Военно – патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации
статья по краеведению на тему
Выступление на тему "Военно - патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alishevskie_ped.chteniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Военно – патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации
- Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
2. Роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания учащихся
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
В 1997 году учащиеся под руководством педагогов начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов. В результате этой работы накопилось много полезных, нужных материалов об учителях-ветеранах, о выпускниках и все, что относилось к деятельности нашей школы и таким образом, в сентябре 1998 года по приказу директора Калимуллиной С.С. был открыт школьный музей. Инициатором создания школьного музея является Авдонина Р.К., учитель первой категории, ветеран педагогического труда. За время работы Авдониной Р.К. в период с 1998 по 2000 г., Калимуллиной М.З.с 2000 по 2012 г.,Сайфуллиной Л.З. с 2012 по 2014 г. было собрано много материалов об учителях-ветеранах, ветеранах войны и тыла г. Нижнекамска и Нижнекамского района в виде стендов, фотографий, воспоминаний, альбомов и брошюр. Вместе с Советом музея, учащимися и администрацией школы проводились мероприятия, посвященные ВОВ, такие как сбор открыток, плакатов; проведение благотворительный акций для ветеранов и т.д.
В 2014 г. после проведения в школе капитального ремонта, для музея было выделено помещение с общей площадью 12 кв.м. В связи с тем, что материалов стало много, а площадь нынешнего музея не может размещать такой объем материала, по решению Совета музея оформили музей в соответствии приближенной к стандарту технического оснащения государственных музеев с соблюдением современных условий.
Школьный музей работает по трём направлениям : краеведение, военно – патриотическое, история родной школы.По своему профилю «История родной школы» является направлением истории школы. Он воссоздает страницы истории школы, рассказывает о жизни выпускников, учителей. Но в настоящее время музей вместе с этим преобразуется в профиль музея Боевой и Трудовой славы. Это объясняется с тем, что наша школа приняла ввести в деятельность школы комплексную программу развития патриотического воспитания учащихся с целью развития системы патриотического воспитания школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Таким образом, основные задачи школьного музея следующие:
- участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;
- участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;
- участие в научно – исследовательской деятельности;
- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.
Целевая аудитория: учащиеся и учителя.
Возрастная категория посетителей: 8 -17 лет.
Экспозиционная площадь музея представлена 5 разделами стендов, витрин,стеллажей: «История школы», «Учителя – ветераны педагогического труда», «Краеведение», «Уголок славы Великой Отечественной войны», Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт,ничто не забыто».
Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в развитии военно – патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом воспринимающим
определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования.У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами песни «С чего начинается Родина?» тоже также учащиеся в первую очередь,должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю села, края и в целом историю России – нашей многонациональной Родины. Мы – педагоги обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга перед Родиной, мы растим – наших будущих защитников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"
Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...
Статья "Военно-патриотическое воспитание обучающихся в школе"
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине,...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация".
Гражданско - патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация....
«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование"...
Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...
Ретроспективный анализ развития традиций военно-патриотического воспитания средствами музыки в России
Ретроспективный анализ развития традиций военно-патриотического воспитания средствами музыки в России...