Живое серебро Белгородчины
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) на тему

Степкина Светлана Юрьевна

Эколого-краеведческий путеводитель по родникам родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik_shopino_zhivoe_serebro_belgorodchiny.docx653.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Терновская основная общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Живое серебро Белгородчины

Номинация: «Эколого-краеведческий путеводитель по родникам родного края»

Шопинский родник

 

Выполнила: учащаяся 7 класса

                                                                 Литовченко Екатерина Павловна

                                                    Руководитель: учитель биологии

                                                                              Степкина Светлана Юрьевна

с. Терновка

2016 год


Оглавление

Введение                                                                                                     стр.3

Цель работы                                                                                                 стр.3

Задачи                                                                                                          стр. 3

Технологическая карта тематической экскурсии                                   стр. 4

Контрольный (сопроводительный) текст экскурсии                               стр. 5

Библиографический список                                                                     стр. 6

Список тем для исследовательских работ                                               стр. 7

Фотоприложения: «Портфель экскурсовода»                                         стр. 8

                                               


Введение

Каждый из нас мечтает жить в богатой, свободной, экономически развитой стране, где каждый человек мог бы гордиться своей принадлежностью к великой державе, ее культурным достояниям и ценностям. Познание истории своего Отечества, родного края, жизни ушедших поколений, их дела и традиции имеют исключительно важное значение для воспитания и формирования личности.

Мы живем в сказочном крае лесов, полей, необъятных просторов – крае, прославившемся русской воинской доблестью на полях сражений в Великой Отечественной войне, своими подземными и водными богатствами. Здесь многие из нас родились, научились ходить, читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество. И зовем мы его – Россия.  И поэтому каждый из нас должен знать о крае, где живет, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, природных источников, сформировать национальное самосознание, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем жила и живет наша малая Родина.

Благоприятным районом для проведения экскурсии является юго-восточная окраина с. Терновки, с многочисленными оврагами и другими эрозионными образованиями на ее склонах, хорошо выраженным руслом реки Липовый Донец, карстовыми формами рельефа и оползнями.

Для терновцев особую значимость и ценность имеют родники, изливающие свои воды на выходе меловых обнажений.

Целью экскурсии является изучение настоящего и прошлого памятников природы на примере Шопинской криницы.

Задачи экскурсии: 

познакомиться с геологическими особенностями местности;

изучить видовой состав флоры и фауны, обитающий на данной территории

проследить влияние антропогенного фактора на состояние памятника природы.

Объект исследования: территория родника между селами Терновка и Шопино.

Технологическая карта экскурсии

Протяженность маршрута МБОУ «Терновская ООШ» - родник: 1,5 км.

Описание маршрута экскурсии

Движение начинается от школы и проходит через центр села к ее юго-восточной окраине; далее маршрут проходит по грунтовой дороге вдоль склона меловой горы. Территория представлена различными биоценозами: заболоченный луг, ольшанник, обнаженные и полуобнаженные меловые склоны. Конечным пунктом маршрута является дорога вдоль ручья, собирающего воды из многочисленных, бьющих из меловой горы ключей.

Контрольный сопроводительный текст экскурсии

  1. Описание биоценозов

Наша область расположена в лесостепной зоне и типичными зональными растительными сообществами являются: широколиственные леса и степи. Кроме того, для области характерны интразональные типы растительности: луга, болота, мелколиственные леса (ольшанники) по поймам рек, а также сосновые посадки на песках.  Именно такая растительность встречается на данном маршруте.

Видовой состав луга и меловых склонов представлен следующими растениями (перечислены наиболее распространенные виды из числа изучаемых в школьном курсе семейств):

Семейство крестоцветные (пастушья сумка, клоповник сорный, икотник серо-зеленый).

Семейство розоцветные (шиповник коричный, терн колючий, земляника, ежевика, репешок, лапчатки).

Семейство бобовые (клевер, люцерна, донник, чина, лядвенец, горошек, вязель).

Семейство пасленовые (паслен, белена, дурман).

Семейство сложноцветные (полынь серебристая, полынь обыкновенная, полынь горькая, цикорий, осот, тысячелистник, чертополох).

Семейство злаки (лисохвост, ежа сборная, вейник, мятлик, овсяница луговая, тимофеевка, костер).

Семейство березовые (ольха, лещина).

Семейство кленовые (клен американский, клен татарский).

Болотная растительность представлена различными видами осок, рогозом, тростником. Большая часть занята ольхой черной.

Из наиболее крупных животных встречаются ящерицы, ужи, кроты, слепыши, мыши, гнездятся синицы, воробьи, береговые ласточки, периодически территорию посещают коршуны, цапли, дикие кабаны и косули.

  1. Особенности геолого-географических объектов

Следуя маршрутом, и наблюдая овраги и балки с меловыми выходами на поверхность, понимаешь, почему наша местность называется Белогорьем. Именно на этой территории можно пронаблюдать следы деятельности геологических сил, проявляющихся в морфологии рельефа и геологическом строении местности. Исследуя материал обнажений, можно найти окаменелости  и отпечатки древних вымерших растений и животных. На обрывистых склонах хорошо прослеживается залегание пластов: мел, пылевидные пески с прослойками песчаника, мергель, пески и глины. Изучив свойства слагающих пластов, становится понятной причина появления родников.

  1. Характеристика природного объекта «Шопинская криница»

Вода, вытекающая из родников, собирается бурными потоками и образует живописное озеро - глубокое и прозрачное, с легким оттенком синевы. Вкус и качество воды давно оценены  коренным жителям. А в последнее время красота живописного уголка природы стала известна далеко за пределами Терновки и Шопино. Родник был освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, стал излюбленным местом многих людей. Ежедневно сюда приезжают и приходят паломники со всей области. До недавнего времени родники оставались в своем первозданном виде. Сейчас на территории выстроен целый комплекс для отдыха и развлечений. Территория благоустроена, высажены деревья, кустарники и цветущие растения. К кринице проложена асфальтированная дорога. Жителям Терновки попасть можно как в старые времена по тропинке, ведущей к источнику или проделав большой окружной путь по асфальтированной дороге. В настоящее время окрестности родника благоустроены, есть удобные места для подхода к воде, купальня, раздевалки. Однако, нет такого бурного потока, мелкие роднички и вовсе перестали существовать. Как уберечь целебные воды? Почему цивилизация не всегда дружит с природой? Кто защитит памятник природы от человеческого вмешательства? Будем надеяться, что вода не только утолит жажду, но и исцелит душу тех, кто там бывает. Человек получит воду, а родник – долгую жизнь. И через многие века сюда все также будут приходить люди, брать воду, отдыхать наедине с природой и думать о собственном бытие.

Творческие задания для участников экскурсии

  1. Назвать среди растений лекарственные виды и их использование человеком.
  2. Составить кроссворд из названий флоры и фауны данной территории.
  3. Перечислить целебные свойства воды.
  4. Назвать полезные ископаемые и их использование в практической деятельности человека.
  5. Ваши пожелания для сохранения памятников природы.

Библиографический список

  1. Григорьев Г.Н. География Белгородской области. Учебное пособие для средних школ Белгородской области. Издательство БГУ, 1996.
  2. Губанов И.А. Определитель высших растений. М., просвещение, 1981.
  3. Курсевич Н.В. Школьные экскурсии по биологии. Методические рекомендации. Издательство БГПИ, 1985.
  4. Негодина А.А. Прошлое, настоящее и будущее Терновских водоемов. Исследовательская работа. МОУ Терновская СОШ», 2007.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М., просвещение, 1991.

Список тем исследовательских работ

для дальнейшей работы по данному направлению

  1. Полезные ископаемые Терновского поселения и их использование.
  2. Влияние антропогенной деятельности на изменение биоценозов.
  3. Исследование родниковой воды на протяжении от истока до впадения в Липовый Донец.
  4. Проведение дней здоровья с использованием родниковой воды.


Фоториложения

«Портфель экскурсовода»

 http://www.eco.yakovlbibl.ru/rodnik/03.jpg

Купель зимой

http://www.eco.yakovlbibl.ru/rodnik/05.jpg

Святой источник Криница

C:\Documents and Settings\Я\Рабочий стол\родники\0_73a6f_9a15cadf_XL.jpg

Купель. Терновка

C:\Documents and Settings\Я\Рабочий стол\родники\0_73ff9_e10eace1_XL.jpg

               Банно-развлекательный комплекс

C:\Documents and Settings\Я\Рабочий стол\родники\0_73ffb_ff128bc4_XL.jpg

        Банно-развлекательный комплекс

C:\Documents and Settings\Я\Рабочий стол\родники\25302_61985.jpg

Купание паломников

C:\Documents and Settings\Я\Рабочий стол\родники\25302_61986.jpg

        Памятник природы Криница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")

Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"                     "...Этот мир очарований, этот мир из с...

Семинар по подготовке к ЕГЭ учащихся 11 классов школ Серебряно–Прудского муниципального района.

В первый день каникул 26 декабря прошло очередное семинарское занятие «Подготовка к ЕГЭ по физике учащихся 11 классов школ района»в первый день каникул 26 декабря прошло очередное семинарское занятие ...

Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."

Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....

"Живое серебро дельты Волги

Представлена деятельность отряда "Исток" по спасению молоди рыбы....

Живое серебро

Операция "Живое серебро" означает спасение рыбьих мальков из пересыхающих водоемов. Для этого мальков или отлавливают сачками и в ведрах переносят в реку или крупное озеро, или прокапывают к...