«Возможности использования интернет ресурсов в популяризации коллекций музеев Орловской области»
материал по краеведению на тему

Дёмичева Виктория Игоревна

Возможности использования интернет ресурсов в популяризации коллекций музеев орловской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 1 ГОРОДА ОРЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«Возможности использования интернет ресурсов в популяризации коллекций музеев

Орловской области»

Подготовила:

Дёмичева Виктория Игоревна

педагог дополнительного образования

детского объединения «Совёнок»

ОРЁЛ

Музеи - надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Статистика двадцатилетней давности утверждала, что основная часть населения ни разу в течение года не посещает музеи. Сегодня особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Именно поэтому развитие культуры и искусства  в числе приоритетных задач. Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Есть вещи, которые принадлежат всему человечеству, поэтому мы храним и изучаем их в музеях.

Проблема показа музейной коллекции в интернете находится сегодня на пути реализации как в мире, так и в нашей стране. Актуальность исследования настоящей темы связана с развитием высоких технологий в информационном пространстве. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности, поэтому музеи постепенно включаются в этот новый для них процесс. Компьютер постепенно становится рабочим инструментом музейных работников и способствует стремительному освоению виртуального пространства. В наши дни во Всемирной паутине появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи из всех регионов России, поэтому,  уже можно говорить о существовании параллельной жизни российских музеев в виртуальном мире.

В пространстве Интернет не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и так далее. Изменяется характер музейного представительства в Интернет. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR-продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Большую привлекательность музейным сайтам придает использование игровых элементов (анимация, пазлы), для более объемного представления о музее сайты включают архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику. "Виртуальные экскурсии" - еще один способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие по фондам.

Сегодня в традиционных и электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это связано с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет. И Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» (виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и так далее - пока не будем заострять внимание на четкой формулировке этих понятий, разграничим их позже). Во-вторых, музей в СССР был в некотором роде вещью в себе, призванный проводить государственную идеологию. Музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. Именно поэтому музеи оказались совершенно не готовыми к рынку. Само по себе развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из властей, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать. Таким образом, понятие «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКПОЗИЦИЙ  НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКИХ ОБЛАСТНЫХ МУЗЕЕВ

Орёл по праву носит неофициальный титул одной из литературных столиц России. Улицы и площади города хранят память о многих классиках русской литературы. Сердце литературного Орла – «Дворянское гнездо». Так по традиции именуется ландшафтный сквер на крутом берегу реки Орлик, открытый весной 1903 года Орловским обществом любителей изящных искусств. На Октябрьской улице третьим по счету от берегового обрыва над Орликом стоял дом Лесковых. Будущий писатель тогда был ребёнком, проводившим свои дни среди садов, в большом овраге, где пас коров герой его романа «Несмертельный Голован».

Дом-музей Николая Семеновича Лескова располагается в деревянном особняке, построенном в 1875 году К.Н.Бурнашевым, губернским прокурором, по проекту архитектора И.Ф. Тибо-Бриньоля, на месте старой усадьбы, принадлежавшей некогда отцу писателя, Семену Дмитриевичу Лескову. 2 апреля 1974 года в этом доме был открыт музей, посвященный жизни и творчеству Лескова, состоящий из одиннадцати комнат, шесть из них заняты под экспозицию: здесь собраны подлинные документы, картины, издания произведений, часть библиотеки, личные вещи и мебель.

Дом-музей Н.С. Лескова

http://www.museum.ru/alb/image.asp?69810Телефон: (4862) 76-33-04

Адрес:  302028, Орловская область,  г.Орел,  ул.Октябрьская, 9

Режим работы:   Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме пятницы и третьего понедельника каждого месяцаВходная плата:  для российских граждан: взрослые - 50 рублей,

дети - 20 рублей,

студенты - 25 рублей,

ряд категорий посетителей - бесплатно.

Экскурсионное обслуживание:

взрослые - 50 рублей,

дети - 20 рублей,

студенты - 25 рублей.

Для зарубежных туристов - 100 рублей,

экскурсионное обслуживание  - 100 рублей.

Интернет:
www.museum.ru/M1904 - официальная страница
 
Орловский объединенный литературный музей И.С. Тургенева - W219,

официальный сайт Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
эл. почта:
turgenev@orel.ru 

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
    дата открытия -
02.04.1974

    16 февраля

 - День рождения Н.С. Лескова

    5 марта   -

День памяти Н.С. Лескова

Описание:

    Дом-музей Н.С. Лескова - единственный в стране музей, посвященный великому русскому писателю, "волшебнику слова" Николаю Семеновичу Лескову.

    Экспозиция  "В мире Лескова"  включает около 800 подлинных экспонатов и, в частности, представляет воссозданный на основе мемориальных вещей интерьер последнего петербургского кабинета писателя. В музее представлены книги личной библиотеки Лескова, его документы, автографы, живописные портреты и фотографии.

Здание:

    Здание музея - дворянский особняк, построенный в 1874 г. по проекту академика архитектуры И.Ф. Тибо-Бриньоля на усадебном месте семьи Лесковых. Памятник истории и культуры федерального значения

Основные экскурсии:

В мире Лескова

Образовательные услуги:
    Лекции:
    - Орловские герои Лескова
    - Детские годы Николеньки
    - "Он пронзил всю Русь" (лесковские герои-праведники)
Поблизости имеются:
    места группового питания
Основные должностные лица:
    Директор: Ефремова Вера Витальевна,   тел. (4862) 76-15-00
    Заведующий: Мазина Екатерина Викторовна,  тел. (4862) 76-33-04
Тел. дирекции:
    (4862) 76-33-04,   Факс: (4862) 76-15-00
Адрес дирекции:
    302028, г. Орел, ул. 7 ноября, д. 20
Даты открытия и основания:
    открыт:  02.04.1974
Бюджетный статус:
   Субъект РФ
Организационно-правовая форма:
   некоммерческое учреждение
Тип организации:
    культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
   
литературная , персональная или мемориальная 
Площади организации:
    экспозиционно-выставочная 169м
2
    парковая 0,48га
Количество сотрудников:
    12, из них 4 научных
Среднее кол. посетителей в год:
    17865
Вышестоящая организация:
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева - M1899

Виртуальные ресурсы:
    см. выше
сайт(ы) музеяhttp://www.museum.ru/img/arrLoc.gif
Примечание:
   
Официальное название организации:  Дом-музей Н.С. Лескова - филиал бюджетного учреждения культуры Орловской области  "Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева" (ОГЛИТ).

Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет. Она постепенно отходит от зеркального отображения жизни реальной, приобретая все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет сегодня не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и так далее.

Меняется и характер музейного представительства в Интернет. Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм.

Мы живем в эпоху Интернет и глобальная сеть стала важной частью культурной жизни. Музеи включены в этот процесс. За рубежом, и в российской части Всемирной паутины появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернете музеи. Сегодня уже можно говорить о существовании параллельной жизни музеев в виртуальном мире Интернет.

Посещение виртуального музея проходит при помощи "Виртуальных экскурсий" выгодно отличающихся от посещения реального музея. «Виртуальные экскурсии» предлагают пользователю уникальное путешествие, например, экскурсию по фондам.

Трудно себе представить посетителя музея, который с лупой подходит к картине и изучает детали. А на сайте Эрмитажа это можно сделать одним щелчком мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Разве не интересно, прямо не выходя из дома, совершить виртуальное путешествие.

Здесь вы можете либо останавливаться на каком-либо месте длительное время, рассматривая и изучая окружающие вас экспонаты, а можете быстро переместиться в те залы, которые действительно будут вам интересны.

Кроме того, виртуальные музеи посещать можно в любое время, их двери открыты для вас постоянно. Если же у вас появились срочные дела, вы просто оставите закладку страницы и в любой момент вернетесь к тому месту экскурсии, на котором закончили.

Музеев в Орле много, причём, учитывая, что Орловщина была родиной многих великих людей, большинство музеев (или отдельных экспозиций) посвящены их жизни и творчеству.
Самый старый — музей Тургенева, основанный ещё в ноябре 1918 года в честь 100-летия со дня рождения писателя. За свою почти вековую историю он стал родоначальником объединения литературных музеев: Музея писателей-орловцев, Дома-музея Николая Семеновича Лескова, Дома Тимофея Николаевича Грановского, Дома-музея Леонида Николаевича Андреева, Музея Ивана Алексеевича Бунина. Недаром об Орле говорят как о литературной сокровищнице России. Открытый в доме Галаховых, дальних родственников Тургенева со стороны матери, музей в 1944 году после возвращения из эвакуации обосновался в двух зданиях.
Очень интересен Дом-музей Николая Семеновича Лескова, расположенный в деревянном особняке, построенном в 1875-1877 годах губернским прокурором К.Н. Бурнашёвым на месте усадьбы, принадлежавшей отцу писателя Семену Дмитриевичу Лескову. Местоположение усадьбы описано Николаем Семеовичем Лесковым в рассказах «Несмертельный голован» и «Пугало». Дом, принадлежащий Семену Дмитриевичу Лескову, сгорел в 1850 году.
А ещё есть Орловский краеведческий музей и его филиал — Орловский военно-исторический музей (более известный как музей-диорама «Орловская наступательная операция»), посвящённый операции «Кутузов», в результате которой город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Основу экспозиции составляют подлинные документы, фотографии, материалы прессы, вещи участников освобождения Орловской области, а также минометно-артиллерийское и стрелковое оружие периода Великой Отечественной войны.

Музеи Орловской области с указанием официальных сайтов:

У большинства музеев Орловской области нет своих сайтов. Так же, филиалы областных музеев описаны на главных страницах официальных сайтов.

 Для дальнейшей работы определим сайты для рассмотрения:

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКИХ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ

При просмотре выбранных сайтов, можно сделать вывод, что коллекции музеев все больше оцифровываются и становятся более доступными для пользователей сети. В наши дни музейный сайт стал необходимым аксессуаром для большинства музеев. Не будем обсуждать истоки этого явления, а посмотрим, как накопленный информационный ресурс музея, то есть база данных, возникшая в процессе эксплуатации музейной автоматизированной информационной системы, может способствовать его процветанию.

Существует необсуждаемый закон: сайт должен постоянно обновляться. Возможностей обновления сайта не так уж и много. Прежде всего, это своевременное анонсирование музейных событий. К сожалению, чаще, чем эти самые события происходят в реальной музейной жизни, они на сайте никак появляться не могут. Кроме того, в целях обновления, можно менять интерфейс, добавлять новые разделы, переделывать саму структуру сайта. Все это весьма дорогостоящие действия, ибо требуют привлечения высокооплачиваемых специалистов, таких как web-дизайнеры, web-программисты и т.д. В музеях, где за время функционирования автоматизированной информационной системы накопились солидные информационные ресурсы в виде базы данных, просто грех не "пустить их в оборот"

На данных сайтах Орловских областных музеев чаще идет информационное обновление. Так как, повторимся, оцифровка коллекций дорого обходится любому музею.

Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование на их основе электронных каталогов. При создании таких каталогов описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации. Представление электронных каталогов дает, можно сказать, тройной эффект. Происходит обновление сайта, большее число музейных предметов попадает в "сферу общеизвестности". Кроме того, получившийся каталог - это, по сути, электронная публикация, имеющая своего автора или авторов и "раскручивающая" не только музейную коллекцию, но и своих создателей.

Один из побудительных мотивов к обновлению сайта - стремление заставить пользователя не ограничиваться одним его посещением. В этом отношении сайты, на которых представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним различных запросов обладают, если так можно выразиться, эффектом постоянной новизны. Они очень динамичны, меняя запрос, пользователь каждый раз получает новый результат, максимально задействовано такое мощное средство, как интерактивность.

Технологии работы с базами данных, выставленными на сайтах музеев, только начинают отрабатываться, реального опыта в этой области пока совсем немного, а проблем достаточно. Без выработки таких технологий трудно предлагать музеям выставлять свои коллекции на всеобщее обозрение.

Существует проблема поиска по большому массиву данных. С ней сталкивается любой пользователь интернет, обращающийся, например, на поисковые серверы. Давая запрос к базе данных, всегда есть риск или не найти ничего, или, расширив критерии запроса, получить сразу не одну тысячу предметов, в куче которых трудно отыскать то, что действительно интересно.

Одной из основных проблем, встающая на пути создания подобных баз данных - необходимость приведения описаний музейных предметов к единому стандарту. Речь не идет о том, что бы во всех музеях все предметы описывались одинаково, речь идет о стандарте обмена информацией между музеями. Формат описания музейных предметов варьируется как от музея к музею, так и от коллекции к коллекции.

Невозможно в одном формате описывать живописное произведение и экспонат фонда природы. Если для картины первостепенной позицией является "автор", то наличие этой позиции у минерала выглядит несколько странно, если конечно, не заносить в нее Бога-творца. Для экспоната фонда природы основное атрибутирующее значение имеет место, занимаемое им в естественнонаучной системной классификации. Даже один и тот же по физической сути предмет может описываться по-разному, в зависимости от музея, в котором он находится или от конкретной коллекции. Описание чаши, принадлежащей к фонду археологии, и чаши из мемориального фонда достаточно непохожи друг на друга. Если первая чаша будет расписана по таким позициям как археологический памятник, автор, время и место находки, то для второй чаши важно кто, где и когда из нее выпивал.

Процесс создания объединенных музейных ресурсов, безусловно, так или иначе, пойдет. В нем, скорее всего, повторятся те же этапы, которые мы наблюдали во "внутримузейной" жизни. По мере роста объема и качества межмузейных информационных ресурсов, будет меняться и расширяться сфера их применения. Это, в свою очередь, скажется на отношении сотрудников музеев к предоставлению информации о своей коллекции, то есть станет побудительным мотивом как к обязательному использованию современных информационных технологий в своей повседневной деятельности, так и к ускорению роста объемов информационных ресурсов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»
  2. Бойко А. А. Информационно-коммуникативные технологии в музейно-педагогической деятельности: учеб. пособие. / А. А. Бойко. – СПб., 2007.
  3. В поисках музейного образа: Материалы научной конференции: СПб 12-13апреля 2007. / СПбГУКИ, Гос. Эрмитаж. – СПб [б.и.] 2007.
  4. Виртуальный компьютерный музей – Проект Эдуарда Пройдакова - http://www.computer-museum.ru/
  5. Волянская Т.А. Международные стандарты представления в сети Интернет информационных ресурсов по культурному наследию: стандарт ANSI/NISO Z39.50 и профиль CIMI // Программные средства и математические основы информатики: Новосибирск, 2014.
  6. Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом : учеб.-метод. пособие / под ред. Н. П. Лаверова. - М.: Дашков и К, 2005.
  7. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. - Изд-во: СПбГУП 2005.
  8. Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» www.rocit.ru
  9. Джесси Рассел Сравнение виртуальных машин – М.: Книга по Требованию, 2012.
  10. Кононихин Николай «Виртуальный музей современного искусства - новая реальность?»: «Русский журнал»
  11. Кононихин Николай «Реальный и виртуальный Арт-Питер»: «Русский журнал»
  12. Коробова И.В. Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора формирования социально-культурной среды региона: канд. пед. наук / Коробова Инга Васильевна ; [Алт. гос. акад. культуры и искусств]. - Барнаул, 2006.
  13. Лагутин А. «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top-Manager, октябрь 2001.
  14. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»
  15. Мазный Н.В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев: канд. ист. наук / Мазный Н.В. ; Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. - М., 1997.
  16. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков Э.А. Шулепова. - М.: РИК, 1997.
  17. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: М., 2012.
  18. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: функция сохранения культурного наследия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка (статья)

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка ( моё выступление на ГМО) ...

Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования.

Данная работа  предлагает 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух. Ссылка на скачивание приложений http://narod.ru/disk/19629933001/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B...

План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов

Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Выступление на II Всероссийской конференции "ИТО-Саратов-2010"...

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.

Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...