Символ 2017 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга
презентация к уроку по краеведению на тему

Митникова Елена Александровна

Символ 2017 года по Восточному календарю - петух. 

Где в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга мы можем увидеть символ 2017 года?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символ 2017 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга Митникова Е.А. - учитель истории ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Апраксин двор. когда-то здесь торговали курами и петухами...

Слайд 3

В Апраксином дворе В Курятном ряду торговали курами и петухами… Садовая ул., 28-30/Ломоносова ул., 3-5/Апраксин двор, 2 Общий план. «Зодчий», 1876, Вып. 5, Л. 21

Слайд 4

Курятная линия. Апраксин двор . Общий план 1917 г. Садовая ул., 28-30/Ломоносова ул., 3-5/Апраксин двор, 2

Слайд 5

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду. Архитектор П.К. Клодт и художник А.А. Агин, по рисункам которого выполнены звери. Памятник открыт в 1855 году.

Слайд 6

Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен. 36 из них представлены на пьедестале монумента. Басня «Петух и Жемчужное зерно».

Слайд 7

Басня «Кукушка и петух».

Слайд 8

Доходный дом, архитектор Н.П. Басин , 1878-1879гг., пл. Островского, д.5

Слайд 9

Доходный дом, архитектор Н.П. Басин , 1878-1879гг., пл. Островского, д.5

Слайд 10

Доходный дом для П.В. Симонова, арх. Н.П. Басин , 1879-1880гг.

Слайд 11

Ветеринарная лечебница Общества покровительства животным – Центральная ветеринарная лечебница. Архитектор Долгинов И. И., 1914г., 4-ая Советская, д. 5

Слайд 12

Ветеринарная лечебница Общества покровительства животным – Центральная ветеринарная лечебница.

Слайд 13

Дома по Московскому пр. 174/8, 172/2, 172/3, 172/7, 172/6 и дом 11 по ул. Решетникова; 1950-1959гг. .

Слайд 14

Выполнены по единому проекту архитекторами Б. Н. Журавлевым и А. Д. Кацем. На всех домах балконы на торцах зданий поддерживают колонны с капителями, выполненными в виде жар-птиц. На фасадах находятся барельефы распластанных голубей (кроме дома 172/6). Поясок в уровне балконов над жар-птицами в виде растительного орнамента сохранился только на доме 172/6; на остальных зданиях - сбит.

Слайд 15

. Фасад дома 172/2 по Московскому проспекту недавно отремонтирован, и из всех домов имеет наиболее сохранившийся вид.

Слайд 16

Павильон станции, построенный по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и инженера О. В. Ивановой, расположен на площади Стачек, на углу Старо-Петергофского проспекта. Станция метро «Нарвская», 1955г.

Слайд 17

Станция метро «Нарвская», композиция «Колхозники », скульптор Михаил Аникушин . Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий (48 панно с 12 повторяющимися сюжетами), среди них «Колхозники», скульптор М. К. Аникушин. Изображены 4 курицы и 20 цыплят.

Слайд 18

Станция метро «Нарвская». Композиция «Колхозники». Скульптор Михаил Аникушин.

Слайд 19

Жилой дом, 2000-2002, архитекторы Кондратович Э. В., Ноах И. Б., Апостол Н. И., Садовский М. А.; Шпалерная ул., д. 42 Настоящий флюгерный петух сидит на шпице дома 42 на ул. Шпалерной

Слайд 20

Источники: Юлий Маркович Лев «Крылья над Петербургом», «Искусство – Санкт-Петербург», СПб, 2007г. Citywalls ( Ситиволлс ) Архитектурный сайт Санкт-Петербурга https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8831#ixzz4UtrmRgfT Википедия Символ 2017 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга.

Слайд 21

С Новым 2017 годом! Здоровья вам и вашим родным ! Всего самого наилучшего ! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Символ 2017 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга.

Источники:

Курятная линия в Апраксином дворе.

Там когда-то торговали курами и петухами…

Исторически территории Апраксина двора делится на Щукин (участок вдоль бывшего Чернышева переулка, а ныне улицы Ломоносова) и Апраксин дворы. Купец Иван Щукин стал владельцем своего участка, выкупив его в середине XVIII века у графа Чернышева. В 1744 году императрица Елизавета пожаловала Федору Апраксину огромную территорию между наб. Фонтанки и Садовой ул., когда она еще была загородной зоной, и лес подступал к самому берегу Фонтанки.

Учитывая выгодное в торговом отношении местоположение этих усадеб, в 1766 году Комиссия о каменном строении составила проект о создании на этих территориях мучных торговых рядов.

Значение Щукина и Апраксина дворов в торговой жизни города постоянно росло. К концу XVIII века Щукин двор был уже застроен полностью, Апраксин двор - в основном по периметру. Внутренняя часть Апраксина двора обрела функцию толкучего рынка.

В 1833 г. по указу Николая I появился проект соединения торговых рядов Апраксина и Щукина дворов в один обширный рынок. К началу 1850-х гг. на Щукином дворе насчитывалось 16 каменных корпусов, а на Апраксиным - восемь. Важнейшими торговыми рядами были Ягодный, Птичий, Курятный, Холщевый, Лоскутный. Кроме того, существовали 24 деревянные линии, где торговали тканями, галантерейными и кожевенными товарами, мебелью, обувью и хозяйственными товарами.

В 1862 г. произошел крупнейший пожар в городе, который практически уничтожил квартал. Однако Апраксин и Щукин дворы довольно скоро отстроились вновь. Уже через год на пепелище Апраксина двора возвели два новых здания с лавками по Садовой улице, В 1875 г. был утвержден новый генеральный план Апраксина двора, и последующее десятилетие является периодом активного строительства, в течение которого были возведены практически все корпуса Апраксина двора. В возрождении территории принимали участие такие архитекторы, как А.Бертельс, А.Кракау, А.Климов, А.Фонтана и другие. Им удалось создать уникальный комплекс, представляющий собой глубоко продуманный ансамбль, который гармонирует с окружающей градостроительной структурой. Сочетание торговой, развлекательной и культурной функций в одном общественном комплексе стало характерным явлением как для городов Западной Европы, так и России.

Перед Первой мировой войной Апраксин двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. На его территории вкупе с Мариинским двором разместилось более 50 корпусов с 650 лавками, группировавшимися в рядах: Москательном, Посудном, Кафтанном, Холщевом, Птичьем, Большом и Малом Фруктовых, в Александровской линии и Мариинском пассаже.

Собственный доходный дом архитектора Н. П. Басина 

Пл. Островского, д. 5/пер. Крылова д. 7; 1878-1879гг. дом в псевдорусском стиле

арх. Басин Николай Петрович, при участии Н. Н. Никонова.

Фасады дома с разнообразными по рисунку окнами с резными "полотенцами", кокошниками, столбиками - кубышками, по мнению некоторых исследователей, созданы по рис. арх. И. П. Ропета и Н. Н. Никонова.

Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом  в окружающей застройке. 

Доходный дом для П.В. Симонова

 Ул. Рубинштейна, д.38,  арх. Н.П. Басин,  1879-1880гг.

Дома по Московскому пр. 174/8, 172/2, 172/3, 172/7, 172/6 и дом 11 по ул. Решетникова  в стиле Сталинский неоклассицизм; 1950-1959гг.

Выполнены по единому проекту арх. Б. Н. Журавлевым и А. Д. Кацем На всех домах балконы на торцах зданий поддерживают колонны с капителями, выполненными в виде жар-птиц. На фасадах находятся барельефы распластанных голубей (кроме дома 172/6). Поясок в уровне балконов над жар-птицами в виде растительного орнамента сохранился только на доме 172/6; на остальных зданиях - сбит. Дом 28 по Благодатной улице имеет сходный декор, хотя и несколько облегченный, по сравнению с домами 174/8, 172/7, 172/6.

Фасад дома 172/2 недавно отремонтирован, и из всех домов имеет наиболее сохранившийся вид.

Настоящий флюгерный петух сидит на шпице жилого дома на ул. Шпалерная, д. 42

Жилой дом, 2000-2002 - архитекторы Кондратович Э. В., Ноах И. Б., Апостол Н. И., Садовский М. А.; Шпалерная ул., 42 - наб. Робеспьера, 12

Ветеринарная лечебница Общества покровительства животным – Центральная ветеринарная лечебница. Ветинспекция Ленгорсовета.

Архитектор Долгинов Иосиф И., стиль неоклассицизм; 1914г.; 4-ая Советская ул., д.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду.

Арх. П.К. Клодт и художник А.А. Агин, по рисункам которого выполнены звери. Памятник открыт в 1855 году.

Иван Андреевич Крылов изображен в монументе в будничной одежде, длиннополом сюртуке, который носил в последние годы своей жизни. Он непринужденно сидит, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд устремлен вперед, выражение лица будто сосредоточенное – пожилой человек присел отдохнуть и задумался. Быть может о сюжете новой басни?

Высота статуи баснописца – 3 метра. По сравнению с ней пьедестал невелик. Со всех четырех сторон он покрыт фигурами животных-героев басен, выполненных из бронзы. Работа, связанная с этими фигурами была крайне трудоемкой и длительной. Поскольку П..К. Клодт твердо придерживался идей реализма, в скульптурах животных отсутствуют иносказания или намеки. Они изображены правдиво и любовно, такими, какие они есть в настоящей жизни.

В течение четырех лет, пока мастера литейного завода занимались их изготовлением, в мастерских в клетках, на привязи или без ограничения свободы содержались разные животные, служившие прообразами скульптурным изваяниям. В этом импровизированном зверинце были, например, медведица и медвежата, присланные из Новгородской губернии, прирученный волк, который время от времени все же охотился на кошек, осёл, журавль, лисица, ягненок. После того, как работа была завершена, всех животных из литейного цеха Клодт передал в зверинец Зама.

Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен.  36 из них представлены на пьедестале монумента.

Басня «Кукушка и петух».

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля, друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Басня Петух и Жемчужное зерно.

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит:
"Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно".

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Станция метро «Нарвская», композиция «Колхозница», арх. Михаил Аникушин;1955г.

Павильон станции, построенный по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского и инженера О. В. Ивановой, расположен на площади Стачек, на углу Старо-Петергофского проспекта.

Над эскалаторным ходом установлено панно «Слава Труду!» работы скульпторов Г. В. Косова, А. Г. Овсянникова, В. Г. Стамова и А. П. Тимченко.

Боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, изображающие людей разных профессий (48 панно с 12 повторяющимися сюжетами), среди них «Колхозники», скульптор М. К. Аникушин.

Изображены 4 курицы и 20 цыплят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе по теме "Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга"

Открытый интегрированный (английский язык и МХК) урок в 11 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Шедевры архитектуры Лондона и Санкт-Петербурга»...

Петух — символ 2017 года, плетеный из бумажных трубочек.

Работа выполнена на основе мастер класса.Сайт город мастеров. http://stranamasterov.ru/master-cla...

Животные и мифологические существа в скульптуре Санкт - Петербурга

Конспект урока по Истории и Культуре Сапнкт - Петербурга для 5 класса по учебнику "Санкт - Петербург - город музей" ЕрмолаевойЛюК, Лебедевой И.М., Шейко Н.Г....

Символ 2018 года в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга

Символ 2018 года по восточному календарю - собака. В презентации представлены образы собак в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга....

Викторина Скульптура Санкт-Петербурга

Викторина по ссылке: https://learningapps.org/394548...

Презентация к уроку "Симметрия в архитектуре (исторический центр Санкт-Петербурга)"

Во время урока идет обобщение пройденного материала. Ученики вспоминают определения осевой, центральной, поворотной и зеркальной симметрии. В ходе небольшой экскурсии по историческому центру Санкт-Пет...