Социальный проект "Музей должен быть живым"
проект по краеведению на тему

Муравьева Екатерина Николаевна

Социальный проект для музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект по внедрению высоких технологий в систему работы музея Приокского района

«Музей должен быть живым!»



Основание для разработки проекта


На основании исследовательской работы по изучению специфики музеев, через внедрение социальных инноваций, замысла внедрения в школьную жизнь активных воспитательных идей гражданско- патриотического воспитания и вовлечение молодого поколения в социально значимые виды практики, целесообразно модернизировать и усовершенствовать музей Приокского района. Успех данной идеи определяется оптимальным управлением процесса внедрения со стороны школ района, активных жителей и патриотов, учителей, администрации Приокского района и спонсорской поддержки предприятий.        


Гипотеза


Если деятельность школы по воспитанию гражданственности, патриотизма будет организована на основе музея района, то это должно стать основой гражданского и патриотического воспитания, что  позволит учащимся осознать свою причастность к истории района, города, страны.


Практическая значимость


Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с подростковой аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии. 

Виртуальные и электронные выставки, 3-D экспозиции, интернет-конференции, дистанционные консультации, создание единого информационного образовательного пространства - все это подчеркивает значимость одного очень важного тезиса - чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей должен быть живым.

Хочется отметить, что особенности и находки практической работы музеев обязательно представлены заинтересованной аудитории для обмена опытом в области музейной педагогики. Новый инструментарий - информационно-коммуникационные технологии и их компетентное использование - должно служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи, русской культуре и окружающей природе. В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты не работают друг без друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности. Музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. 

Задача, стоящая перед современным районным музеем – не только создание сайта в сети Интернет, но и постепенное формирование полноценного  высоко-технологичного музея. В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой.


Основные исполнители проекта:


Администрация Приокского района

Администрация МКОУ «Школа № 56»

Руководитель районного музея

Актив школьников Приокского района

Педагоги школ района

Общественность

Актуальность проблемы

В основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В рамках Федерального Государственного стандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

Районный музей, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, города, школы независимо от того, какую тему они изучают. Но в последнее время возникает 
проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного человека. В связи с чем становится актуальным использование высоких компьютерных технологий в данном направлении. 

Разрабатывая этот проект:
«Музей должен быть живым!» мы хотим предложить новые формы музейной педагогики. 

Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе музея: разработка мультимедийных презентаций, виртуальных и электронных выставок, 3-D экспозиций, интернет-конференций, дистанционных консультаций, аудио-гида.


Новизна проекта

Новизну этого проекта можно определить следующими позициями:

1. Активное применение ИКТ в работе музея поможет решить актуальную управленческую и педагогическую проблему и будет стимулировать познавательную активность учащихся, а также  повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.  Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.

2. Сохранение традиций районного музея в новых условиях развития общества.


3. Музей «Высоких технологий» решает проблему расширения доступа детей, их родителей, педагогов к материалам, имеющим высокий образовательный потенциал в силу их культурной ценности.


4. Сайт районного музея ускоряет процесс интеграции школ и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями, детьми и предприятиями района.

В процессе реализации проекта собранный материал позволит создать тематические выставки:

1. Выставка МКОУ «Школа № 56» - «История обычных вещей»;

2. «Герои живут рядом» (ветераны войны, участники ВОВ, войн в Афганистане и Чечне);

3. История и трудовые достижения предприятий и учреждений района;

4. Почетные граждане Приокского района;

5. История образовательных учреждений Приокского района;

6. Наш район сегодня и завтра.

Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять музей высоких технологий являются

1. Репрезентативность и содержательность экспозиций;

2. Многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;

3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.


Цель проекта - повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта:

1. Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
2. Обучить учащихся школы проектной деятельности.
3. Провести активную экскурсионно-массовую работу с учащимися, населением, наладить тесную связь с ветеранскими и общественными объединениями;
4. Обеспечить взаимодействие и социальное сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления;
5. Организовать разработку информационных страниц музеев школ Приокского района.


Механизм реализации проекта

Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательном учреждении на базе районного музея, а также экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ города, области, страны, пеших походов, поездок. 

Срок реализации проекта сентябрь 2016 - май 2018г., осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности. 

В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.

Один из самых эффективных способов формирования данных качеств личности является взаимодействие современных учащихся с представителями старших поколений (мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, пожилые соседи, ветераны ВОВ). Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий культурно-нравственному формированию человека.   Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.



Методы реализации проекта:


анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;

изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;

словесный;

проектирование;

проблемно-поисковый;

исследовательско – поисковый; 

стимулирование и мотивация интереса к проекту;

социологические опросы, анкетирование, тестирование, мониторинг.

индивидуальные и групповые консультации;

обобщение и анализ опыта работы.

Экспозиция школьного музея 

1. История образовательных учреждений Приокского района.

2. Военная атрибутика.

3. Предметы быта.

4. Стенды и электронные галереи.

5. Творческие работы учащихся школ.

6. Материалы о выдающихся выпускниках школ.

7. История предприятий района с новейшими разработками.

8. 3D тур по экспозициям.


 
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2018 год.

1 этап – подготовительный

1. Разработка нормативных документов. 

2. Работа по обобщению имеющегося и нового материала, создание мультимедийной продукции.

3. Выявление и систематизация материалов в архиве школ.

4. Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательного процесса, выпускников, ветеранов, работников предприятий.

2 этап – практический

1. Создание проектной группы и обучение всех участников проектной деятельности. 

2. Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства.

3. Включение школьных виртуальных музеев в единую локальную сеть музея района, перенос накопленной информации и материалов в Internet на Web-сайт музея района. 

4. Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея. 

5. Проведение обучающего семинара «Знакомство с высокими инновационными технологиями»

6. Организация презентации районного интерактивного музея.

3 этап – обобщающий

1. Анализ результатов и корректировка проекта.

2. Обобщение опыта работы.

3. Организация презентации районного интерактивного музея.


Участники проекта: учащиеся и выпускники школ района, родители, педагогический коллектив и администрация школ, руководители и работники предприятий и учреждений района, представители администрации района, ветераны, социальные партнеры.


Управление проектом и перспектива его развития

Район уже имеет определенный опыт управления краеведческой работой.

Для реализации проекта музея высоких технологий «Музей должен быть живым» необходимо: нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение; работники музея должны пройти курсовую подготовку по программе «Информационные технологии образовательного процесса в рамках работы музея».


Критерии оценки результатов деятельности

1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала районного музея.

2. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

3. Рост числа детей, посещающих районный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

4. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

5. Рост числа руководителей школ, использующих ИКТ для создания интернет-страницы музея.

6. Повышение эффективности взаимодействия районного музея с музеями школ и города.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается: 

1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы с применением информационно-коммуникативных технологий.

2. Создание сетевого виртуального пространства, способствующего возникновению сообществ, включающих ветеранов Великой Отечественной войны, педагогов, учащихся, родителей, выпускников школ, работников предприятий и учреждений и др.

3. Увеличение количества учащихся, желающих участвовать в музейной деятельности.


Перспективность развития проекта

В дальнейшей работе районного музея планируется: 

1. Расширять экспозиции; 

2. На базе районного музея проводить семинары, круглые столы, диспуты, экскурсии для учащихся, учителей, родителей;

3. Продолжать исследовательскую деятельность; 

4. Реализовать данный проект не только в нашем районе, но и в любом другом, где есть заинтересованные люди.

5. Искать единомышленников, устанавливать связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом. 

6. Создавать цифровую летопись района.

Кадровые ресурсы:

Руководитель музея

Руководитель поисково-исследовательской деятельности

Системный администратор

Креативный директор (PR-менеджер)

Секретарь

Экскурсовод

Материально-техническая база:


Возможные риски по осуществлению проекта

1. Низкая заинтересованность участия детей в проекте;

2. Затруднения педагога в техническом вопросе;

3. Низкая заинтересованность посетителей сайта в поддержке идеи;

4. Дефицит времени для постоянного обновления информации, ее пополнения.


Форма представления результатов

По окончании проекта планируется внедрение современных информационных технологий в работу районного музея и взаимодействие со школьными музеями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каким должен быть современный учитель?"

сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...

Каким должен быть современный учитель?

Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...

Эссе.Каким должен быть учитель предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Профильное образование должно обеспечить углубленное ознакомление старшеклассников с областью трудовой деятельности,определенной профессиональными кланами,приобретение опыта работы в этой сфере.Сущест...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

Лингвистический анализ текста Д.С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».

Лингвокультурологический анализ текста. Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания  о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепит...

учитель должен быть и психологом

Для успешной работы  от учителя  требуется знание не только своего предмета, но и психологические знания и  знания возрастных особенностей развития личности подростка. В приложении вы н...