Рабочая программа по кубановедению 10 - 11 класс
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему
Курс «Кубановедение» на ступени среднего общего образования - X-XI классы - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он завершает цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодарского края.
Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.
В соответствии с методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016– 2017 учебном году каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpkubanovedenie10-11klassyna_2016.doc | 331.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты.
Курс «Кубановедение» на ступени среднего общего образования - X-XI классы - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он завершает цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодарского края.
Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.
В соответствии с методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016– 2017 учебном году каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Кубановедение» в 10-11 классах.
1.Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на основе знаний о славе
малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов,
населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
-формирование на примере изучения кубанского региона целостного
мировоззрения, соответствущего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое
многообразие родного края;
-становление ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу
«Кубановедение»;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать
свою собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации чведения из соответствующих предметных областей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
-осуществлять пооектную деятельность по вопросам кубановедения.
3.Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение»
являются следующие умения:
-умение объяснять современную политическую и экономическую картину
Кубани, связывая исторические факты и понятия в целостную картину в контексте Российской Федерации;
-определять основные факты, процессы, явления, характеризующие историю
Кубани в ее целостности с отечественной историей;
-разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
-группировать (не по хронологии) . Сравнивать.
-умение видеть развитие общественных процессов на Кубани (определять
причины и прогнозировать следствия);
-выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;
-представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
-при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные
ценности.
-умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую,
гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой
же или другой выбор.
-определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий;
-толерантно определять свое отношение к иным позициям
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС (34 ч)
Введение (1 ч)
РАЗДЕЛ I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменения(6 ч)
РАЗДЕЛ II. История Кубани в далеком прошлом(3 ч)
РАЗДЕЛ III. Кубань в ХI- XVII(4 ч)
РАЗДЕЛ IV. Кубань в конце XVI-XVIIвв.(6 ч)
РАЗДЕЛ V.Кубань в ХIХ столетии (10 ч)
РАЗДЕЛ VI. Культура Кубани(3 ч)
Заключение. Итоговое повторение. Проектная деятельность(1 ч)
11 КЛАСС (34 ч)
Введение (1 ч)
РАЗДЕЛ I. Основные этапы истории Кубани в ХХ столетии.(7 ч)
РАЗДЕЛ II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.(5 ч)
РАЗДЕЛ III. Социальные отношения в кубанском обществе.(4 ч)
РАЗДЕЛ IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс (4 ч)
РАЗДЕЛ V. Краснодарский край в правом поле Российской Федерации(4 ч)
РАЗДЕЛ VI.Кубань- новый культурный центр Юга России(4 ч)
РАЗДЕЛ . Духовные истоки Кубани (4 ч.)
Заключение. Проектная деятельность (1 ч)
10 класс. История Кубани (XIX века.)
Содержание | |
Введение | Уникальность природно-географических условий Северо- Западного Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации. Этнокультурное своеобразие региона. |
Тема 1. Исследования природы Кубани вXVIII-начале XXв | Изучение территории Северного Кавказа вXVIIIв. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И.А. Гильденштедта, П.С.Палласа.исследования природы края в период его заселения. М.С.Гулик, В.П.Колчиги. Описание природы Кубани в трудах ученых и просветителей XIX- началаXX в. Ученые исследователи Ф.А.Щербина, И.Д.Попко, Е.Д.Фелицин, Н.Я.Динник, В.В. Докучаев и др., деятельность общества любителей изучения кубанской области (ОЛИКО). |
Тема2. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа | Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи и периоды. Территория Кубани в докембрии, царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного угля. Мезозойскя эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев. |
Тема 3. Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. | Кайнозойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих. Поднятие Кавказских гор, господство тропический растительности. Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Черного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суши холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих. Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и растительного мира. Формирование современных природных зон. Эволюция Черного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до современного состояния. |
Тема 4. Живой мир Кубани в настоящее время. | Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространенные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения. |
Тема 5. Изменение природных комплексов на территории | Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих Кубани. процессов. Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. Изменение численности и видового состава организмов, обитающих в Азовском и Черном морях. Ученые, исследователи, краеведы XIX- начала XX в об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани. |
Тема 6. Эпохи камня и бронзы на территории Кубани. | Стоянки людей древнекаменного века (поселки за Родину, Ильский).Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н.И.Веселовский. Дольменная. Катакомбная, северокавказская, срубная культуры. Периодизация. Ареал. Характерные черты. |
Тема 7. Меоты и кочевники. | Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Меоты. Территория расселения. Занятия. Общественный строй. Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения ученых. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской этнической общности (1 в до н.э.). Аланы- предки осетин.Античные авторы о племенах Северо-Западный Кавказа. |
Тема 8. Боспорское царство. | Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикопее (80 г до н.э.). Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгиппия- крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства. Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митриад и его войны с Римом. Утверждение династии Аспуругов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов(IVв). Упадок Боспорского царства. |
Тема 9. Тмутараканское княжество. Горцы степняки. | Установление господства гунно- болгарского союза племен в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и ее распад. Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата(VIIв). Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослва (964-964 гг). Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича(988-1036гг). Подчинение касогов. Тмутаракань- крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Тмутараканскийкамень.Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061-1074гг).Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. Татаро-монгольское нашествие(13 в). Сопротивление адыгских племен. |
Тема 10. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа(XIII-XVвв). | Соперничество Генуи и Венеции за господство на Черном море. Основание Генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа(Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др). Миссионерская деятельность римско-католической церкви. Торгово- экономические связи гнуэзских колоний и их устав. Торговое сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности. Захват итальянских колоний на Черном и Азовском морях турками(XVв). |
Тема 11. Ногайцы и адыги Кубани XVI-XVIIвв | Появление ногайских кочевий на Кубани. Распад Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с русским государством. Усиление имущественного социального неравенства у адыгов. Народности «демократические»(шапшуги, абадзехи, натухайцы ) и «аристократические»(бжедухи,хатукаевцы, бесленеевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность. |
Тема 12. Кубань в политике соседних держав XVI-XVII вв | Укрепление позиций в Турции и на Кубани. Походы османов и крымских татар в земли адыгов. Рот авторитета Русского государства в регионе. Посольство западных адыгов и кабардинцев в Москву(1552,1557).Объединенный русско- адыгский поход против крымско- турецких войск(1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией. |
Тема 13. Освоение Кубани русскими переселенцами. | Некрасовы. Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков- раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины- «войска Кубанского». Некрасовы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию. |
Тема 14. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-х-80-х года XVIII в | Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье. Русско-турецкая война 1768-1774 и Кубань. Кучук-Кайнарджийский мирный договор 1774 год и его роль в разрешении «черноморской проблеме» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии 1777г. А.В.Суворов во главе Кубанского корпуса. А.В.Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и ее стратегическое значение. Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин- Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции. |
Тема 15. Присоединение Прикубанья к России. | Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и Правобережья Кубани к России (8 апреля 1783г). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховьях Кубани. План переселения ногайцев в другие регионы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданство Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье. |
Тема 16. Кубань в Русско- турецкой войне 1787-1791гг | Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф.Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790г.) разгром турецкой армии Батал- паши русскими войсками генерала И.И. Германа (30 сент. 1790г). Взятие Анапы войсками генерала Гудовича (26 июня 1791г). Ясский мирный договор (29 декабря 1791г). Упрочение позиций России на Северном Кавказе. |
Тема 17. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. | Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней Г. А. Потёмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова Березань. Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы» - документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796). |
Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков | Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзикжская битва (29 июня 1796 г.), роль в её исходе казачьей артиллерии. Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796- 1797). Его бесславный итог. Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями. |
Тема 19. Освоение кубанских степей | Народная и военно-казачья колонизация Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, Урупской и др., города-порта Ейска (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой линии). Организация Кавказского линейного войска (1832). Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и казаков. |
Тема 20. Начало Кавказской войны | Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную линию. Борьба за Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания Черноморской береговой линии и его реализация. А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско- черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг за-щитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства. |
Тема 21. Декабристы на Кубани | Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского. |
Тема 22. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны | Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской эскадры (1854—1855). Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом- Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857). Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России. |
Тема 23. Кубанцы в боях за Отечество | Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Казачьи формирования,участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А. Ф. и П. Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1854-1855). Картина В. Серова «Пластуны под Севастополем». |
Тема 24. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы) | Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель. Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896). Судебная и военная реформы. |
Тема 25. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения | Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение. Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р. В. Штейн- гель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъёма края. Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазасвы, Николенко и др. |
Тема 26. Развитие сельского хозяйства и торговли | Переход к трёхпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы. Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии Сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы. |
Тема 27. Становление кубанской промышленности | Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я. В. Попов, И. П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы. Екатеринодар - центр промышленного производства. Кубань - родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев - пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К. Гусника (1886). Изменение общественно-сословного и архитектурного облика кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедро-совы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений |
Тема 28. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов . | Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против османского владычества (1877—1878). Казачьи формирования в политической жизни составе Кавказской дивизии генерала М. Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. Рост социальной напряжённости, связанной с проведением реформ в городах, станицах и аулах. Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н. И. Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г. А. Попко, П. И. Андреюшкин). Марксистские кружки. Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф. А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе. |
Тема 29. Народная культура казачества | Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор. |
Тема 30. Культурное наследие горских народов | Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся достижение горских народов Закубанья. Материальная культура. |
Тема31. Профессиональная культура Кубани Народное просвещение | Деятельность К. В. Российского (1775-1825), его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодёжи. Наука. Создание полковых историй в Черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских казаков Я. Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И. Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П. П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808- 1863),Подвижническая деятельность Е.Д. Фелицина, статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф. А. Щербины (1849-1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области (1897). Литература. Литературное творчество Я. Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В. С. Вареника («Слово о ружье», «Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитугай»). Искусство. Творчество П. С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова» Ф. А. Коваленко (1866- 1919). Архитектура кубанских городов. И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, А. А. Козлов, В. А. Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населённых пунктов края. Периодическая печать. «Кубанские областные ведомости» - первый печатный орган на Кубани. |
11 класс. История Кубани(XX - начало XXI века).
Введение | Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. Регион как единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край среди российских регионов: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия. |
Тема 1. Регион в период войн и революций (1900-е -1920 годы) | Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг.Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Революция и Гражданская война (1917-1922). Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной—летом 1918 г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный террор. «Малая» гражданская война. |
Тема 2. Кубань в 1920-1930-х годах | Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в |
Тема 3. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. | Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 - зимой 1943 г. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага.Освобождение. Трудовой героизм кубанцев. |
Тема 4. Возрождение. Восстановление и развитие народного хо-зяйства Кубани в 1945-1953 гг. | Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объёмов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно- государственного контроля. Идеология и культура в послевоенное десятилетие. |
Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой | Реформы в политике и экономике (1953-1964): реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань - житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. «Миллион тонн» кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата. |
Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов | Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950- 1990-х годах. |
Тема 7. Регион как эколого- экономическая система | Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели. |
Тема 8. Краевой бюджет | Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона. |
Тема 9. Финансовые институты и банковская система региона | Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешне- экономических отношений. |
Тема 10. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме | Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, меж поколенная, внутри поколенная мобильность. |
Тема 12. Межнациональные отношения | Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты. |
Тема 13. Семья и брак в кубанском обществе | Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края. |
Тема 14. Молодёжь Краснодарского края как социальная группа | Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодёжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры. |
Тема 15. Государственная власть и местное самоуправление в регионе | Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ. |
Тема 16. Становление гражданского общества | Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров. |
Тема 17. Региональная политическая культура населения | Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами. |
Тема 18. Геополитическое положение Краснодарского края | Межрегиональные и международные отношения региона. Проведение Олимпиады -2014 в Сочи. |
Тема 19. Правовой статус края как субъекта Российской Федерации | Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края. |
Тема 20. Законотворческий процесс в Краснодарском крае | Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае. |
Тема 21. Избирательный процесс в крае | Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани. |
Тема 22. Правоохранительные органы: структура и функции | Полномочия, порядок действий. |
Тема 23. Духовная жизнь Кубани | Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани. |
Тема 24. Система образования Краснодарского края | Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани. |
Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона | Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань - центр православия на Юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края. |
Тема 26. Культурное достояние Краснодарского края | Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае. |
Раздел «Духовные истоки Кубани» | Духовно- нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая. |
Заключение. | Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции молодого гражданина - жителя Краснодарского края. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов по кубановедению 10-11 классы
№ п/п | Разделы, темы | ||
Рабочая программа по классам | |||
10 класс | 11 класс | ||
Введение | 1 | 1 | |
Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение. | 6 | ||
История Кубани в далёком прошлом. | 3 | ||
Кубань в XI – XVII в. | 4 | ||
Кубань в конце XVII – XVIII в. | 6 | ||
Кубань в XIX столетии. | 10 | ||
Культура Кубани. | 3 | ||
Основные этапы истории Кубани XX столетия. | 7 | ||
Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития. | 5 | ||
Социальные отношения в кубанском обществе. | 4 | ||
Краснодарский край сегодня: политический ракурс. | 4 | ||
Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации. | 4 | ||
Кубань – новый культурный центр Юга России. | 4 | ||
Духовные истоки Кубани | 4 | ||
Заключение .Проектная деятельность | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 34 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей общественных наук от « 28 » августа 2016 года № 1 ___________ Швед Л.Н подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Марченко - Майстер Л.Н. подпись Ф.И.О. « 28 » августа 2016 года |
Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по кубановедению
Класс 10
Учитель: Чиганаева Н.А.
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя кубановедения Чиганаевой Н.А.., утвержденной решением педсовета от 31.08.2016, протокол №1
В соответствии с авторской программой В.В.Латкин И.А.Терская, О.А.Хамцова и др. программы курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г.
В соответствии с ФКГОС - 2004 среднего общего образования
Учебник: В.Н. Ратушняк, О.В.Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. КУБАНОВЕДЕНИЕ для 10 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование урока | ||
план | факт | |||||
1 | Введение. Земля отцов – моя земля. Я гражданин своей страны. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
Раздел I.Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение. (6 часов) | ||||||
2 | Тема 1.Исследования природы Кубани в XVIII - начале XX в. | 1 | Диск. География Кубани. интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
3 | Тема 2.Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
4 | Тема 3.Северо-Западный Кавказ в четвертичное время | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
5 | Тема 4.Живой мир Кубани в настоящее время | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, таблица «Животный мир Кубани» | |||
6 | Тема 5.Изменение природных комплексов на территории Кубани | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
7 | Итоговое повторение | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
Раздел II История Кубани в далеком прошлом ( 3 часа) | ||||||
8 | Тема 6.Эпоха камня и бронзы на территории края | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани., таблица «Люди каменного века»., «Племена Прикубанья эпохи бронзы». | |||
9 | Тема 7.Меоты и кочевники | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, таблица «Скифы и меоты. Сарматы» | |||
10 | Тема 8.Боспорское царство | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, таблица « Греки. Боспорское царство» | |||
Раздел III. Кубань в XI – XVII в. ( 4 часа) | ||||||
11 | Тема 9.Тмутараканское княжество. Горцы и степняки | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, таблица «Византийцы и славяне». | |||
12 | Тема 10.Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII – XV вв.) | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
13 | Тема 11.Ногайцы и адыги Кубани в XVI – XVII вв. | 1 | Диск. История Кубани. интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
14 | Тема 12.Кубань в политике соседних держав в XVI – XVII вв. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
Раздел IV.Кубань в конце XVII – XVIII в.( 6 часов) | ||||||
15 | Тема 13.Освоение Кубани русскими переселенцами | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
16 | Тема 14. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVII в. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
17 | Тема 15.Присоединение Прикубанья к России | 1 | Диск. История Кубани. интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
18 | Тема 16. Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
19 | Тема 17.Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
20 | Тема 18.Социальные выступления адыгов и казаков | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
Раздел V. Кубань в XIX столетии. (10 часов) | ||||||
21 | Тема 19.Освоение кубанских степей. Этническая история Кубани. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, стенд кабинета кубановедения «История Кубани» | |||
22 | Тема 20.Начало Кавказской войны | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
23 | Тема 21.Декабристы на Кубани | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
24 | Тема 22.Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
25 | Тема 23.Кубанцы в боях за Отечество | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
26 | Тема 24.Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860 – 1890-е годы) | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
27 | Тема 26.Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
28 | Тема 26.Развитие сельского хозяйства и торговли | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. Диск. История Кубани. | |||
29 | Тема 27.Становление кубанской промышленности | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. Диск. История Кубани. | |||
30 | Тема 28.Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани. | |||
Раздел VI. Культура Кубани. ( 3 часа) | ||||||
31 | Тема 29.Народная культура казачества | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, стенды кабинета кубановедения «Казачье подворье. Джигитовка. Кубанские праздники. Кубанская ярмарка». | |||
32 | Тема 30.Культурное наследие горских народов | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, стенды кабинета кубановедения «Казачье подворье. Джигитовка. Кубанские праздники. Кубанская ярмарка». | |||
33 | Тема 31.Профессиональная культура Кубани | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | |||
34 | Заключение. Итоговое повторение по курсу. Диалог культур. Дети разных народов, мы мечтою о мире живём | 1 | ||||
Итого | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Марченко - Майстер Л.Н.
подпись Ф.И.О.
« 28 » августа 2015 года
Муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по кубановедению
Класс 11
Учитель: Чиганаева Н.А.
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя кубановедения Чиганаевой Н.А.., утвержденной решением педсовета от 31.08.2015, протокол №1
В соответствии с авторской программой В.В.Латкин И.А.Терская, О.А.Хамцова и др. программы курса «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2013 г.
В соответствии с ФКГОС - 2004 среднего общего образования
Учебник: В.Н. Ратушняк, О.В.Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. КУБАНОВЕДЕНИЕ для 11 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края, Краснодар, Перспективы образования,2014 г
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Земля отцов – моя земля. Национальный идеал и ценности. Мы – россияне. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани, физическая карта России. | ||
Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии. ( 7 часов) | |||||
2 | Тема 1Регион в период войн и революций (1900-е- 1920 годы) | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
3 | Тема 2.Кубань в 1920 – 1930-х годах | 1 | Диск. История Кубани. интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
4 | Тема 3.Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
5 | Тема 4.Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945 – 1953 гг. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
6 | Тема 5.Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
7 | Тема 6.Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
8 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, атлас по истории Кубани | ||
Раздел II . Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития ( 5 часов) | |||||
9 | Тема 7.Регион как эколого-экономическая система | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края. | ||
10 | Тема 8.Краевой бюджет | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края. | ||
11 | Тема 9.Финансовые институты и банковская система региона | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края. | ||
12 | Краснодарский край в системе внешне – экономических отношений | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, политическая карта мира. | ||
13 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, политическая карта мира. | ||
Раздел III.Социальные отношения в кубанском обществе. ( 4 часов) | |||||
14 | Тема 11. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России. | ||
15 | Тема 12.Межнациональные отношения. Многообразие культуры как фактор единства народов. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России, карта народов России. | ||
16 | Тема 13.Семья и брак в кубанском обществе. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
17 | Тема 14.Молодёжь Краснодарского края как социальная группа | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс ( 4 часов) | |||||
18 | Тема 15.Государственная власть и местное самоуправление в регионе | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
19 | Тема 16.Становление гражданского общества | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
20 | Тема 17.Региональная политическая культура населения | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
21 | Тема 18.Геополитическое положение Краснодарского края | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации ( 4 часов) | |||||
22 | Тема 19.Правовой статус края как субъекта Российской Федерации | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
23 | Тема 20. Законотворческий процесс в Краснодарском крае | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
24 | Тема 21. Избирательный процесс в Краснодарском крае | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
25 | Тема 22. Правоохранительные органы: структура и функции | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
Раздел. VI. Кубань- новый культурный центр Юга России ( 4 часов) | |||||
26 | Тема 23. Духовная жизнь Кубани. | 1 | интерактивная доска, физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, , стенд кабинета кубановедения «Кубань православная» | ||
27 | Тема 24. Система образования Краснодарского края | 1 | физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, | ||
28 | Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона | 1 | физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
29 | Тема 26. Культурное достояние Краснодарского края | 1 | физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, | ||
Раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа) | |||||
30-31 | Православные ценности в современном мире | 2 | интерактивная доска, таблицы «Храмы Кубани», атлас по истории Кубани | ||
32 | Духовно-нравственные основы культуры современного казачества | 1 | интерактивная доска, таблицы «Храмы Кубани», атлас по истории Кубани | ||
33 | Особенности духовной жизни современной Кубани | 1 | интерактивная доска, таблицы «Храмы Кубани», атлас по истории Кубани | ||
34 | Заключение. Итоговое повторение. Культура межнационального общения. | 1 | физическая карта Краснодарского края, административная карта Краснодарского края, административная карта России | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению в 7 классе
Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...
Рабочая программа по кубановедению, 6 класс
Рабочая программа по кубановедению разработана на основе авторской программы по кубановедению для основного общего образования ,6 класс/ под ред. Галутво Л.М., Басий В.Н., Болдырева Ю.А. –...
Рабочая программа по кубановедению, 5 класс
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...
Рабочая программа по кубановедению, 8 класс
Рабочая программа по кубановедению разработана на основе программы по кубановедению для 8-х классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко А.Г., Бенку И.В. и др. -Кра...
Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год
Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....
Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс
рабочая программа по кубановедению 5-9 класс Л.Н.Галутво...
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...