«Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему
Конспект урока по истории
Эпиграф к уроку: «Древний Псков - город-крепость, Псковская земля - страна-крепость. Всей своей тысячелетней историей Псков служил защите Русской земли от натиска с запада». Д. С. Лихачев
Класс: 9
Тема: «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
Цели урока:
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию города Пскова; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории родного города.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по истории города Пскова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» Псковский Педагогический комплекс».
Методическая разработка урока.
Тема: «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
Подготовила: Рогова Н.В.
Учитель истории и обществознания.
Псков.
2016 г.
Конспект урока по истории
Эпиграф к уроку: «Древний Псков - город-крепость, Псковская земля - страна-крепость. Всей своей тысячелетней историей Псков служил защите Русской земли от натиска с запада». Д. С. Лихачев
Класс: 9
Тема: «Вклад города воинской славы в героическую летопись Великой истории нашей страны».
Цели урока:
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию города Пскова; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории родного города.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по истории города Пскова.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
- Образовательные:
- Усвоение основных событий: борьба за независимость Руси в 1240-1242 гг., Ливонская война, Северная война, Отечественная война, Первая мировая война, Великая Отечественная война.
- Формирование навыков планирования ответа
- Формирование у учащихся умения выделять главные события в истории города;
- Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
- Развивающие:
- Умение критического мышления обучающихся
- Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
- Умений анализировать, сравнивать, обобщать
- Умение применять новые знания
- Развитие речевых способностей учащихся
- Умения опираться на уже известное
- Развитие умения формулировать проблему
- Развитие умения групповой работы
- Воспитательные:
- Уважение к истории своего города
- Воспитание уважение к противоположному мнению
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
- Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, работа в группах.
Оборудование урока:
- Псковский край в истории России/ Сост. И науч. Ред. Е.П. Иванов. П86 – 2-е изд., испр. и доп. – Псков: ПОИПКРО, 200. – 288 с., ил.
- Рассказ учителя «о звании «город воинской славы». Источник: Федеральный закон Российской Федерации от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы»», «Официальный сайт города Пскова» http://www.pskovgorod.ru/ (Приложение №1)
- Раздаточный материал «Группа 1», «Группа 2», «Группа 3», «Группа 4», «Группа 5», «Группа 6». (Приложение № 2)
Технологическая карта урока.
Подготовительный этап: на перемене учащиеся совместно с учителем подготавливают учебный кабинет, расставляют парты, делятся на группы при помощи жеребьёвки.
№ п/п | Этап урока | Формируемые УУД. | Деятельность | Время (мин) | |
учитель | учащиеся | 45 | |||
1 | Организационный момент. Цель: активизация учащихся. | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости. | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу. | 1 |
2 | Создание проблемной ситуации. Цель: мотивировать учеников к изучению истории города. | Умение ставить учебные цели | Наверняка, каждый из вас знает, что на площади победы в городе Пскове установлена стела. Что это за стела? (ответы учеников) Правильно, стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу звания «Город воинской славы». А знаете ли вы за какие заслуги город удостаивается такого звания? (ответы учеников) Рассказ учителя. Приложение №1. Направлен на формирование у детей проблемного вопроса и мотивирует к дальнейшей деятельности. После рассказа учитель задает проблемный вопрос: Итак, за что присвоено нашему городу звание «Город воинской славы»? Давайте разберемся подробнее в этом вопросе и определим роль нашего города в истории России. | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем отвечая на проблемные вопросы. Цель урока: определить роль города Пскова в истории нашей страны, как города воинской славы. | 7 |
3 | Изучение нового материала. Цель: изучить основные события боевой истории страны и роль города Пскова в этих событиях. | Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины | - Мы определили, что наш город не просто так удостоен этого звания, наша задача, сегодня, определить роль пограничного города Пскова в крупнейших сражениях в истории России, какой вклад внёс наш город в героическую летопись Великой истории нашей страны. Для этого мы сегодня работаем в группах, каждая из которых будет работать с отдельным событием, рассказывающем о роли нашего города. Раздает необходимый материал для групп с заданием. | Внимательно слушают учителя, знакомятся с раздаточным материалом (приложение №2), приступают к выполнению задания. | 15 |
Самостоятельная работа в группах. Цель: умение работать с тестом учебника, помогать товарищам. | Умение работать в группах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Следит за работой в группах, помогает, отвечает на возникающие в ходе работы вопросы, направляет. | Самостоятельно выполняют задание по группам. Оказывают взаимопомощь, формулируют ответ, определяют отвечающего или отвечающих. | ||
7 | Коллективная работа. Цель: умение слушать мнение других, аргументация собственной позиции. | Умение применять полученные знания, высказывать свою точку зрения. | Координирует ответы групп, направляет, помогает обучающимся усвоить полученную информацию и определить её место в общей концепции урока. | Представители от групп отвечают ют на предложенное задание к раздаточным текстам, остальные учащиеся запоминают роль города в конкретной ситуации. | 15 |
8 | Итог урока Цель- закрепить изученный материал. | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока. -Вспомним, о чём шла речь в начале урока? Как мы определили тему нашего урока? Какие цели мы поставили? О каких доблестных страницах истории нашего города шла сегодня речь? Какую роль в каждой из них сыграл наш город? Можно ли сказать, что роль нашего города в героической летописи истории нашей страны оценена достойно и звание «города воинской славы» было присвоено неспроста? Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. | 5 |
9 | Инструктаж домашнего задания Цель- закрепить изученный материал. | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж: проведите опрос родителей, бабушек, дедушек и пр. по теме сегодняшнего урока. В тетради запишите вопросы, которые вы задавали и полученные ответы. | Задают вопросы по д/з, записывают задание в дневник. | 2 |
Приложение №1.
Рассказ учителя «о звании «город воинской славы».
Источник: Федеральный закон Российской Федерации от 9 мая 2006 г. № 68-ФЗ «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы»», «Официальный сайт города Пскова» http://www.pskovgorod.ru/
Более тысячелетия насчитывает история Пскова - города-воина, верного стража земли Русской, не раз спасавшего ее в грозные годы от иностранного нашествия.
Псковичи построили самую крупную в Европе каменную крепость и доблестно защищали ее от всех нападений. Под стенами Пскова потерпели поражение войска таких знаменитых западных полководцев, как польско-литовский король Стефан Баторий и шведский король Густав-Адольф, а Карл XII не посмел испытать мощь этой крепости. На границах Псковской губернии были разгромлены наполеоновские войска, наступавшие на Петербург.
Псковская земля участвовала и в важнейших военных событиях XX века. Первые полки Красной Армии в феврале 1918 года остановили кайзеровские войска, рвавшиеся к Петрограду. В Великую Отечественную войну звание Героя Советского Союза первыми получили псковские летчики, сражавшиеся в небе над Псковом. В тяжелейших боях февраля - июля 1944 года советские войска прорвали фашистскую линию «Пантера» и освободили Псков.
1 ноября 1945 года Постановлением СНК СССР Псков был включен в число 15 старейших городов страны, подлежащих первоочередному восстановлению.
В современную историю России золотыми буквами вписан бессмертный подвиг 6-й роты псковских десантников, вступивших в смертельную схватку с силами международного терроризма на Северном Кавказе.
В 2009 году Псков получил почетное звание «Город воинской славы». УКАЗ Президента РФ от 05.12.2009 N 1387 "О ПРИСВОЕНИИ Г. ПСКОВУ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"
Приложение №2.
Раздаточный материал
«Группа 1»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о роли Пскова в борьбе за независимость Руси в 1240 – 1242 гг. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
Участие псковичей в борьбе за независимость Руси в 1240 – 1242 гг.
В начале ХIII века на западной границе Псковской земли появились агрессивные враги - немецкие рыцари, захватившие северную часть Прибалтики. Первые десятилетия отряды псковичей и новгородцев выступали на помощь местным племенам, боровшимся с завоевателями. Но силы рыцарей росли, и они продолжили наступление на восток. В 1240 году рыцари заняли псковский пригород Изборск, а затем неделю безуспешно осаждали Псков и отошли. Однако среди псковских бояр нашлись изменники, хотевшие с помощью немцев взять власть в городе. Они ночью тайком впустили рыцарей. За все дореволюционные годы это был первый и единственный случай появления вражеских войск в псковской крепости.
Князь Александр, уже получивший за победу над шведами имя Невский, стремительным ударом освободил Псков и вместе с псковичами двинулся навстречу новому войску, собранному ливонскими рыцарями. 5 апреля 1242 года они были разгромлены на льду Чудского озера. В дореволюционном Пскове в честь Александра Невского, причисленного к лику святых, были построены три часовни, устроен придел при Троицком кафедральном соборе, домовые церкви при мужской гимназии и тюремном замке, в 1908 году сооружен воинский храм для Омского пехотного полка, организовано благотворительное Александро-Невское братство, помогавшее нуждавшимся ученикам...
23 июня 1971 года к стене псковского Кремля прикрепили большой кованый щит с видом Пскова, гербами городов, чьи дружины участвовали в Ледовом побоище, и с легендарными словами: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Его чеканил псковский архитектор-реставратор В.П. Смирнов, а подарил городу Союз художников СССР. В честь Ледового побоища в России установлен День воинской славы, особенно широко отмечаемый в Пскове. 24 июля 1993 года возле Пскова на горе Соколиха был торжественно открыт памятник защитнику Русской земли Александру Невскому и его воинам. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр В.С.
«Группа 2»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о роли Пскова в Ливонской войне. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
Участие псковичей в Ливонской войне.
Псковская крепость сыграла выдающуюся роль в Ливонской войне, начавшейся в 1558 году походом московских воевод через Псковскую землю на Прибалтику. Псков стал тогда главной базой русских войск. Но война растянулась на долгие 25 лет. В июне 1579 года для предполагавшегося похода на Ревель (Таллин) в Псков снова были доставлены артиллерийские орудия, большие запасы ядер, пороха, другие военные припасы и продовольствие. Сам царь Иван Грозный до октября находился в Пскове. Но из-за нападения польско-литовского короля Стефана Батория на Полоцк поход не состоялся. Король тогда взял Полоцк, в следующем году - Великие Луки. Во время третьего, последнего похода на Россию войска этого знаменитого полководца в августе 1581 года осадили Псков...
Однако ни генеральный штурм 8 сентября, ни еще 30 приступов, ни подкопы под крепостные стены, ни шестимесячная осада не сломили защитников крепости. В ответ они совершили 46 вылазок. Король был вынужден согласиться на мирные переговоры. Его планы дальнейшего похода на Новгород и Москву были сорваны. По договору, заключенному неподалеку от Пскова, были возвращены все русские города, захваченные во время войны.
Эта героическая оборона стала самой выдающейся страницей в военной истории Пскова. По оценке Н.М. Карамзина, тем самым Россия была спасена «от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратили любви к отечеству и своего имени».
В Пскове много сделано в память об этих событиях: сразу после победы сооружена церковь Рождества Богородицы; очевидец событий составил патриотическую «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»; ежегодно совершался крестный ход вокруг крепости; создано несколько списков своеобразной иконы с видом города времен осады; поставлен памятник у крепостных стен; начиная с 300-летия осады (с 1881 года) отмечаются юбилеи героической обороны... И сейчас, с августа 2006 по февраль 2007 года, праздновалась ее 425-летняя годовщина.
«Группа 3»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о роли Пскова в Северной войне. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
Псковский край в годы Северной войны.
Великую роль имел Псков в истории Руси в годы Северной войны. Русские полки, которые разбили зимой в 1700-1701 годах под Нарвой, отвели на псковские земли. Определенный период Псков стал стратегическим центром по размещению русских войск. После того, как русские потерпели поражение под Нарвой, ожидалось нашествие шведских войск на Россию. Именно поэтому разрабатывались мероприятия по укреплению города, так как система укрепления была устаревшей и не соответствовала нормативам военного дела.
Приказ Петра I стал предпосылкой для возведения оборонительных сооружений с соблюдением всех тонкостей военного искусства, они заключались в построении земляных бастионов и полубастионов, которые соединялись валами. В итоге, город стал окружен новейшими сильными укреплениями, обладающий современной для тех времен артиллерийской поддержкой. Псков приобрел репутацию грозной крепости, которая могла отразить вражеское наступление. Но до этого не дошло.
Король Швеции Карл XII посчитал Россию полностью разбитой после битвы под Нарвой в 1700 году, а его армия была направлена на Саксонию и Польшу. Сформировавшиеся в Пскове военные силы сами перешли в наступление. Ими был совершен поход в Прибалтику, что заставило шведов удерживать там совокупность военной силы, таким образом, их внимание было отвлечено от Невы и Ладожского озера, где проходила подготовка масштабного наступления армии России.
Войсками Шереметьева Б. П. осенью 1702 года был захвачен Орешек, а в 1704 году Нарва и Дерпт. После одержанных побед в 1702-1704 годах фронтовая линия сдвинулась на запад, а ареной боевых действий стала Польша. Войска Шереметьева покинул Псков. Поражение Саксонии в 1706-1708 годах снова несло опасность нашествия врага. Свои войска шведы могли направить на Петербург, осуществив путь через Великие Луки и Псков. Для обеспечении безопасности этого направления был возведен ряд новых укреплений на берегах Великой реки. Но они также не пригодились, так как войска Карла были направлены, где были разбиты в районе Полтавы.
«Группа 4»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о вкладе псковичей в Отечественную войну 1812 года. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
Вклад псковичей в Отечественную войну 1812 года.
Национальная гордость псковичей – победа в войне 1812г. Нападение войска Наполеона на Русь не было неожиданностью для Александра I. Если враг принял бы решение пойти на Петербург, Псковская губерния стала бы эпицентром военных действий, осознавая это, армейское командование выполнило совокупность подготовительных мероприятий.
Город Псков посетили офицеры гвардии, выполняя тем самым распоряжение Царя, для формирования гвардейских полков. На псковской земле даже воевали рекруты из Сибири. В итоге, Псковская губерния была охвачена военным положением и она стала прифронтовой зоной. С опасностью захвата города Псков были вывезены деньги, имущество военного госпиталя и архива.
Идя на Москву, Наполеон не отходил от цели по захвату Петербурга. Бой произошел у южной границы Псковской губернии. Решительное руководство командира Кульнева заставило французов бежать. Рекруты Псковской губернии небольшими отрядами ловили дезертиров и преследовали отступающих солдат Наполеона. Более не было серьезных попыток взять Петербург.
Псковские полки отличились так же в Бородинском сражении. Все главнокомандующие-псковичи были награждены различными наградами за героизм и мужество. Это были медали, ордены и золотые шпаги. Псковичи, находясь на прифронтовой зоне внесли большой вклад для того, чтобы русская армия была обеспечена всем необходимым. Псковская губерния выделила на войну около 16 млн. рублей. В июле 1812 года было сформировано псковское ополчение, в которое было записано около 6,2 тысяч крестьян. При наличии хорошего вооружения ополченцы смогли бы сделать гораздо больше.
Не смотря ни на что, псковичи отважно боролись с врагом. Псковская земля приняла более 10 тысяч раненных воинов в специально оборудованные госпитали и дома местных жителей. Жители Пскова сыграли огромную роль в противостоянии с армией Наполеона.
«Группа 5»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о роли Пскова в первой мировой войне. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
В годы первой Мировой войны
1 августа 1914 года Германия, стремившаяся к захватам чужих территорий, объявила войну России, которая не хотела войны и все-таки вступила в неё. Уже к осени 1915 года русская армия (после временных успехов в 1914 году) вынуждена была оставить значительные территории на Западе и Юге страны. Фронт приблизился к Псковской губернии. Была даже опасность бомбардировок Пскова. В Порхове и Острове численность гарнизонов превышала 10 тыс. человек. Это было связано с тем, что в 1915 году после тяжёлого поражения русских войск на Юго-Западном и Северо-Западном фронтах для защиты Петрограда был создан Северный фронт, штаб которого разместился в Пскове.
Здесь же обосновалось Управление главного начальника снабжения с многочисленными отделами и отделениями. Из Пскова в 1915-1917 годах миллионной армией Северного фронта командовали наиболее видные военачальники русской армии генералы Н. В. Рузский, А. Н. Куропаткин, В. Н. Клембовский, П. А. Плеве, М. Д. Бонч-Бруевич и В. А. Черемисов.
Именно с нахождением в Пскове штаба Северного фронта связано еще одно событие мирового масштаба. Исторической драмой называют историки вынужденное подписание в Пскове последним российским императором Николаем II манифеста об отречении от престола 2 марта 1917 года. Таков был эпилог 300-летнего монархического правления 17 царей династии Романовых. Это первое в истории добровольное отречение монарха, положившее начало последующим грандиозным событиям в России. В память об этом событии на здании псковского вокзала установлена мемориальная доска, а на вокзальной площади в 2003 году сооружена часовня.
«Группа 6»
Задание: Прочитайте текст и сделаете выводы о роли Пскова в Великой Отечественной войне. Составьте текст ответа, который поможет вашим одноклассникам понять роль города в конкретной ситуации. Определите отвечающих от группы.
В годы Великой Отечественной войны
В первые дни войны псковичи совершили несколько героических подвигов. Базировавшиеся на псковском аэродроме летчики Степан Здоровцев, Пётр Харитонов и Михаил Жуков 28-30 июня 1941 года во время воздушных боев, израсходовав боезапас, чтобы не пропустить фашистские самолеты на Ленинград, умело таранили их, сохранив свои боевые машины. Первым в истории Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года, им было присвоено звание Героя Советского Союза. При содействии Комитета по обороне Государственной думы и на собранные в Москве и Пскове средства этим Героям и первому Указу был сооружен памятник на шоссе перед псковским военным аэродромом. Его открыли в год 60-летия Победы, в дни города 22 июля 2005 года.
Первым Героем Советского Союза в саперных войсках стал служивший в Пскове младший лейтенант Семён Байков. 8 июля 1941 года, когда провод для электроподрыва железнодорожного моста через Великую в Пскове оказался порванным, он бросился к опорам моста и ценою жизни взорвал его на виду у приближавшихся фашистов. Его именем в 1986 году была названа одна из улиц города.
Ожесточенные бои с наступавшими немецкими войсками шли в первых числах июля 1941 года в 50 км южнее города. Под Псковом сразу появились партизанские отряды, и уже в августе 1941 года был создан Партизанский край, который фашисты не смогли уничтожить до конца военных действий. В городе действовали подпольные антифашистские группы и были явочные квартиры для действовавших вблизи Пскова партизан. Выдающейся страницей в истории войны стал продовольственный обоз, доставленный в марте 1942 года через линию фронта из Партизанского края в блокадный Ленинград.
Учитывая стратегическое положение Пскова на подступах к Прибалтике, фашисты построили вокруг города и его окрестностей многокилометровую оборонительную линию «Пантера». Прорвать ее сходу не удалось, и ожесточенные бои продолжались с февраля по июль 1944 года. Псков оказался последним городом Российской Федерации, освобожденным от немецкой оккупации. День освобождения города, 23 июля, стал главным праздником псковичей.
Разрушения в городе были так велики, что еще во время войны, 5 января 1945 года, было принято постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по восстановлению хозяйства г. Пскова и Псковской области». Затем 1 ноября 1945 года правительство СССР включило Псков в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению, а 20 ноября того же года Совнарком РСФСР принял постановление о сохранении памятников старины.
Несмотря на все трудности, Псков быстро восстанавливался. Одновременно возрождались памятники боевой славы древнего Пскова.
Список литературы:
- Ледовое побоище. – М., 1966
- Повесть о нашествии Стефана Батория на град Псков// Повести ратной славы Древней Руси. – Воронеж, 1986
- Россия героическая: Рассказы русских летописей и воинские повести ХIV – XVIIвв. – М., 1988
- Виноградов В. Ф. Псков в годы Северной войны. – Псков, 1972.
- Первая мировая война 1914 – 1918 гг.// Страницы боевого прошлого: Очерки военной истории России. М., 1986
- Псков в годы Великой Отечественной войны: Очерки. – Л., 1981.
- Псковский край в истории России/ Сост. И науч. Ред. Е.П. Иванов. П86 – 2-е изд., испр. и доп. – Псков: ПОИПКРО, 200. – 288 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)
Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...
Город воинской славы и наши герои - земляки
Исследовательская работа о земляках, участниках войны....
«Поклонимся великим тем годам!» (Великие Луки - город воинской славы)
Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне...
Города-герои и города воинской славы. Справочный материал
Представлен краткий -информационно справочный материал по городам-героям, и городам воинской славы России.Звание «город-герой» стали получать с середины 1940-х годов те города СССР, жители...
"Великий Новгород - город воинской славы"
Сопроводительный текст к презентации...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)
Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...