Проект "Живи, родник, живи!"
проект по краеведению (6 класс) на тему

Романцова Галина Николаевна

Малая родина неповторима. В ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней все родное и знакомое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места. Преемственность поколений помогает нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою уверенность в земле предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Первомайская ООШ»

      Живи,

     родник,

       живи!

Автор: Николаев Антон, 6 класс

                         Руководители: Романцова Галина Николаевна, учитель биологии

                         Шаварова Татьяна Александровна, учитель географии

                                         

                                  2017 год

                            Продукт исследования

Родник, вода из него

                                             Ход проекта

I этап – мотивационный:

а) определил цели исследования,

б) продумал план работы и пути его реализации

II этап – практически – исследовательский:

а) походы к источнику, изучение истории моего края, анализ качества воды в роднике;

б) подготовка и выполнение проекта.

                                                 Цель проекта

1.Комплексное изучение источника.

2.Создать буклет по святому источнику с целью привлечения туристов.

3.Познакомить учащихся школы с проектом о святом источнике.

4.Разместить материалы об источнике на сайте школы, района, региона.

5.Включить материалы проекта в проектную деятельность Филлиповой Р.В., учителя МБОУ «Ильинская СОШ» для создания туристического маршрута от д. Бенцы до с. Ильино.

                                                Задачи проекта

-собрать информацию об источнике;

-провести исследование качества воды;

-познакомить учащихся школы с историей источника

                                              Продолжительность

2 месяца

                                                    Описание проекта

                                                                         На нашем шарике земном,

                                                                             Где мы родились и живем

                                                                         Где в травах летняя роса,

                                                                           И голубые небеса,

                                                                           Где море,горы,степи,лес –

                                                                           Полно таинственных чудес.

Малая родина неповторима. В ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней все родное и знакомое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места. Преемственность поколений помогает нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою уверенность в земле предков.

                                                                        … Все то, что было в бездне дней,

                                                                        Не меркнет в памяти моей,

                                                                        И нет желанней ничего,

                                                                        Чем образ края моего.

                                                                                                           К.Б.Бальмонт

                       Что такое родник и источник?

                                   

Свою работу я начал с изучения литературы по данному вопросу. Читал словари,справочники,энциклопедии,учебники. Искал информацию в Интернете.

Родником или ключом, источником обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются естественными уникальными водоемами. Большинство российских рек и водоемов порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счет более глубоких водоносных слоев, куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают. Подземные воды находятся в полостях, порах и трещинах горных пород в верхней части земной коры.

Верхняя граница водонасыщенной зоны называется зеркалом или уровнем подземных вод. Там, где водоносные горизонты пересекаются с земной поверхностью, возникают источники. Поскольку глубина грунтовых вод меняется в зависимости от сезона и количества выпадающих осадков, источники могут внезапно исчезнуть, быть просачивающимися.

     Какой природный объект на территории  на территории

                            родного края я буду изучать?

В деревне Шишово Западнодвинского района Тверской области есть поистине святое место, куда не зарастала народная тропа на протяжении столетий. Это источник с необыкновенно чистой водой – «ключ», как принято в нашей местности называть природные родники, выходящие на поверхность и приносящие из ее глубин такую воду, что попьешь, умоещься – и, кажется, поздоровел и помолодел на десятки лет!

 Находится этот источник на юго- западе  деревни в 700 м от дороги и 500 м от р. Западная Двина. В 300 м от ключа находится еще одно уникальное место- дубрава. Она была исследована ребятами экологического клуба «Чилим»         МБОУ  «Ильинская СОШ» под руководством Филипповой Р.В.

                          Из прошлого моего края

Раньше рядом с шишовским «ключом» стояла часовенка. Было это, по рассказам старожилов еще до войны…

Из воспоминаний Ивановой Марии Ивановны (1931 г.р.), уроженки д.Пунёво Западнодвинского района Тверской области.

« Часовенку помню. Была она деревянная, в форме восьмиугольника»

Из воспоминаний Васильевой Татьяны Федоровны (1928г.р.), уроженки д. Пищулино Западнодвинского района Тверской области.

« В деревне Агрызково была церковь. Часовня, как и церковь, стояли еще до войны. Часовня была при церкви и находилась в д. Шишово. Здание церкви было сложено из кирпича. Часовенку строили наёмные плотники из г.Велиж Смоленской области, она была двухэтажная. Внутри часовенки находился родник. Церковь и часовню закрыли еще до войны, в1935 году. Службу в церкви и часовенки вели 3 батюшки. Один был пожилой. Он вскоре умер и был похоронен на кладбище в д. Агрызково. Кладбище также принадлежало церкви. Двух остальных батюшек забрали военные и куда-то увезли. В Здание часовни вскоре разобрали и перевезли на клуб в д. Агрызково. В этом клубе военные артисты ставили концерты для солдат. Затем в здании часовни-клуба был склад, сортировка, в котором хранили зерно и его сортировали»

Из воспоминаний Морозовой Елены Леоновны (1918 г.р.), уроженки д.Пищулино, Западнодвинского района,Тверской области .  

Часовня была огорожена деревянным частоколом. Имелся сторож. В часовне справляли церковные праздники 3 раза в год: на Спас, Илью и Николу. Выезжали купцы на лошадях. Стояли столы, продавалась еда. Мать давала нам с сестрой 15 копеек. Конечно, и служба проходила. Служба заканчивалась- и мы домой. Мне тогда было 15 лет.

Меня заинтересовало: почему здание часовни было построено в виде восьмиугольника?

Оказываетя восьмиконечная звезда в христианской символике несет глубокий смысл:

- она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека;

-восьмиконечная звезда является символом Богородицы;

-восьмиконечная звезда образуется совмещением четырех квадратов; квадрат символизирует прочность веры, четыре стороны света, четыре Евангелия; совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир;

-само число восемь символично в христианстве:

- Христос воскрес на восьмой день по древнееврейскому календарю;

-грядущее Царствие Небесное – это царство «восьмого века», которое наступит после Второго Пришествия Христа.

                       Исследование воды.  

19 января этого года я посетил источник. Температура воздуха была -25 градусов. Но ключ не замёрз. Я набрал воды и провёл исследования.

-Какое тепловое ощущение возникает при питье воды из источника?

Вода ледяная.

-Прозрачность воды.

Прозрачная

-Цвет воды.

Бесцветная.

-Имеет ли вода запах и какова его интенсивность?

Запаха нет.

-Характер запаха.

Запаха нет.

-Вкус воды.

Безвкусная.

-Есть ли осадок после суточного отстаивания воды в трёхлитровой банке?

Есть.

-Какой осадок?

Плотный, желтоватый.

-Как смывается мыло при мытье рук?

Медленно.

-Как изменяется в воде цвет сока свеклы?

Цвет малиновый – среда кислая.

-Образуется ли накипь или рыхлый осадок после кипячения воды?

Нет.

-Цвет накипи.

Нет.

-Возникли ли недомогания при использовании воды?

Нет.

Вывод: вода в роднике чистая, прозрачная, пригодна для питья.

                 Живи, родник, живи!

Со временем источник пришел в запустение. Ходить- то люди за водой , ходили, а вот ухаживать за ним охотников не было. До лета 2005 года. Пока не приехал погостить на свою родину, к брату, Михаил Сергеевич Кондратенков, житель Москвы. И дал он источнику , который в их семье почитают как святой, вторую жизнь.

Нанял местного предпринимателя, чтобы тот с техникой очистил родник. Потом сам убрал весь мусор, привез и установил бетонное кольцо вокруг ключа, отвел от него трубу, чтобы водичка бежала дальше, сделал металлическую крышку, установил на ней крест, расчистил и подсыпал песком дорожку, оттер от природных наслоений камни. Помогали Михаилу Сергеевичу его брат и сестра. Всё на свои средства и своими силами. «Хочу, чтобы не исчез святой источник, и народу было хорошо, память о нас осталась» - сказал Михаил Сергеевич. И в этом же 2005 году на источнике был совершён молебен отцом Павлом и отцом Тарасием.

6 января 2013 года наш источник посетили гости из Москвы – некоммерческое партнерство содействия развития орнитологии  «Птицы и Люди»

Я хочу, чтобы о нашем роднике знало как можно больше людей, и чтобы то место, где он находится, было красивым и ухоженным. Поэтому, с ребятами нашей школы мы решили посадить деревья и ухаживать за святым источником.

 

 

                           Литература.

1.Коробейников Л.А. Практическая экология для школьников

2.Газета «Авангард», октябрь 2005 год.

3.Герасимова Т.П. География


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"

тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...

"Живи Родник Живи"

Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....

Мероприятие "Живи, родник, живи!"

Внеклассное мероприятие "Живи, родник, живи!"...

Живи, родник, живи...

           На уроке технологии наш 7 класс вместе с учителем Бронниковой Людмилой Ивановной пошли на родник убирать мусор. Я и многие мои одноклассники не хотели и...

Социальный проект «Живи, родник, живи!»

Социальный, экологический проект по охране "Святого источника"...