Учебно-исследовательская работа на тему: «Храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде: вчера и сегодня»
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) по теме
Учебно-исследовательская работа
на тему:
«Храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде:
вчера и сегодня»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram_prepodobnogo_s.radonezhskogo.docx | 75.35 КБ |
hram_s.radonezhskogo.zip | 652.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Сергий Радонежский - великий русский святой 6
2. История создания храма преподобного Сергия Радонежского в Волгограде 10
3. Современный храм преподобного Сергия Радонежского 12
4. Мощи святых волгоградского Храма Сергия Радонежского 14
Список использованной литературы 25
Приложения
Введение
В истории русской святости Преподобный Сергий занимает особое место — он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которую называют сердцем России.
С ним связано духовное возрождение Руси после монголо-татарского ига. Уйдя в лесную пустыню, Преподобный Сергий стал духовным отцом и наставником множества иноков. Его по праву считают восстановителем общежительного монашества на Руси — множество обителей было основано и учениками Преподобного и учениками его учеников.
Много подвижников было и в самой Троицкой обители, и ныне Преподобный пребывает в Лавре среди учеников-подвижников, как солнце среди звезд.
Образ Преподобного Сергия сквозь века вдохновлял ищущих «жития иноческого», вплоть до новомучеников и исповедников XX века, многие из которых тоже считали себя учениками аввы Сергия.
Немало сделал Преподобный и для укрепления российской государственности — он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице — к мощам Преподобного Сергия — считались для великих князей и царей делом государственным.
Во времена Смуты обитель «чудотворца Сергия» стала последним оплотом российской государственности, устоявшим под натиском чужеземного вторжения и мятежа. И именно призыв Троицкой братии — духовных наследников Преподобного — способствовал освобождению и возрождению России.
В XX веке, Троицкая обитель Сергия была первым монастырем, открытым и возрожденным после тяжелой войны и среди непрекращающегося гонения на веру. В самое тяжелое время у святых мощей Преподобного возносилась молитва и о спасении России и о возрождении Русской Церкви. И эта молитва была услышана Богом.
Помимо глобального значения Преподобного Сергия, для многих верующих сердец он — личный молитвенник, ходатай и целитель, к которому всегда можно обратиться, прося его молитвенного предстательства перед Богом.
Монах и преобразователь монашества в Северной Руси Сергий Радонежский издавна пользовался особым почтением и уважением у русского народа. Не зря в честь Радонежского по всей стране были выстроены сотни Сергиевских храмов. Одна из таких церквей есть и в Волгограде – храм преподобного Сергия Радонежского.
Тема преподобного Сергия Радонежского достаточно подробно освещена в работах следующих авторов: Голубинского Е.Е., Духаниной А.В., Пыльневой Г.А. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования – храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде.
Предмет исследования – 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать биографию Сергия Радонежского.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об истории создания храма Сергия Радонежского в Волгограде;
3.Рассмотреть современное состояние храма;
4.Охарактеризовать святых, мощи которых представлены в храме Волгограда.
5.Систематизировать и обобщить проведенное исследование.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Структура исследования выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: введение, основная часть, заключение, списка использованной литературы, приложения.
1. Сергий Радонежский - великий русский святой
Родился святой Сергий в начале XIV века в1314 году в боярской семье. Имя его при рождении было Варфоломей.
По древнему преданию, имение родителей Сергия бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители "бояре знатные" жили просто, были люди тихие, спокойные с крепким и серьезным складом жизни. Домашний быт был ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда – Варфоломея) посылали за лошадьми в поле, он умел и спутать их и обротать (то есть накинуть узду)[1].
Сергий жил в эпоху татарского ига, кругом простирались радонежские леса.
Семи лет мальчика отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Он упорен и старается, но нет успеха, мальчик очень огорчается, товарищи смеются, учителя наказывают.
Однажды отец послал его разыскивать жеребят, которые потерялись, мальчик бродил по полям, по лесу, кликал их.
Удрученный неудачами, под дубом он встретил старца черноризца, саном пресвитера (то есть священника). Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил мальчика.
Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, приветливо. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы.
Когда Варфоломей начал читать, все были поражены, как он хорошо читает.
Когда умерли родители, Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел – стать монахом. Вместе с братом Стефаном "тронулись они в недалекие леса".
Лесов тогда было достаточно. Они выбрали место в 10 верстах от Хотькова.
Небольшая площадь, высившаяся как маковка, позже была названа Маковицей. Со всех сторон Маковица была окружена лесом, вековыми соснами и елями. Место, поразившее величием и красотой.
Тут братья поселились. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили келейку и церквицу.
В сосновых лесах Сергий возрос, выучился ремеслу, через столетия сохранил образ плотника - святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий.
Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы[2]. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел.
Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг[3]. Тяжело пришлось молодому монаху среди сумрачных лесов. Но он упорен, терпелив, боголюбив. Живший неподалеку игумен - старец постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия[4].
Но сколь ни одинок был Преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе.
Сергий отговаривал, указывая на трудности и лишения. И все же принял нескольких. Жили тихо и сурово. Сергий во всем подавал пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь, отлично плотничал. Кругом торчали пни от срубленных деревьев, между ними развели свой скромный огород.
Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода) был он очень крепок" имел силу противу двух человек". Был первым на церковных службах. В промежутках частые "молебные песни" и молитвы в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание.
Так шли годы. Монастырь рос. Братья выбрали Сергия игуменом (настоятелем монастыря). Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в то время правил Димитрий[5].
В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом и решил покончить с непокорным Димитрием.
Димитрий едет в Лавру к Сергию за благословением на страшный бой[6].
8 сентября 1380 года была Великая Куликовская битва.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательства, встает неземной облик русского святого (Приложение 1).
Сергий пришел в свою Маковицу скромным безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленным старцем. На Маковице стал монастырь - Троице - Сергиева Лавра, одна из четырех Лавр нашей Родины[7].
Юноша Варфоломей создал монастырь, стал и учителем, и миротворцем, ободрителем князей и судьей совести для Руси. Не оставлено писаний о жизни Святого Сергия. Он учит нас своим обликом и образом жизни (Приложение 2). Безмолвно учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, вере.
2. История создания храма преподобного Сергия Радонежского в Волгограде
Имя Сергия Радонежского свято для каждого россиянина. Великий защитник земли Русской, благословивший благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, горячий молитвенник за мир и спокойствие в нашей стране, он своим неустанным подвигом завоевал уважением русского народа[8]. В честь него главный монастырь стал именоваться Троице-Сергиевой лаврой, во многих городах были выстроены Сергиевские храмы[9]. Не стал исключением и Царицын.
Имеются противоречивые указания о времени возникновения храма. Первоначально в городе была построена деревянная церковь. В одном из документов указывается, что она стояла в городе с 1888 года. В одном из документов указывается, что она была построена в честь небесного покровителя умершего сына царицынского купца, которого звали Сергей.
Каменная церковь была построена в 3-й части города в 1908 года на деньги Александра Александровича Репникова и Константина Васильевича Воронина. По архитектуре этот храм напоминал Дмитриевскую церковь в селе Лозном Дубовского района, только в Царицыне она была трёхапсидной. Помимо главного алтаря здесь были приделы великомученицы Екатерины и Серафима Саровского. Храм окружал каменный забор с литой чугунной решёткой.
Церковь имела собственный дом для духовенства на Сергиевской площади. В 1912 году в Сергиевском храме насчитывалось 5040 прихожан. Священники окормляли два городских училища и свою церковно-приходскую школу.
Зимой 1922 года приход пожертвовал голодающим 212100 руб. На рубеже 1929 — 1930 годов с храма снимают колокола. Старожилы вспоминают, что ещё в 30-е годы в ограде стоял памятник А. А. Репникову, за которым ухаживали прихожане. Позже он был уничтожен.
Церковь закрывается властями 31 марта 1932 года. Первоначально здесь располагают инкубаторно-птицеводческую станцию, причём при передаче ей здания ставилось условие изменения его внешнего облика. Видимо, безбожников раздражали даже внешние очертания храма.
По сведениям от апреля 1936 года, в здании храма располагался клуб Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), массовой добровольной организации, предшественницы ДОСААФ (ныне РОСТО).
Здание уцелело в огне боёв за Сталинград, после войны в нём работал шиноремонтный завод, делали галоши. А верующие собирались на молитву в частном доме № 47 по ул. Свирской, сдаваемом им в аренду. В декабре 1950 года они просят отдать им храм или зарегистрировать общину в частном доме, но их прошение отклоняется, после завода здесь в 1964-1965 годах размещается «Волгтрансагентство». Работники этой конторы вспоминают, что сидели на первом этаже, а на втором была полная разруха, — отсутствовала крыша, полы. Ещё сохранилась в памяти у старожилов некая часовня, стоявшая в те годы чуть выше по улице Двинской (метрах в 200-х от храма). В дальнейшем здание церкви, вероятно, сносится. Примерно на этом месте в 70-е годы строится 9-этажный жилой дом[10].
3. Современный храм преподобного Сергия Радонежского
При своём приезде в Волгоград патриарх Алексий II 20 июня 1993 года освящает место под строительство храма в память 600-летия кончины преподобного Сергия. Здесь ставятся мемориальная доска и крест, который дважды поджигался безбожниками или сатанистами, но огонь был потушен начавшимся дождём. На приход назначается отец Виктор Ульянов. Финансирует стройку М. В. Слесаренко, создавший общественный фонд по содействию строительства и содержания храма преподобного Сергия.
В феврале 1996 года начались строительные работы. Пока шла стройка, службы шли в маленькой часовне. 15 января 1999 года ставятся кресты на купола. В этот же день владыкой Германом служится Божественная литургия в одном из помещений храма. Архиепископ освящает церковь 14 ноября 1999 года.
Уникальным оказалось решение проектировщиков выделить храм на фоне ночного неба при помощи больших подсвечиваемых витражей зелёного цвета (Приложение 3). Оформление храма осуществлялось уральскими полудрагоценными камнями, ценными породами дерева, лепниной, мозаичными иконами, изготовленными волгоградскими художниками А. Бровко, В. Ивановым, П. Шардаковым, Ю. Карпенко[11].
В 2002 году настоятелем церкви является священник Георгий Лазарев, руководитель епархиального отдела армейского душепопечения. Сергиевский храм стал центром работы с военнослужащими, сотрудниками МЧС, милиционерами.
За приходом закреплено окормление корабля-храма святого Владимира, настоятелем которого является протоиерей Вячеслав Жебелев. Помимо него, службу в храме преподобного Сергия несут: протоиерей Геннадий Кондрашов, иерей Владимир Тупиков и иерей Александр Пржегорлинский. Последние заняты еще и преподаванием в Царицынском Православном Университете. Отец Александр является деканом богословского факультета и кандидатом богословия и исторических наук, а отец Владимир, заведующий кафедрой богословия, ныне готовится к защите кандидатской по педагогическим наукам.
При храме работает Воскресная школа и школа дополнительного образования на базе помещения прихода. Здесь обучается около 100 детей различного возраста, а преподавательский состав насчитывает 20 педагогов. Разработана и собственная программа образования, которая сейчас проходит лицензирование. В планах – строительство отдельного помещения для школы и строительство двух приделов храма и трапезной, которое начато ныне с Божией помощью (Приложение 5).
4. Мощи святых волгоградского Храма Сергия Радонежского
Мо́щи (гр. λείψανα, лат. reliquiae), останки святых, почитаемые Церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.
Начало почитания мощей относится к древнейшему периоду христианства и вырастает, видимо, из заботы о телах мучеников.
Сохранение и почитание мощей было также тесно связано с утверждением веры в воскресение во плоти; нападки на это учение со стороны гностиков, видимо, даже служили дополнительным стимулом почитания мощей. Об интенсивности почитания мощей в древнейший период свидетельствует действия гонителей христиан, старавшихся уничтожить тела мучеников, дабы не допустить их почитания[12].
Частички мощей святых, хранящиеся в Храме преподобного Сергия Радонежского (Приложение 4).
- Святой Марк евангелист, апостол от 70-ти, епископ Александрийский.
Апостол и Евангелист Марк, из числа 70-ти, епископ Александрийский родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр. 14, 51-52)[13]. Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свои конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой”.
- Святой Андрей Первозванный, апостол из 12-ти, брат апостола Петра.
Апо́стол Андре́й (греч. Ανδρέας , лат. Andreas), больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Об апостоле Андрее, как и обо всех остальных, повествуется в книгах Нового Завета.
- Святой Стефан, апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик.
Святой Сте́фан (греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος) — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года.
Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.
Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти[14].
Память в православии — 27 декабря (9 января); в западной традиции — 26 декабря.
- Святая Илиопольская великомученица Варвара.
Cвятая Варвара Илиопольская (+ 306 год) — христианская великомученица. Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.
Святая Варвара жила в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур - был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. В православной церкви её память совершается 17 декабря / 4 декабря.
- Святой Кукша Одесский преподобный.
Преподобный Кукша (в миру Косьма Величко) родился 12 января (25 нового стиля) 1875 г. в селе с характерным «херсонским» названием – Арбузинка Херсонского уезда Николаевской губернии, в семье Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына – Федор и Иоанн и дочь Мария.
Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь, поскольку на Руси был благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Косьма с малых лет любил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал св. Евангелие. Всю жизнь хранил он икону Казанской Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которым, напутствуя в дорогу, матушка его благословила. Эта икона была положена святому во гроб после кончины.
- Святой Василий Московский, Христа ради юродивый.
Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский, родился и был воспитан в Москве. С юных лет оставил он дом родительский. Не имея ни крова, ни пристанища, покрытый рубищем, сносил он зной и холод, днем ходил из храма в храм, а ночью засыпал или ложился на папертях церковных. Скитаясь по городу, он убегал людей, но люди искали его, чтобы слушать поучения праведника. Распространившаяся молва о святости Василия, прозванного блаженным, скоро достигла Двора. Царь Иоанн Грозный оказывал должное уважение блж. Василию и со всем двором присутствовал при его кончине. Св. Василий преставился в 1552 г., августа 2-го. Погребение его совершено митрополитом Макарием со священным собором. Могила блаженного находилась на том месте, где в 1554 г. повелением царя Иоанна Грозного воздвигнут был храм во имя Покрова Богородицы, в память покорения Казани. Мощи Василия блаженного прославились чудесами в царствование Феодора Иоанновича. По повелению царя Феодора сооружена была серебряная, позолоченная рака угоднику, и в то же время установлено празднование памяти Василия в день его кончины, 2-го августа. Св. мощи его ныне почивают в соборном храме Покрова, в приделе Василия блаженного. Храм сей, представляющий смесь готической и восточной архитектур, подал повод к притче, которая доныне в народе за достоверную передается: якобы Иоанн Грозный, почитая собор единственным в мире, приказал зодчему выколоть глаза для того, чтобы он другого подобного храма не выстроил. Уверяют, что Василий блаженный, подобно Николе Псковскому, не щадил Иоанна Грозного и с удивительною смелостию вопил на стогнах о жестоких делах царя. Но Василий блаженный преставился в 1552 г., следовательно не дожил до эпохи Иоанновых жестокостей.
Также память блаженного совершается в день всех святых в земле Российской просиявших (2-я неделя по Пятидес.)
- Святая Александра Дивеевская.
Схимона́хиня Алекса́ндра (в миру — Ага́фья Семёновна Мельгуно́ва; конец 1720-х — начале 1730-х — 13 июня 1789) — основательница Дивеевской монашеской общины.
Агафья Семеновна Мельгунова, урождённая Белокопытова, была женой богатого полковника — владимирского помещика. В возрасте около 30 лет став вдовой, решила посвятить себя Богу и приняла монашество во Флоровском монастыре в Киеве, под именем Александры. После смерти мужа у неё осталась трехлетняя дочь, умершая в девятилетнем возрасте.
Преподобный Серафим Саровский так говорил о матушке: «Это великая жена была. Я и по сей день её стопы лобызаю».
- Святой Агапит Печерский, врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах
Агапит Печерский (Безмедник) (? — 1 июня 1095) — инок Киево-Печерского монастыря, врач безвозмездный.
Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю) 1 июня и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
- Святой Антоний (Медведев), архимандрид.
Архимандрит Антоний (в миру Андрей Гаврилович Медведев; 6 (18) октября 1792 — 12 (24) мая 1877) — архимандрит Русской православной церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, местночтимый святой.
- Святой Филарет Московский Митрополит.
Патриа́рх Филаре́т (в миру Фео́дор Ники́тич Рома́нов; ок. 1554 — 1 октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий (фактически четвёртый, считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; двоюродный брат царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).
- Святой Нил Столобенский.
Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина — 7 декабря 1555 года, остров Столобный на оз. Селигер) - святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный, память совершается 7 (20) декабря, 27 мая (9 июня) и в Соборе Тверских святых.
- Святой Никодим Святогорец, преподобный.
Никодим Святогорец (греч. Νικόδημος ο Αγιορείτης, до пострига Николай Калливурси; 1749, Наксос — 1 июля 1809, Афон) — афонский монах, богослов, толкователь Канонов Православной Церкви, автор толкований к «Пидалиону»; почитается как святой в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви 14 июля (по юлианскому календарю).
- Святой Гариил белострокский, Слуцкий, младенец, мученик.
Гаврии́л Белосто́кский или Гавриил Заблудовский (настоящее имя Гавриил Петрович Говдель; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно представлениям, распространенным среди верующих православной церкви, замученный иудеем[15].
- Святой Константин (Ярослав Святославович), Муромский князь.
Ярослав Святославич (в крещении Панкратий) (в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) (1070-е — 1129) — князь Муромский и Черниговский. Младший сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, вероятно дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга, внук Ярослава Владимировича Мудрого.
- Святой Петр Муромский (в иночестве Давид), князь.
Днём памяти святых является 25 июня (8 июля). Указание летописей на то, что кончина князя Давыда ( Петра ) и княгини и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей . В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до разорения советской властью. Собор был снесён в конце 1930-х годов.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.
- Святой Иннокентий Московский, митрополит просветитель Сибири и Америки.
Митрополит Инноке́нтий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 26 августа 1797, село Ангинское, Верхоленский уезд, Иркутская губерния — 31 марта 1879, Москва) — епископ Православной Российской Церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский.
Стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.
В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.
- Святой Феодосий Кавказский, преподобный.
Святой преподобный Феодосий Кавказский (1841—1948) с 1931 по 1948 год жил в Минеральных Водах, после возвращения с Соловецких островов приняв подвиг юродства[16]. В последние годы он жил с послушницами в небольшом сыром доме с низкими потолками. В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия. Мощи Святого Преподобного Феодосия Кавказского находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
- Святой Игнатий Богоносец, Антиохийский епископ.
Игна́тий Богоно́сец, Игнатий Антиохийский (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, † 20 декабря 107, Рим) — муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский по апостоле Петре и Еводе, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
- Святой Силуан Афонский, преподобный.
Силуа́н Афо́нский (в миру — Семён Иванович Анто́нов; 1866, село Шовское, Шовская волость, Лебедянский уезд, Тамбовская губерния — 11 [24] сентября 1938, Афон) — монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю).
- Святой Амвросий Оптинский, преподобный.
Амвро́сий О́птинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 года — 10 [23] октября 1891 г.) — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»[17].
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Имя Сергия Радонежского свято для каждого россиянина. Великий защитник земли Русской, благословивший благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, горячий молитвенник за мир и спокойствие в нашей стране, он своим неустанным подвигом завоевал уважением русского народа. В честь него главный монастырь стал именоваться Троице-Сергиевой лаврой, во многих городах были выстроены Сергиевские храмы. Не стал исключением и Царицын.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая 1314(дата условная) - 25 сентября 1392) – монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Современный Храм Сергия Радонежского расположен по адресу 400087, город Волгоград, ул. Ткачева, д. 1.
Существует несколько мнений о времени возникновения храма в Царицыне. В одном из документов говорится о том, что изначально храм представлял собой деревянное строение, созданное в 1888 году, а каменным он стал лишь в 1908 году. Некоторые сравнивают церковь Сергия Радонежского с Дмитриевской церковью в селе Лозном, которые по архитектурному строению близки друг к другу, за тем лишь исключением, что храм Радонежского был трехапсидным. К 1912 году в храме насчитывалось около 5000 прихожан. В ведении церкви находились церковно-приходская школа и дом духовенства, располагавшийся тогда на Сергиевской площади.
С приходом к власти большевиков храм преподобного Сергия Радонежского понес серьезные потери: с него снимают все колокола, уничтожают памятник А.А. Репникову, стоявший в ограде церкви. А в марте 1932 года храм и вовсе закрывают. В последующие несколько лет в храме «проживало» немало организаций: сначала здесь располагалась инкубаторно-птицеводческая станция, после которой облик храма изменился до неузнаваемости, затем – клуб Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству. Устояв в огне Сталинградской битвы, храм преподобного Сергия Радонежского (Волгоград) продолжал использоваться не по назначению: после окончания войны в нем находился завод по ремонту шин, изготавливались галоши. Прошение прихожан о возвращении им храма откланяется властями, и в 1964 году в церкви размещается «Волгтрансагентство». В то время в храме Сергия Радонежского видны глобальные разрушения – на втором этаже царит разруха, отсутствует кровля и полы. Чуть позже церковь ликвидируется, а на ее месте начинается строительство многоэтажного жилого дома.
О строительстве нового храма преподобного Сергия Радонежского заходит речь лишь в начале 90-х. Тогда, прибывший в 1993 году в Волгоград патриарх Алексий, освящает место под застройку новой церкви.
Несколько раз место строительства храма, на котором были установлены мемориальная доска и крест, претерпевает поджог. Непосредственная работа по застройке церкви Сергия Радонежского в Волгограде начинается лишь в феврале 1996 года. В период строительства церковные службы проводились в находящейся неподалеку часовне. В январе 1999 года строительство подходит к завершающему этапу – на купола храма возводят кресты. В тот же день в церкви проходит Божественная литургия, а в ноябре того же года архиепископ проводит освящение храма Сергия Радонежского.
Частички мощей святых, хранящиеся в Храме преподобного Сергия Радонежского»:
1. Святой Марк евангелист, апостол от 70-ти, епископ Александрийский;
2. Святой Андрей Первозванный, апостол из 12-ти, брат апостола Петра;
3. Святой Стефан, апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик.
4. Святая Илиопольская великомученица Варвара;
5. Святой Кукша Одесский преподобный;
6. Святой Василий Московский, Христа ради юродивый;
7. Святая Александра Дивеевская ;
8. Святой Агапит Печерский, врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах;
9. Святой Антоний (Медведев), архимандрид;
10. Святой Филарет Московский Митрополит;
11. Святой Нил Столобенский;
12. Святой Никодим Святогорец, преподобный;
13. Святой Гариил белострокский, Слуцкий, младенец, мученик;
14. Святой Константин (Ярослав Святославович), Муромский князь;
15. Святой Петр Муромский (в иночестве Давид), князь;
16. Святой Иннокентий Московский, митрополит просветитель Сибири и Америки;
17. Святой Феодосий Кавказский, преподобный;
18. Святой Игнатий Богоносец, Антиохийский епископ;
19. Святой Силуан Афонский, преподобный.
20. Святой Амвросий Оптинский, преподобный.
Уникальность и главное отличие этого храма от всех других церквей Волгограда состоят в том, что архитекторам удалось выделить храм на фоне звездного неба с помощью витражей, которые в вечернее время излучают изумрудный свет. Кроме того, при оформлении храма преподобного Сергия Радонежского (Волгоград) использовались полудрагоценные камни с Урала, ценные породы дерева и мозаичные иконы, выполненные художниками из Волгограда.
Список использованной литературы:
- Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. - СПб.: Воскресенье, 2007. – 466 с.
- Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009. - 272 с.
- Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом, и старцем Симоном Азарьиным. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Православная Энциклопедия, 2007. – 98 с.
- Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. - Сергиев Посад, 2003. – 134с.
- Преподобный Сергий Радонежский. - М.: Благовест, 2010. — 496 с.
- Пыльнева Г.А. В Лавре Преподобного Сергия. Из дневника (1946—1996). - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. – 96 с.
- Сергий Радонежский. Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн., 2007. – 562 с.
- Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание. Проповеди. Письма. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 152 с.
- Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – 189 с.
- Чарская Л. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005. - 128 с.
- Духанина А.В. История создания похвального слова Сергию Радонежскому в свете лингвистических данных // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. - № 1 (35). С. 67–74.
- Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
- Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства: http://modernhistory.omskreg.ru/page. php?id=797
- Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — www.stsl.ru
- Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский:http://lib. eparhia-saratov.ru/books/ 20f/ fedotov/ saints/13. html
[1] Никон (Рождественский). Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. - Сергиев Посад, 2003. – 134с.
[2] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – 189 с.
[3] Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009. - 272 с.
[4] Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом, и старцем Симоном Азарьиным. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Православная Энциклопедия, 2007. – 98 с.
[5] Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом, и старцем Симоном Азарьиным. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Православная Энциклопедия, 2007. – 98 с.
[6] Пыльнева Г.А. В Лавре Преподобного Сергия. Из дневника (1946—1996). - М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. – 96 с.
[7] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. - СПб.: Воскресенье, 2007. – 466 с.
[8] Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009. - 272 с.
[9] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. - СПб.: Воскресенье, 2007. – 466 с.
[10]Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
[11]Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
[12] Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
[13] Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — www.stsl.ru
[14] Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — www.stsl.ru
[15] Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
[16] Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Елисаветинский монастырь. Минск, 2009. - 272 с.
[17] Волгоград Православный: Храм Сергия Радонежского http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/centralnyj-rajon/prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/#.Utlj1Pun1dg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
урок или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§ познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского,...
Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах
учебный материал для уроков ПК...
«Молитвенный подвиг преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, и воинский подвиг князя Дмитрия Донского на поле Куликовом»
работа выполнена к 700-летию Сергия Радонежского...
«БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» ( 7 класс) ( программа под редакцией Б.М. Неменского) К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
Данный материал может быть использован учителем при подготовке к урокам "Библейские темы в изобразительном искусстве" и во внеурочной работе в связи с празднованием 700 летием со дня преподобног...
Внеклассное мероприятие по теме: "Преподобный Сергий Радонежский. Душа России"
Внеклассное мероприятие по теме: «Преподобный Сергий Радонежский. Душа России». Данный материал предназначен для учащихся 6-9 классов. Урок проводится в соответствии с духовными ценн...
Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»
Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...
Преподобный Сергий Радонежский — Зайцев Б.К., Св. Сергий чудотворец и наставник
В центре повествования классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Зайцева — образ и жизненный подвиг одного из самых почитаемых в России святых, который, по словам писателя, явил в се...