Урок- презентация "Жизненный и творческий путь поэта - земляка Николая Рыбалко"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Знакомство с творчеством Николая Александровича Рыбалко. Анализ его произведений. Воспитание интереса к истории донецкого края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prezentatsiya.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация
Тема. Жизненный и творческий путь поэта - земляка Николая Рыбалко
Цель: познакомить школьников с жизнью и творчеством Н.А.Рыбалко; способствовать углублению творческого воображения и образного мышления учащихся; развивать эмоции, чувства, умения воспринимать произведения на слух; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, анализировать его, высказывать свои суждения по поводу прочитанного; воспитывать чувства патриотизма и искреннюю благородность защитникам Отечества.
Тип урока: урок освоения новых знаний, урок - полилог.
Оборудования: портрет земляка, слайды презентации, паспорт произведения.
Ход урока
Слайд 1
Да, мы себя на прочность испытали
И в перекрестном, и прямом огне.
И наяву такое мы видали,
Что сыновьям не видеть и во сне.
Н.Рыбалко
Ход урока
I. Организационный этап
Мотивация учебной деятельности. Технология «Незаконченное» предложение»
-От сегодняшнего урока я ожидаю…
II. Актуализация опорных знаний
-Назовите имена поэтов-земляков Великой Отечественной Войны
-У кого из писателей- донбассовцев одной из основных тем творчества была тема Великой Отечественной Войны?
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Слайд 2
Учитель. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством нашего земляка из Краматорска Николая Александровича Рыбалко.
Обратите внимания на эпиграф урока.
-Как вы понимаете эти строки из поэзии автора?
-Центральной темой творчества нашего земляка является тема войны, которая была для него не только суровым испытанием, но и великой школой.
-К эпиграфу урока мы еще обратимся…
-Задачи сегодняшнего урока - познакомиться с жизнью и творчеством великого земляка, научиться читать и понимать стихи поэта, потому что основную их часть посвятил памяти погибших своих ровесников и тем ветеранам, которым повезло выжить.
IV. Работа над темой урока
- Устный литературный журнал.
Слайд 3
1 ученик
Маленькая точка на карте Донецкой области – село Орехово-Васильевка, именно здесь 14 февраля 1922 года родился известный поэт – фронтовик Николай Александрович Рыбалко.
Слайд 4
2 ученик
Он принадлежал к тому легендарному поколению, которое, сняв школьную форму, надело солдатские шинели, не успев даже сделать первых самостоятельных шагов.
Слайд 5
3 ученик
О своей судьбе Николай Александрович пронзительно и просто:
Я жил в такие времена,
В такие дни, в такие даты!..
Меня, безусого, война
До срока призвала в солдаты.
Слайд 6
4 ученик
Действительно, закончив школу и поработав на стройке, он поступает на заочное отделение Днепропетровского университета. Но война нарушает все планы. Николаю Александровичу, как многим его сверстникам, выпала трудная судьба – стать на защиту страны от фашизма.
5 ученик
Первый стих Коля написал еще в школе. Произведение юного поэта напечатали в газете, а на гонорар вместе с товарищами купил настоящий кожаный мяч. Правда, подписался он именем своего тезки Николая Добронравова.
Слайд 7
6 ученик
Талант поэта был оценен и его фронтовыми друзьями- артиллеристами, которым он впервые прочитал свои стихи 19 января 1943 года:
И в краснозвездного меня
Сто пушек целилось, наверно.
Москву собою заслоняя,
Весь мир прикрыл я в сорок первом.
(«… Я жил в такие времена…»)
Герой Советского Союза И.Купин в своих воспоминаниях писал о нем: «Здесь, на Воронежской земле, мы впервые узнали о поэтическом даровании Николая Рыбалко…»
Слайд 8
7 ученик
И снова бои. Командир батареи противотанковых пушек капитан Николай Рыбалко сражался под Сталинградом, на Курской дуге, форсировал Днепр.
27 февраля 1945 в кровопролитном бою на Одере был тяжело ранен. День Победы он встретил в госпитале. Усилие врачей были напрасны: Николай Рыбалко лишился зрения:
С глаз снята последняя повязка,
Но вокруг по- прежнему темно.
Врач сказал мне с горьковатой лаской:
«Знать, свершиться чуду не дано».
Слайд 9
8 ученик
Ослепнув, но не потеряв мужества, Рыбалко стал создавать свою поэтическую летопись тяжелых дней войны.
Трагическая сторона народного подвига выступает в стихах резко и откровенно. Мы слышим в голосе автора боль и скорбь:
Слайд 10
Ты думаешь –
я плакать не могу,
И горечь слез мне не понятна вовсе…
Со всех сторон мы били по врагу,
А он утюжил спелые колосья.
- Работа в группах «Декламаторы - актеры»
-Выразительное чтение стихотворения по карточке
-Составление паспорта произведения
Автор
Жанр
Тема
Идея
Художественные средства
-Проверка работы
-Оценивание
V. Подведение итогов урока:
Рефлексия. Закончи предложение:
-Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…
Слайд 11
Учитель: Еще раз обратим внимания на эпиграф урока. О чем напоминают вам эти строки?
-О событиях на Донбассе в наши дни.
-Какой из стихов Н.Рыбалко хотелось бы вам прочитать, иллюстрируя эти фото?
Слайд 11/2
И будет так,
неповторимо будет…
На сцену выйдет
в орденах старик –
Последний на планете фронтовик –
И перед ним в порыве
Встанут люди:
Не кто-нибудь пред ними –
фронтовик!
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведет рассказ,
Как землю эту
вырвал у металла,
Как наше солнце
сохранил для нас.
И будут парни очень удивляться,
Девчонки будут горестно вздыхать:
- Как можно умереть в семнадцать,
Как можно в годик маму потерять…
И он уйдет,
свидетель битвы грозной,
С букетом роз и маков полевых…
Запоминайте их,
пока не поздно,
Пока они живут среди живых.
Слайд 12
VI.Домашнее задание: подобрать стихи Н.Рыбалко, иллюстрирующие события на Донбассе в наши дни :
Я шел с войны – распахнут китель,
Садами пахло и весной.
Я шел с войны как победитель,
Шутили встречные со мной:
-Живой, сынок?
-Живой, мамаша.
-А мой остался на войне. Молчит,
Всплакнуть не в силах даже
Ну, как ее утешить мне…
-А может, он еще вернется?-
Кусает кончики платка.
Таким вдруг жгучим стало солнце,
Как этой женщины тоска.
И я тоску ее живую
Забыть никак все не могу.
Как нашу почту полевую,
Как след багряный на снегу.
Край донецкий
Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают, как закат.
Край донецкий смуглолицый —
Звезды вышли на наряд,
И, как солнце, золотится
Твой земной, твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый —
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится,
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый —
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый —
С золотинкою глаза.
Не легко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Жизненный и творческий путь Некрасова
Урок объяснения нового материала в 10 классе с использованием ИКТ...
Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.
Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровиче...
В.В. Маяковский. Жизнь и творческий путь поэта.
Описание основных этапов жизненного и творческого пути поэта 20 века В.В. Маяковского....
Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"
Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Жизненный и творческий путь
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Жизненный и творческий путь...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе Природа в изображении поэтов-земляков
Урок литературы в 6 классе с использованием краеведческого материала...
конспект урока по литературе "Жизнь и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова
Рассматриваются основные моменты жизни и творчества Некрасова. В начале урока показываются фотографии поэта, чтобы заинтересовать детей в изучении биографии Николая Алексеевича....