"Кейеҙ баҫыу" йолаһы
творческая работа учащихся по краеведению по теме
Предварительный просмотр:
Центр АРТ-образования
Всероссийский краеведческий конкурс
«Красота родного края»
Номинация : народные промыслы и ремесла
Тема:«Кошмоделие как одно из основных ремесел башкирского народа»
Фасхутдинова Зария 6В класс
Фасхутдинова Азалия Ахатовна,учитель башкирского языка и литературы
МБОУ лицей №3
г.Учалы
Кошмоделие - древнейшее занятие скотоводов Центральной Азии и евразийских степей – на рубеже XIX-XX веков сохраняло практическое значение там, где заметную роль в составе стада играло овцеводство. В этот культурный ареал входили киргизы, казахи, каракалпаки, калмыки, ногайцы и другие степные народы, а также южные и восточные башкиры. Изготовлением кошем продолжало заниматься не только полукочевое, но и оседлое овцеводческое население.
Материал из сбитой и скатанной шерсти, хорошо удерживающий тепло, к тому же достаточно влагостойкий, в быту скотоводов находил разностороннее применение. Войлочными полстями покрывали юрты и аласыки, застилали пол и возвышенные спальные места в кочевых и стационарных жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. В зимнее время носили войлочные плащи, чулки, головные уборы. Существовали различные способы украшения войлочных изделий. Особенно нарядными были вещи праздничного и обрядового назначения.
Изготовлению кошем предшествовали два трудоёмких производственных процесса : стрижка овец и «битье» шерсти. Подготовка сырья, как и кошмоваляние, органично вплетались в канву хозяйственных забот, связанных с летним содержанием скота и пребыванием скотоводов на отгонных пастбищах.
У башкир овец стригли дважды за сезон, получая разные по качеству сорта шерсти – весеннюю (яҙғы йөн) и осеннюю(көҙгө йөн). Первый раз стрижкой(йөнөн ҡырҡыу) занимались в мае,непосредственно перед выходом на кочевку, или обосновавшись на первой, весенней, стоянке (яҙлау). Затем шерсть снимали в конце августа – начале сентября, примерно за два месяца до зимних холодов. Эту работу часто приурочивали к пребыванию на осенней стоянке (көҙләү). Там, где в XIX в. к сентябрю население возвращалось в аулы, стрижку производили в усадьбах.
На войлоки, предназначенные для покрытия юрт и на постилочные кошмы использовали прежде всего осеннюю шерсть: она хорошо уплотнялась и легче скатывалась. Для юрт, особенно гостевых, старались приготовить качественные белые пологи и покрышки (аҡ кейеҙ). Особое отношение кочевников к белым тонким войлокам прослеживается по средневековым источникам. В башкирском фольклоре «двенадцатикрылые» белые юрты являются эстетическим идеалом, символом благополучия, успеха, подчёркивают высокое социальное положение. В хозяйствах, где было мало овец, шерсть для больших войлоков собирали несколько сезонов, при необходимости соединяли осеннюю и весеннюю шерсть. На постилочные много слойные кошмы использовали также шерсть верблюдов. Для небольших узорных кошем и свадебных чепраков употребляли однородную мягкую шерсть с блестящими шелковистыми волокнами.
Снятую шерсть сортировали в соответствии с цветом и качеством и до срока или в ожидании хорошей погоды складывали в корзины, лубковые короба, в рогожные или кожаные мешки. Изготовление больших войлоков часто переносилось на следующий год, чтобы в условиях летовки организовать работу и в жаркие июльские дни вымыть готовые кошмы в проточной воде, а затем хорошо их высушить. Как и у многих других скотоводческих народов, у южных башкир шерсть, оставленную на кошму, предварительно не мыли. Ограничивались тем, что перед стрижкой загоняли овец в реку, а затем снятое сырье очищали вручную, обирая колючки и оббивая.
«Битье», или трепание, шерсти (йөн тетеү,йөн сабыу, сыбыҡлау) устраивали накануне дня,намеченного для валяния. Слегка разобрав, шерсть раскладывали на рогоже дощатом помосте или на большой шкуре, прикрепленной колышками к земле. Заранее заготавливали связку черемуховых или тальниковых прутьев (сыбыҡ) 1,2–1,3 м длиной.
Это была коллективная работа, в ней участвовали женщины и дети-подростки. Если шерсти было много, приглашали на взаимовыручку(өмә) родственниц, соседок. Часто многотонный труд сопровождался песней. Шерсть взбивали,держа прутья в обеих руках.Палочками работали виртуозно:то стегали одновременно ,то , придерживая шерсть одним прутом, другим руно приподнимали и распушали. Готовое сырье складывали неплотно в лубяные короба, деревянные кадки или собирали в узлы, чтобы в ближайшие дни использовать для войлока. Для обработки весенней и грубой шерсти у южных и восточных башкир использовали инструмент в форме лука (ян, йәйә), натянутая и резко отпущенная тетива которого, вибрируя, разбивала свалявшиеся комья, очищала сырье.
Самым трудным и ответственным этапом в длинной череде в основном женских работ было сваливание шерсти – изготовление кошмы(кейеҙ баҫыу). Здесь требовались опыт и осбая сноровка. В зависимости от ширины кошмы, одновременно в процессе участвовало от 3 до 5 человек. Участников могло быть и больше, они периодически сменяли друг друга. Одна из женщин грела и подносила в ведре горячую воду. Работой руководила наиболее опытная мастерица: регулировала толщину слоя, формовала узор, следила за краями, устанавливала последовательность и длительность работ.
Качество будущего войлока во многом зависело от подготовительных действий. Шерсть раскладывали равномерно на рогоже, камышовой циновке или старой кошме. Размеры постилки должны были перекрывать размеры нового войлока, так как шерсть давала значительную усадку. Толщина слоя рассчитывалась, в зависимости от назначения изделия и измерялась длиной большого пальца или высотой поставленной на ребро ладони. Обычно получали войлоки от одного до двух сантиметров толщиной. На купольное покрытие юрт (тәбер) и земные постилки сырья уходило больше. Шерсть накладывали на основу слоями, стараясь более светлой и качественной сделать лицевую сторону.Иногда все же кошмы получались неоднородными,пестрыми; их использовали в качестве подкладки под паласы.
Изготовление кошем предполагало сравнительно высокий температурный режим, периодическое увлажнение волокна и интенсивное механическое воздейсвие. Шерстяной настил равномерно сбрызгивали горячей водой. Начинали с одного края, закатывая увлажненный слой внутрь; затем продвигались дальше, пока не была “схвачена” вся заготовка. Рулон как можно плотнее обвязывали веревкой (чтобы шерсть раньше времени не сбилась) и в течение получаса катали.После этого развязывали и снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Далее в течение полутора-двух часов шла непрерывная напряженная работа по уплотнению и скатыванию шерсти.
Существовало несколько способов катания войлока (кейеҙ тәгәрәтеү). Повсюду было распространено катание ногами, когда три-четыре человека (в зависимости от ширины войлока) на ровной местности толкали перед собой рулон,покрывая иногда значительное расстояние и возвращаясь обратно. Схему этого процесса и описал, по-видимому, И.Г.Георги: “Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, вспрыскивают горячею водою,потом катаю вместе с рогожею...и опять вспрыскивают, катают и топчут изо всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко сляжется”. Работа обычно организовывалась на берегу реки, за околицей деревни или на летовке. Однообразный труд оживляли шутки и меткие замечания присутсвующих. Время от времени работающих угощали кумысом, преднамеренно плоливая немного напитка на войлок. Уставших охотно сменяли сильные и проворные из круга собравшихся сельчан. Заведомом знали, что после выполнения работы участников ждёт приготовленное хозяевами угощение.
Выезд на летовку.На лошадях войлочные чепраки(серге)
крытые узорной тканью или паласом.
Способом, выглядевшим со стороны забавой, было “перетягивание” кошмы (кейеҙ тартыу) волсяными длинными арканами, которыми обматывали рулон в нескольких местах, оставляя концы по обе стороны. Валяльщики, стоя друг против друга, ритмично тянули каждый за свой конец, заставляя сверток с шерстью перекатываться то в сторону одних, то других; в башкирском языке сохранилось выражение «Арҡанға сағып тартыу» (Тянуть за веревку, обвязав ею предмет). Если войлок был широким и длинным (а следовательно – тяжёлым), работу выполняли, сидя верхом на лошадях. Периодически вращение прерывали и все собравшиеся били рулон ногами и топтали. К такому действию и было, видимо, привязано содержание загадки, подразумевающей изготовление войлока: «Ногами потопают, тесто раскатают – покрывало получится».
До наших дней в южных башкирских аулах сохранились не менее древние навыки выработки войлоков вручную. Так выделывали прежде всего небольшие узорные кошмы. Это было исключительно женское занятие и его осуществляли в любое время года, в обычных домашних условиях. В экспедиции 1970г., открыв дверь в один из домов в д. Верхнесалимово Зилаирского района, мы чуть не наступили на свернутую кошму, которую катали четыре женщины на полу первой комнаты. Тут же топилась печь и в котле была наготове горячая вода для сбрызгивания шерсти. Женщины работали, сидя на коленях и согнутыми в локтях руками энергично нажимали на кошму, перекатывая ее; основная нагрузка ложилась на предплечья. Работа, как видно, продвигалась к концу: кошма уже имела определенную форму и достаточно свалялась, чтобы можно было катать без основы. Производилось окончательное уваливание, уплотнение шерсти. Полотнище время от времени разворачивали, сбрызгивали кипятком через березовый веник, затем аккуратно, следя за линией края, скатывали, скрепляли завязками и продолжали мять руками, катая по половицам. Процесс изготовления войлока, длясь непрерывно, занимал обычно не менее трёх часов.
Изготовление кошмы в избе
Башкиры, зная все способы получения войлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством шерсти в хозяйстве, назначением или размерами кошмы. Тяжёлые войлоки для юрт катали на лошадях, домашние – ногами и руками. Иногда начинали уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку.
До сих пор в южных и восточных аулах катают войлоки однотонные постилочные и декоративные, нередко приурочивая их изготовление к свадьбе. Именно в свадебном обряде прослеживается особое отношение к шерстяным изделиям , в том числе к войлочным.
Войлок (часто в комплекте с шерстяным паласом) традиционно присутствовал в «приданом». Им покрывали сундук с вещами невесты, когда перевозили ее в дом мужа. Войлочной полстью застилали телегу, на которой везли молодую. В горных и зауральских юго-восточных и восточных ее перевозили верхом на нарядно убранной лошади, под седлом был свадебный чепрак на войлочной основе. На новом месте свекровь приглашала килен пройти в комнату и сесть на нары, застеленные войлоком, обещая в дар овечку. Обрядовое действие называлось «расстелить войлок», «посадить на войлок» (кейеҙгә ултырыу), «показать килен ее место в жилище»(ҡыҙ урынын күрһәтеү). Оно заменило обычай вводить молодую в специальную свадебную юрту.
Снаряжение свадебного коня
Подобное отношение к войлоку существовало и у бругих скотоводов Евразии. С.Е.Толыбеков упоминает об обычаях казахов садиться на белый войлок перед дальней дорогой и о свадебном ритуале «сажать невесту на войлок». Смысл этих действий он объяснял магической силой войлока: «Посадить на белый войлок – значит пожелать благополучия». По-видимому, за этими действиями стояли глубинные верования культового значения. Сидение на войлоке невесты гарантировало, прежде всего, благополучное достижение непосредственной цели создания семьи – продолжение рода. Смысл обряда раскрывался через дарение в этот момент белой суягной овечки. В Абзелиловском районе до сих пор сохраняется обычай стелить под ноги невесты белую кошму, когда она сходит с повозки или выходит из машины у дома жениха(кейеҙгә баҫтырыу). Особое место войлоков в свадебном обрядности способствовало длительному сбережению традиций кошмоделия.
Кошма с простейшим вкатанным узором
Естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе скатывания войлока. Обычно шерсть, предназначенную для узора,слегка свитую в жгуты или поделенную на пряди, пучки, «внедряли» в разложенный основной слой. Элементы композиции состояли из узких полос и цветовых пятен и располагались свободно, оставляя незакрытым большое фоновое пространство. Разметка орнамента производилась на глаз. Предусматривалось симметричное построение узора, но при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались, полосы теряли жесткую линейность. Получался трогательный в своей простоте живой и теплый на восприятие рисунок.
Образцы войлоков со вкатанным узором
В кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла быть и темной, и светлой (зависело от того, каких овец хозяйстве было больше), хотя отношение к белым войлокам оставалось по прежнему предпочтительным. Кошмы с ввалянным узором продолжали делать в башкирских аулах южных окраин. Есть экспедиционные снимки таких кошем из Абзелиловского, Баймакского, Мелеузовского, Зианчуринского районов, из аулов иргиз-камеликских башкир.
Использованная литература.
С.Н.Шитова
Народное искусство: Войлоки ковры и ткани.
Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа…
Масанов Э.А. Казахское войлочное производство во второй половине XX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейем -һалым темаһы буйынса презентация.
Кейем -һалым темаһы буйынса презентация....