взял его оружие.
Гитлеровцы три дня искали кого-то в окрестных лесах, но не нашли.
В январские дни
- Весть о разгроме фашистов под Москвой быстро облетела окрестные деревни. Немцы отступали и вновь появились в нашей деревне. Они мерзли, у них начались проблемы с подвозом питания.
А потом привели к нам в избу пленных. От степаньковских мужчин в деревне узнали, что красноармейцев при отступлении фашисты решили расстрелять. Ночью им организовали побег. Устраивать погоню наутро у гитлеровцев не было времени. Далеко в лес они заходить не стали. Постреляли для острастки из автоматов и все. Но днем, откуда - то привезли мужчину в тулупе и кубанке. На шее у него была повешена доска с надписью «Русский партизан». Согнали местных жителей и повесили пленного. Старики на краю деревни его похоронили и вроде как нашли записку в кармане с именем его. Сказали вслух фамилию и мы ребятишки долго вспоминали его. Много позже, уже к 40-летию Победы приехал какой-то человек в деревню. И стал он говорить, что пришло извещение и сообщалось, что пропал без вести отец. Перед извещением отец присылал письмо из д. Кобылино вашего Шаховского района. Тут я вспомнил и сказал этому человеку фамилию того пленного, правда не совсем правильно ударение поставил. Вроде как совпало все. Приезжает теперь уже внук на братскую могилу. Приезжает из Татарстана Загреев Мансур Максутович, оказывается это его дедушка был.
Еще очень помню, как работали и ели впроголодь.
Зернышки на ладони.
В деревне остались старики, женщины и дети. А фронту требовался хлеб. И надо было его растить. Взрослые пахали землю даже на коровах, мы малышня боронили. И слезы наворачиваются на глазах. Было такое, что укусит слепень корову, а она прыгнет в сторону и гляди того, что тебя раздавит. Чтобы запрячь корову или лошадь, мы долго водили ее по полю, ища какое-либо возвышение. Взберешься на пенек или камень, лишь тогда можно было накинуть лошади хомут на шею. Вот такие мы были маленькие. Работали даже ночью, или нам так казалось. Жутко уставали. Сушили обмолоченный хлеб дома, в печах. Помню, дома нет и кусочка хлеба, а мама выгребает рожь из печки, ссыпает в мешки. И прежде, чем отнести их на склад, снова заглядывает в печь и гусиным крылом выметает оставшиеся зернышки в ладонь, а потом в мешок.
А вечером в этой же печи пропахшей хлебом мама пекла на ужин лепешки из травяной муки.
Тот хлеб, который мы растили и убирали с взрослыми, просить было не велено. Он был святой, он шел на фронт, он приближал Победу. Мы слово хлеб писали с большой буквы.
Что было после войны?
Закончил Кобылинскую школу. Работал в колхозе. В 1952 году пошел в армию и направлен был в годичную школу командиров. Затем послали в военное училище в город Ростов. Там стал командиром экскаваторного отделения. После армии вернулся в деревню Кобылино, где познакомился со своей будущей женой – Анастасией Васильевной. В 1956 году поженились и живем вместе, скоро будем отмечать юбилей - 50 лет.
У Виктора Михайловича много заслуженных наград: многочисленные грамоты, «Ветеран труда», юбилейные медали, к 70-летию Победы получил еще одну.
Из воспоминаний Анастасии Васильевны Кузнецовой
Родилась в д. Татаринки Шаховского района в 1930 году.
Наступила осень 1941 года. В один из дней всех предупредили о наступлении фашистов и посоветовали спрятаться в лесу. Люди шли, не выбирая дорог. Когда остановились, то оказалось, что моих родителей рядом не было. Холодную и сырую ночь провела с односельчанами. Утром, посоветовавшись, люди решили посмотреть, что делается в покинутой ими деревне. Выяснилось, что наши части отошли без боя.
Конечно, за оккупацию страху натерпелись. Мародерничали фашисты в деревне, забирали из дома все, что им понравится, но особенно не зверствовали. Нередко у односельчан на улице прямо с ног снимали валенки.
Деревню нашу при отступлении не стали жечь, а может быть, не успели. Мы не видели детства. Работать начала с 9 лет. Общий стаж - 50 лет. Ни отпусков, ни выходных. Зимой возили дрова на санках. Застрянем в снегу, дрова рассыпятся, снова поднимаем. Работать приходилось много.
Похоронки шли подряд. Но каждая семья ждала писем с фронта, их тоже было много. Патянька (так звали дедушку) работал почтальоном. Когда ему было некогда, выполнял другую работу, я брала по пути из школы почту и разносила.
Уроки учили по одной книжке на несколько человек. Пока книжку ждем, чешем шерсть. Ни ниток, ни иголок не было. Зимой вязали носки, варежки, свитера, шарфы, зашивали в мешковину и отправляли на фронт.
Разносолья не было, если маманька блины пекла, то это был праздник.
Известие об окончании войны узнали в школе от учителя Трисветова П. И.. Уроки сразу же были отменены. Все радовались, кричали «Ура!», и плакали кто от радости, а кто от горя потери близких.
Вышла замуж за Виктора Михайловича. Вырастили троих детей. Все живут в городе Москве. Дети и внуки приезжают на лето. Виктор Михайлович, заядлый гармонист играет и поёт, а мы слушаем, подпеваем и много говорим о нашем детстве, которое выработало у нас трудолюбие и любовь к жизни.
Список
Составила я список жителей деревни, которые рождены до войны и военное время, получилось 62 человека. Со многими я встретилась, записала их рассказы.
«Родом из войны» это о Гниловой (Васютиной) Алле Андреевне.
Родилась она 16 мая 1939 года в Донецкой области, проживает в нашей деревне с 1995 года. Когда началась война, ей было два года. Она рассказывает: «Мало, что помню». Жили на хуторе. Было несколько дворов. Отец, Васютин Андрей Петрович, ушёл на фронт. Дома остались мама, Васютина (Носова) Матрёна Егоровна и сёстры: Лена, Тома, Нина. Хорошо помню один случай. «Неподалеку от хутора начался бой. Кругом степь и холмы. Мама и другие женщины собрали детей в одной из комнат большого барака. Было только одно окно. Всем детям хотелось посмотреть, что происходит на улице. Уже вечерело. Хорошо было видно зарево от пожаров и взрывов. И вдруг все это закрыло какое-то белое полотно. На следующий день, после боя, оказалось, что это белое полотно на самом деле огромный белый немецкий конь. Конь из деревни не ушёл. Жители спрятали его, а после войны он помогал деревни выжить: возил бочки с водой, продукты, пахал землю».
Алла Андреевна помнит, что после боя, когда немцы шли с Красноармейска на Константиновку, все жители бегали собирать раненых. Носилок не было, поэтому раненых носили на широких тряпках. Собирали и своих и немцев. Не оставляли никого.
Время после войны было очень тяжелым. Ранней весной, когда запасов с зимы уже не оставалось, а сажать было ещё холодно, люди начинали голодать. Алла Андреевна вспоминает, когда она сидела на призбе - ступеньке от дома и нажимала на свои опухшие от голода ноги, то была довольна, что пополнела. Она не понимала, что это от голода. Мама и сестренки понимали, что без еды дочке больше не прожить. Она велела старшим детям – Нине и Томе бежать на холм, посмотреть, не появились ли суслики. Они побежали, бегут обратно весёлые, значит появились. Взяли ведра и на речку, потом обратно на холм. Зальёшь в норку воды, а суслик из другой показывается. Ты его хвать. Так и набрали. Принесли домой, разделали. Алла Андреевна помнит, как жарили это мясо, а потом ели. Так девочка и выжила.
Наша землячка.
Киселева Людмила Александровна родилась в деревне Луьяново, в 1939 году. Людмила Александровна рассказывает: «В нашей семье было семь детей: пять девочек и два мальчика. Отец не воевал. Но перед приходом немцев в деревню, кто-то постучал в окно. Отец вышел, а затем сказал маме, что уйдет с партизанами. Больше он домой не вернулся. Брат, с 1924 года рождения, ушел на фронт и пропал без вести. На другого брата пришла похоронка, а он вернулся с войны. Когда оккупировали деревню в октябре 1941 года, то мы несколько дней жили на улице, в окопе, было страшно. Вдруг гранату туда бросят. Я хоть и маленькая была, продолжает Людмила Александровна, но понимала, что это чужие дядьки. Они плохие. Как могла с ними боролась. Однажды сварил немец кисель и протянул мне, но я не стала. Мама часто плакала и ругала немцев потихоньку.
После войны закончила семь классов и пошла работать. Мама инвалид, а у неё пятеро детей. Много трудились. Сейчас нас три сестры осталось».
Тяжелая судьба земляков
Тяжелая судьба была и у Луизы Васильевны Андреевой (Селезневой), жившей в селе Васильевка. Рано умер её отец. С сестрой Катей пасли телят. Замечательный человек, наш земляк Сахаров Юрий Алексеевич. Мы от него много узнали. Что была в нашей деревни маленькая электростанция. Она работала на торфе. Добывали торф для неё с местного болота. Он много говорил о том, как учились в школе. Он всех учителей помнит.
В войну умерли два маленьких брата. Они родились совсем перед оккупацией. Кормили малышей едой не качественной. Они и умерли.
Рассказывал, как служил в армии. Очень понравилось разговаривать мне с Юрием Алексеевичем. Земляки называют его тружеником великим. Рассказы можно продолжать…
3. Заключение
Таким образом, в ходе моего исследования сделана попытка обратить внимание на малолетних детей военного времени, которые были лишены нормального детства. Можно сделать следующие выводы. Дети и война…
Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и мы молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! До сих пор не отдана дань всем категориям людей, переживших событии Великой Отечественной войны. А люди достигают преклонного возраста, уходят из жизни. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам.
Владимир Путин 9 мая 2015 год
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
5. Список использованной литературы
1. Бака В.И. и др. Шаховская – сторона родная. , 2006. С. 280-282
2. Жигарев А.М. Несгибаемый Федотов. Провинциальные хлопоты, 2005, №14,
с. 12-19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: - сохранить исторические сведения очевидцев для потомков Задачи: - расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях; - записать рассказы жителей Степаньково, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны и оформить этот материал для показа учащимся.
«Запоминайте нас, пока мы есть, ведь мы еще на многое сгодимся. Никто не знает, сколько мы продлимся, а вот сейчас мы с вами рядом здесь!.. Э. Асадов «Я раненым детством войну проклинаю…» Т.Посысаев
Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата (как это произошло в семье Куликовых из деревни Новиково нашего Шаховского района). О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родителей. (Затем жил в деревне нашего района).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Главные задачи организации исследовательской работы школьников: § активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения;§...
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика
Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.
Разработка занятий кружка по изобразительному искусству в 5-6-х классах по теме "Открытка своими руками" как проектно-исследовательская деятельность. В процессе работы над проекто...
Исследовательская работа «Превед, Медвед!», Или время собирать ошибки
За довольно короткий срок Интернет подарил нам сразу целый словарь, который выходит на улицы, который используют дети и подростки и который может повлиять на языковые нормы. Исследовательская работа п...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
Сценарий ЛМК "Так было во все времена"
Разработка предназначена для использования во внеклассной работе по истории, а также мероприятий патриотической направленности....
Презентация к ЛМК "Так было во все времена"
Презентация предназначена для сопровождения литературно-музыкальной композиции "Так было во все времена"...