«Спасители жизней солдацкихо»
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) на тему
Рассказ об односельчанах, которые в годы войны спасали раненых. Продолжили свое благородное дело в послевоенные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение | 37.78 КБ |
spasiteli_zhizney_soldatskih.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
с. Саблинское Александровский район
Александровская районная научно-практическая
конференция школьников
«Юность. Наука. Культура»
Секция: краеведческая
Название работы «Традиции и обряды села Саблинского»
Автор работы: Безручкина Анастасия Александровна.
Место выполнения работы: село Саблинское, МОУ СОШ №6,
учащаяся 9 класса.
Научный руководитель: Корявкина Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
I. Введение
Народная культура - это многовековой опыт народа, сохраненный в предметах искусства, труда и быта. Это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. В последнее время в нашей жизни происходят сложные, противоречивые события: молодое поколение стало забывать русскую народную культуру, народные традиции, наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - ценный ресурс нашей страны, залог ее будущего развития.
Тема исследования: знакомство и историей возникновения народных традиций и обрядов села Саблинского.
Цель исследования:
- Изучить народные традиции и обряды, выяснить историю возникновения народных традиций и обрядов.
- Приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков.
- Познакомить учащихся школы традициями с. Саблинского.
Методы и приемы:
- Работа с материалами школьной библиотеки.
- Беседы и опрос односельчан.
- Обращение в сельскую библиотеку для сбора информации.
- Работа с литературой по теме исследования, Интернет ресурсами.
- Анкетирование учащихся и родителей школы.
Задачи:
Исследовательские:
-Исследовать историю возникновения народных традиций и обрядов.
- Изучить традиции и обряды села Саблинского.
- Сохранить собранную информации для потомков.
- Использовать материалы исследования для ознакомления учащихся школы, родителей.
Образовательные:
- Развивать навыки исследовательской работы.
-Формировать умение работать в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать активную жизненную позицию.
-Воспитывать патриотические, нравственные качества.
Этапы реализации:
I этап. Исследовательский
-Провести анкетирование учащихся школы, родителей, жителей села.
-Изучить традиции и обряды села Саблинского.
II этап. Поисковый
-Изучить теоретические аспекты исследования.
-Проанализировать литературу, интернет ресурсы.
-Изучить материалы работы групп.
III этап. Аналитический
-Обобщить материалы исследования.
-Разработать рекомендации.
Актуальность исследовательской работы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в век компьютерных технологий, мы, молодое поколение, совершенно не знаем обычаи, традиции своего села. Нас больше привлекают игровые приставки, смартфоны, планшеты и другие новинки техники. Виртуальная жизнь интересует молодое поколение больше, чем реальная жизнь. Но ведь каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире, тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити, связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо.…А что же мы, нынешнее поколение, передадим своим детям?! Память, знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи и заканчивая страной и миром, но и хранить эту историю. Старые люди говорили: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь». Народная культура - это многовековой опыт народа. Это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Мы не можем вырасти Иванами, не помнящими свою историю, обычаи, традиции.
Гипотеза исследования:
Выдвигается предположение, что материалы, полученные в ходе исследования, помогут учащимся школы, родителям вспомнить народные традиции и обряды села Саблинского.
II. Содержание исследовательской работы
Тема исследования заключается в знакомстве с народными традициями и обрядами села Саблинского. Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на Руси христианства. Всеобщее признание они получили в народной среде лишь с конца XVI – начала XVII в. Все русские праздники выстаивались в определённую иерархическую лестницу. Главными праздниками для всех православных были Пасха, Рождество Христово, Крещение. Каждый праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. В то же время праздники имели и много общего. Необходимыми компонентом многих из них были молебен и Крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. История возникновения праздника
Крещение Господнее – один их 12-ти главных христианских праздников. Отмечают его 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан.
По евангельскому преданию к Иоанну Крестителю – простому смертному пришел тридцатилетний Иисус, чтобы принять крещение. Иоанн был удивлен: «Кто кого крестить должен?!» «Нам всякую правду надлежит исполнять», — был ответ Спасителя. Когда он принял крещение от Иоанна, раскрылись небеса и сошел Святой Дух в облике голубя. Одновременно все услышали голос с небес: «Это сын мой возлюбленный, и в нем мое благословение». По этой причине есть и другое название у праздника – Богоявление, ведь на крещении Бог показал, что он — Святая Троица: с неба с ними говорил Бог - отец, крестился – воплотившийся Божий сын, а Дух Святой сошел в обличье голубя.
Во что верил Господь до Крещения, святые книги молчат, но после Крещения Иисус искренне уверовал в святую Христову веру, в Самого себя и свои господние Истины. После Крещения Иисус, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, чтобы в молитвах и раздумьях подготовиться к той великой миссии, ради которой он пришел в этот мир. Искушаемый Нечистою силой (как любой человек), он все же 40 дней оставался без пищи и воды. Так при участии Иоанна Крестителя получило всенародное свидетельство предназначение Христа – первое значимое событие в его христианской общественной деятельности.
1.2. Главное событие Крещения
Главный символ Крещения — вода. В ночь с 18-го на 19-е с полночи до полночи она особую силу приобретает. И, прежде всего, возможность сохранять абсолютную свежесть до трех лет. К тому же капля «живой» воды море освящает, и ею можно разбавлять воду обычную, придавая ей целебные свойства.
Главное событие Крещения — великое водосвятие. В Крещенский Сочельник вода освящалась в купели, устроенной в центре храма и окруженной свечками, перевитыми лентами, которые приносили прихожане. А в день празднования верующие отправлялись к водоемам со специально вырубленными прорубями в форме креста или круга — иорданям (по названию реки Иордан, где крестился Святитель). Самые искусные мастера, после благословения батюшки готовили накануне прорубь, ступеньки и подобие аналоя с подсвечниками, деревянным крестом, украшенным ледяным голубем – символом Святого Духа. Прорубь закрывалась крышкой с колышками, и когда ее снимали, колья разбирали на счастье.
1.3. Крещенский сочельник
Приготовления к такому большому празднику начинают накануне, в Крещенский сочельник – голодный святвечер. В день Навечерия готовят последнюю из праздников рождественского цикла кутью – Голодную. Свое название он получила потому, что с момента ее употребления и до выноса свечи после литургии в храмах и освящения воды в знак особого уважения к празднику был самый строгий пост – даже дети ничего не ели «до звезды». Остатки кутьи скармливали домашней птице, а в отдельную посуду откладывали «на судьбу» по три ложки всех блюд, что были на столе: вареников с капустой, жареной рыбы, гречневых блинов, взвара. Предназначались они тому, кто последним возвращался с реки, поэтому все старались успеть к столу вовремя.
1.4. Традиции празднования Крещения
Праздник Крещения традициями и обычаями очень богат, сам день буквально расписан: когда праздновать, когда пищу вкушать, когда спать. И все это — с пользой для тела и души.
В сочельник хозяйки пекли обрядовую еду – печенье «Кресты». Утром полагалось первым съесть именно его, запивая святой водой. Некоторые печенья были именными: хозяйка для себя помечала тмином, маком, изюмом каждое. Готовые печеньки могли рассказать, какой жизненный крест в этом году придется нести каждому члену семьи. Ровно выпеченный румяный крест говорил о достатке и благополучии. У того, кому предназначался такой крест, можно было искать в этом году совета и помощи. Раскрошившееся горелое печенье предсказывало не самые светлые перемены в судьбе. Полусырой крест вещал о болезнях. Неудачные кресты есть не полагалось. Их скармливали птицам, чтобы они унесли печаль в небо. Все это происходило втайне от тех, кому они предназначались. Взамен им выдавались запасные красивые и благополучные печенюшки — кресты.
1.5. Обряды Крещения
В ночь на Крещение (ближе к утренней звезде) по преданиям небо открывается, и Бог внимает всем нашим молитвам и желаниям – можно смело дожидаться условленного часа и загадывать, вглядываясь в небо. Гадания в основном были такие же, как и на святки, кроме гаданья с кутьей, когда гадалки прятали под фартуком еще горячую кутью, выбегая с ней на улицу и швыряя в лицо первому встречному, выспрашивая его имя. Другой вариант еще экзотичнее: девушки нагие в Сочельник выходили на улицу после заката солнца, «пололи» снег, забрасывая его через плечо и прислушиваясь: куда упал, туда и замуж пойдет.
Устраивались на Крещение и девичьи смотрины. Все девушки в лучших нарядах выстраивались у проруби, а парни с родителями ходили и выбирали. Девушку не только придирчиво осматривали, брали за руку – если холодная, толку в хозяйстве мало будет (варежки одевать запрещалось).
В крещенскую ночь на столе надо поставить серебряный сосуд со свежей водой. В полночь на поверхности появляются волны, возвещая о крещении Спасителя, и с того часа вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, освящать свой дом. Чтобы всегда оставаться красивой и румяной, девушки в крещенскую воду для умывания добавляли калину или жемчуг.
С крещенской водой и Крестом священники в праздник обходили избы своих прихожан, окропляя жилище и распространяя благословение от Храма Спасителя на всех чад Церкви Христа. Использовали святыню при молитвах – заклинаниях на изгнание злых духов, ее пили те, кто не допускался к Причастию.
1.6. Народные приметы праздника
Еще одна традиция Крещения – приметы дня:
- человеку, крещенному на Иордана, всю жизнь счастье будет попутчиком;
- «крещенское рукобитье – к счастливой семье» — сговориться в этот день о свадьбе – добрый знак;
- любой договор в этот день, скрепленный рукопожатием, гарантировал божье благословение и поддержку;
- много снега на Крещение – к обильному урожаю хлеба;
- утром на праздник пошел снег – к урожаю гречки;
- кружит метель – дружно будут роиться пчелы;
- звезды ярко блестят – к приплоду скота и урожаю ягод;
- сны в Богоявленскую ночь вещие, гадания – аналогичны рождественским;
- если крещенская ночь совпадала с полнолунием – жди половодья весной;
- утром хмуро и тепло, иней или снег – год будет с хлебом;
- а если наоборот, солнечно и холодно – голодный неурожайный год;
- собаки постоянно лают – в лесу будет много зверя к охоте.
Глава II. Практическая часть
2. 1.Традиции и обычаи села Саблинского
В нашей местности сохранилось не очень много традиций и обычаев. И всё же некоторые из них живут до сих пор. И эти старые традиции приветствуются жителями нашего села. В настоящее время всем селом мы празднуем Крещение господне. Я изучила литературу, связанную с праздником. ( Приложение 1) Узнала много интересного об истории возникновения праздника.
2.2. Празднование Крещения в селе Саблинском
Самую интересную информацию я узнала из бесед со старожилами села Саблинского. (Приложение 2) Моя прабабушке, Руденко Лидия Дмитриевна, рассказала о том, как в старину в нашем селе праздновали Крещение. Крещение Господне – один из двунадесятых праздников. Установлен он был в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. (Приложение 3) В церкви проходила служба. (Приложение 4) В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби. Считалось, что крещенская вода обладает огромной целительной силой. Люди, искупавшиеся в этой воде, избавлялись от грехов и всех хворей на целый год. В январе всегда стояли лютые морозы, водоемы промерзали на несколько сантиметров, поэтому чтобы освятить воду, жителям приходилось делать прорубь в пруду. После молитвы самые отважные верующие окунались в прорубь, остальные верующие опрыскивали себя святой водой. (Приложение5) Крещенскую воду всегда брали с собой, веря, что она обладает чудодейственной силой. Святой водой окропляли дома, она очищала не только жилище, но и членов семьи, делала их более здоровыми, нравственными и счастливыми По словам бабушки, эта вода долгое время остаётся свежей и не портится. Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка.
Канун Крещения
(Приложение 6) Соловьева Антонина Михайловна рассказала, что канун Крещения проводился в строжайшем посте. Не разрешалось, есть даже детям до первой звезды. Во время вечерни каждый старался, как можно раньше получить священной воды. (Приложение 7) Так как считалось, чем раньше получишь воду, тем она «святее». По возвращению со службы хозяйка отпивала несколько глотков воды и угощала всех домашних. Затем брала освященную еще на пасху вербу и окропляла этой водой все комнаты, пристройки, домашних животных, чтобы быть уверенным в спасении не только от беды, но и от дурного глаза. По завершению всех этих обрядов святую воду ставили к образам на специальную подставку.
Крещенские гадания
(Приложение 8) Жительница нашего села Сундиева Мария Алексеена рассказала, что в этот день парни и девушки колядовали – обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение. (Приложение 9) После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста – время, когда можно было сыграть свадьбу.
Популярным развлечением на Крещение было гадание. (Приложение 10)
Девушки гадали на суженого. Я узнала несколько способов гадания.
1. В крещенский вечер клали в мешок с зерном разные кольца. Затем по очереди доставали их и определяли судьбу. Если девушка достала медное кольцо, то оно сулило бедного жениха, серебряное – жених будет из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом — жениха знатного, а золотое — из купцов.
2. Девушки выходили вечером за ворота и кликали суженого. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика — дурной. Сны в ночь Крещения считали вещими, поэтому девушки загадывали увидеть во сне будущего супруга.
3. В Крещенский вечер девушки выходили за ворота и бросали сапог через крашу сарая. Куда сапог упадет носом, оттуда и жди суженого.
3. Вечером на стол ставили миску с зерном и водой. Сажали петуха и смотрели, что он станет делать. Если петух будет клевать зерно, то жених будет хозяйственный. Ну а если будет пить воду, то суженый будет пьющий.
4. Распространено было гадание на свечах. Перед зеркалом ставили свечу и пристально смотрели. В полночь в зеркале можно было увидеть своего суженого.
Крещенские приметы
- много снега на Крещение – к обильному урожаю хлеба;
- утром на праздник пошел снег – к урожаю гречки;
- кружит метель – дружно будут роиться пчелы;
- звезды ярко блестят – к приплоду скота и урожаю ягод;
- если крещенская ночь совпадала с полнолунием – жди половодья весной;
- утром хмуро и тепло, иней или снег – год будет с хлебом;
- если солнечно и холодно – голодный неурожайный год;
- собаки постоянно лают – в лесу будет много зверя к охоте.
2.3. Результаты исследования
В настоящее время в семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение, перестают соблюдаться традиции. А ведь традиции – это передача духовных ценностей от поколения к поколению; от отца к сыну, от старшего к младшему. На традиции основана культурная жизнь общества, соблюдение которых сохраняет духовность и нравственность поколений.
Результаты нашего исследования были таковыми:
В ходе исследовательской работе было проведено анкетирование. (Приложение 11, 12) Большинство родителей, принявших участие в анкетировании, считают необходимым соблюдать традиции и обряды, изучать историю. (Приложение 14)
(Приложение 13) Учащиеся нашей школы, к большому сожалению, не очень хорошо знают историю своего села, традиции и обряды села Саблинского
Глава III. Заключение
Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.
Народное творчество, традиции гостеприимства и русского застолья, уважения старших – всё это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. Те традиции и обычаи, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие основу великой культуры, должны её сохранить, развивать и передавать другим поколениям.
Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Память о своих предках. Мы должны помнить свои корни и должны прожить так, чтобы нас помнили…
Выводы
Данная исследовательская работа позволит учащимся школы, родителям, учителям больше узнать о народных традициях и обрядах, которые сохранились в селе Саблинском. Поможет сохранить историю родного села.
Рекомендации
1. Познакомить учащихся МОУ СОШ №6 села Саблинского с содержанием исследовательской работы.
2. Предложить применять материал исследования на уроках истории, литературы, при проведении классных часов.
3. Результаты исследовательской работы разместить на школьном сайте.
Список использованных источников:
П.С.Федосов «Казачество»- 198 с.
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник/Ф. С. Капица. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 216 с.
Никитина А. В. Русская традиционная культура: Учебное пособие для иностранцев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 340 с.
Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.
Энциклопедия российских праздников / Составители: Воскобойников В., Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. – 448 с.
Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Сочинение
«Спасители жизней солдатских»
Ф.И.О. автора: Вертелкина Светлана Юрьевна
Возраст: 13 лет
Контактный телефон: 8-961-451-37-85
Класс: 8 Б
Образовательное учреждение: «Средняя общеобразовательная школа №6»
Село: с. Саблинское, Александровского района, Ставропольского края
Руководитель: Корявкина Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
2015г.
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых,
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых.
И любуясь зелёною новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью
Тех, кто душу за них положил.
В. Лебедев-Кумач.
Война – это ужасное, страшное слово, которое, как гром, поражает слух человека во все времена; слово, способное одним своим звучанием «перевернуть» душу и заставить вспомнить всю боль, физическую и душевную, весь ужас от встречи с нечеловеческим лицом войны. Это слово, вновь и вновь возвращающее нашу память к той самой священной, кровавой Великой Отечественной войне, победа в которой досталась нашему народу невероятно высокой ценой. Колоссальные усилия были приложены тружениками тыла и, конечно же, ветеранами.
Уходят вглубь истории те страшные времена, когда коричневая чума бродила по нашей планете под лязг танков, вой бомб и треск автоматов и сеяла смерть и разрушения.
Слишком суровой была та война, чтобы забыть о ней. Слишком много несчастий принесла она людям, чтобы за давностью времени не помнить о них. Слишком тяжкие преступления совершили гитлеровцы, чтобы люди могли простить им.
В нашей стране нет такой семьи, которая в войну не потеряла бы близких, дорогих людей.
Война не обошла и семью наших односельчан. Коровин Георгий Емельянович, 1908 года рождения, был призван в ряды Советской Армии в 1941 году Александровским районным военным комиссариатом, а, Ененко Валентина Трофимовна, 1920 года рождения, была призвана в 1942 году.
С первых дней войны они, как и весь народ, встали на защиту Родины.
В условиях военного времени одинаково были необходимы и доблесть воина, и труд инженера, искусство врача – все добрые дела сливались в один мощный поток, в единую могучую силу.
За годы войны медики вернули в строй 72 % раненых. В этом и частичка самоотверженного труда Георгия Емельяновича. Он был военным хирургом в госпиталях, в санитарных поездах, в операционных палатках на передовой первого, второго, третьего Украинских фронтах.
Валентина Трофимовна,– медицинская сестра воинской части 308, военно-санитарного поезда 1799, эвакогоспиталя. Тысячи перевязок сделали её руки, она сдавала кровь, плакала, когда умирали, радовалась выздоровлению.
В сорок первом году был издан приказ номер двести восемьдесят один о предоставлении к награждению за спасение жизни солдат. За пятнадцать тяжелораненых, вынесенных с поля боя вместе с личным оружием – медаль «За боевые заслуги», за спасение двадцати пяти человек – орден Красной Звезды, за спасение сорока – орден Красного Знамени, за спасение восьмидесяти – орден Ленина.
Но не так легко вынести с поля боя маленькой, хрупкой девушке – санинструктору тяжелораненого бойца вместе с его личным оружием. Винтовку, автомат, пулемёт – это тоже надо было тащить.
В небе – «юнкерсы». Непрекращающийся вой пикирующих стервятников. Бомбовые удары рвут землю. Всё смешивалось в пороховом дыму: огонь, кровь, сталь, смерть. И в этом кошмаре под непрекращающимся ливнем огня, бесконечной бомбёжкой удавалось спасти лишь пять – шесть тяжелораненых за день.
Нелегко было медицинским работникам госпиталей. Ночи напролёт они спасали воинов с обгоревшими руками, лицами, часто у раненых были перебиты руки и ноги.
Потоки раненых были такими большими, что медперсоналу, особенно хирургам и операционным сёстрам, сутками приходилось не спать.… Шла борьба за жизнь и здоровье раненых. Требовалось много крови. Часто кровь сдавали сами врачи, медсёстры, санитарки, вмести с ними и Валентина Трофимовна.
Однажды в санчасть привезли бойца с передовой. У него было ранение в позвоночник. Ноги без движения, сам без сознания. Георгий Емельянович сделал очень сложную операцию, а Валентина Трофимовна дежурила по ночам у постели Вани Зюбина, так звали солдата. Благодаря их стараниям он поправился, но вернуться на фронт не смог, так как был комиссован по состоянию здоровья. С глубокой благодарностью солдаты и офицеры вспоминали мастерство и заботу врачей, медицинских сестёр, санитарок, выходивших и возвративших их в строй.
Но не только были ранения у бойцов на передовой, но и у медиков. На фронте Георгий Емельянович был ранен четыре раза.
Осенью 1942 года, раненый он попал в фашистский плен. Было это на Украине. Он вспоминал: «Издевательства охранников, полчища вшей, раз в день вонючая баланда и медленная смерть от голода.… Неужели всё это можно было выдержать? Да, кто – то смог. Некоторые пробовали бежать. Не всем, правда, удавалось. Беглецов ловили, и тут пощады не было: их травили собаками, забивали до смерти или расстреливали перед строем».
Два месяца Георгий Емельянович пробыл в плену. Гитлеровцы, считавшие себя носителями высокой западной культуры, содержали пленных хуже скота. «Раны за неимением йода засыпали пеплом и перевязывали тряпками, чтобы остановить кровь, но и это приходилось делать украдкой. О бинтах и лекарствах нет и речи, так как фашисты считали лекарства большой роскошью для пленных. Только за одно упоминание об оказании помощи или о лекарствах и бинтах били палками»
В результате наступления 1942 года были освобождены военнопленные, в том числе и Георгий Емельянович.
И снова фронт, снова борьба за жизнь и здоровье воинов Советской Армии, борьба до победы.
Георгий Емельянович, проявивший в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, награждён орденом Отечественной войны I степени, За особое профессиональное мастерство, высокие моральные качества и самоотверженность в профессиональной деятельности ему было присвоено звание «Народный врач СССР» в послевоенное время.
Валентина Трофимовна награждена орденом Отечественной войны II степени за самоотверженный труд в эвакогоспитале, милосердие награждена орденом Отечественной войны II степени. Валентина Трофимовна и Георгий Емельянович вместе со всеми мужественно прошли тернистый путь военного лихолетья, своими делами и поступками выразили решимость защитить страну, честь и независимость Отечества.
Рассматривая фотографии в семейном альбоме почти невозможно представить, что они были на войне.
Но они были.… Выжили, победили, пронесли свою любовь через все испытания.
К сожалению, их уже нет в живых, но в наших сердцах они будут жить вечно.
Я с уважением отношусь не только к ним, как участникам войны, но и ко всем ветеранам. Ветеранам, принявшим на себя весь груз вражеского свинца, горя и слёз, вынесшим на своих плечах всю чугунную тяжесть военной бессрочной работы у станков и на колхозных полях. Всё лучшее, всё самое доброе, дорогое, что есть в современном мире, - это плоды Великой Победы. И мы, живущие уже в двадцать первом веке, никогда не должны забывать об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существу...
Классный час "История Храма Христа Спасителя"
Классный час о официальных и неофициальных символах России. Рассказ об истории Храма Христа Спасителя с презентацией...
Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Презентация "История Храма Христа Спасителя"
В данной презентации представлен материал по истории Храма Христа Спасителя...
Урок по Духовному краеведению Подмосковья на тему: «Храм Христа Спасителя»
Разработка урока...
П.А. Столыпин - спаситель русской деревни?!
Данная презентация возможно поможет учителю при проведении урока в 9 или 11 классе по истории России,я данную презентацию использовала во внеурочном мероприятии - диспуте..Уважаемые коллеги!!! Я столк...
"Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов"Презентация
проект "Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов. Храм Христа Спасителя". Презентация рассказывает о строительстве Храма Христа Спасителя в честь победы русских войск над Наполеоном....