Свадебный обряд рязанской деревни
методическая разработка по краеведению на тему
Целью данной работы является не «умилительная» идеализация старины, а изучение самобытной частицы нашего высокогуманного духовного наследия. Человеку, как корни дереву, нужны память о своем прошлом, глубокое знание его. Обряды - один из корешков этого прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_svadebnyy_obryad_ryazanskoy_derevni.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Истьинская средняя школа»
Муниципального образования
Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Научно-практическая разработка
Тема: «Свадебный обряд рязанской деревни»
Народная мудрость вложила в понятие обрядность ( заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля) исконное представление о красоте, нравственности, человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем. В старину говорили: «Какая деревня, такая в ней обрядня» или «Что за хозяйка, коли в ней обряду нет!», то есть порядочности, заботливости, опрятности. Не потому ли мы и сегодня пристально вглядываемся в обрядность, веками создававшуюся по законам житейской мудрости коллективным разумом людей.
Целью данной работы является не «умилительная» идеализация старины, а изучение самобытной частицы нашего высокогуманного духовного наследия. Человеку, как корни дереву, нужны память о своем прошлом, глубокое знание его. Обряды - один из корешков этого прошлого.
В жизни русского народа одним из главнейших моментов является брак, поэтому люди иллюстрируют это событие
Свадьба… Волнующее, поэтичное, многогранное народное действо, рожденное самой жизнью по законам вековой мудрости и красоты. В нем, как и во многих других обрядах, выражается большая и сложная гамма человеческих чувств, помыслов и устремлений.
Народная традиция трактовала свадьбу как обязательный акт общественного признания и провозглашения молодой семьи. Без свадебного гулянья в глазах рода жених и невеста не признавались супругами.
Свадьба всегда насыщена веселыми песнями и играми, справляется по-своему очень пышно и шумно, чтобы на всю жизнь остаться в воображении картиной веселья и довольства.
Свадебные обычаи в каждой местности имеют свои особенности, которые сформировались в глубокой древности и некоторые из них существуют по сей день, хотя, в общем, сводится к одному и тому же, бесшабашному разгулу.
Свадьба в рязанской деревни справлялась всей родней жениха и невесты. Сначала парень с согласия родителей присматривает девицу, и за той, которая ему понравится, начинает ухаживать, гуляя только с ней одной, становясь желанным гостем в ее доме, часто заходя к избранной с гостинцами: орехами, подсолнухами, пряниками и конфетами: «ходит пытать ее, из ума выведывать». Затем парень объявляет своим родителям, чтобы они шли сватать его избранницу.
Тогда мать берет чаплю(сковородник) и вечерком отправляется в дом девицы. Там она заводит разговор обыкновенно, обиняком, то есть стороной, в роде следующего: «У вас товарец есть, а у нас купец молодой»… Затем разговор принимает серьезный характер. Обе стороны договариваются о приданом, что нужно для свадьбы и какие расходы несет та или другая сторона. Подобный сговор называется «ладами». Вечером в этот день устраивают пирушку с песнями и плясками. Через некоторое время закупают «рубахи», то есть мануфактуру, выговоренную «на ладах». Затем наступает более значительный вечер «кроения рубах». Родные невесты приходят к жениху и чинно садятся за накрытые столы по старшинству и по родству. Все это время подают на стол разные яства: мясо, блины, блинцы, оладьи, пирожки, помпушки, разливают самогон и угощают, прежде всего, сваху. Старшая сваха, сидящая в переднем углу чинно запевает, а за ней все подхватывают:
Первая радость отцу с матерью,
Другая радость роду племени,
Третья радость поезжанину…
Самая голосистая сваха начинает новую песню:
И чей это рай! Рай, мой рай!
Иванов этот рай
Среди яво двора, супротив яво окна
Рай, мой рай!
Тут другая партия перебивает и начинает другую песню:
Соколочек наш, Иван-государь…
Развеселившиеся свахи пускаются в пляс. Их удалая песня сливается с переплетом пляски, визгом и размахиванием платков, и снова начинается самая веселая песня:
А кто у нас Лебядин?
Кто хороший лучше всех?
Лебядин мой, Лебядин
Лебедушка белая,
Иван у нас Лебядин,
Семенович лучше всех…
Вдруг является гармонист, и полились волны голосистой гармоники… Пляс во всю, пронзительный визг, топот, пол избы дрожит, окна звенят, мелькают в воздухе платочки, руки, стоит шум несмолкаемый, и рекой льются звонкие частушки-прибайки.
Незадолго до свадьбы родственницы жениха приезжают к невесте с подарками и передают эти подарки матери невесты. Всех приезжих сажают за стол и начинают угощать, или, по-местному выражению, честить.
Гости разъезжаются и в другой раз приезжают к невесте в канун свадьбы. В этот день утром невеста обыкновенно созывает своих подруг и просит их истопить баню. Те истопят и ведут ее в баню с песнями. В это время чаще других слышится следующая песня:
Туман, туман при долине,
Лист широкий на малине;
Есть пошире на дубочке;
Манил молодец девочку,
Не свою манил, чужую,
Пойдет девка, поцелую.
Зачем чужу целовати,
Тоску к сердцу придавати…
В бани девушку моют и парят свою подругу-невесту.
Придя домой, невеста просит своих подруг причесать ей голову:
Как заплетите-ка сударыни,
Мою косу русую;
Как вплетите-ка, сударыни,
Разноцветну алу ленточку.
Подруги исполняют ее просьбу. Она благодарит их за баню жаркую и сажает за стол обедать. Сама же сидит возле стола и ничего не ест, только причитает:
Кушайте, мои сударыни,
Не дожидайтесь, мои милые,
Чтоб честила я вас, почивала.
По выходе из-за стола, она просит их не оставить ее и кланяется им в ноги. Подруги уходят.
Накануне свадьбы у жениха иногда происходит мальчишник, поездины, поезд женихов, молодецкий вечер, где по аналогии с обрядом бани невесты устраивается баня для жениха. В этот день к жениху собирались все те, кто участвовал в «поезде» - свадебной процессии жениха к невесте.
Участники женихова поезда (или прибора) все вместе назывались поезжанами. Самое почетное место среди них принадлежало «тысяцкому» - крестному или реже дяде. Крестный вместе с крестной являются обрядовыми заместителями родителями на свадьбе, поэтому их называют посаженым отцом и посаженой матерью. Старший брат или дядя обычно выступали в роли боярина. Чаще их было двое – большой боярин (или большой барин) и малый. В поезде также участвовали сват и сваха (сватья) – одна из родственниц жениха. Помогала ей сестра жениха – подсватья.
Самое заметное и часто главное лицо в поезде – дружка, который едет верхом впереди поезда и поэтому называется также передоезжим.
Дружка – главное доверенное лицо жениха, на свадьбе он веселит гостей шутками, исполняет роль церемониймейстера, ответственного за порядок свадебного обряда (заведует угощением, выкупает невесту для жениха, сводит их, заставляет целоваться, отводит на ночлег, будит утром и т.д.). «Дружек» у жениха бывает и двое – большой и малый или старший и младший, а в редких случаях их число доходит до двенадцати. Дружка жениха выделяется какой-либо отличительной деталью одежды или особым ритуальным предметом: он повязан обычно белым или красным полотенцем через плечо или реже вокруг пояса.
В поезде участвуют и младшие свадебные чины со стороны жениха: пивщик (заведующий пивом), хлебник или байник (заведуют свадебным хлебом, байник - особым хлебом – банником), колпашник (ответственный за сохранность фуражи жениха), приданник или павоз (везет приданое невесты) и другие.
Среди участников свадьбы со стороны невесты в качестве особых чинов выделяют преимущественно лица женского пола, из мужских – брат невесты. Обрядовыми заместителями родителей и жениха являются крестные.
Главным представителем невесты, аналогичным дружке у жениха, является ее сваха или сватья – замужняя родственница.
Драматизм свадьбы достигает кульминации к моменту приезда жениха с поезжанами к дому невесты утром в день свадьбы.
«Дружки» едут за поездом, а затем все въезжают во двор невесты. Невесту, между тем, сажают на «посад» за стол, с нею же садятся и подруги, которые поют «Соколочек».
«Поезжане» останавливаются во дворе перед дверью выстроясь полукругом по чину, и ждут приглашения в дом. Выходят подруги и величают жениха.
Вдруг во время песни раздается громкий голос: «Господа поезжане, помолитесь нашему богу!». При этом в окно прорубленное в сенях показывают икону. Поезжане молятся. Подруги уходят в дом т опять садятся вокруг невесты с песнями.
Для приглашения в дом выходит «посольство от невесты» - двое мужчин и одна женщина. У каждого из них стакан с брагой. Один посол подает свой стакан жениху, другой «тысяцкому», а жених подает свой стакан свахе.
«Тысяцкий» кладет в оба стакана по монете и возвращает их послам. Послы выпивают брагу и берут монеты себе.
Затем «поезжан» приглашают войти в дом.
Поезжан за стол не пускают подруги и «дружка» выкупает невесту, положив девчатам от двадцати копеек до одного рубля на стол. Если подруги довольны выкупом, то тотчас выходят, если же, по их мнению, выкуп мал, то продолжают петь, а «дружка» вынужден прибавить им еще по несколько копеек.
После того, как подруги уйду, посаженая мать заводит жениха за стол. За ним идет «тысяцкий». Все усаживаются по чину. Девушки начинают величать каждого из «поезжан» тоже по чину. Вот некоторые из величавых песен «тысяцкому» и пожилым женатым «боярам»:
Расхорошенький у нас «тысяцкий»,
Распригоженький Михайлович:
Ой, разумная головушка,
Щелкова твоя бородушка,
Уму-разуму палатушка,
Награди-ка нас подарочком
И не медью, и не серебром-
Золотой казноюполною.
Молодых женатых величают другой песней. Эта песня поется речитативом:
Бражки в стаканчиках пображивают,
Федор по бережку похаживает,
Своей женушкой Матренушкой
Нахваляется, нахваляется:
-душка, женушка, Матренушка.
Душа-радость Николаевна,
При горе – несчастье утеха моя.
А темною ночью к сердцу жмет,
К сердцу жмет,-«Миленьким зовет».
Холостых величают иначе:
У Ивана на головушке, завивался кудерышки.
Завивала родна матушка,
Завивала приговаривала:
- Не ходи, дите, на улицу:
Не гляди девок на улице,
А гляди в чистом поле,
В чистом поле на работушке.
За которую снопов боле,
У которой есть заботушка.
Наконец, величавые песни окончены, и «поезжанам» дают праздничный обед в таком порядке блюд: пшенная каша с салом (в постный день с льняным маслом), лапша из пшеничного прорезанного теста, жареное мясо (рыба в постный день); последнее блюдо – щи. Чашка со щами накрывается караваем хлеба, и вокруг него ставятся ложки. Ложки жениха и невесты берутся свахою, как приданое с собой. Берутся с собой и четыре краюшки, срезанные с первого хлеба, поданного «поезжанам».
По окончании обеда отец и мать, крестный и крестная благословляют икною с хлебом и солью жениха и невесту. Жених и невеста перекрестившись, целуют икону, кланяются в ноги благословляющему, потом целуют его опять, кланяются в ноги.
После благословления все идут на двор к «поезжанам». Все усаживаются в повозки «дружков». «Дружки» возвращаются в комнату и выкупают у отца и матери невесты ковер, на котором сидели молодожены копеек за двадцать – тридцать. Придя и положив ковер в повозку, старший «дружка» жениха призывает на жениха и невесту благословление Бога.
Поезд выезжает со двора. Тут полагается один – два выстрела из ружья, дабы отогнать колдунов, которые могут отнять счастье у молодой пары.
Далее свадебная процессия направляется в храм, где проходит венчание.
Из храма «поезд» едет в дом молодого мужа. Отец и мать мужа с иконою, хлебом и солью встречают новобрачных и благословляют их, как и родители невесты. «Поезжане» садят за стол, а родня подходит поздравлять новобрачных с законным браком. После поздравлений жениха и невесту уводят в другую комнату, где они пьют чай, ужинают и ложатся спать. Первый день кончился.
На утро второго дня молодые спят до тех пор, пока «дружка» не придет их будить, до этого момента они вставать не должны. Встав, молодые умываются одновременно, становятся на одну доску и утираются одним полотенцем.
«дружка» бьет об пол горшок. Бросает среди избы веник, делая намек на необходимость подмести пол. Но сама «молодая» не должна этого делать. Она подходит к венику, кладет на него гривенник, а этот веник захватывает какая-нибудь «боевая» и подметает пол, убрав в карман плату.
На второй день «молодая», после завтрака, одаривает родню мужа подарками.
Подарками могут быть: ситцевые платки, шерстяные полушалки, полотенца домашнего холста, четыре с половиной – пять аршин ситца. Одариваемые кладут за них деньги. Этот обряд известен под названием «сыра малить».
В стародавнее время к этому обряду свадьбы готовили свой домашний сыр, из которого делали шарики величиной с грецкий орех. Эти шарики высушивали на солнце, затем клали в растопленное масло и опять сушили.
Обычай этот происходил так: все «поезжане» с молодою парою садятся за свадебный стол. Наливают графин водки и ведро браги. Первый «дружка» попарно подзывает, то есть мужа и жену, или же мать с сыном или отца с дочерью, словом, мужчину и женщину, называя их именами и отчествами: «Подойдите сыру помалить (попробовать) и подарок получить, а новобрачных серебром поблагодарить». Начинает подзывать отца с матерью, а потом ближайших родственников.
Второй «дружка» наливает рюмку и подает «молодым».
Рюмку «молодой» держит, пока сваха подходит к невесте, и та берет приготовленный на столе подарок и кладет свахе на левое плечо.
Затем берет рюмку, подает ее свахе, она выпивает рюмку, затем кладет деньги за подарок в тарелку, накрытую полотенцем. Причем жених должен подавать рюмку мужчине, а невеста – женщине.
После этого одариваемые должны обязательно поцеловаться с молодыми.
Уйти не поцеловавшись, никто никогда не решается: это оскорбило бы всю родню. После поцелуев еще кладут пять – десять копеек за поцелуй.
Если родня большая, то этот обряд тянется 4-5 часов.
После «сыромаленья» молодой муж едет за родными жены и приглашает их на пир. С родней жены исполняют тот же самый обряд с «сыромаленьем».
Пир продолжается около полусуток, смотря по достатку зятя.
В первую субботу после дня свадьбы молодые едут «в первые гости» - в дом тестя дня на два – на три.
В некоторых деревнях, вместе с невестой в первый день увозят и ее крестного отца, которого зовут потом «посошком», «горным». Он везде и все время сидит в переднем углу, и ему подносится всегда первая рюмка. Роль «посошка» состоит в указывании дороги к тестю.
После этого они возвращаются и начинают совместную жизнь в доме мужа.
Вот такой необычный, но интересный и красочный свадебный обряд был характерен для людей, проживающих в Рязанской губернии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».
Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества....
Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"
Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...
Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»
Игру "Свадебные обряды на Руси" лучше проводить с учащимися 10-11 классов во внеурочное время. Учащиеся предварительно изучают материалы по культуре Руси (журнал "Читаем, учимся, играем" № 9, 2007 г.)...
Свадебный обряд «Выкуп невесты».
Внеклассное мероприятие и проведение мастер-класса "Обрядовый двор"....
«Горько!» vs. «Cheers!» или особенности национальных свадебных обрядов России и Англии (Исследовательская работа по английскому языку)
Известно, что самой важной частью жизни людей во всем мире является свадьба. Автору посчастливилось побывать на английской свадьбе, где она обнаружила много отличительных особенностей в свадебных риту...
«Горько!» vs. «Cheers!» или особенности национальных свадебных обрядов России и Англии (Исследовательская работа по английскому языку)
Известно, что самой важной частью жизни людей во всем мире является свадьба. Автору посчастливилось побывать на английской свадьбе, где она обнаружила много отличительных особенностей в свадебных риту...
Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....